Просмотр содержимого документа
«Развитие навыка чтения у младших школьников »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 17»
Н.Г. Антипина
Развитие навыка чтения
у младших школьников
Полысаево 2015
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..3
1. Процесс чтения…………………………………………………………….4
2. Компоненты навыка чтения……………………………………………....6
3.Упражнения для развития навыка чтения………………………………11
4. Виды работы с текстом……………………………………………….….28
5. Заключение………………………………………………………………...31
6. Список литературы……………………………………………………….32
Введение
Люди перестают мыслить,
когда перестают читать
Дени Дидро
французский философ,
писатель
Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Чтение – это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, с помощью чего обучающиеся изучают большинство учебных предметов.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.
Чтение – один из основных способов всестороннего развития школьников, приобретения информации и во внеучебное время.
Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, т.к. это связано с буквами и их зрительным восприятием. Читать можно не иначе, как только специально этому научившись.
Процесс чтения
Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. [10]
Начинается чтение со зрительного познания графических элементов текста, т.е. букв, их сочетаний, слов и т.д. они своими физическими свойствами (размером, начертанием, цветом) возбуждают в зрительно0-нервном аппарате импульсы, которые поступают в особые центры головного мозга.
Чтобы грамотно руководить работой по формированию навыка чтения, надо понять, что чтение – это вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит своё выражение в движении глаз и речезвукодвигательных процессах», другая – «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого».
Чтение включает следующие компоненты: зрительное восприятие, произнесение и осмысливание читаемого. По мере овладения процессом чтения у читателя происходит всё большее сближение, всё более тонкое взаимодействие между указанными компонентами. «Конечной задачей развития навыка чтения является, таким образом, достижение того синтеза между отдельными сторонами процесса чтения, каким характеризуется чтение опытного чтеца… Чем гибче синтез между процессами осмысливания и тем, что называется навыком в чтении, тем совершеннее протекает чтение, тем оно точнее и выразительнее». [2]
Учёный Н.А.Рыбников представлял акт чтения как сгусток личностных человеческих свойств, качеств и специальных действий и операций: «…восприятие зрительных буквенных элементов, представление, поскольку читающий должен помнить прочитанное и связанное с прочитанным содержание; интеллект, поскольку при чтении осмысливается связь прочитанного материала; воля, поскольку чтение есть спонтанная деятельность; чувство, поскольку чтец может эмоционально воспринимать содержание; моторика, поскольку чтение сопровождается произнесением про себя и вслух, и т.д.». Он утверждал: «Весь этот сложный процесс осуществляется с точки зрения определённо поставленной цели, в соответствии с которой из этого сложного комплекса выдвигаются на первый план те или иные моменты. Там, где этот процесс оказывается адекватным поставленной цели, мы имеем и правильный конечный результат, т.е. правильное прочтение». [11]
Компоненты навыка чтения
Чтение – это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: восприятие графической формы слова; перевод её в звуковую, т.е. произнесение слова по слогам или целиком в зависимости от уровня овладения техникой чтения; понимание прочитанного (слова, словосочетания, предложения, текста)
Навык чтения – это комплекс умений и навыков. Это, прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения.
Навык чтения может быть представлен в общем виде такой схемой:
Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется, отрабатывается как умение и посредством упражнений постепенно поднимается на уровень навыка, то есть осуществляется без напряжения, автоматически.
В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания читаемого, и технической, подчинённой первой и обслуживающей её.
Ведущее место в этом комплексе занимает смысловая сторона, то есть сознательность, понимание читаемого текста. Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим:
значений слов, употреблённых в прямом и переносном смысле;
содержание каждого предложения;
содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, глав);
основного смысла всего содержания текста
Другими словами, сознательность – понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.[5]
Техническая сторона (техника чтения) включает в себя другие компоненты навыка чтения: способ чтения, правильность, выразительность, скорость (темп, беглость) чтения. Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности.
Способ чтения – важный компонент техники чтения, который влияет на другие её стороны. Выделяют пять основных способов чтения:
Способы чтения
Продуктивные
Непродуктивные
1. Побуквенное 1. Плавное слоговое
2. Отрывистое 2. Плавное слоговое с целостным
слоговое прочтением отдельных слов
3. Чтение целыми словами и
группами слов
Необходимо отрабатывать продуктивные способы чтения.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. [5]
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
замены;
пропуски;
перестановки;
добавления;
искажения;
повтор букв (звуков), слогов, слов;
правильно или ошибочно делает ударение в словах;
ошибки в окончании.
Выразительность – способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. [10]
Выразительно прочитать текст – значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя передать идеи и чувства, вложенные в произведение. [5]
Выразительность чтения включает в себя умения правильно использовать паузы, делать логическое ударение, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется числом слов, прочитанных за единицу времени. [5]
Обратимся к другому определению. «Беглое чтение – чтение без затруднений». [8]
Это определение так же заслуживает внимания, т.к. в нём подчёркивается свобода быстрого узнавания букв и воспроизведения их в чтении, в звуковом оформлении. Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания.
Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения (по В.Г.Горецкому) [15]
Полугодие
Класс
I полугодие
II полугодие
1 класс
-
25 – 30 слов в минуту
2 класс
30 – 40 слов в минуту
40 – 50 слов в минуту
3 класс
50 – 60 слов в минуту
65 – 75 слов в минуту
4 класс
75 – 85 слов в минуту
85 – 95 слов в минуту
Если результат ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.
Выделяют пять этапов развития техники чтения:
I – начальный (0 – 10 слов в минуту);
II – развитие кратковременной памяти (10 – 50 слов в минуту);
III – совершенствование внимания и расширение поля чтения (50 – 80 слов в минуту);
IV – уверенное чтение адаптированных текстов (80 – 120 слов в минуту);
V – беглое чтение любых текстов (более 120 слов в минуту) [7]
Упражнения для развития навыка чтения
Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. С проблемой совершенствования техники чтения я тоже столкнулась в своей работе. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный. Чтобы этот процесс проходил у учащихся более успешно, включаю в свои уроки различные тренировочные упражнения:
Психологические упражнения
Начало работе с книгой кладут упражнения «Поза», «Расслабиться». Упражнением «Поза» прививается умение правильно сидеть во время чтения, держать книгу, при усталости подпирать голову одной рукой (при чтении левой страницы – правой рукой и наоборот). Фаза расслабления обеспечивает максимальный отдых путём снятия напряжения всей мускулатуры. По команде «Расслабиться!» глаза читающих отрываются от текста и закрываются, руки с разжатыми пальцами опускаются на колени, корпус откидывается назад, голова опускается, устанавливается полная тишина, расслабление длится 20 – 30с. На протяжении фазы расслабления нужно несколько раз тихо повторить: «Вы чувствуете себя хорошо, всё тело расслабилось, вы отдыхаете…». Затем фаза расслабления прерывается командой «Поза!», после чего ученики принимают правильную позицию и вновь приступают к чтению.
Упражнения на развитие зоркости.
Для воспитания у учащихся зоркости к буквенной стороне слова можно проводить тренировочные упражнения начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста азбуки, например:
1. Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, у, р, о, ы;
2) б, н, д, е, ж, в, м;
3) ма, ра, ла, ны, са;
4) река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
2. Что общего в словах и чем они различаются?
1) мел – мель;
2) мал – мял;
3) мыл – мил.
3. Работа с предложением.
После приобретения учащимися навыка быстрого «схватывания» одного-двух слов можно перейти к такого рода прочтению трёх и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала столбиком:
Лара
сама
мыла
раму.
Потом записывать таким образом: Лара сама мыла раму.
В послебукварный период предложение можно разделить на синтагмы и записать стихотворным набором:
Дал агроном черенки
И научил,
Как их в землю вкопать,
Как поливать,
Как с крапивой бороться.
Данная группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.
3. Артикуляционная гимнастика. (Упражнения на правильное произношение звуков, отработку дикции)
С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция – основа чёткости, понятийности речи. Артикуляционная гимнастика проводится в начале урока в течение 2-3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1. Упражнения на отработку дыхания
Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое напряжения), глубокое, частое (но не учащённое!), незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее фонационное дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:
1) вдыхать глубоко носом и ртом;
2) выдыхать бесшумно (незаметно);
3) не перебирать дыхание при вдохе;
4) пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!);
5) не задерживать дыхания в паузах;
6) не расходовать весь запас воздуха, чтобы не захлебнуться.
Физминутка «Задувание свечи». Детям раздаются узкие полоски плотной бумаги шириной 2-3 см, длиной 10 см. Учитель предлагает представить, что перед ними зажжённая свеча. Сделать глубокий вдох ртом, остановить дыхание и медленно дуть на бумагу-«свечу», пока не закончится воздух в лёгких. Во время спокойного выдоха верхний конец бумажки ровно отклоняется. При повторном выполнении упражнения верхний конец бумажки должен сильно отклониться: надо «задуть» свечу по команде учителя (усилить интенсивность выдоха).
Физминутка «Поймай комара». Руки раздвигаются в стороны – делается вдох; сдвигаются постепенно вперёд ладонями друг к другу – делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывно звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдёт автоматический вдох»
Упражнения:
набрать воздух в лёгкие и прочитать на одном выдохе, чётко выговаривая каждый слог:
«В зимний холод каждый молод».
«Ум хорошо, а два лучше»
«Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор»
«Роет землю старый крот, разрывает огород»
на счёт 1 – 4 – задержка дыхания, на счёт 1 – 4 выдох;
считать на одном дыхании как можно дольше: один, два, три, четыре…;
работа с таблицей согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда один раз. Делают следующий вдох и на выдохе читают согласные второго ряда и т.д.
БКЗСТР МНВЗРШ ЛНХ
ЖЛПФХЧШБРПТСТКЛ
МНДГМКТФТРМГНЖЗ
ВДФХФГБФКЗРЧ
ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ
ДГРШКТБСТЦТРСЧШ
ТРГХЛДКВЧТБЛМНЗ
Такую работу можно проводить в парах и при чтении вслух по цепочке в качестве физминутки на уроках обучения грамоте.
8. Скороговорки на проговаривание согласных звуков:
Коси, коса, пока роса.
На реке поймали рака, из-за рака вышла драка.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
З а д а н и е : прочитай скороговорку с интонацией удивления, весело, грустно и др..
4. Метод динамического чтения.
Динамическое чтение – это когда читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, то есть блоки. Это чтение только глазами (про себя).
1. Упражнения для развития поля зрения по таблицам
Таблица 1
А
У
К
С
О
Т
Д
Е
И
С
Т
М
Ф
Я
Э
Ю
Н
И
Г
Ш
Б
В
Л
Ш
Х
Щ
Ж
Й
Р
Б
Ц
Е
Ы
Ю
З
К
М
Н
П
Ь
З а д а н и е : прочитайте про себя, указывая буквы карандашом.
ПАМЯТКА
1. Как можно быстрее назови все буквы (слоги) по порядку, указывая карандашом.
2. Старайся запомнить расположение сразу двух-трёх следующих друг за другом букв (слогов).
3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят её всю целиком.
Таблица 2
КУ
МАН
ТУЗ
КАС
ША
ТА
ТИН
БОЛ
ТО
КАР
ТОН
НА
ФЕЛЬ
ЛИК
КА
НИЗ
З а д а н и е : прочитай слоги про себя по порядку (сверху вниз, слева направо). Постарайся запомнить слоги. Составь из данных слогов слова.
2. Упражнения с фиксацией зрения на средней линии (ряде чисел)
Таблица 1 Таблица 2
м а а м
м о о м
м у у м
м и и м
м е ы м
м ы е м
45 мм 50 мм
Таблица 3 Таблица 4
м 1 а а 1 м
м 2 о о 2 м
м 3 у у 3 м
м 4 и и 4 м
м 5 е ы 5 м
м 6 ы е 6 м
45 мм 50 мм
Слоги расположены пирамидой, в основании которой расстояние между буквами 45мм. Затем, когда учащиеся уже свободно фиксируют слог, расстояние увеличивается: 50 мм, 55 мм, и т.д. систематическая работа с такими таблицами даёт возможность развивать у детей боковое зрение, которое необходимо для развития «поля зрения».
З а д а н и е : сосредоточьте свой взгляд на средней линии (ряде чисел) и, постоянно держа в поле зрения среднюю линию, прочитайте слоги. Назовите цифру, которая соответствует слогу ма, ме (порядок цифр в средней линии меняется на каждом уроке).
Во II – IV классах средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски
Таблица 5
Учитель может включать в таблицы
конь ки трудные слова из изучаемых на уроке
лыж ня текстов.
снего вик
холо дит
45 мм
5. Упражнения на развитие антиципации (смысловой догадки).
При чтении текста, поймав боковым зрением контуры следующего слова, на основании смысла прочитанного, ученик может догадаться, какое слово будет следующим. Это предвидение следующего слова (слога, буквы) называется антиципацией. Развитию антиципации способствуют следующие упражнения:
1. Чтение предложений с оставленными в первом случае согласными, во втором – гласными.
В… д…лжн… ст…ть х…р…ш…м ч…т…т…л…м !
…о … я э…о…г… …а…о …о…о и …о…о…о у…и…ь…я!
- Когда вам было труднее?
2. Чтение текста с неполными словами.
ЁЖИК
Пошёл тём… ночью серый ёжик по ле… гу… . Уви… красную клюквин… и наколол на серую иголоч… . Уви… жёлтые лис… и тоже нако….
Заметил, наконец, в голубой лу… голубую звёздоч… . Тоже хотел нако…; да ниче… не выш… . Подумал ёжик, поду… и накрыл её лопуш… - пусть до утра поле… .
А ут… под лопухом вмес… голубой звёзд… нашёл большое краси… солныш… . Вот ёж смеял… . Очень.
3. Антиципация частей знакомых поговорок.
Дома стены __________ . Век живи, _____ __________ .
Готовь сани летом, ___ _______ ________ . Сделал дело - … .
Тише едешь - … .
4. Восстанови слово.
На доске написаны слова с пропущенными буквами и слогами:
М
А
Н
А
(Машина, малина, марина)
Р
Ы
Л
О
(Рыболов)
5. Прочитай слова, записанные на доске.
Звери, плетень, лиса, зайка, медведь, ёжик.
Найди схему для каждого слова: ′ , ′ .
6. Читай текст:
Тень, тень – потетень.
В…ш… г…р…д… (рисунок «Плетень»)
С…л… (рисунок «Звери») под плетень,
По – хва – ля – ли – ся в…сь д…нь.
По – хва – ля – ла – ся (рисунок «Лиса»)
«Вс…м… св… т… я кр…с…»
По – хва – лял – ся (рисунок «Зайка»)
«П…йд… , д…г…н…й-к…»
По – хва – лял – ся (рисунок «Медведь»)
«М…г… п…сн… я п…ть».
По – хва – лдя – ли – ся (рисунок «Ежи»)
«… н…с ш…б… х…р…ш…» [9]
6. Упражнения на развитие чтения без повторов.
При чтении глаза движутся не только слева направо, но и наоборот. Это, хотя и оказывает некоторое положительное влияние (исправляется ошибка), в то же время снижает темп чтения.
1. Чтения с закладкой.
Закладка движется не под строкой, а по строке, закрывая уже прочитанный слог слева от ученика.
На закладке нарисована стрелка, указывающая вправо
Закладка закрывает прочитанный слог, который также закрываетсяпередвижением закладки левой рукой вправо. Это исключает повторы уже прочитанного слога и ускоряет чтение.
2. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.
ПЫлеСОС СнеГИри
ВоРОбьИ ТЕтерЕВочЕК
3.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.
СНЕ / ГО / ПА / ДЫ
СНЕ – ГО – ПА – ДЫ
4. Постоянное наращивание слова:
ЛЕС
ЛЕСОК
ПЕРЕЛЕСОК
5. Работа с таблицами, включающими в себя слоги таких структур, как СГ,
ССГ, СССГ (С – согласный, Г - гласный).
а
о
у
ы
е
дл
тр
кт
см
Таблица 1 Таблица 2
а
о
у
ы
е
т
н
р
м
Таблица 3
а
е
и
у
ы
скл
спр
скм
спл
В данных таблицах слоги не прописаны, ученики составляют слоги самостоятельно при чтении таблиц.
7. Упражнения для развития темпа (скорости) чтения
Указанные ниже упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста, затем текст прочитывается вслух и идёт обычная работа над выразительностью, пересказом и т.д.
Выполнение каждого из этих упражнений занимает всего 5 – 7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после первого самостоятельного знакомства с текстом дети читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией.
1. Чтение «эхо» (на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово. Ц е л ь : сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверен в себе, ведь он уже услышал слово, ему легче его узнать.
На более позднем этапе обучения чтению сильный и слабый меняются ролями. Ц е л ь : сильный ученик отдаёт все силы выразительному чтению, а у слабого остаётся время на прочтение следующего слова. Он опять уверен в себе.
2. Чтение «канон»: один ученик начинает читать абзац текста вместе с первым, но опаздывая от него на 3 – 4 слова (как при чтении канона). Ц е л ь : держать определённый темп чтения, стараться читать выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением обоих учеников и оценивает их работу.
3. Чтение «спринт»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо ещё следить за выразительностью, безошибочностью. Ещё чтение «спринт» можно проводить и так: учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения поторапливать детей: «Быстрей, быстрей, ещё быстрей», добавляя при этом: «Читать нужно всё».
Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. Также предварительно готовить класс психологически, давая команды: «Приготовиться! Внимание! Начали!» При обучении чтению «спринт» можно воспользоваться памяткой:
ПАМЯТКА
1. Плотно сожми губы и зубы.
2.Читай только глазами.
3. Читай как можно быстрей.
4. Ответь на вопросы к тексту.
4. Чтение со счётом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание, а после окончания подсчёта числа слов назвать это число и ответить на вопросы, поставленные к тексту перед чтением. Ц е л ь : загрузить уши учащихся посторонней работой – счётом слов. В этом случае дети лишены возможности произносить текст про себя. Они приучаются читать только глазами. Предлагается следующая памятка:
ПАМЯТКА
1. Плотно сожми губы и зубы.
2. Читай только глазами.
3. Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.
4. Ответь на вопросы к тексту.
Первый вопрос к учащимся – о количестве слов в тексте. Ответ можно считать отличным, если расхождение между названным числом и действительным не превышает 2 процентов, хорошим – удовлетворительным – 5 – 10 процентов при условии, что дети ответили на вопросы к тексту.
5. Упражнение «Чтение-разводка» используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, учащиеся учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. Это упражнение можно часто использовать на уроках русского языка: например, «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-нибудь правило.
6. «Жужжащее чтение».
Ученик читает про себя, одновременно жужжит, как пчела (квакает как лягушка, чирикает, как воробей и др)
Все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью – кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
7. Чтение с простукиванием ритма.
Простукивая по столу карандашом заранее выученный ритм, ученики должны читать глазами незнакомый текст, а после прочтения ответить на вопросы по содержанию.
8. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки)
9. Упражнение «Буксир».
Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с намеченным планом в пределах скорости чтения учеников (80 – 160 слов в минуту). Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем.
10. Упражнение «Молния»: чередование чтения в комфортном режиме с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя «Молния!» и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения упражнения. Упражнение проводится ежедневно либо два-три раза в неделю.
11. Упражнение «Кенгуру»: ориентирование взгляда на начале, середине и конце строки по счёту, чтение таким образом целого абзаца; беседа о том, что запомнили, затем чтение вслух.
12. Многократное чтение
Порядок многократного прочтения текста: чтение одного предложения (не более 2-3 предложений за один урок) осуществлять в таком порядке:
1-й раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2-й раз – повторное прочтение без учителя;
3-й раз – плавное, слитное чтение слов;
4-й раз – чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали это предложение друг другу)
5, 6, 7-й разы – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10-й разы - -темп чтения доводится до уровня скороговорки [9]
8. Упражнения на внимание
С этой целью можно использовать логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слова, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д.
1. Перестановка слов в предложении.
2. Нахождение новых слов в данных словах:
Уточка, град, сухо. Парк, экран, мрак, сорт, скот и т.д.
3. Составление слов
Помоги слову найти свою последнюю буковку. Соедини слово с последней буковкой прямой линией. Перечитай все слова целиком.
Кро Р
Тро Т
Вра Ч
Сто К
Пло Н
Сту В
Узо Л
4. Нахождение повторяющейся буквы.
В
А
К
Л
В
П
С
В
У
Б
В
Р
Н
В
О
Ю
И
Г
З
Ъ
Я
В
Е
Ж
В
5. Чтение слов в «Азбуке и книгах для чтения»
Назовите слова, состоящие из одного, двух, трёх и более слогов; назовите слова с ударением на первом, втором слоге; найдите предложение по данному началу или концу; найдите предложение с восклицательным, вопросительным знаком, запятой; назовите сочетание существительное плюс прилагательное, существительное плюс глагол; найдите в тексте слова с безударной гласной, с мягким знаком и т.п.
6. Чтение столбиков с одинаковой концовкой. Например:
-МКА -АЛКА -ЛЬКА -ЕЧКА -ОЧКА
Рамка палка сабелька печка ёлочка
Немка фиалка неделька речка белочка
Ломка закалка земелька гречка дудочка
Сумка гадалка шинелька свечка вазочка
Дымка галка туфелька овечка дырочка
Кромка свалка сосулька аптечка вилочка
Лакомка русалка свистулька ножечка грядочка
Это упражнение следует проводить на уроках русского языка при изучении темы «Состав слова».
Ученик читает текст произведения до первой ошибки. Кто первый заметил искажение, поднимает руку, чтобы прочитать правильно, и продолжает чтение до первой ошибки. (искажение звуко-буквенного состава, повторы, нарушение норм литературного произношения, интонационные ошибки)
9. Занимательные упражнения.
1. чтение и заполнение «лесенок»
2. «Пирамидка» строится из слов произведения, которое читается на уроке (упражнение вводится при проверке домашнего задания), или используется текст нового рассказа (при подготовке его к чтению).
4. Упражнение «Кто быстрее?»: в словах, рассыпанных на парте, найдите предложение, которое написано на доске.
5. Головоломка «Что в записке?»: чтобы узнать, что написано в записке, вычеркните буквы, которые сумеете найти дважды в этой записке.
6. Ребусы.
7. Составление предложений из слов и слогов.
8. Завершение предложения по догадке.
9. Чтение «испорченных» предложений или подбор текста, в котором учитель, печатая его на дочке, допустил ошибки: пропустил слово, вместо одного предлога написал другой и др.
10. Выявление типографских «ошибок». Не лишнее ли первое слово в предложении?
И у Мити мама и папа строители.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Тогда ребёнок открывает в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.
Виды работы с текстом на уроке чтения
Чтение всего текста (по заданию учителя)
Чтение, деление на части. Составление плана.
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение вполголоса.
Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
Чтение, ответы на вопросы.
Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание).
Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
Беседа с сопровождением выборочного текста.
Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.
Высказывание своих непосредственных суждений о прочитанном после чтения учителем или учеником.
Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Чтение названия рассказа. (Как ещё можно назвать?)
Чтение по ролям.
Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики.
«Живая картинка» (один ученик читает, другой – мимикой лица реагирует на услышанное).
Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, медленно, быстро.
Чтение стихотворения, расстановка пауз.
Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
Выразительное чтение отрывка (стихотворения) по собственному выбору.
Нахождение в тексте слов на заданное правило.
Нахождение в рассказе самого длинного слова.
Чтение, пометка непонятных слов.
Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
Нахождение и чтение слов, близких по значению данным.
Чтение слов, к которым даны сноски.
Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
Заключение
Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать, укреплять их мысль и любознательность. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Чтение пробуждает в детях лучшие чувства, воспитывает лучшие человеческие качества. Чтобы дети по-настоящему овладели искусством чтения, надо развивать в них способность тонко чувствовать, постигать красоту слова и глубину содержания.
Список литературы
1. Волина, В.В., Русский язык. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997
3. Жиренко, О.Е., Обухова, Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 кл. – М.: ВАКО, 2005
4. Китаева, А.В. Развитие беглости чтения в начальных классах // Начальная школа. – 1996. - № 9
5. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000
6. Менькова, Е.В. Обучение грамоте. Интегрированные уроки по учебнику В.Г.Горецкого «Русская азбука» и рабочим прописям. В 2 ч. – Волгоград – Учитель АСТ, 2002
7. Методика обучения чтению / сост. Т.И.Сальникова. – М., 2001
8. Ожегов, И.Т. Словарь русского языка. – М., 1973
9. Павлова, Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007
10. Русский язык в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. – М., 1993
11. Рыбников, Н.А. Навыки чтения современного школьника // Чтение в начальной и средней школе. – М., 1936