Урок литературы в 9 классе.
Тема урока. История любви (по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Цель урока:
- проследить за возникновением любви Татьяны и Онегина, изменением чувств героев;
- учить ребят давать собственные оценки поступкам героев;
- проинсценировать главные сцены романа.
Оборудование.
- Портрет А.С.Пушкина (худ. Кипренский)
- Иллюстрации к роману «Евгений Онегин»:
а) Евгений Онегин;
б) Татьяна на балконе (худ. Кипренский);
в) Татьяна пишет письмо Онегину. Сцена в саду
(худ. К.И. Рудаков)
г) Последнее объяснение Онегина и Татьяны
(худ. К.И.Рудаков).
- Озвучивание (инсценирование) эпизодов:
- Письмо Татьяны (3 глава)
- Исповедь Онегина в саду (4 глава)
- Письмо Онегина (8 глава)
- Последнее свидание (8 глава).
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
10 февраля стана отмечала торжественно- скорбную дату – день смерти А.С Пушкина.
Выстрел на Чёрной речке оборвал жизнь поэта. Но этот выстрел не смог и не сможет заставить остановиться мир его пленительной поэзии, мир вереницы неповторимых судеб, характеров, лиц на страницах его блистательных и философски мудрых книг.
Урок памяти Пушкина мы посвящаем «самому задушевному» произведению поэта – роману «Евгений Онегин».
Тема. История любви.
«Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что 3-им, а пожалуй, и самым главным является образ самого поэта, голос которого звучит почти в каждой строфе.
Татьяна – сердце романа, Онегин – разум. Человек чувствует прежде всего сердцем («Чуяло моё сердце!»- говорим мы порою). А только потом осмысливаем поступки, события, анализируем их. Поэтому Татьяна (чувствует) делает всё ранее других. А разум отстаёт от действительности, так как событие сначала должно совершиться, а потом осмысливается. Поэтому Онегин всегда опаздывает: и к началу спектакля, и к дуэли, и на именины Татьяны, и любовь его опоздавшая.
Сердце и разум – динамический центр романа.
Итак, сегодня мы проследим историю любви героев, причины их трагедии.
II. Беседа, инсценирование эпизодов.
- Как знакомит Пушкин своего героя с Татьяной?
( Друг Татьяны поэт Ленский, влюблённый в Ольгу, приглашает Евгения к Лариным, чтобы познакомить с избранницей своего сердца).
2. Прав ли Онегин, сказав Ленскому после встречи: « Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт?
(Прав. Татьяна поразлила его глубиной душевного мира, поэтичность, робостью, замкнутостью. Онегин увидел своё сходство с ней.)
3.Почему любовь Татьяны к Онегину вспыхивает мгновенно?
( Она вообразила его героем своего романа, Онегин был не похож на тех людей, которые окружали Татьяну в деревне (на чванливых, пустых людей типа Пустяковых, Буяновых, Скотининых).
4.С кем делится Татьяна своей тайной? Почему?
( Но няня не понимает Татьяну, так как вышла замуж не по любви, чувства её давно угасли).
И вот она одна.
Всё тихо. Светит ей луна.
Облокотясь, Татьяна пишет.
Инсценировка «Письмо Татьяны».
5.Почему Татьяна решилась написать Онегину? Как вы относитесь к её поступку?
( Нужно было очень сильно полюбить, чтобы решится написать Онегину первой. Татьяна верит в его благородство, иначе бы не написала. Её поступок достаточно смел, если соотнести его со временем. Татьяна – то жила в 19 веке).
Отправив письмо Онегину, Татьяна мечется, ждёт скорее не ответа, а его самого. В её порыве всё: и жажда встречи, и любовь, и испуг, и стыд, и радость, и трепет сердца.
…но только повернула
В аллею, - прямо перед ней,
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени.
Инсценировка «Исповедь Онегина».
6.Почему Онегин не ответил на чувства Татьяны?
( Радостям любви он предпочёл холодный покой, свободу. Он не понял Татьяны, он считает, что встретил её слишком поздно. Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую судьбу Татьяны, оставаясь самым большим горем в её жизни).
7.Пушкин считает, что «очень мило поступил с печальной Таней наш приятель». Согласны ли вы с этим и почему?
(Татьяна понимает непозволительность своей любви, но отказаться от неё не может).
8.Почему Онегин покидает деревню?
( Он потрясён смертью Ленского, казнит себя, ведь это он ради мнения «глупцов готов убить на поединке друга» Онегин бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской).
9.Что нового об Онегине узнаёт Татьяна, посещая его дом, кабинет, читая его книги?
( Поняла, что Онегин не таков, какого она вообразила раньше. Он эгоистичен, себялюбив, надменен, разочарован в жизни, в людях, но в то же время страдающий от своих ошибок и недостатков, одинокий, нуждающийся в любви и опоре человек. Таков Онегин, каким она узнала его здесь, ей не нравится, но разлюбить его она не в силах).
10. Что изменилось в судьбе Татьяны? ( Выходит замуж). Почему? Ведь она по-прежнему любит Онегина? ( «Меня слезами заклинаний молила мать»).
11.Изменился ли Онегин после странствий?
( Он многое видел, многое пережил, к нему впервые пришла любовь, и он вовсе не умеет её таить, к него «слова нейдут» в присутствии Татьяны. Он сохнет и «едва ль уж не чахоткою страдает».
Инсценировка «Письмо Онегина»
12.Чьё письмо, по вашему мнению, более трагично? Почему?
( Зрелому человеку труднее любить. Страшно купить своё счастье ценою несчастья другого. Трудно писать такое письмо человеку, любовь которого отверг. И Онегин предчувствует, что его исповедь могут не понять).
13. Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину?
(Она не верит ему, не верит, что он изменился, потому что жизнь преподала ей суровый урок).
Инсценировка «Последняя встреча»
14. Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему любит его?
( Их разлучает то, что называется долгом.
15. Как заканчивается встреча героев?
( Трагически- полным разрывом, «она ушла»- ушла навсегда, не может человек строить своё счастье на несчастье другого- это закон жизни).
- Пушкин проводит своих героев через испытание любовью. Онегин не выдержал этого испытания.
Перед нами раскрылась большая человеческая драма.
Татьяна, умная, глубокая натура, навсегда осталась с мучительным чувством несчастной любви.
Онегин, благородный, умный, с недюжинными способностями человек, так и не нашёл себя.
Мне кажется, что вы ещё не раз будете перечитывать страницы пушкинского романа и открывать в творчестве поэта новые грани его таланта, по крайней мере, мне этого очень бы хотелось.
III. Подведение итого урока.