kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль детства в становлении личности писателя М. Горького

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговый урок по творчеству Максима Горького.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль детства в становлении личности писателя М. Горького»

Урок литературы в 7 классе

Роль детства в становлении личности писателя М. Горького

«Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться…»



«Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо».

В.Распутин

Цель урока: исследовать значимость детских лет в формировании нравственного облика человека; способствовать воспитанию качеств духовно-нравственной личности, формированию гуманистического мировоззрения.


Обучающие задачи: собрать и систематизировать необходимый материал по образу Алеши Пешкова, его окружения а также по фактам биографии М. Горького, определить идейную направленность и проблематику повести, активизировать работу обучающихся на поиск соответствующих параллелей в жизни и других произведениях, высказывать собственное мнение. 

Развивающие задачи: развивать навыки работы с художественным текстом, умение обобщать, сопоставлять, формулировать вывод; способствовать совершенствованию устной речи учащихся, развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, читательской культуры школьников. 

Воспитательные задачи: воспитание осознанного отношения к детству как важному периоду в жизни человека; формирование понимания необходимости проявлять сочувствие, сострадание, а также целеустремленности, настойчивости в преодолении жизненных трудностей. 


Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.









Ход урока

  1. Актуализация знаний

Прочитана повесть «Детство» Горького. Проанализированы ключевые эпизоды произведения.

– Чем особенно дорого нам это произведение?

(Эта повесть особенно дорога нам тем, что ее автор – наш земляк и события, описанные в ней, происходили в Нижнем Новгороде).

–Точно определите жанр произведения.

(Повесть «Детство» – автобиографическая повесть).

– Что значит автобиографическая повесть?

(Это произведение, в основу которого положены достоверные события и факты биографии).

– С каким произведением похожего жанра мы знакомились в этом году?

(Л. Толстой «Детство»: автобиографичная повесть, т. е. содержащая элементы автобиографии.)

– В чем отличие?

(В повести Л. Толстого описана не столько жизнь конкретного мальчика, сколько детство в дворянской семье вообще.)

–Почему работает именно над автобиографическим произведением?

(Писателю важно и самому, и своим читателям дать понять, как происходило становление его основных жизненных принципов).

– Почему Горький, будучи серьезным писателем, обращается к теме своего детства? Какова основная задача писателя?

(В повести рассматривается не только история души ребенка, но и широкая картина русской жизни в определенную эпоху. Герой и автор всматривается в эту жизнь, в окружающих ему людей, пытается понять истоки зла и враждебности, отстаивает свои убеждения и нравственные принципы. Также писатель убеждает читателей, что, несмотря на сложности жизни, человек может достичь многого).

  1. Постановка цели урока

В. Распутин утверждает: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо».

– Подумайте, в связи с чем В. Распутин мог прийти к такому заключению?

(В. Распутин писал автобиографичные произведения, например, рассказ «Уроки французского», где рассказывается о трудном послевоенном детстве писателя и об учителе, которая, сочувствуя мальчику, поддержала его, дала настоящий урок доброты, о чем писатель помнит всю жизнь).

– Еще раз прочитайте цитату и определите ключевые слова высказывания.

– Можно ли эти слова применить, говоря о жизненном пути М. Горького? (Записываем цитату в тетрадь).

– Сформулируйте: что сегодня на уроке нам предстоит доказать.

(Именно в детстве закладывались основные мировоззренческие позиции М. Горького-писателя и человека).

– Какова тема нашего урока?

(Записываем в тетрадь: «Роль детства в становлении личности писателя М. Горького»).

  1. Основная часть

  1. Факты биографии М. Горького

– Какие факты биографии Горького можно назвать наиболее значимыми?

1) жизнь в семье Кашириных;

2) «в людях»;

3) странствие по Руси;

4) первый литературный опыт: рассказ «Макар Чудра»;

5) участие в революции 1905-07 гг.;

6) неприятие революции 1917г.,

помощь творческой интеллигенции, молодым писателям;

7) эмиграция (Германия, Италия)

8) возвращение в СССР, руководство Союзом писателей.

– Прочитайте отзывы тех людей, которые хорошо знали М. Горького: (д/з)

«Горький был безмерно человечен», – писал Бунин.

"В Горьком – большая сила", – писал Д. В. Философов.

«С призывом своим художник обращался к людям, не обладавшим ни богатствами, ни могуществом, к людям, лишенным какой-нибудь образованности, чаще - неграмотным, забитым нуждою, угнетенным работами без меры и просвета. Их звал он распрямиться, в них будил гордость человека... Горький поднял свою жизнь из народных низин, которые пугали мещанина, и птицею взлетел над ними - вот что поражало именно этого мещанина...», – И.М. Нефедова.

« Он произвел на меня огромное впечатление – своей простотой, своей жизненной силой и жизнерадостностью. Он интересуется всем, все хочет объять и все по-своему воспринимает душевно и правдиво», – пишет Ф. Дзержинский.

– Что выделяют все люди, характеризуя Горького?

Горький поражал своих современников огромной энергией, жизнелюбием, жизнерадостностью, простотой…

– Что сформировало мировоззрение Горького? Обратимся за ответом на этот вопрос к цитате В. Распутина.

  1. Антитеза как прием построения повести

– Найдите в тексте повести слова, которые можно взять в качестве эпиграфа.

л. 12: «Вспоминая эти свинцовые мерзости…»)

– Какой прием, которым пользуется Горьким, изображая действительность, заявлен в этой цитате?

(Противопоставление, антитеза)

– Какая антитеза представлена в цитате? Докажите фактами из текста.

(«Свинцовые мерзости…русской жизни» – «яркое, творческое, здоровое в русской жизни»: мрачное и трагическое дано в противопоставлении со светлым и радостным: на смену тяжелому впечатлению от смерти отца приходит ощущение счастья от общения с бабушкой; описание жестокой порки – с эпизодом задушевной беседы деда с Алешей).

– Есть такое выражение «линия жизни», т. е. жизненный путь. Мы попробуем в виде схемы представить жизненный путь М. Горького.







3. «Cвинцовые мерзости русской жизни»

А. Пешков

«свинцовые мерзости»

*____________________________________________________________



– Давайте более подробно рассмотрим, с какими сложностями столкнулся Алеша и как реагирует на это.

Определяем ключевые моменты, рисующие «свинцовые мерзости»:

1)) обстановка в доме: распри, унижение более слабых, строгие домостроевские законы

2)) улица: неприятие жестокости

3)) неприятие жильца-вора: неприятие нечестности, безнравственности

– Групповое обсуждение: какие уроки получает Алеша, сталкиваясь со «свинцовыми мерзостями»?

– Какое значение они имели в жизни будущего писателя?

(Цитата из 12 гл. «… это та правда, которую необходимо знать до корня…»)

  1. «Яркое, творческое, здоровое в русской жизни»

«яркое, творческое,

здоровое»

________________________________*_____________________________

– Какими героями представлена эта сторона жизни?

1)) Ваня Цыганок: сострадание, жизнерадостность, умение брать на себя чужую боль

2)) бабушка Акулина Ивановна: любовь ко всем, приятие жизни: «Хорошо-то как!», талантливость, стойкость

3)) жилец Хорошее Дело: «Нельзя жить чужой совестью», «Деньги, брат, ерунда», уважение к людям, умение ценить красоту, позволил более широко посмотреть на мир

4)) мастер Григорий: умение понимать, распознавать людей, рассудительность

(Работа в группах, совместное заполнение схемы: какие уроки получает Алеша, общаясь с этими людьми ? )

– К какой группе вы бы отнесли деда, Василия Васильевича Каширина?

(С одной стороны, злой, жесткий, даже жестокий – с другой, сильный, способный сопротивляться жизненным невзгодам, добившийся в жизни значительных успехов, научил Алешу грамоте): записываем посередине.

  1. Итоги

– Писатель М. Горький посредством своего героя заявляет: «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться». С чем не соглашается Горький?

(Вывод: Алеша уже в детстве демонстрирует непримиримость к жестокости, несправедливости. Он впитывает все лучшее, что видит вокруг).

– Вспомним цитату В. Распутина.

– Насколько важным периодом в жизни человека является детство?

Что из этого следует?



  1. Домашнее задание

– Основываясь на цитаты, которые вы подобрали, характеризуя М. Горького от лица тех, кто его знал, допишите схему, пробуя объяснить, какие качества личности определили факты биографии.

С чем не соглашается М. Горький на протяжении всей своей жизни?

М. Горький – личность и писатель

______________________________________________________________*


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Роль детства в становлении личности писателя М. Горького

Автор: Эйзен Светлана Анатольевна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 383031

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "« О прошлом для будущего» читательская конференция по произведениям А.А. Лиханова"
    ["seo_title"] => string(84) "oproshlomdliabudushchieghochitatielskaiakonfierientsiiapoproizviedieniiamaalikhanova"
    ["file_id"] => string(6) "270826"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451287492"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин и музыка.""
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-pushkin-i-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "309550"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819698"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин в мире музыки"."
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepushkinvmiriemuzyki"
    ["file_id"] => string(6) "309554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819926"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Внеклассное мероприятие по литературе " Пушкин в мире музыки"."
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoiemieropriiatiiepolitieraturiepushkinvmiriemuzyki1"
    ["file_id"] => string(6) "309555"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458819933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства