kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роман "Герой нашего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит учащихся с романом М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", особенностями его жанра, композиции, сюжета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роман "Герой нашего времени"»

Конспект урока в 9 классе на тему:

Роман «Герой нашего времени».”

Цели урока:

- познакомить учащихся с романом М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», особенностями его жанра, композиции, сюжета;

- развивать аналитическое и образное мышление, память, речь;

- воспитывать нетерпимость к эгоизму, индивидуализму;

- формировать культуру восприятия художественного текста.

Словарная работа: сюжет, фабула, композиция

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к роману «Герой нашего времени»

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.

В. Г. Белинский



  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя

(учащиеся делают записи в тетради)

Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести — «Княжна Мери».

«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.

Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей — «Да это злая ирония!» — лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, — в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, — но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости — это ли не признак истинного героя?

  1. Работа по теме урока

  1. Теория литературы

-А теперь определимся с жанром произведения «Герой нашего времени». Как вы думаете к какому жанру относится произведение «Герой нашего времени»?

Психологический роман –эпическое произведение, в котором внимание сосредоточено на внутреннем мире героя, движениях его души, осмыслении причин его поступков.

Докажите, что «Герой нашего времени» является психологическим романом.

А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов

«Евгений Онегин» «Герой нашего времени»

«энциклопедия русской жизни» «история души человеческой»











Эволюция души главного героя Погружение в душу. Эволюции

нет

  1. Особенности композиции (работа с таблицей)

Вопросы:

1. Что такое сюжет художественного произведения?

2. Какие элементы сюжета вам известны? 

3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в  нем  выделить  известные  вам  элементы  сюжета?  (Особенность композиции – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и  свое  заглавие.  Но  главный  герой  объединяет  все  эти  части  в  единый роман.)

5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком.



Сюжет – совокупность событий художественного произведения (события, расположенные в том порядке, в котором о них сообщает автор).

  1. “Бэла” /4/

  2. “Максим Максимыч” /5/

  3. “Предисловие”к“Журналу Печорина” /6/

  4. “Тамань” /1/

  5. “Княжна Мери” /2/

  6. “Фаталист” /3/

Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи (совокупность событий в их естественном хронологическом порядке)

  1. “Тамань”

  2. “Княжна Мери”

  3. “Фаталист”

  4. “Бэла”

  5. “Максим Максимыч”

  6. “Предисловие” к “Журналу Печорина”.

Сколько в романе повествователей?

  • Сначала в повести «Бэла» мы узнаем о Печорине от простого русского офицера Максима Максимыча, человека доброго, честного, долгое время проведшего вместе с Печориным и доброжелательно к нему относящегося, но совершенно отличного от него по духу и воспитанию. Он может лишь отметить особенности поведения «странного человека», оставшегося для него (а значит, и для читателя) загадкой.

  • В рассказе «Максим Максимыч» повествователь меняется: это офицер, попутчик и слушатель Максима Максимыча в «Бэле», явно более близкий Печорину по возрасту, развитию, социальному положению, а главное — сходный по духу и умонастроению. Он делает попытку как-то объяснить особенности этого необычного человека.

  • И наконец, мы знакомимся с дневниками героя, его своеобразной исповедью, которая позволяет увидеть его душу как бы «изнутри», путем самораскрытия, досконального анализа и обнажения глубинных причин поведения героя, особенностей его характера.


  • Такое построение дает возможность автору:

— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;

— проследить историю его внутренней жизни;

— раскрыть образ Печорина двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутреннего самораскрытия;

— как бы оставляя героя в живых, показать свою, авторскую позицию.

  1. Смысл названия романа

1)Что значит «герой»?Выберите нужный вариант:

  • -исключительный по доблестям человек;

  • -главное действующее лицо произведения;

  • -человек, являющийся выразителем какой-нибудь среды, эпохи

2)Почему «нашего» времени, а не «моего», не «вашего»?


  1. Отклики  на  роман  М. Ю.  Лермонтова  «Герой  нашего  времени».

1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».

2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».

3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».

4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».

Вопросы:

1) Кто из критиков более объективен в оценке Печорина?

2) Как сам Лермонтов говорит о Печорине в предисловии?

Чтение предисловия.

(«…Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)


  1. Подведение итогов урока.

-В чём необычность композиции романа Лермонтова?

- Почему произведение "Герой нашего времени " является первым психологическим романом в русской литературе?

Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев, рисуя разные типы офицеров русской

армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.



Оценки за ответы, за работу на уроке получают_______________ (комментированное выставление оценок).


Домашнее задание.

1. Повесть «Бэла» (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)

2. Составить план повести «Бэла», озаглавить части.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Роман "Герой нашего времени"

Автор: Филиппова Вера Владимировна

Дата: 03.02.2018

Номер свидетельства: 454529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Презентация по литературе к роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова"
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiiapolitieraturiekromanugieroinashieghovriemienimiuliermontova"
    ["file_id"] => string(6) "276966"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452804742"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация по литературе к роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiiapolitieraturiekromanugieroinashieghovriemienimiuliermontova9klass"
    ["file_id"] => string(6) "276967"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452804808"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация по литературе к роману «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова (9 класс)"
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiiapolitieraturiekromanugieroinashieghovriemienimiuliermontova9klass1"
    ["file_id"] => string(6) "276968"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452804815"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Женские образы в романе " Герой нашего времени"
    ["seo_title"] => string(54) "zhienskiie_obrazy_v_romanie_gieroi_nashiegho_vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "375365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483542447"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Ученический проект "Герой нашего времени"временное и вечное "
    ["seo_title"] => string(75) "uchienichieskii-proiekt-gieroi-nashiegho-vriemieni-vriemiennoie-i-viechnoie"
    ["file_id"] => string(6) "131911"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416246115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства