Дата:
Тема: Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова
Цели:
Обучающая: рассмотреть романтический образ Наполеона в творчестве М.Ю Лермонтова; познакомить с понятием телесности рассмотреть образы телесности в разрезе биология, литература.
Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал, навыки выразительного чтения.
Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
Ход урока:
Орг.момент: Приветствие! Проверка Готовности к уроку.
Проверка д/з: ответы на вопросы в тетради
Целепологание
- Итак, тема нашего урока «Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова на примере баллады «Воздушный корабль». Сегодня мы проводим интегрированный, бинарный урок литература и биология с целью доказать что образы которые использует автор не случайны. Анализировать стихотворение мы будем в разрезе телесности, и наша задача выявить как образы телесности помогают создать романтический персонаж. Запишите число и тему урока.
4. Чтение и анализ стихотворения
Учитель биологии
По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах
Не гнутся высокие мачты,
На них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки
Чугунные пушки глядят
Не слышно на нем капитана,
Не видно матросов на нем;
Но скалы, и тайные мели,
И бури ему нипочем.
Есть остров на том океане —
Пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила,
А в ней император зарыт.
Зарыт он без почестей бранных
Врагами в сыпучий песок,
Лежит на нем камень тяжелый,
Чтоб встать он из гроба не мог
И в час его грустной кончины,
В полночь, как свершается год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает .
- ……….. зачитала вам отрывок из баллады «Воздушный корабль», понравился ли вам этот отрывок, какие чувства он вызвал у вас?
Учитель литературы
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
На нем треугольная шляпа
И серый походный сюртук
Скрестивши могучие руки,
Главу опустивши на грудь,
Идет и к рулю он садится
И быстро пускается в путь.
- Внимательно посмотрите на 7 и 8 строфу и скажите какие образы тела вы нашли?
- скрещенные руки, голова и грудь
- Образ рук в литературе не однозначен, равая рука выражает идею активного действия и деяния. Существуют выражения: «рука всевышнего», «божественная длань», «десница господа», - которые позволяют предположить, что и боги руками творят мир.
Распахнутые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - символ концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности. Руки, спрятанные за спину, настораживают, а протянутые означают приветствие, мольбу о помощи.
Но у нас с вами скрещенные руки, что по вашему мнению означают скрещенные руки?
- покорность, спокойствие (обсуждение)
Учитель биологии
- следующий образ это голова, теперь скажите мне что несет в себе данный образ, какие ассоциации у вас вызывает голова?
- ответы учеников
- Мегонимически голова обозначает всего человека, его ум и нрав, поэтому говорят, характеризуя кого-то, упрямая голова, буйная, удалая, бешенная, умная голова, пропащая голова; сваливать с больной головы на здоровую; у него голова трухой набита; выкинуть из головы; очертя голову, сломя голову; путная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит; хорош город домами, да плох головами; без мужа, что без головы, без жены, что без ума; муж голова, жена душа. Голова - жизненно важная часть тела, поэтому потерять голову в прямом и или переносном смысле опасно.
Учитель биологии
- Последний образ данный в этих двух строфах – это грудь. Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды. Мужские объятия означают защищенность и земной союз душ. Внимательно подумайте и скажите, а что могут означать руки скрещенные на груди, только ли повиновение?
- ответы учащихся
Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он.
И только что землю родную
Завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет
И очи пылают огнем.
- еще один яркий образ – это образ сердца. Вечным образом мировой культуры считается образ сердца. Культурологический смысл, связанный с этим словом, очень широк: сердце – это часть тела, «святая мышца», символ вечного движения и поэтому символ жизни. Средоточие чувств, вместилище высокого и низкого, добра и зла, символ страдания и радости.
- подумайте пожалуйста, означает трепещущие сердце?
- волнение, радость ожидания (обсуждение)
Учитель биологии
Учитель литературы
На берег большими шагами
Он смело и прямо идет,
Соратников громко он кличет
И маршалов грозно зовет.
Но спят усачи-гренадеры —
В равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодной России,
Под знойным песком пирамид.
И маршалы зова не слышат:
Иные погибли в бою,
Другие ему измелили
И продали шпагу свою
И, топнув о землю ногою,
Сердито он взад и вперед
По тихому берегу ходит,
И снова он громко зовет:
Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын,
И долго, его поджидая,
Стоит император один —
Стоит он и тяжко вздыхает,
Пока озарится восток,
И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок,
Потом на корабль свой волшебный,
Главу опустивши на грудь,
Идет и, махнувши рукою,
В обратный пускается путь.
- какие образы телесности предстали перед вами?
- Слеза, повтор руки, голова, грудь
В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.
Учитель биологии
- а чем являются слезы императора? Знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя?
- давайте прослушаем песни на слова баллады «Воздушный Корабль»
- Какие чувства у вас вызвало баллада, понравилось ли вам она? Какой вид чтения вам более понятен песня, самостоятельное прочтение или чтения других?
(Обсуждение)
ИТОГ
Романтизм – художественное направление. Основные черты романтического героя
- склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному
- мучительное переживание разлада с действительностью
- отказ от обыденного
Романтический герой часто одинок и идеализирован
- итак, у вас на столах у всех есть листы со стихотворениями М.Ю. Лермонтова и ваша задача прочитать и определить романтический герой Наполеон или нет? С помощью каких образов и литературных троп Лермонтов нам показывает романтическую натуру Наполеона ели она является?
- Ответы учащихся
Д/З Выучить отрывок из баллады