kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: "История любви (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы  в 9 классе.

Тема урока. История любви (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)

Цель урока:

  • проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев;
  • учить ребят давать собственные оценки поступкам героев;
  • проинсценировать главные сцены романа.

 Оборудование.

  1. Портрет А.С.Пушкина  (худ. Кипренский)
  2. Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»:

                    а) Евгений Онегин;

                    б) Татьяна на балконе (худ. Кипренский);

                    в) Татьяна пишет письмо Онегину. Сцена в саду

                                  (худ.    К.И. Рудаков)

                                  г) Последнее объяснение Онегина и Татьяны

                                                   (худ.  К.И.Рудаков).

  1. Озвучивание (инсценирование) эпизодов:
  • Письмо Татьяны (3 глава)
  • Исповедь Онегина в саду (4 глава)
  • Письмо Онегина (8 глава)
  • Последнее свидание (8 глава).

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

 

10 февраля стана отмечала торжественно- скорбную дату – день смерти А.С Пушкина.

Выстрел на Чёрной речке оборвал жизнь поэта. Но этот выстрел не смог и не сможет заставить остановиться мир его пленительной поэзии, мир вереницы неповторимых судеб, характеров, лиц на страницах его блистательных и философски мудрых книг.

Урок памяти Пушкина мы посвящаем «самому задушевному»  произведению поэта – роману «Евгений Онегин».

Тема. История любви.

«Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3-им, а пожалуй, и самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе.

Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»- говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.

Сердце и разум – динамический центр романа.

 Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.

II. Беседа, инсценирование эпизодов.

  1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной?

( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).

      2. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт?

(Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)

     3.Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно?

( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых, Скотининых).

      4.С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).

 

                      И вот она одна.                 

                        Всё тихо. Светит ей луна.

                        Облокотясь, Татьяна пишет.

 Инсценировка «Письмо Татьяны».

                     

    5.Почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку?

( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке).

Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не  ответа,  а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.

 

    …но только повернула

В аллею, - прямо перед ней,

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени.

 

                                        Инсценировка «Исповедь Онегина».

 

 6.Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны?

 

( Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни).

 

7.Пушкин считает, что «очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Согласны ли вы с этим и почему?

(Татьяна понимает непозволительность своей любви, но отказаться от неё не может).

 8.Почему Онегин покидает деревню?

 ( Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской).

 

9.Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги?

( Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах).

 

10. Что изменилось в судьбе Татьяны? ( Выходит замуж). Почему? Ведь она по-прежнему любит  Онегина?  ( «Меня слезами заклинаний молила мать»).

 

11.Изменился ли Онегин после странствий?

 

( Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не чахоткою страдает».

 Инсценировка «Письмо Онегина»

 

 

12.Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?

 

( Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).

13. Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину?

(Она не верит ему, не верит, что он изменился, потому что жизнь преподала ей суровый урок).

Инсценировка «Последняя встреча»

 

14. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему любит его?

( Их разлучает то, что называется долгом.

15. Как заканчивается встреча героев?

( Трагически- полным разрывом, «она ушла»- ушла навсегда, не может человек строить своё счастье на несчастье другого- это закон жизни).

- Пушкин проводит своих героев через испытание любовью. Онегин не выдержал этого испытания.

Перед нами раскрылась большая человеческая драма.

Татьяна, умная, глубокая натура, навсегда осталась с мучительным чувством несчастной любви.

Онегин, благородный, умный, с недюжинными способностями человек, так и не нашёл себя.

Мне кажется, что вы ещё не раз будете перечитывать страницы пушкинского романа и открывать в творчестве поэта новые грани его таланта, по крайней мере, мне этого очень бы хотелось.

 

III. Подведение итого урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "История любви (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") »

Урок литературы в 9 классе.

Тема урока. История любви (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)


Цель урока:


  • проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев;

  • учить ребят давать собственные оценки поступкам героев;

  • проинсценировать главные сцены романа.


Оборудование.


    1. Портрет А.С.Пушкина (худ. Кипренский)

    2. Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»:

а) Евгений Онегин;

б) Татьяна на балконе (худ. Кипренский);

в) Татьяна пишет письмо Онегину. Сцена в саду

(худ. К.И. Рудаков)

г) Последнее объяснение Онегина и Татьяны

(худ. К.И.Рудаков).


    1. Озвучивание (инсценирование) эпизодов:


  • Письмо Татьяны (3 глава)

  • Исповедь Онегина в саду (4 глава)

  • Письмо Онегина (8 глава)

  • Последнее свидание (8 глава).



Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.


10 февраля стана отмечала торжественно- скорбную дату – день смерти А.С Пушкина.

Выстрел на Чёрной речке оборвал жизнь поэта. Но этот выстрел не смог и не сможет заставить остановиться мир его пленительной поэзии, мир вереницы неповторимых судеб, характеров, лиц на страницах его блистательных и философски мудрых книг.

Урок памяти Пушкина мы посвящаем «самому задушевному» произведению поэта – роману «Евгений Онегин».


Тема. История любви.

«Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3-им, а пожалуй, и самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе.

Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»- говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.

Сердце и разум – динамический центр романа.

Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.


II. Беседа, инсценирование эпизодов.


  1. Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной?

( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).


  1. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт?

(Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)


  1. Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно?

( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых, Скотининых).


  1. С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?

( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).



И вот она одна.

Всё тихо. Светит ей луна.

Облокотясь, Татьяна пишет.


Инсценировка «Письмо Татьяны».

  1. почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку?

( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке).

Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.



но только повернула

В аллею, - прямо перед ней,

Блистая взорами, Евгений

Стоит подобно грозной тени.


Инсценировка «Исповедь Онегина».


  1. Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны?


( Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни).


  1. Пушкин считает, что «очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Согласны ли вы с этим и почему?

(Татьяна понимает непозволительность своей любви, но отказаться от неё не может).


8.Почему Онегин покидает деревню?

( Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской).


  1. Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги?

( Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах).


  1. Что изменилось в судьбе Татьяны? ( Выходит замуж). Почему? Ведь она по-прежнему любит Онегина? ( «Меня слезами заклинаний молила мать»).


  1. Изменился ли Онегин после странствий?


( Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не чахоткою страдает».

Инсценировка «Письмо Онегина»



  1. Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?


( Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).


  1. Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину?


(Она не верит ему, не верит, что он изменился, потому что жизнь преподала ей суровый урок).


Инсценировка «Последняя встреча»


  1. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему любит его?

( Их разлучает то, что называется долгом.


  1. Как заканчивается встреча героев?


( Трагически- полным разрывом, «она ушла»- ушла навсегда, не может человек строить своё счастье на несчастье другого- это закон жизни).


- Пушкин проводит своих героев через испытание любовью. Онегин не выдержал этого испытания.

Перед нами раскрылась большая человеческая драма.

Татьяна, умная, глубокая натура, навсегда осталась с мучительным чувством несчастной любви.

Онегин, благородный, умный, с недюжинными способностями человек, так и не нашёл себя.

Мне кажется, что вы ещё не раз будете перечитывать страницы пушкинского романа и открывать в творчестве поэта новые грани его таланта, по крайней мере, мне этого очень бы хотелось.


III. Подведение итого урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок на тему: "История любви (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин")

Автор: Пшенова Нина Ильинична

Дата: 30.06.2014

Номер свидетельства: 109088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства