Просмотр содержимого документа
«Роль детства в становлении личности писателя М. Горького»
Урок литературы в 7 классе
Роль детства в становлении личности писателя М. Горького
«Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться…»
«Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо».
В.Распутин
Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.
Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова, его окружения а также по фактам биографии М. Горького, определить идейную направленность и проблематику повести, активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях, высказывать собственное мнение.
Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников.
Воспитательные задачи: воспитание осознанного отношения к детству как важному периоду в жизни человека; формирование понимания необходимости проявлять сочувствие, сострадание, а также целеустремленности, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Ход урока
Актуализация знаний
Прочитана повесть «Детство» Горького. Проанализированы ключевые эпизоды произведения.
– Чем особенно дорого нам это произведение?
(Эта повесть особенно дорога нам тем, что ее автор – наш земляк и события, описанные в ней, происходили в Нижнем Новгороде).
–Точно определите жанр произведения.
(Повесть «Детство» – автобиографическая повесть).
– Что значит автобиографическая повесть?
(Это произведение, в основу которого положены достоверные события и факты биографии).
– С каким произведением похожего жанра мы знакомились в этом году?
(Л. Толстой «Детство»: автобиографичная повесть, т. е. содержащая элементы автобиографии.)
– В чем отличие?
(В повести Л. Толстого описана не столько жизнь конкретного мальчика, сколько детство в дворянской семье вообще.)
–Почему работает именно над автобиографическим произведением?
(Писателю важно и самому, и своим читателям дать понять, как происходило становление его основных жизненных принципов).
– Почему Горький, будучи серьезным писателем, обращается к теме своего детства? Какова основная задача писателя?
(В повести рассматривается не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Также писатель убеждает читателей, что, несмотря на сложности жизни, человек может достичь многого).
Постановка цели урока
В. Распутин утверждает: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо».
– Подумайте, в связи с чем В. Распутин мог прийти к такому заключению?
(В. Распутин писал автобиографичные произведения, например, рассказ «Уроки французского», где рассказывается о трудном послевоенном детстве писателя и об учителе, которая, сочувствуя мальчику, поддержала его, дала настоящий урок доброты, о чем писатель помнит всю жизнь).
– Еще раз прочитайте цитату и определите ключевые слова высказывания.
– Можно ли эти слова применить, говоря о жизненном пути М. Горького? (Записываем цитату в тетрадь).
– Сформулируйте: что сегодня на уроке нам предстоит доказать.
(Именно в детстве закладывались основные мировоззренческие позиции М. Горького-писателя и человека).
– Какова тема нашего урока?
(Записываем в тетрадь: «Роль детства в становлении личности писателя М. Горького»).
Основная часть
Факты биографии М. Горького
– Какие факты биографии Горького можно назвать наиболее значимыми?
1) жизнь в семье Кашириных;
2) «в людях»;
3) странствие по Руси;
4) первый литературный опыт: рассказ «Макар Чудра»;
5) участие в революции 1905-07 гг.;
6) неприятие революции 1917г.,
помощь творческой интеллигенции, молодым писателям;
7) эмиграция (Германия, Италия)
8) возвращение в СССР, руководство Союзом писателей.
– Прочитайте отзывы тех людей, которые хорошо знали М. Горького: (д/з)
«Горький был безмерно человечен», – писал Бунин.
"В Горьком – большая сила", – писал Д. В. Философов.
«С призывом своим художник обращался к людям, не обладавшим ни богатствами, ни могуществом, к людям, лишенным какой-нибудь образованности, чаще - неграмотным, забитым нуждою, угнетенным работами без меры и просвета. Их звал он распрямиться, в них будил гордость человека... Горький поднял свою жизнь из народных низин, которые пугали мещанина, и птицею взлетел над ними - вот что поражало именно этого мещанина...», – И.М. Нефедова.
« Он произвел на меня огромное впечатление – своей простотой, своей жизненной силой и жизнерадостностью. Он интересуется всем, все хочет объять и все по-своему воспринимает душевно и правдиво», – пишет Ф. Дзержинский.
– Что выделяют все люди, характеризуя Горького?
Горький поражал своих современников огромной энергией, жизнелюбием, жизнерадостностью, простотой…
– Что сформировало мировоззрение Горького? Обратимся за ответом на этот вопрос к цитате В. Распутина.
Антитеза как прием построения повести
– Найдите в тексте повести слова, которые можно взять в качестве эпиграфа.
(Гл. 12: «Вспоминая эти свинцовые мерзости…»)
– Какой прием, которым пользуется Горьким, изображая действительность, заявлен в этой цитате?
(Противопоставление, антитеза)
– Какая антитеза представлена в цитате? Докажите фактами из текста.
(«Свинцовые мерзости…русской жизни» – «яркое, творческое, здоровое в русской жизни»: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным: на смену тяжелому впечатлению от смерти отца приходит ощущение счастья от общения с бабушкой; описание жестокой порки – с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей).
– Есть такое выражение «линия жизни», т. е. жизненный путь. Мы попробуем в виде схемы представить жизненный путь М. Горького.
1)) Ваня Цыганок: сострадание, жизнерадостность, умение брать на себя чужую боль
2)) бабушка Акулина Ивановна: любовь ко всем, приятие жизни: «Хорошо-то как!», талантливость, стойкость
3)) жилец Хорошее Дело: «Нельзя жить чужой совестью», «Деньги, брат, ерунда», уважение к людям, умение ценить красоту, позволил более широко посмотреть на мир
4)) мастер Григорий: умение понимать, распознавать людей, рассудительность
(Работа в группах, совместное заполнение схемы: какие уроки получает Алеша, общаясь с этими людьми ? )
– К какой группе вы бы отнесли деда, Василия Васильевича Каширина?
(С одной стороны, злой, жесткий, даже жестокий – с другой, сильный, способный сопротивляться жизненным невзгодам, добившийся в жизни значительных успехов, научил Алешу грамоте): записываем посередине.
Итоги
– Писатель М. Горький посредством своего героя заявляет: «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться». С чем не соглашается Горький?
(Вывод: Алеша уже в детстве демонстрирует непримиримость к жестокости, несправедливости. Он впитывает все лучшее, что видит вокруг).
– Вспомним цитату В. Распутина.
– Насколько важным периодом в жизни человека является детство?
Что из этого следует?
Домашнее задание
– Основываясь на цитаты, которые вы подобрали, характеризуя М. Горького от лица тех, кто его знал, допишите схему, пробуя объяснить, какие качества личности определили факты биографии.
С чем не соглашается М. Горький на протяжении всей своей жизни?