kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по формированию читательской грамотности учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова»



Презентация







«Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова



Урок литературы в 7 классе

(задания и вопросы для проверки читательской грамотности)









Учитель : Ерастова Л.Н.















Текст 1



По выходе из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов окунулся в литературную жизнь. Это было время, когда всколыхнулся интерес к народной жизни, народному поэтическому творчеству. Занятия Лермонтова историей и стариной России подтолкнули его к написанию поэмы из русской жизни, в которой действующим лицом является боярин времен Ивана Грозного. Личность царя всегда занимала поэта. Над поэмой «Боярин Орша» он работает в 1835–1836 годах.

Лермонтов заинтересовался русской стариной, народными поверьями, песнями. Его увлекает характер и лад русской былины. Зарождается замысел песни, в которой выразилась бы русская жизнь периода, который особенно интересовал поэта, – времени царствования Ивана Грозного. Хотя «Песня про царя Ивана Васильевича…» появилась в печати в начале 1838 года, уже в 1836 году поэт начал работать над ней (а, может быть, и написал ее). Привычкой Лермонтова было дать вылежаться написанным произведениям. Датой создания «Песни…» считается 1837 год.

Возможно, на выбор сюжета «Песни…» повлиял случай, о котором Лермонтов услышал еще во время своего пребывания в университете: гусар, тщетно ухаживавший за приглянувшейся ему женой купца, похитил ее с улицы, когда она возвращалась из церкви. Этот купец жил в Замоскворечье, по-старинному, торговал в Гостином дворе. Муж отомстил за поругание семьи и затем, арестованный, наложил на себя руки. Возможно, что сюжет позаимствован поэтом из какого-либо рассказа о грозном царе.












Текст 2

Вдруг толпа раздалась в обе стороны —
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому.
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.
И сказал ему Кирибеевич:
«А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого роду-племени,
Каким именем прозываешься?
Чтобы знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем и похвастаться».
Отвечает Степан Парамонович:
«А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного...
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи...
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я теперь, басурманский сын, —
Вышел я на страшный бой, на последний бой!»


Вопросы и задания к текстам 1 и 2

Задания на формирование 1 группы читательских умений (нахождение информации)

  1. Когда появилась в печати «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова?

  2. Какая эпоха изображена в этом произведении?

  3. Какие события повлияли на создание «Песни про купца Калашникова»? Найдите в тексте ответ на этот вопрос.

Задания на формирование 2 группы читательских умений (понимание и интерпретация текста)

  1. Почему Степан Парамонович вышел на кулачный бой с Кирибеевичем? Почему не побоялся одного из самых сильных и любимых опричников Ивана Грозного?

  2. Как речь Степана Парамоновича характеризует его? Аргументируйте свой ответ. Найдите в тексте подтверждение своим словам.

  3. Сравните тексты 1 и 2 и дайте обоснование того, почему Калашников убил Кирибеевича?



Задания на формирование 3 группы читательских умений (умение анализировать и оценивать содержание текста, рефлексировать на его основе)

  1. Какие средства художественной выразительности и с какой целью использует Лермонтов в приведенном отрывке? Каким образом они определяют жанр Песни?

  2. Какие слова из текста вам непонятны? Найдите их в справочной литературе, объясните их значение.

  3. Найдите иллюстрации разных художников, изображающие сцену кулачного боя. Кому из них удалось наиболее точно передать решительность и мужество Калашникова? Обоснуйте свой ответ.







Словарная статья.



Панихида — панихиды, ж. (церк.) (от греч. pannychis - всенощная служба). Церковная служба по умершем. Гражданская панихида - устраиваемое при похоронах собрание, посвященное памяти умершего.  Толковый словарь Ушакова.



Басурманский сын. Слово имеет множество значений и смысловых оттенков. Басурманин – это, прежде всего, чужеземец, человек иного, нехристианского вероисповедания. Сегодня слово считается устаревшим. В связи с различными историческими фактами и событиями, оно носило отрицательную окраску, применялось в качестве ругательства.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока "Песня про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова

Автор: Ерастова Людмила Николаевна

Дата: 29.08.2021

Номер свидетельства: 585977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Проект открытого урока по литературе в 7 классе.  (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») "
    ["seo_title"] => string(170) "proiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturie-v-7-klassie-po-poemie-m-iu-liermontova-piesnia-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova"
    ["file_id"] => string(6) "231127"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442393872"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»."
    ["seo_title"] => string(169) "razrabotka-uroka-litieratury-dlia-7-klassa-po-proizviedieniiu-m-iu-liermontova-piesnia-pro-tsaria-ivana-vasil-ievicha-molodogho-oprichnika-i-udalogho-kuptsa-kalashnikova"
    ["file_id"] => string(6) "249715"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446966371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства