Бинарный урок: литература+ОБЖ+ кино.Одна уз целей урока: привлечь учащихся остротоц и необычайностью ситуации, мужеством и упортсвом героя, ставшего легендой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родина рождает героев»
«Рождает Родина героев».
Для бессмертия нет слова «был»
Снова лётчика крылья разбудят.
Он, конечно, простит тех, кто сбил,
Но простит ли он тех, кто забудет?
Планируемые результаты обучения:
Предметные:уметь анализировать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить, восстановить свои силы и встать в строй для защиты своей страны; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя.
Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; структурирование материала; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; самостоятельная организация работы с текстовым и видеоматериалом, оценка, систематизация, анализ.
Личностные: участие в творческом созидательном процессе, воспитание моральных качеств; формирование целостного мировоззрения, освоение новыми видами деятельности.
Виды учебной деятельности:
Репродуктивная:осмысление содержания произведения и кинофильма, изображённых в них событий и характеров;
Продуктивная творческая:характеристика героев произведения и героев кинофильма, развёрнутый монологический ответ на поставленные вопросы с элементами цитирования.
Поисковая:самостоятельный поиск материалов для ответа.
Цель деятельности учителя: обратить внимание на интерес Б Полевого к человеческой личности, привлечь учащихся остротой и необычайностью ситуаций, мужеством и упорством героя, жизнь которого стала легендой. Донести патриотическую идею произведения и кинофильма , помочь понять те патриотические устремления, которые определяют поступки и поведение Алексея Мересьева и его друзей.
Вид урока: бинарный урок: литература и ОБЖ.
Оборудование: портрет писателя, портрет А.П. Маресьева, книга Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», кинофильм А. Столпера «Повесть о настоящем человеке» (1948г.), выставка рисунков учащихся и кадров из кинофильма
Ход урока.
Чтениеотрывка из "Поэмы о Настоящем Человеке".
Рождает Родина героев, Коль нашу землю топчет враг,
Они, прикрыв ее собою,
Не отступают ни на шаг…
И летчики сражались смело, Срывая вражеский налет,
Их сила духа без предела,
Они ее берут в полет.
У Алексея первый вылет,
Удар по технике врага,
На бреющем фашистов били,
Не дрогнула его рука…
Под Старой Руссой в жесткой схватке
Был самолет его подбит.
Мотор заглох, и нет площадки,
Но хорошо, что не горит.
Упал на лес, сбивая сучья,
В куски распался самолет,
Вот он, особый этот случай,
Когда остался жить пилот…
Как он прополз те восемнадцать
Голодных выстраданных дней?
Как телу трудно подниматься,
Но сила воли все ж сильней…
Врачи его смотрели долго
И вывод сделали один…
Лишь сила воли, чувство долга
Его оставили живым.
Взяв костыли, стал двигать ноги -
Как трудны первые шаги!
Учителя уж больно строги,
А в помощь только две руки.
«Я должен быстро научиться Ходить и двигаться, как все.
Иначе в воздух не пробиться,
А без полетов трудно мне».
И он с упорством, силой воли
Тренировался каждый час.
Хотя в душе стонал от боли
И падал на пол много раз…
И доказал, что и в протезах
Готов на фронте воевать,
В ногах его теперь железо,
Лишь нужно им повелевать.
А жарким летом в сорок третьем
Попал на Курскую дугу,
Друзей своих на фронте встретил
В гвардейском боевом полку.
По восемь раз за день взлетали,
Громили, разрывая строй,
И в небе пушки грохотали,
Здесь каждый миг – смертельный бой!
И вот однажды, тем же летом
К ним в полк приехал Полевой,
Проговорили до рассвета
О буднях жизни боевой.
Он рассказал, как жизнь сложилась,
Почти что спал, закрывши веки…
И вскоре «Повесть…» появилась
О Настоящем Человеке!
Черников Владимир Петрович, летчик, гвардии полковник, ветеран Великой Отечественной войны, председатель Союза фронтовиков 2002 год
Учитель литературы:
Сегодня мы поговорим с вами о человеке, который преодолел немыслимые страдания и, лишившись обеих ног, сумел вернуться в истребительную авиацию, чтобы воевать с фашистскими асами. Такого в истории никогда не было. Но все рассказанное в повести Бориса Николаевича Полевого «Повесть о настоящем человеке» основано на реальных событиях.
Главный герой Алексей Маресьев, советский лётчик- истребитель, который был сбит в воздушном бою за линией фронта, с раздробленными ногами 18 суток полз к своим, и который после ампутации обеих ног смог вернуться в истребительную авиацию, летал на сложном и скоростном Ла - 5 и сбил 7 немецких самолётов. Пожалуй, каждому известен этот факт. Среди героических подвигов, совершенных советскими людьми в Великой Отечественной войне, он не кажется невероятным. Однако, если бы писатель Борис Полевой, автор «Повести о настоящем человеке», посвященной подвигу Маресьева, рассказал бы нам кратко сюжет своего произведения, даже самый снисходительный критик упрекнул бы его в нарушении жизненного правдоподобия. Ползти раненому, без пищи, одному, по вражеской территории, восемнадцать дней? Маловероятно. Впрочем… Но вот летать, да еще на скоростном, без ног невозможно. Просто — нельзя, спросите любого летчика. С героем повести Алексеем Мересьевым мы знакомимся весной 1942 года, когда в тяжелых боях под Старой Руссой был подбит его самолет. Летчик остался жив, однако обе ноги его были перебиты. Мересьев оказался в тылу у немцев, в глухом заповедном лесу, вдали от селений и людей: так начался путь его испытаний. «Обе ноги никуда не годились. Очевидно, когда удар самолета по верхушкам сосен выбросил его из кабины, ступни что-то прищемило и раздробило мелкие кости плюсны и пальцев. Конечно, в обычных условиях он даже и не подумал бы подняться на эти разбитые, распухшие ноги. Но он был один в лесной чаще, в тылу врага, где встреча с человеком сулила не облегчение, а смерть. И он решил идти, идти на восток, идти через лес, не пытаясь искать удобных дорог и жилых мест, идти, чего бы это ни стоило».
- Такое положение накладывает определённый отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его жизнь и спасение зависит от него только самого.
- Какая задача встаёт перед человеком? (любой ценой добраться до своих)
- Что для этого прежде всего нужно делать? (необходимо поверить в себя и в свои возможности, успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение).
- Как себя вести, чтобы сохранить жизнь ? - - Какие черты характера помогают человеку преодолевать трудности, не сдаваться и не падать духом в непростых жизненных ситуациях? ( выносливость, выдержка, целеустремлённость…
Учитель литературы:
Повесть Полевого, естественно, привлекла внимание кинематографистов. Образ настоящего советского человека требовал своего воплощения на экране. В 1948 г. на экраны страны вышел одноимённый фильм А.Столпера по книге Б.Полевого. Главного героя сыграл Павел Кадочников, молодой, но уже известный актёр. Сыграл вдохновенно, убедительно, от души. Посмотрите фрагмент продвижения Мересьева на восток. (просмотр фрагмента)
Учитель ОБЖ:
- Расскажите о поединке с медведем. ( гл. 3, стр.12-13)
(Голодный злой медведь лапой перевернул Алексея, рванул когтями комбинезон, глухо зарычал ,Мересьев медленным движением опустил руку в карман ,нащупал пистолет, взвел курок, начал вынимать его. Медведь схватил комбинезон зубами. Подавив в себе боль, Алексей вскинул пистолет и нажал на курок.)
- Да, человек пытается выжить. Но только ли человек борется за свою жизнь? (Зверь тоже)
- Автор показывает человека и зверя в борьбе за жизнь рядом: кто кого? По всем признакам человек должен погибнуть. Умереть. Но во что бы то ни стало человек должен победить, одолеть зверя, потому что он-советский лётчик, который никогда не сдается
-Соответствует ли поведение героя в сложившейся ситуации?
Учитель литературы:
- Какие мысли и стремления заставляют лётчика преодолевать все препятствия в своем движении на восток?
( Мересьев изнемогает, он ползет семнадцатый день. Лицо обросло бородой, провалились щеки, растрескались губы. Живут только глаза. Кажется, жизнь иссякает и в них. Но вот Мересьев слышит звук пролетающих самолетов. Глаза вспыхивают надеждой. «Свои… Аэродром… Ребята…»—шепчут губы. На миг отчаянье в глазах: его не могли заметить. И вдруг глаза оживают вновь: в них уверенность, сила, решимость. Свои близко, они борются, они грозно пронеслись над территорией врага. Значит, и я должен… ползти, жить, воевать.) Незадолго до смерти реального летчика Алексея Петровича Маресьева спросили, что двигало им в эти страшные минуты. Маресьев, который никогда не любил громких слов, ответил просто: «Желание жить!...» Безостановочное продвижение к своим с повреждёнными ногами, да ещё и по вражеской территории, можно считать первым подвигом - подвигом выносливости.
Действие 2 части переносит нас в московский госпиталь, возглавляемый профессором, главным врачом Василием Васильевичем, который произносит страшное для Алексея слово – гангрена.
(просмотр эпизода, когда Алексей переживает сказанное врачом-ампутацию ног)
- Как оператор показывает переживания, думы Мересьева?
( Это трагедия для любого человека. «Страшно почувствовать себя увечным, выброшенным из жизни. Тяжело пережил это и Алексей – замкнулся, ушел в себя. Его мучила мысль о физической неполноценности, пугало горе матери, грызли сомнения, имеет ли он право на любовь. Положение усугублялось и другим: Мересьев не допускал мысли, что может оказаться в стороне от борьбы с фашизмом, в которой участвовала вся страна, а единственным местом в борьбе, на котором он мог представить себя, была авиация. Безногий Мересьев неподвижно лежит на постели. Он думает об Островском. Он знает — без ног не полетишь. Он слушает слова комиссара. И умные, мужественные эти слова рождают в нем готовность на новый подвиг. Становится тверже линия рта, разглаживаются морщины на лбу, глаза зажигаются верой, силой.) - Создатели фильма осознанно уделяют большое внимание моменту «возрождения» героя. Скорее всего для того, чтобы показать трудный, но победный путь А. Мересьева от человека, потерявшего смысл жизни после ампутации ног, к человеку, вновь нашедшему его в преодолении себя и дальнейшей службе Отечеству
Учитель ОБЖ : - В каком больничном эпизоде особенно ярко проявляется мужество Мересьева, твердость характера, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели? (Он начал усиленно тренироваться день за днем, несмотря на боль. Он часами ходил на протезах по больничному коридору, учился танцевать.) (фрагмент –вальс с медсестрой)
- Казалось бы, карьере лётчика конец. Но, к счастью, к тому времени характер Алексея Маресьева был уже достаточно закалён для твёрдого и, главное, героически смелого решения остаться в строю. Он упорно тренировался для того, чтобы летать с протезами. Не напрасно. Первый его пробный вылет без ног закончился благополучно, и вскоре его вновь приняли в авиационный полк, хоть и не сразу начали допускать к боевым вылетам.
Настойчивость, проявленная в ситуации, когда никто, кроме самого Маресьева, не верил, что тот вновь сможет летать не хуже прежнего, и кропотливая подготовка к полётам с протезами, победа над профессиональной непригодностью, является вторым подвигом - подвигом упорства и целеустремлённости
Учитель литературы:
- Спустя 5 месяцев занятий в школе тренировочного обучения с Мересьевым произошли изменения Каким мы его видим? ( (сразу расцвел, развернулся, вернулись к нему жизнерадостность и бесшабашность. 8 гл.) -Что переживает Мересьев в первом полёте? (Когда самолет оторвался от земли и повис в воздухе, глаза Алексея заплыли слезами радости.Он снова верил в свое мастерство, это передавалось самолету. Он слился со своей машиной, ощутил ее как продолжение своего собственного тела.)
(просмотр фрагмента схватки с фашистским асом)
- Как актёр Кадочников смог передать чувства своего героя во время воздушного боя? -- Не успело начальство начать доверять лётчику-инвалиду, как тот совершил новый боевой подвиг - спас двоих товарищей во время неравного воздушного боя с немцами. Более того, во время боя было уничтожено два прикрываемых (!) нацистских истребителя. Этого вполне хватило, чтобы Маресьева наградили “Золотой звездой” и званием героя СССР. Спустя некоторое время слава о безногом асе разлетелась по всему фронту. Среди корреспондентов, наведовавшихся в 296-й авиационный полк, был и будущий писатель Борис Полевой, для которого первый в истории ас-инвалид и стал одним из главных прототипов всем известной “Повести о настоящем человеке”. Вот и третий подвиг, о котором почему-то вспоминают реже всего - боевой подвиг, подвиг мастерства.
- Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
- В чем смысл названия повести?
Учитель ОБЖ:
- Алексей Петрович Маресьев - пример не только яркого таланта и выстраданного профессионализма, но и замечательных общечеловеческих качеств: любви к жизни, преданности любимому делу, готовности много и упорно трудиться в любых условиях и без оглядки на мнение окружающих, лишь бы добиться нужного результата. Я рад, что именно моего кумира - прославленного лётчика на протезах, нашего земляка, - упоминают, когда говорят о надобности стремиться к мечте во что бы то ни стало.
Учитель литературы: - - О чём заставляет задуматься повесть ? ( ( Повесть заставляет читателя поверить, что упорство, целеустремленность, мужество помогут преодолеть любые преграды, какими бы трудными они ни были.)
- Напоследок перенесёмся в чуть менее отдалённое прошлое. В 1960-м году была впервые поставлена опера «Повесть о настоящем человеке», и, конечно, на премьеру не забыли пригласить и самого Алексея Маресьева. Согласно народной молве, после оперы Герой Советского Союза произнёс: «Да-а, ползти было легче».
Домашнее задание на выбор: 1 Написать сочинение на тему: « Какие сцены повести особенно запали в душу и почему? » 2 Написать отзыв на кинофильм.