Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
III. Постановка учебной задачи. Цель: постановка учебной задачи через целеполагание.
Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог
«IV. «Открытие нового знания»
V. Самостоятельная работа. VI. Первичное закрепление. Цель: формирование навыков анализа поэтического текста. VII. Обобщение нового знания. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Демонстрирует слайды с фото окрестностей г. Вятские Поляны, звучит музыка. - Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото? - Какие чувства вызывают у вас картины родной природы? - Вы любите свой городок? -Немало стихотворений посвящено родной природе нашего края. Я предлагаю послушать некоторые из них. Создает проблемную ситуацию: - Мы не случайно начали наш урок с просмотра слайд-шоу, посвященного природе Кировской области. Тема природы – одна из основных тем литературы, неслучайно, многие поэты и художники России описывали в своих произведениях красоту русской природы, её своеобразие. -Назовите поэтов, с чьими произведениями о природе мы уже знакомились на уроках литературы? - Чем интересны произведения о родной природе поэтов 19 века? - А как вы думаете, в XX и в XXI веках эта тема актуальна или нет. Объясните свой ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как поэты XX века (А.Блок, С.Есенин) видели красоту русской природы. Открываем тетради и записываем тему урока. - Какие цели поставим? (Слайд 12)
- Центральное место в творчестве А.Блока занимала тема Родины - России. В своих стихотворениях Блок пишет о любви к России, её природе, пытается понять всю сложность человеческого бытия. Давайте познакомимся с биографией этого замечательного поэта. - Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться со стихотворением А. Блока «Летний вечер». Учитель выразительно читает стихотворение. - Приступим к анализу. 1. Анализ стихотворения «Летний вечер» – О чем рассказывается в стихотворении? Формирует коммуникативные УУД через прием «Выразительное чтение», направленного на осмысление содержания поэтического текста. – Каким настроением проникнуто стихотворение? - В последнем четверостишии Блок обращается к читателю с призывом забыть дневные заботы и печали? Каким чувством проникнуты эти строчки? – У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос.. А что использует писатель? -Какие литературные приемы помогают писателю создать удивительное настроение летнего вечера? -Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения композитора П.И.Чайковского «Времена года» (Июнь). Созвучна ли музыка настроению произведения? Помогает ли она вам воспринимать поэзию Блока? Почему? «Певцом природы» называли современники С.А.Есенина. Его поэзия – это глубокое чувство любви к Родине, воспевание красоты её природы. Его пейзажная лирика необыкновенно музыкальна, красочна, образна. Давайте познакомимся с творчеством этого удивительного поэта - Я предлагаю вам самостоятельно проанализировать в группах стихотворения поэта «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». План анализа стихотворений на доске. (Слайд 16). Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания - Обращаемся к анализу картин природы в стихотворениях С.А.Есенина. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока. Учитель слушает ответы учащихся, помогает правильно сделать анализ лирического стихотворения, задает наводящие вопросы. Предлагает учащимся работу с иллюстрациями. Слово учителя о мастерстве поэтов XX века в создании картин природы. (Слайд 18) – В чём вы видите мастерство поэтов XX века при создании картин русской природы? Вывод: Картины природы, воспетые поэтами XX века, всегда очень яркие, образные, верные, мы узнаём в них родную русскую природу и, вместе с тем, видим любовь писателя к своей Родине, к России. Вопросы: Давайте вернемся к целям нашего урока. (Слайд № 19): • Удалось ли их достигнуть? Каким способом? * Как вы оцениваете результат работы класса? • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп? Домашнее задание: Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» по плану; индивидуальное задание – сообщение о творчестве Н.М.Рубцова. | Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото. - Это наша малая родина – город Вятские Поляны. На фото мы видим красивые уголки природы родного края: реку Вятку, окрестные леса и поля. (Слайды 1-8) Предполагаются утвердительные ответы Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через знакомство учащихся с литературными произведениями поэтов-земляков. 2 ученика читают понравившиеся стихи поэтов-земляков (А.Тепин, Ю.Шепелов). Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений. Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков. - Это поэты 19 века: А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А.Н. Майков, И.З. Суриков, А.В. Кольцов, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин. (Слайды 9-10) Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование: -Авторы стихотворений любят родные места так же, как мы любим свои просторы. - Эта тема всегда будет актуальна, так как природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человек всегда будет любоваться красотой природы, черпать её богатства. В тетради записывают тему урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века». (Слайд 11) - Мы познакомимся с творчеством поэтов XX века А.Блока и С.Есенина, проанализируем их стихотворения, рассмотрим, какие выразительные средства языка используют авторы для создания картин природы. Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.
Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений: Один заранее подготовленный ученик рассказывает о творчестве Блока. (Слайды 13-14) Ученики открывают учебники на с.196. Ученики внимательно слушают учителя. - В стихотворении поэт описывает всю прелесть летнего вечера. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов стихотворений. - Стихотворение пронизано состоянием тишины, умиротворения и покоя. Смена дня вечером и приближение ночи подчеркивают настроение покоя, отдыха после трудового дня. - День закончен, а значит, пора отдыхать. Вечер - это время, когда можно подумать о высоком, вечном, нетленном. - Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств. - Для создания летнего пейзажа автор использует эпитеты (трава объята «дремотой розовой», «красный диск луны» и др.), олицетворения («лучи заката лежат на поле сжатой ржи», трава «объята дремотой») и др. Звучит музыкальный фрагмент, учащиеся дают свои ответы-рассуждения на поставленные вопросы.
Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений, навыков развернутого ответа. Один заранее подготовленный ученик рассказывает о творчестве С.А.Есенина. (Слайды 14-15) Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда. Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации. Развитие самоконтроля при выполнении задания. Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности. В течение 10 минут работают самостоятельно. Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений: Выступление групп: 1 группа. Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» (с.198-199) 2 группа. Анализ стихотворения «Пороша» (с.199-200) (Слайд 17) Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию. - Мастерство поэтов-пейзажистов состоит в том, что они с помощью выразительных средств смогли создать удивительно яркие образы русской природы, картины природы словно оживают на наших глазах. - Поэзия и у А.Блока, и у С.Есенина очень музыкальная, душевная, понятна каждому русскому человеку. В этом тоже мастерство поэтов. Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности. Коммуникативные УУД: аргументация оценивания. Заполняют листы оценивания. Учащиеся записывают домашнее задание. |