kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы с УУД по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А.Блок, С.А. Есенин)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема учебного занятия:  «Родная природа в стихотворениях

 поэтов XX века ( А.А. Блок, С.А. Есенин)».

Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД  через осмысление учащимися литературных произведений.

 Тип учебного занятия: урок решения учебной задачи

Цели по содержанию:

Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о творчестве поэтов начала XX века, выявить основные особенности их поэтической речи.

Развивающая -  продолжить формирование у учащихся широкого образного видения мира, умения абстрактно и логически мыслить, делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства, совершенствовать навыки выразительного чтения, формирование УУД.

Воспитательная – в ходе учебного занятия помочь увидеть ученикам прекрасное в произведениях искусства, работать над пониманием ценности человеческой личности, её мировосприятия, воспитание патриотических качеств личности на основе литературных произведений.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы с УУД по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века (А.А.Блок, С.А. Есенин)».»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лицей с кадетскими классами имени Г.С.Шпагина»

города Вятские Поляны Кировской области










Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы.





Разработка урока литературы для 6 класса по теме:


«Родная природа в стихотворениях

поэтов XX века

(А.А.Блок, С.А. Есенин)».





выполнила

Кашина И.В., учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.

















2015 год


Тема учебного занятия: «Родная природа в стихотворениях

поэтов XX века ( А.А. Блок, С.А. Есенин)».



Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуациях, формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через осмысление учащимися литературных произведений.

Тип учебного занятия: урок решения учебной задачи


Цели по содержанию:


Образовательная – способствовать формированию представления учащихся о творчестве поэтов начала XX века, выявить основные особенности их поэтической речи.


Развивающая - продолжить формирование у учащихся широкого образного видения мира, умения абстрактно и логически мыслить, делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства, совершенствовать навыки выразительного чтения, формирование УУД.


Воспитательная – в ходе учебного занятия помочь увидеть ученикам прекрасное в произведениях искусства, работать над пониманием ценности человеческой личности, её мировосприятия, воспитание патриотических качеств личности на основе литературных произведений.


Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Методы обучения: репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый.


Средства обучения:

1) раздаточный материал

2) мультимедийное сопровождение

3) Литература 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.2 /В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

4) музыкальные произведения.






Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Этапы урока

Деятельность во время урока

Учитель

Ученики

  1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».









II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»















III. Постановка учебной задачи.

Цель: постановка учебной задачи через целеполагание.



Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог







«IV. «Открытие нового знания»




















































V. Самостоятельная работа.












VI. Первичное закрепление.

Цель: формирование навыков анализа поэтического текста.







VII. Обобщение нового знания.













VIII. Рефлексия деятельности

(итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.



Демонстрирует слайды с фото окрестностей г. Вятские Поляны, звучит музыка.

- Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?



- Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

- Вы любите свой городок?




-Немало стихотворений посвящено родной природе нашего края. Я предлагаю послушать некоторые из них.




Создает проблемную ситуацию:

- Мы не случайно начали наш урок с просмотра слайд-шоу, посвященного природе Кировской области. Тема природы – одна из основных тем литературы, неслучайно, многие поэты и художники России описывали в своих произведениях красоту русской природы, её своеобразие.

-Назовите поэтов, с чьими произведениями о природе мы уже знакомились на уроках литературы?





- Чем интересны произведения о родной природе поэтов 19 века?


- А как вы думаете, в XX и в XXI веках эта тема актуальна или нет. Объясните свой ответ.





Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как поэты XX века (А.Блок, С.Есенин) видели красоту русской природы. Открываем тетради и записываем тему урока.


- Какие цели поставим?

(Слайд 12)











- Центральное место в творчестве А.Блока занимала тема Родины - России. В своих стихотворениях Блок пишет о любви к России, её природе, пытается понять всю сложность человеческого бытия. Давайте познакомимся с биографией этого замечательного поэта.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам познакомиться со стихотворением А. Блока «Летний вечер».

Учитель выразительно читает стихотворение.

- Приступим к анализу.

1. Анализ стихотворения «Летний вечер»

О чем рассказывается в стихотворении?

Формирует коммуникативные УУД через прием «Выразительное чтение», направленного на осмысление содержания поэтического текста.



Каким настроением проникнуто стихотворение?



- В последнем четверостишии Блок обращается к читателю с призывом забыть дневные заботы и печали? Каким чувством проникнуты эти строчки?



– У мастеров различных видов искусств есть свои изобразительно-выразительные средства. У художника – краски, ракурс, свет, у композитора – ритм, мелодия, голос.. А что использует писатель?

-Какие литературные приемы помогают писателю создать удивительное настроение летнего вечера?




-Послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения композитора П.И.Чайковского «Времена года» (Июнь). Созвучна ли музыка настроению произведения? Помогает ли она вам воспринимать поэзию Блока? Почему?


«Певцом природы» называли современники С.А.Есенина. Его поэзия – это глубокое чувство любви к Родине, воспевание красоты её природы. Его пейзажная лирика необыкновенно музыкальна, красочна, образна. Давайте познакомимся с творчеством этого удивительного поэта





- Я предлагаю вам самостоятельно проанализировать в группах стихотворения поэта «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша». План анализа стихотворений на доске. (Слайд 16).


Организует совместное действие детей как внутри одной группы, так и между группами: направляет на совместное выполнение задания







- Обращаемся к анализу картин природы в стихотворениях С.А.Есенина. Пока одна группа выступает, другие внимательно слушают, чтобы в заключение сделать совместный вывод по теме урока.

Учитель слушает ответы учащихся, помогает правильно сделать анализ лирического стихотворения, задает наводящие вопросы. Предлагает учащимся работу с иллюстрациями.





Слово учителя о мастерстве поэтов XX века в создании картин природы.

(Слайд 18)


– В чём вы видите мастерство поэтов XX века при создании картин русской природы?




Вывод: Картины природы, воспетые поэтами XX века, всегда очень яркие, образные, верные, мы узнаём в них родную русскую природу и, вместе с тем, видим любовь писателя к своей Родине, к России.


Вопросы:

Давайте вернемся к целям нашего урока. (Слайд № 19):

• Удалось ли их достигнуть? Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

• Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

Домашнее задание:

Анализ стихотворения А.А.Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» по плану;

индивидуальное задание – сообщение о творчестве Н.М.Рубцова.

Познавательные УУД: активизация мышления при рассматривании фото.


- Это наша малая родина – город Вятские Поляны. На фото мы видим красивые уголки природы родного края: реку Вятку, окрестные леса и поля. (Слайды 1-8)

Предполагаются утвердительные ответы



Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через знакомство учащихся с литературными произведениями поэтов-земляков.

2 ученика читают понравившиеся стихи поэтов-земляков (А.Тепин, Ю.Шепелов).






Общеучебные УУД: построение логической цепочки рассуждений.



Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков.


- Это поэты 19 века: А.А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, А.Н. Майков,

И.З. Суриков, А.В. Кольцов, М.Ю.Лермонтов, А.С.Пушкин. (Слайды 9-10)

Общеучебные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование:

-Авторы стихотворений любят родные места так же, как мы любим свои просторы.



- Эта тема всегда будет актуальна, так как природа является неотъемлемой частью нашей жизни. Человек всегда будет любоваться красотой природы, черпать её богатства.



В тетради записывают тему урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века». (Слайд 11)



- Мы познакомимся с творчеством поэтов XX века А.Блока и С.Есенина, проанализируем их стихотворения, рассмотрим, какие выразительные средства языка используют авторы для создания картин природы.

Регулятивные УУД: овладение навыками самоорганизации, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий.





Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений:

Один заранее подготовленный ученик рассказывает о творчестве Блока.

(Слайды 13-14)


Ученики открывают учебники на с.196.




Ученики внимательно слушают учителя.




- В стихотворении поэт описывает всю прелесть летнего вечера.


Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов стихотворений.



- Стихотворение пронизано состоянием тишины, умиротворения и покоя. Смена дня вечером и приближение ночи подчеркивают настроение покоя, отдыха после трудового дня.



- День закончен, а значит, пора отдыхать. Вечер - это время, когда можно подумать о высоком, вечном, нетленном.







- Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.

- Для создания летнего пейзажа автор использует эпитеты (трава объята «дремотой розовой», «красный диск луны» и др.), олицетворения («лучи заката лежат на поле сжатой ржи», трава «объята дремотой») и др.



Звучит музыкальный фрагмент, учащиеся дают свои ответы-рассуждения на поставленные вопросы.



Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений, навыков развернутого ответа.




Один заранее подготовленный ученик рассказывает о творчестве С.А.Есенина.

(Слайды 14-15)





Формирование всех видов УУД: учащиеся ищут информацию, сообщают ее другим, высказывают свою точку зрения, принимают чужое мнение, создают продукт совместного труда.

Познавательные УУД: изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации.

Развитие самоконтроля при выполнении задания.

Коммуникативные УУД: развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности.


В течение 10 минут работают самостоятельно.




Коммуникативные УУД: формирование культуры публичных выступлений:


Выступление групп:

1 группа. Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали» (с.198-199)

2 группа. Анализ стихотворения «Пороша» (с.199-200)


(Слайд 17)




Общеучебные УУД: обобщают информацию, делают вывод, формулируют свое мнение и позицию.



- Мастерство поэтов-пейзажистов состоит в том, что они с помощью выразительных средств смогли создать удивительно яркие образы русской природы, картины природы словно оживают на наших глазах.

- Поэзия и у А.Блока, и у С.Есенина очень музыкальная, душевная, понятна каждому русскому человеку. В этом тоже мастерство поэтов.






Регулятивные УУД: самооценка, взаимооценка учебной деятельности.


Коммуникативные УУД: аргументация оценивания.





Заполняют листы оценивания.



Учащиеся записывают домашнее задание.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кашина Ирина Владимировна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства