РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Автор разработки
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Степанян Арега Сергеевна
Тема урока: Образ Ивана Грозного в истории, литературе и изобразительном искусстве.
Цели урока:
обучающие:
1. Воссоздать эпоху Ивана Грозного, его характер, показать условия формирования его личности
- на основе произведения М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- через исторический материал (энциклопедические сведения, воспоминания современников, исторические книги),
- через произведения искусства (живопись, скульптурные образы)
2. Подготовить детей к сравнительному анализу образа Ивана Грозного, созданного Лермонтовым в "Песне... ", с тем, каким он предстаёт в исторических документах и произведениях искусства.
развивающие:
развитие познавательного интереса, логического и аналитического мышления учащихся, умения формулировать мысли, высказывать свою точку зрения, отстаивать своё мнение.
воспитательные:
воспитание интереса к истории "государства Российского", русской культуре и искусству, к истории родного края;
воспитание нравственности, умения оценивать поступки.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения | Целеполагание – умение ставить учебную задачу | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, при подготовке к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. |
Умение актуализировать знания, выявлять их практическую направленность | Умение планировать работу | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
| Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения | Логические универсальные действия: - анализ; - сравнение, - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений. | |
| | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма урока: интегрированный урок литературы, истории и искусства с элементами ролевой игры.
Образовательные технологии: ИКТ (презентация), личностно-ориентированная технология (подготовка «экспертов»), технология развития творческого мышления.
Методы освоения учебного материала: беседа, сравнительный анализ, сопоставление.
Оборудование: произведение М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска), презентация с репродукциями: И. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", В.М.Васнецов "Царь Иван Васильевич Грозный", скульптуре М. Антокольского «Царь Иван Грозный».
Подготовительный этап: ученикам, которые будут выступать в роли «экспертов» (три «историка», три «искусствоведа») даётся опережающее задание:
- «историки» готовят краткие исторические справки об Иване Грозном,
- первый искусствовед - сообщения о картине И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван",
- второй искусствовед - о картине В. М. Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный",
- третий искусствовед - о скульптуре М. Антокольского «Царь Иван Грозный».
Все учащиеся должны прочитать произведение М.Ю.Лермонтова.
Эпиграф
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники.
Супротив его всё бояре да князья.
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Из "Песни..." М. Ю. Лермонтова
Этап мотивации к учебной деятельности
Ребята, мы начинаем изучать произведение М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", которое было создано в 1837 году. Это произведение переносит нас в XVI век, в эпоху Ивана Грозного. Цель нашего урока - воссоздать эпоху Ивана Грозного, его характер, показать условия формирования его личности. Мы будем опираться на уроке на "Песню..." М. Ю. Лермонтова, на исторические документы, на воспоминания современников, а также на картины Репина, Васнецова, скульптурные образы Ивана Грозного.
Те ребята, кто получил предварительное задание, сегодня смогут продемонстрировать результаты своего труда, остальные смогут сегодня проявить свою эрудицию, умение высказывать свои мысли, делать выводы.
Этап актуализации и пробного учебного действи
Многие из вас прочитали «Песню…» М.Ю.Лермонтова. Как вы думаете, беседа об этом произведении актуальна для вас или нет? (ответы детей)
В чём заключается актуальность произведения? На основе этого произведения можно не только узнать об исторических фактах, характере и жизни царя Ивана Грозного, но и поразмышлять о психологии, нравственности людей на его примере, порассуждать, что хорошо, а что плохо, раскрыть понятие греха и добродетели.
Таким образом, моно сделать вывод, что данное произведение актуально как с точки зрения изучения истории государства, так и с точки зрения изучения духовного мира человека.
Этап выявления места и причины затруднения
Скажите, можно ли, опираясь только на одно произведение, получить объективное представление о человеке или историческом событии? (ответы детей)
А что для этого нужно? (Изучить исторические документы, прочитать других авторов)
Этап построения выхода из затруднения
Можно обратиться к произведениям изобразительного искусства, которое так же многогранно отражает жизнь, как и литература. Именно так мы и поступим на уроке: познакомимся с историческими фактами, двумя картинами и скульптурой, рассказывающими об Иване Грозном и его эпохе. А помогут нам в этом наши «эксперты» - историки и искусствовед, которые подготовили небольшие сообщения по теме нашего урока и готовы поделиться найденной информацией с вами, ребята, и вместе обсудить важные вопросы.
Этап реализации построенного проекта
Беседа по выяснению восприятия произведения М. Ю. Лермонтова, его героев и эпохи
• Обратимся к заголовку "Песни..." и её вступлению. О ком пойдёт речь в произведении?
• Как одним словом-эпитетом вы бы охарактеризовали царя Ивана IV, Его опричника и купца Калашникова? (Иван IV- грозный, гневный, подозрительный, великий и т.д.; опричник – молодой, любимый, красивый; купец Калашников - удалой, честный, смелый.)
• С какой сцены начинается сама "Песня..."? (С изображения пира Ивана Грозного)
• Каким предстаёт перед нами Иван Грозный? Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы создать его образ? (Иван Грозный изображён в ореоле величия. Автор использует оценочный эпитет - Грозный, сравнивает его с солнышком красным, ведь он царь всея Руси, « - взгляд его очей - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его смерть и пытка...» Все сравнения говорят о том, что он здесь самое главное лицо. Царь улыбается, он как будто весел, как будто даже благодушен. Но настроение его очень переменчиво. Часто "тучки синие" набегают на "солнце красное". Это художественный приём сравнения: как тучки набегают на солнышко, скрывая его свет и тепло, так и тени недовольства скрывают весёлость царя.)
• Его приближённые тоже вроде бы охвачены непринуждённым весельем. Так ли это? (Нет, не так. Слишком изменчиво его настроение, следовательно, кратковременна и радость пирующих)
• Всем ли царь повелевает поднести свой золочёный ковш с вином? (Только опричникам.)
• Почему вдруг разгневался Иван Грозный? (Его любимец Кирибеевич остался равнодушным к его угощению.)
• В чём подозревает он его? Чем грозит? (В чёрной зависти и измене. Грозит ему карой.)
• Какие слова полностью "говорят" о том, что Кирибеевич покорен царю и ему не враг? ("раба недостойного")
• Обобщаем: каким же мы видим на пиру Ивана Грозного? (Иван Грозный - сложная, противоречивая натура. Он грозен, величав, подозрителен, мнителен, очень изменчив в настроении.)
Учитель. Чтобы лучше понять эпоху Ивана Грозного, его характер и сравнить его с тем, как он изображён У. Ю. Лермонтовым в "Песне...", обратимся к историческому материалу. Я передаю слово «экспертам» в области истории (называет фамилии и имена учащихся). Историк 1. Иван IV (Грозный) - из рода московских великих князей, сын Василия III Ивановича и литовской княгини Елены Васильевны Глинской (слайд 1). Родился 25 августа 1530 года. С 16 января 1547 года по 18 марта 1584 года - царь всея Руси. Появился на свет, когда отцу его было уже за 50. Был ребёнком горячо желанным, рождения которого ждали и родители, и вся страна, потому что первый брак Василия III оказался бездетным. Родился Иван в седьмом часу ночи. Пишут, что в самую ту минуту земля и небо потряслись от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим с ужасной непрерывной молнией. Но родителями и современниками это было воспринято как доброе предзнаменование.
Рано остался с братом Георгием сиротой. В 1534 году умер отец Ивана, а в 1538 году - мать (говорят, что она была отравлена). Править стали Шуйские. Иван и его брат Георгий были ещё очень малы. О своём детстве у Ивана Грозного остались самые тягостные воспоминания: "Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. ..ни в чём нам воли не было, ни в чём не поступали с нами, как с детьми..." (Из письма к Андрею Курбскому).
Вместе с тем их воспитатели потакали всем низменным страстям Ивана.
Когда ему было лет 12, он стал проливать кровь животных, бросая их на землю с высоких теремов, а бояре позволяли ему это делать и даже хвалили. А вскоре он стал предаваться часто и таким буйным развлечениям: собирал около себя толпу знатной молодёжи и скакал верхом по улицам и площадям, бил, грабил встречавшихся мужчин и женщин, то есть упражнялся в разбойных делах. А получил он своё прозвище по такому случаю. 29 декабря 1543 года он велел схватить ненавистного ему боярина Андрея Шуйского и отдать его псарям. Псари убили его по дороге к тюрьме. Иван впервые показал свой характер перед боярами. С тех пор, говорит летопись, бояре начали к государю страх иметь и послушание.
Учитель. Как видите, ребята, на своё горе и горе страны бояре воспитали в Иване Грозном жестокость, развили его низменные страсти. А гром гремел, и молнии сверкали в час его появления на свет, предвещая горе, а не радость.
Историк 2. Многие современники Ивана Грозного оставили воспоминания о его "потехах" с дикими животными: Флебчер, Горсея и др. Свидетельство английского купца Горсея: "В день святого Исайи царь приказал вывести огромных диких и свирепых медведей из тёмных клеток и укрытий, где их прятали для развлечений и увеселений... Потом привезли в специальное ограждённое место около семи человек из главных мятежников, рослых и тучных монахов, каждый из которых держал крест и чётки в одной руке и пику в 5 футов длины в другой... Вслед за тем был отпущен дикий медведь, который рыча бросался с остервенением на стены... медведь, учуя монаха по его жирной одежде, с яростью набросился на него, поймал и раздробил ему голову, разорвал тело, живот, ноги и руки, как кот мышь, растерзал в клочки его платье, пока не дошёл до его мяса, крови и костей. Так зверь сожрал первого монаха. Затем другой монах и другой медведь были стравлены, и подобным образом все семеро, как и первый, были растерзаны. Спасся только один из них, более ловкий, чем другие, он воткнул свою рогатину в медведя очень удачно... зверь прямо набежал на неё, и она проткнула его насквозь; монах, однако, не избежал участи других, медведь сожрал его, уже раненный, и оба умерли на месте".
Вскоре Иван Грозный стал расправляться не только с теми, кого считал своими врагами, но и с теми, кто когда-то были его любимцами, соратниками и даже родственниками. Так он приказал казнить своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого и его жену, своего старого конюшего Челядина. Он обвинил конюшего в том, что тот хочет свергнуть его с престола и сам сделаться царём. Иван призвал его к себе, приказал одеться в царское одеяние, посадил его на престол, сам стал кланяться ему в землю и говорить: "Здрав будь, государь всея Руси! Вот ты получил то, чего желал; я сам сделаю тебя государем, но я имею власть и свергнуть тебя с престола". С этими словами он вонзил нож в сердце боярина и приказал бросить его тело на съедение псам. Затем убили и его престарелую жену.
Учитель. А вот что пишет об Иване Грозном русский историк Н. М. Карамзин в книге "История государства Российского": "... имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова... хвалился милосердием и щедрости, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе с равным удовольствием и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колени, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты... и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоаново",
• Какое же главное свойство натуры Грозного подчеркнул Н. М. Карамзин? (Милосердие и жестокость; разум, художественный дар и поступки дикаря; хвастовство правосудием и расправу над подданными и за заслуги, и за преступления.)
Впоследствии он казнил многих из тех, кто участвовал вместе с ним в походе на Казань и одержал победу
Мы сегодня уже говорили о любимцах Ивана Грозного - опричниках. Давайте вспомним, кто такие опричники? Как образовалась опричнина?
Историк 3. В 1564 году Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, жил там во дворце, который окружил валом и рвом. Своим любимцам он раздавал земли, усадьбы, богатства, выдворяя при этом из своих вотчин опальных бояр и дворян. Вместо 1000, особо к нему приближённых, вскоре стало 6000. Так возникла опричнина. С собою в Александровскую слободу он взял 300 человек. Новые землевладельцы давали царю особую присягу, которой обязывались не только доносить обо всём, что они услышат дурного о царе, но им даже вменялось в долг насилие, предание смерти земских людей, их ограбление. Современники - иноземцы пишут, что символом опричников было изображение собачьей головы и метлы в знак того, что они кусались, как собаки, оберегая царское здоровье, и выметали всех лиходеев. Иван завёл у себя в слободе подобие монастыря. В 12 ночи все должны были встать и идти к продолжительной полуночнице. В 4 часа утра по церковному звону вся братия собиралась к заутрене к богослужению. Оно длилось до 7 утра. В 8 часов шли к обедне, а после обедни Иван часто шёл пытать и мучить опальных. Вечером - вечерня. Говорили, что опричники похищали для Ивана девиц и замужних женщин. Никто не смел его опричникам слова худого сказать. Это значило оскорбить самого царя. И все законы, книги той поры говорили о том, что надо безоговорочно подчиняться царю.
Учитель. XVI веке появилась книга "Домострой". Это был свод житейских правил. Мы ещё не раз на уроках будем обращаться к ней. Вот что там записано: "Царя бойся и служи ему верою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому Богу, и во всём повинуйся ему... Обидим (обиженный) не мсти, хулим (обвинённый) моли, зла на зло не воздавай; согрешающего не осуждай", (т.е. грешащих не осуждай)
Трагедия в Александровской слободе.
Именно здесь, в Александровской слободе, произошла страшная трагедия: Иван Грозный убил собственного сына Ивана. Существуют разные версии того, как и почему это произошло. Об этом я прошу рассказать нашего следующего «историка».
Историк 4. Первая версия. Стоял ноябрь 1581 года. Царь Иван Грозный находился в своей резиденции - Александровской слободе. Вот уже 17 лет как он правит государством из слободы. Царевич Иван был старшим его сыном и во многом похожим на отца. Но в народе всё же начали оказывать царевичу предпочтение перед его отцом. Это раздражало Грозного. В это время он ещё переживал и неудачи, постигшие его в войне со Стефаном Баторием, осаждавшим Псков. Как говорит летописец, царевич Иван стал укорять отца за готовность заключить с Баторием унизительный договор. Царевич называл это трусостью и требовал выручить Псков. Не терпевший возражений царь - властелин заподозрил сына в сговоре с боярами и в попытке свергнуть его с престола. Не сдержав гнева, Грозный ударил сына посохом.
Вторая версия. Некоторые современники утверждают, что трагедия в Александровской слободе в тот ноябрьский вечер 1581 года произошла по другой причине. По воле отца старший сын Иван был женат 3 раза. Первая и вторая его жёны были заточены в монастырь. Третья жена - Елена должна была скоро стать матерью. Ноябрьским утром 1581 года Иван Грозный посетил дворцовые палаты сына и застал свою сноху неодетою, как должно быть. По тогдашним обычаям облачение знатной женщины должно было состоять не менее чем из трёх одежд. Между тем, жена Ивана была лишь в одной рубахе. Грозный возмутился и избил её. А ночью несчастная мать родила мёртвого ребёнка. Царевич Иван возмутился поступком своего отца и стал выговаривать ему. Грозный не стерпел упрёков сына и поднял на него посох. Сопровождавший царя Борис Годунов пытался заслонить царевича. Удары посыпались и на него. Годунов упал израненный, а Иван Грозный принялся избивать сына. Железный конец посоха пришёлся царевичу прямо в висок.
Учитель. Н. М. Карамзин так вспоминает, что было после того, как Иван Грозный понял, что натворил; "Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!"- и кинулся обнимать, целовать его, удерживать кровь, текущую из глубокой раны, плакал, рыдал, звал лекарей, молил бога о милосердии, а сына о прощении". Царевич "...жил 4 дня и скончался 19 ноября в ужасной слободе Александровой". Грозный всё делал, чтобы спасти сына. Дворцовые врачи, знахари и юродивый старец, сменяя друг друга, пытались исцелить умирающего царевича. Они поили его овечьим молоком, медвежьей желчью, приготовленной в растворе, яичной сладкой водой. Царевича окуривали, на грудь его клали мешочек с тёртым хреном и чесноком. Знахари натирали тело умиравшего тёплым тестом. Иван Грозный постоянно находился у постели сына или в молельной, где просил у бога прощения для себя и исцеления для сына. Но всё было напрасно. Сын умер. Гроб с телом царевича Ивана Грозный сопровождал в Москву. Похороны состоялись в Архангельском соборе. После смерти сына Грозный оставил Александровскую слободу и прожил менее двух лет.
А спустя 300 лет после этой трагедии художник И. Репин написал картину "Иван Грозный и сын его Иван", в которой воссоздал сцену убийства.
Прошу нашего искусствоведа рассказать об этой картине.
Слайд 2. Репродукция картины И. Репина (работа по картине)
Искусствовед. Картина написана маслом. Её размер 199,5 на 254 см. История её создания такова: Репин присутствовал при казни народовольцев Желябина, Перовской, Кибальчича, Михайлова и Рысакова. Эта казнь напомнила ему о давних событиях. Когда художник писал эту картину, ему позировал другой художник - Г. Мясоедов. А для изображения головы царевича Ивана позировали писатель В. М. Гаршин и художник В. К. Менк. Весь 1884 год работал Репин над картиной. Художник вспоминает: "Я работал, как завороженный, мне минутами становилось страшно, Я отворачивался от этой картины, прятал её". В1885 году картина была закончена и
выставлена для зрителей. Она имела большой успех.
Учитель задаёт вопросы:
В какой момент запёчатлён Иван Грозный? (В момент иступленного отчаяния; это воющий от ужаса содеянного тиран.)
Каким показан его сын Иван? (Кротким, трогательно-человечным.)
Почему он изображён в белой одежде?
Какие цвета в картине преобладают? Почему? (Чисто розовый, притушенно-розовый и кроваво-красный, напряжённый. Розовый цвет тёплый, подчёркивающий кротость, человечность,
воплощающий жизнь. Кроваво-красный цвет - символ жестокости, насилия, крови.)
Какие чувства в вас вызывает эта картина?
Какие чувства хотел вызвать художник? (Ненависть к тирании, насилию)
А теперь давайте рассмотрим картину В.М.Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный".
Слайд 3. Работа по картине - сравнительный анализ с картиной Репина.
Искусствовед. Размеры картины: 247 на 132. Здесь царь дан именно таким, каким он запёчатлён в былинах, песнях и сказках, каким он сохранился в свидетельствах современников.
Учитель задаёт вопросы:
Что создаёт в картине впечатление величественности царя? (Он занимает значительную часть полотна. Зритель смотрит на него как бы снизу вверх.)
Каким вы его себе представляете по этой картине? (Суровым, решительным, епреклонным; человеком большого ума, государственным деятелем, полным силы и величия. Об этом "говорят" взгляд, облик, одежда.)
Давайте поразмышляем, каким предстаёт перед нами Иван Грозный в скульптуре М.Антакольского?
Слайд 4. Работа по скульптурному образу Ивана Грозного скульптора Марка Матвеевича Антокольского
Искусствовед. Скульптура называется "Царь Иван Грозный". (1875) Выполнена из мрамора. Высота её -151 см. Исполнена по заказу П.М. Третьякова.
Учитель задаёт вопросы:
Какова поза Ивана Грозного? Что делает?
Почему изображён с книгой?
Какие черты личности, характера царя отражены в скульптуре?
-
Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель: Давайте сделаем выводы. Увидев Ивана Грозного глазами людей разных эпох и профессий, увидев его с точки зрения истории, изобразительного искусства и литературы, что мы можем сказать о нём?
Высказывания учащихся
Учитель. Благодаря разным видам искусств мы можем увидеть многогранный образ исторического деятеля. Каждое произведение подчёркивает какие-то стороны души царя, отражает элементы его жизни, быта, черты характера. Благодаря произведениям искусства и историческим свидетельствам, создаётся противоречивый образ человека, сыгравшего выдающуюся историческую роль в судьбе государства. Художественные произведения несут не только эмоциональную и психологическую, но и историческую информацию.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Учитель. Ребята, я попрошу вас высказать своё мнение об уроке: какие новые знания вы открыли для себя сегодня, что показалось вам самым актуальным из полученных знаний, самым интересным, что из того, что вы узнали на уроке, пригодится вам в жизни? (Высказывания учащихся).
Давайте дадим оценку работе на уроке себе и «экспертам» - кто сегодня работал активно, кто был самым убедительным, интересным собеседником, знатоком темы. Кто из вас прочитал полность «Песню…» М.Ю.Лермонтова? (Высказывания учащихся)
Появилось ли у вас желание продолжить самообразование по данной теме? (Ответы учащихся)
Как вы планируете это делать? (Ответы учащихся)
Задание на дом.
1. Перечитать "Песню..." Лермонтова ещё раз, потому что будем работать над её анализом.
2. Подумайте, какие черты характера вы бы отметили в Кирибеевиче и в Калашникове. (Запишите)
3. Постарайтесь найти ещё какие-либо произведения (изобразительного, декоративно-прикладного искусства, литературы) об Иване Грозном и представить их на следующем уроке.
Список литературы:
Энциклопедия. Все монархи мира. Россия. Константин Рыжов. – Москва, 1999 г.
Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры 11 -17 вв. - Москва, Владос, 1998