Данный урок- мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по рассказу Х.Л Борхеса "Роза Парацельса" проводится в 10 классе. Это урок -диалог между учителем и учеником. Он помогает ответить на вопрос,что необходимо для того, чтобы час ученичества состоялся.Урок сочетает в себе групповые и коллективные формы работы. На заключительном этапе урока учащимся предлагаются творческие работы по выбору:"Диалог с самим собой "," Мои мысли после прочтения рассказа "Роза Паранцельса "",создание синквейнов "Учитель","Роза ","Мастер ","Любовь".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Войди,чтобы набраться мудрости. »
«Войди, чтобы набраться мудрости»
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма
(По рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса»)
Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели ее будешь разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потеряно время, я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский.
План проведения мастерской по литературе в 10 классе на тему: «Войди, чтобы набраться мудрости»
Цели:
- обучение лингвистическому анализу художественного текста;
-совершенствование навыков написания эссе;
-развитие умения работать в группе, общаться в процессе размышления на заданную тему;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
-становление духовного мира подростков, формирование потребности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании;
-воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, художественного вкуса и культуры речи учащихся.
Педагогические технологии: технология мастерских (Л.Я.Еремина), развития критического мышления через чтение и письмо, сотрудничества (С.Т.Шацкий), групповых и коллективных способов обучения (В.К.Дьяченко).
Форма урока: мастерская
Оборудование:
Презентация по творчеству Х.Борхеса, слайд-шоу с предметами-символами (Камин, Огонь, Золото, Камень, Деньги, Дорога, Роза), на столе учителя - роза в вазе, свечи.
Музыкальное сопровождение урока: использование произведений композитора Кладермана.
Ход мастерской:
1.Индуктор. Эмоциональное слово учителя.
Вопросы и задания:
1.Дома вам предлагалось вспомнить эпизод из школьной жизни, когда в процессе общения с учителем вы открыли для себя что-то важное (слайд №1).
2.Что же нужно в отношениях учителя и ученика, чтобы час ученичества состоялся?
3.Каждый читает вслух, остальные дописывают, если согласны.
4.Результатом ваших раздумий стали синквейны «Учитель» (домашнее задание), прочтите их, пожалуйста.
5.Гостям мастерской предлагается также сочинить синквейн «Ученик».
2.Социоконструкция.
-Вы показали мудрость в своих суждениях об учителе, ваши синквейны можно считать входными билетами на нашу очередную мастерскую.
А нам (мне) хочется прочитать синквейн о вас, моих учениках, ждущих новых открытий и способных творчески мыслить. Приглашаю вас к диалогу.
1.Объявление темы.
2.Презентация о Борхесе (сообщение ученика) (слайды № 2-5).
3. Словарная работа (сообщение ученика) (слайд № 6).
4.Обращение к эпиграфу ( «разгадать человека»).
Прослушивание в чтении мастера и двух учащихся рассказа Х.Л.Борхеса «Роза Парацельса» (ролевое чтение рассказа до последнегоабзаца под музыкальное сопровождение) (слайд №7).
Задание: по ходу чтения подчеркните карандашом слова, передающие состояние учителя и ученика.
3.Создание творческого продукта. Социализация (афиширование и чтение продукта, соединение результатов).
Задания:
1.Придумайте и напишите еще один абзац - финал рассказа. Как он мог бы закончиться?
2. Прочитайте свой финал и кратко объясните такое окончание (читают все по очереди).
3.Теперь послушайте, как Борхес закончил свой рассказ (учитель читает последний абзац, дети дописывают авторский финал) (слайд №8).
4.Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности (выстраивание новых проблем).
Задание:
1.Обсудите в парах и запишите, какие вопросы к рассказу требуют обдумывания. Сопоставьте ваши варианты финалов с авторским.
2.Вопросы от пары читаются вслух.
Учащиеся записывают вопросы на листах.
5. Новая информация и ее обработка.
Задание:
1.Объединившись в группы по 5 человек, выясните, какие слова в рассказе представляются многозначными, символическими?