kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе: Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова. Бинарный урок литературы и биологии основан на художественной антропологии. Урок построен на баллале "Воздушный корабль", где подробно рассмотренны антропологические образы данные в балладе (образ сердца, груди, рук, слезы, головы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воздушный корабль»

Воздушный корабль.



По синим волнам океана, 
Лишь звезды блеснут в небесах, 
Корабль одинокий несется, 
Несется на всех парусах.




Не гнутся высокие мачты, 
На них флюгера не шумят, 
И молча в открытые люки 
Чугунные пушки глядят.




Не слышно на нем капитана, 
Не видно матросов на нем; 
Но скалы, и тайные мели, 
И бури ему нипочем.




Есть остров на том океане — 
Пустынный и мрачный гранит; 
На острове том есть могила, 
А в ней император зарыт.




Зарыт он без почестей бранных 
Врагами в сыпучий песок, 
Лежит на нем камень тяжелый, 
Чтоб встать он из гроба не мог.




И в час его грустной кончины, 
В полночь, как свершается год, 
К высокому берегу тихо 
Воздушный корабль пристает.




Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;  
На нем треугольная шляпа 
И серый походный сюртук.




Скрестивши могучие руки, 
Главу опустивши на грудь, 
Идет и к рулю он садится 
И быстро пускается в путь.




Несется он к Франции милой, 
Где славу оставил и трон, 
Оставил наследника-сына 
И старую гвардию он.




И только что землю родную 
Завидит во мраке ночном, 
Опять его сердце трепещет 
И очи пылают огнем.




На берег большими шагами     
Он смело и прямо идет, 
Соратников громко он кличет 
И маршалов грозно зовет.




Но спят усачи-гренадеры — 
В равнине, где Эльба шумит, 
Под снегом холодной России, 
Под знойным песком пирамид.




И маршалы зова не слышат: 
Иные погибли н бою, 
Другие ему измелили 
И продали шпагу свою.




И, топнув о землю ногою,    
Сердито он взад и вперед     
По тихому берегу ходит,      
И снова он громко зовет:




Зовет он любезного сына, 
Опору в превратной судьбе;   
Ему обещает полмира,      
А Францию только себе.




Но в цвете надежды и силы 
Угас его царственный сын, 
И долго, его поджидая, 
Стоит император один —




Стоит он и тяжко вздыхает, 
Пока озарится восток, 
И капают горькие слезы 
Из глаз на холодный песок,




Потом на корабль свой волшебный, 
Главу опустивши на грудь, 
Идет и, махнувши рукою, 
В обратный пускается путь.













Просмотр содержимого документа
«Дата»

Дата:

Тема: Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Цели:

Обучающая: рассмотреть романтический образ Наполеона в творчестве М.Ю Лермонтова; познакомить с понятием телесности рассмотреть образы телесности в разрезе биология, литература.

Развивающая: отработать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал, навыки выразительного чтения.

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся.




Ход урока:

  1. Орг.момент: Приветствие! Проверка Готовности к уроку.

  2. Проверка д/з: ответы на вопросы в тетради

  3. Целепологание

- Итак, тема нашего урока «Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова на примере баллады «Воздушный корабль». Сегодня мы проводим интегрированный, бинарный урок литература и биология с целью доказать что образы которые использует автор не случайны. Анализировать стихотворение мы будем в разрезе телесности, и наша задача выявить как образы телесности помогают создать романтический персонаж. Запишите число и тему урока.

4. Чтение и анализ стихотворения

Учитель биологии


По синим волнам океана, 
Лишь звезды блеснут в небесах, 
Корабль одинокий несется, 
Несется на всех парусах


Не гнутся высокие мачты, 
На них флюгера не шумят, 
И молча в открытые люки 
Чугунные пушки глядят


Не слышно на нем капитана, 
Не видно матросов на нем; 
Но скалы, и тайные мели, 
И бури ему нипочем.


Есть остров на том океане — 
Пустынный и мрачный гранит; 
На острове том есть могила, 
А в ней император зарыт.


Зарыт он без почестей бранных 
Врагами в сыпучий песок, 
Лежит на нем камень тяжелый, 
Чтоб встать он из гроба не мог


И в час его грустной кончины, 
В полночь, как свершается год, 
К высокому берегу тихо 
Воздушный корабль пристает .

- ……….. зачитала вам отрывок из баллады «Воздушный корабль», понравился ли вам этот отрывок, какие чувства он вызвал у вас?


Учитель литературы


Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;  
На нем треугольная шляпа 
И серый походный сюртук


Скрестивши могучие руки, 
Главу опустивши на грудь, 
Идет и к рулю он садится 
И быстро пускается в путь.


- Внимательно посмотрите на 7 и 8 строфу и скажите какие образы тела вы нашли?

- скрещенные руки, голова и грудь

- Образ рук в литературе не однозначен, равая рука выражает идею активного действия и деяния. Существуют выражения: «рука всевышнего», «божественная длань», «десница господа», - которые позволяют предположить, что и боги руками творят мир.

Распахнутые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - символ концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности. Руки, спрятанные за спину, настораживают, а протянутые означают приветствие, мольбу о помощи.

Но у нас с вами скрещенные руки, что по вашему мнению означают скрещенные руки?

- покорность, спокойствие (обсуждение)

Учитель биологии

- следующий образ это голова, теперь скажите мне что несет в себе данный образ, какие ассоциации у вас вызывает голова?

- ответы учеников

- Мегонимически голова обозначает всего человека, его ум и нрав, поэтому говорят, характеризуя кого-то, упрямая голова, буйная, удалая, бешенная, умная голова, пропащая голова; сваливать с больной головы на здоровую; у него голова трухой набита; выкинуть из головы; очертя голову, сломя голову; путная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит; хорош город домами, да плох головами; без мужа, что без головы, без жены, что без ума; муж голова, жена душа. Голова - жизненно важная часть тела, поэтому потерять голову в прямом и или переносном смысле опасно.

Учитель биологии

- Последний образ данный в этих двух строфах – это грудь. Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды. Мужские объятия означают защищенность и земной союз душ. Внимательно подумайте и скажите, а что могут означать руки скрещенные на груди, только ли повиновение?

- ответы учащихся


Несется он к Франции милой, 
Где славу оставил и трон, 
Оставил наследника-сына 
И старую гвардию он.


И только что землю родную 
Завидит во мраке ночном, 
Опять его сердце трепещет 
И очи пылают огнем.


- еще один яркий образ – это образ сердца. Вечным образом мировой культуры считается образ сердца. Культурологический смысл, связанный с этим словом, очень широк: сердце – это часть тела, «святая мышца», символ вечного движения и поэтому символ жизни. Средоточие чувств, вместилище высокого и низкого, добра и зла, символ страдания и радости.

- подумайте пожалуйста, означает трепещущие сердце?

- волнение, радость ожидания (обсуждение)

Учитель биологии

Учитель литературы

На берег большими шагами     
Он смело и прямо идет, 
Соратников громко он кличет 
И маршалов грозно зовет.


Но спят усачи-гренадеры — 
В равнине, где Эльба шумит, 
Под снегом холодной России, 
Под знойным песком пирамид.


И маршалы зова не слышат: 
Иные погибли в бою, 
Другие ему измелили 
И продали шпагу свою


И, топнув о землю ногою,    
Сердито он взад и вперед     
По тихому берегу ходит,      
И снова он громко зовет:


Зовет он любезного сына, 
Опору в превратной судьбе;   
Ему обещает полмира,      
А Францию только себе.


Но в цвете надежды и силы 
Угас его царственный сын, 
И долго, его поджидая, 
Стоит император один —


Стоит он и тяжко вздыхает, 
Пока озарится восток, 
И капают горькие слезы 
Из глаз на холодный песок,


Потом на корабль свой волшебный, 
Главу опустивши на грудь, 
Идет и, махнувши рукою, 
В обратный пускается путь.

- какие образы телесности предстали перед вами?

- Слеза, повтор руки, голова, грудь

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

Учитель биологии

- а чем являются слезы императора? Знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя?

- давайте прослушаем песни на слова баллады «Воздушный Корабль»

- Какие чувства у вас вызвало баллада, понравилось ли вам она? Какой вид чтения вам более понятен песня, самостоятельное прочтение или чтения других?

(Обсуждение)

ИТОГ

Романтизм – художественное направление. Основные черты романтического героя

- склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному

- мучительное переживание разлада с действительностью

- отказ от обыденного

Романтический герой часто одинок и идеализирован

- итак, у вас на столах у всех есть листы со стихотворениями М.Ю. Лермонтова и ваша задача прочитать и определить романтический герой Наполеон или нет? С помощью каких образов и литературных троп Лермонтов нам показывает романтическую натуру Наполеона ели она является?

- Ответы учащихся

Д/З Выучить отрывок из баллады

Просмотр содержимого презентации
«биолог и литер»

Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

РУКИ Расп ахн утые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - с имвол концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности.

РУКИ

Расп ахн утые руки свидетельствуют об открытости миру. Руки, сжатые в кулаки, - с имвол концентрации силы и агрессии. Поднятые вверх руки - символ миролюбия, а соединенные - солидарности.

ГОЛОВА Голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало и поэтому представляется наиболее достойной частью человеческого тела.

ГОЛОВА

Голова соотносится с умом человека, символизирует духовное начало и поэтому представляется наиболее достойной частью человеческого тела.

ГРУДЬ Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды  Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

ГРУДЬ

  • Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

Мужская грудь символизирует силу, мужество, ее облекают в военные доспехи, на ней помещают награды

Вечным образом мировой культуры считается сердце. Это часть тела, «святая мышца», символ вечного движения, символ жизни

Вечным образом мировой культуры считается сердце. Это часть тела, «святая мышца», символ вечного движения, символ жизни

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

В искусстве плачущий человек всегда уникален, и поэтому образ слез невозможно воспринять однозначно: плачут и больные, и злодеи, и жестокий человек. В любом художественном тексте слезы героя, даже кратковременный, даже лицемерные, являются особой художественной информацией о персонаже: они знаки или расслабленности телесной, или нравственного сотрясения души, или возможный шанс для духовного просветления героя.

СЛЕЗА

СЛЕЗА


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Романтический образ Наполеона в поэзии М.Ю. Лермонтова

Автор: Имашева Назым Оралкановна

Дата: 11.11.2015

Номер свидетельства: 251306

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Традиции Байрона в    творчестве  А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова». "
    ["seo_title"] => string(65) "traditsii-bairona-v-tvorchiestvie-a-s-pushkina-i-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "161019"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422173150"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "научно-исследовательская работа посвященная к 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(91) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiak200lietiiusodniarozhdieniiamiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "269729"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893297"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "научно-исследовательская работа посвященная А.С.Пушкину и  М.Ю.Лермонтову"
    ["seo_title"] => string(74) "nauchnoissliedovatielskaiarabotaposviashchiennaiaaspushkinuimiuliermontovu"
    ["file_id"] => string(6) "269731"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450893504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства