kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект открытого урока по литературе в 7 классе. (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему:  «Он был чужд смирению раба…» Айхенвальд Юлий Исаевич

(по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)

Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных  формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др. В ходе урока дети решают ряд лингвистических задач (ЛЗ!)

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

 Личностные:

 • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

 Метапредметные:

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

  • формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

   • умение строить  логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
  • умение видеть культурологические связи 

 Предметные:

 • понимание литературы как особого способа познания жизни,

 • формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

 • воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект открытого урока по литературе в 7 классе. (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 59











Проект открытого урока по литературе в 7 классе.



«Он был чужд смирению раба…»

(по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)











Разработал: учитель русского языка и

литературы Гриценко Ю.А.









г. Ульяновск

2015г.

Разработка урока на тему: «Он был чужд смирению раба…» Айхенвальд Юлий Исаевич

(по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»)


Цель урока: смоделировать учебную ситуацию, при которой в результате исследовательской деятельности учащиеся придут к решению проблемного вопроса: свободен ли человек в выборе своей судьбы?

Задачи: формирование исследовательских навыков обучающихся, умения работать с информацией, представляя результаты в различных формах; развитие интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления.

Организационные формы: самостоятельная групповая деятельность с опорой на результаты перспективного домашнего задания; исследовательская работа. Главной формой организации учебной деятельности учащихся является работа в малых группах, преобладают активные и интерактивные методы и приемы обучения: «поле проблем», «аналитик» и др. В ходе урока дети решают ряд лингвистических задач (ЛЗ!)

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран; мультимедийная презентация учителя

Ожидаемые результаты:

Личностные:

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Метапредметные:

• умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;

• формирование умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;

• умение строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения;

  • умение работать в группе - владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

  • умение видеть культурологические связи

Предметные:

• понимание литературы как особого способа познания жизни,

• формирование потребности в диалоге с текстом, способности к сотворчеству с писателем в процессе читательского восприятия, умения в процессе чтения вставать на позицию другого;

• воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические (устные и письменные) высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного

Ход урока

I этап – мобилизующий – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

У: Очень часто герой произведения стоит перед выбором, по какой дороге пойти, какой путь выбрать, как правильно поступить и, главное, не ошибиться в выборе. Дороги разные, они почти сказочные, но указатели здесь иные: «Направо пойдешь - жизнь потеряешь, честь сохранишь», «Налево пойдешь - честь потеряешь, жизнь сохранишь», «Прямо пойдешь - чему быть, то и сбудется».

У: Чем, по-вашему, отличаются указатели?

Д: дети, анализируя ситуацию, определяют, что дорога «прямо» не содержит ситуации выбора, в отличие от двух других)

У: И поговорим мы сегодня о герое, который стоит перед таким выбором.

II этап – целеполагание – формулирование учащимися целей занятия по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

Семантика названия.

У: Давайте проанализируем название произведения и попробуем выяснить что-то о героях еще до того, как автор начнет свое повествование.

У: Сколько героев поэмы отмечено в заглавии? Кто из них, на ваш взгляд, является настоящим героем и почему?

Д: В заглавии отражены столько три героя, самый настоящий из них купец Калашников, потому что он идет на смерть, защищая честь жены, семьи в поединке с царским опричником.

У: Почему героев в заглавии нельзя расположить в ином порядке?

Д: Герои расположены в заглавии в соответствии с иерархией.

У: Как автор сам определяет жанр своего произведения?

Д: песня

У: Какие песни вы знаете?

Д: лирические, обрядовые

У: А это какая песня?

Д: историческая

У: Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни?

Д: Тем самым подчёркивая его близость к фольклорной основе. Народная песня передается из поколения в поколение, она всегда правдива, так как изображаемые события и отношение к героям показывается с позиций народа.

У: Назовите особенности исторической песни

Д: Содержание посвящено конкретным историческим событиям или реальным лицам русской истории в народно-поэтической обработке. В исторической песне живёт само время, их породившее, реальный человек.

У: Каким представляется содержание и форма произведения в соответствии с названным жанром?

Д: Поэмы пишутся стихами и воспевают героические деяния.

У: Какой период русской истории отражён в «Песне…» Почему поэт обратился к прошлому? Почему не мог написать о своём времени?

Д: В поэме отражён 16 век, время деспотичного правления Ивана Грозного. Произведение прозвучало как глубоко современное. Не видя героев в настоящем, поэт ищет их в прошлом.

(- ЛЗ!) - Докажите, что в названии есть скрытая авторская ремарка.

(Работа в группах. Мини-проект) Группа должна не только представить своего героя, но и попытаться найти в нём и хорошее, и плохое, дать оценку его поступкам, поведению (объяснить мотивы). При защите мини-проектов каждая группа может задать 2 вопроса другой.

Такая форма работы нацеливает на решение конкретной задачи - поиска материала для характеристики героя, учит работать в группе, делает работу активной. В ходе этой работы дети строят свои высказывания, аргументируют примерами из текста, выразительно читают, дают оценку поступкам персонажа. Заранее составленный план организует работу. Читая портретные зарисовки, примеры речевой характеристики, дети отмечают языковые особенности, с помощью которых автор оценивает своего героя, выражает своё отношение. При самостоятельной работе делаются необходимые записи в тетради (слова, выражения).

У: А теперь попробуем проанализировать эти образы по параметрам:

- внешний портрет;

- занятия;

- жизненные принципы;

- материальное и социальное положение;

- семейное положение;

- степень свободы;

- внутренние качества;

- по каким законам живёт;

- отношения с людьми;

- отношение автора.


1 группа: Царь Иван Васильевич

Власть наивысшая, безграничная власть, глубокий, могучий характер

Отец народа

Должен быть справедливым

Живёт по законам государства

Жестокий, несправедливый, болезненно подозрительный, мстительный, но может быть щедрым по отношению к людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие

2 группа: Молодой опричник

Молодость, сила, буйство чувств, удаль

Опричник – личное войско Грозного

Нелюбовь народа

Нет имени – безродность

Живёт по законам государства

Относительная свобода, подчиняется власти царя

Разрушитель чужого счастья, лукавый раб, разбойник, привык быть первым, высокомерный, своевольный, спесивый, избалованность властью, близость к царю.

Кирибеевич предстаёт в поэме как носитель своевольного начала, он игнорирует традиции и законы, дерзко нарушая их.

3 группа: Удалой купец Калашников

Удаль, мужество сила, честь, совесть, решительность

Купец – почтенный человек, достоинство

Фамилия – есть род, семья

Живёт по законам нравственности, семьи

Абсолютно свободен

Чувства собственного достоинства, гордость «честным именем»

Калашников противостоит ему как хранитель этих самых традиций, как член рода, как хозяин и защитник дома.

3 Исторический комментарий – сообщение учащегося: «Быт и нравы опричников»


Быт и нравы опричников

Опри́чник — человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным.. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми». По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Распространено мнение, что опричники имели особые знаки отличия, к их сёдлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачья голова — чтобы вынюхивать и выгрызать измену.

Древнерусское слово «опричь» (наречие и предлог), согласно словарю Даля, означает: «Вне, окроме, снаружи, за пределами чего». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Царь вставал в четвертом часу утра, звонил в колокол к заутрене. Все молились до 6-7 часов, более всех усердствовал царь. После часового перерыва молились снова, а в 10 часов начиналась трапеза. Все 300 опричников усаживались за столы; пока они обильно пили и ели, царь, стоя, читал душеспасительные молитвы, а потом, когда остатки еды опричников выносили во двор бедным, подавали еду и для царя. Наевшись, Иван Грозный или дремал, или шел разогнать сон в камеру пыток.

День заполняли государственные дела, приемы просителей, иностранцев, беседы с любимцами. А в 8 часов вечера звонили на молитву. После вечерни трое слепых рассказывали царю сказки, и он засыпал.


III этап – коммуникация – приходим к общему решению, рисуем направление.

У: Как вам кажется, для чего ваш одноклассник проделал эту работу? А мы?

У: Как можно связать это с проблемой, которая вынесена в название урока?

IVэтап – совместная деятельность

У: Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев?

У: Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом?

Д: Смелым, решительным.

У: Какую проблему, по-вашему, поднимает автор?

Д: Главная проблема поэмы – проблема долга и чести.

(Используя данную технологию, на первом этапе работы каждый ученик в группе пишет на листке ряд проблем. На втором этапе выбираются те проблемы, которые отмечены у всех (у большинства).


Лингвистический эксперимент-исследование: «Роль гусляров в произведении».

У: Можем ли мы назвать гусляров героями этого произведения?

Д: Да.

Гипотеза: песня гусляров является знаковым элементом жанра, а не только отражает лингвистический характер эпохи.

Наблюдения: исключение слов гусляров из произведения и сравнение полученных вариантов.

Вывод: песня гусляров создает особую атмосферу песенности, являясь важнейшим компонентом стиля исторической песни, демонстрирует не только отношение народа к Ивану Грозному, но и помогают определить авторскую позицию

Анализ 1 главы. Как можно ее озаглавить? («Печаль-кручина») По тексту.

У: Что нового мы узнаем об Иване Васильевиче и опричнике? Почему царь сердится? В чём подозревает окружающих?

Д: Сердится на то, что Кирибеевич «царской радостью гнушается».

У: О чем печалится царский любимец?

Д: Об Алёне Дмитриевне.

У: А почему Кирибеевич дерзнул обмануть царя?

Д: Потому что царь не одобрил бы его страсти, узнав, что Алёна Дмитриевна – купеческая жена.

У: Образ царя сложен: он грозен и щедр. Щедр и добр к кому и почему? В чем проявляется «отцовство» грозного царя по отношению к молодому опричнику?

У: А обязателен ли был обряд сватовства на Руси?

Д: Да

У: Сформулируйте, какие нравственные установки дает Лермонтов нашему сегодняшнему поколению? (Дети предлагают подумать над тем, как можно помочь человеку в беде, что делать в случае безответной любви, можно ли нарушать нравственные общественные устои)

Анализ 2 главы. Как бы вы озаглавили вторую главу? («Мое имя опозорила»)

У: Почему Степан Парамонович так эмоционально реагирует на опоздание жены? Что в ее виде его больше всего поражает?

Д: Потому что замужняя женщина во времена Ивана Грозного должна была в это время ждать мужа дома. Нарушился порядок в благополучной купеческой семье. Что она была без головного убора. Замужняя женщина не могла показаться перед людьми без головного убора, простоволосая.

У: Почему Алена Дмитриевна даже после этих слов обращается к мужу «Государь мой, красно солнышко». Кем для нее является муж?

Д:

У: Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Д: Да

У: Так, предлагая Алене Дмитриевне ответить на его любовь, Кирибеевич позорит только ее?

Д: Нет. Он позорит её мужа.

У: А какую из библейских заповедей он нарушил? А он не боялся божеского наказания?

Д: Не прелюбодействуй.

У: Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

У: Докажите текстом, что семейные устои были самыми важными на Руси.

ПОДВИГ КУПЦА КАЛАШНИКОВА

Решение купца Калашникова встать против опричника царя, на защиту чести своей семьи, следует назвать подвигом. Только смерть обидчика может смыть позор, ведь если в государстве жизнь общества строилась по законам «Судебника» - свода законов, то в семье действовали законы «Домостроя» - свода семейных законов. Вот что там говорилось: мужу подобает поучать жену свою с любовью и благорассудным наказанием; жена должна у мужа спрашивать разрешения, советоваться по всем вопросам: как душу спасти, как богу и мужу угодить и вести хозяйство; и во всём мужу покоряться; и что муж прикажет, то с любовью принимать и со страхом внимать и творить по его приказу. Муж распоряжается женой, но и полностью отвечает за неё. Он её защита в беде, в несчастье.

(ЛЗ!) 10.Все имена говорят

У: Проанализируйте смысл происходящих событий, связав их с именами главных героев. Как можно доказать, что опричник был не православной веры?

(Алена - предположительно от греческого helenos – свет, иногда переводят как "сияющая"; Иван - Яхве (Бог) смилостивился, помиловал` ; Степан - венок (греч.); Дмитрий - от женского Деметра - означает «Мать-Земля»; Парамон — надежный, верный (грен.; Кирибеевич лишён честного имени — он “бусурманский сын”)


У: К началу третьей главы Калашников и Кирибеевич еще ни разу не встретились. А конфликт между ними есть? Это конфликт только двух мужчин из-за одной женщины?

Д: Да. Это конфликт между властью и

(ЛЗ!) Завяжите «узел» конфликта.

У: Как речь героев характеризует каждого из персонажей поэмы?

Анализ 3 главы. Как бы вы ее озаглавили?( Подбирая то или иное название для главы 3, ученики приходят к пониманию того, в чем суть изображаемого)

Исторический комментарий – сообщение учащегося: «Кулачные»

бои на Руси»

На Руси это была всеобщая забава. Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, а разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы. Мужчины показывали свою силу и удаль. «Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. Но кулачный бой запрещал смертоубийство.

У: А как вы думаете, почему никто не выходит на бой против Кирибеевича?

Д: Был сильным. Боялись, что он любимец царя и опричник.

У: Почему конфликт между опричником и Кирибеевичем решается на кулачном бою? Из каких побуждений идёт на бой Калашников?

Д: Это способ защитить честь семьи

У: Сравните, как герои выходят на бой? Почему Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников еще Кремлю и народу?

Д: Потому что Кирибеевич зависит от царской власти, а Калашников чтит христианские традиции, он является защитником национальных форм жизни.

У: Почему важна деталь с описанием креста, вдавленного в грудь Калашникова?

Д: Поругана вера христианская.

У: Как описывает смерть опричника. Каково отношение автора к этому герою?

Д: Гусляры и автор сожалеют о его ранней гибели, ценят, что он не просит пощады, а принимает смерть как должное. Хотя позиция автора явно не выделена.

У: Почему Калашников не рассказывает правду царю? Как расценить этот отказ в ответ на приказ царя?

Д: Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю.

У: Выполнил ли царь свою роль – отца нации и справедливого судьи?

Д: Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно.

У: Почему царь казнил Калашникова?

У: Почему поэма не заканчивается на гибели Калашникова?

У: Зачем нужны последние куплеты гуслярной песни?

У: Кто же оказался свободным?

Работа с иллюстрациями И. Билибина, В Васнецова, Б. Кустодиева. Сцена кулачного боя на Москве-реке. (Каждой группе даётся иллюстрация. Задача: описать её).

У: Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Каждая группа должна постараться описать её.

Примерные вопросы группам:

- Чем отличаются иллюстрации разных художников?

- Какая из них вам кажется более выразительной? Почему?

- Сравнить, какая ближе к тексту, какая больше понравилась и почему?

Д: (Происходит защита иллюстраций, высказывают своё мнение)

На иллюстрации В. Васнецова изображён момент, когда Ка­лашников своим ударом свалил Кирибеевича. На переднем плане лежит поверженный оп­ричник. Справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё». Слева можно разглядеть удивлённые лица бояр. На заднем плане мы видим большую толпу зевак, стоящих на мосту. Вдалеке также видны силуэты Кремля.


1 группа: Иллюстрация В. Васнецова

Д:





2 группа: Иллюстрация И. Билибина

Д: На иллюстрации И. Билибина изображён момент перед нача­лом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него мы видим Калашникова, лицо которого выражает упорство и решимость. Билибин тщательно выписывает все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит на бой царь, баш­ню Московского Кремля вдалеке.


На иллюстрации Б. Кустодиева, напротив, минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа народу за цепью; схематично нарисованы башни Кремля. Художник сосредотачивает своё внимание на динамике


3 группа: Иллюстрация Б. Кустодиева.

Д:

картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Мы чувствуем, как купец преодолевает боль и, отшатнувшись было, всё же устремляется вперёд, решив стоять «за правду до последнева». Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачу­щих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.









У: Иллюстрации всех художников выполнены мастерски: они живые и по-своему выразительные.

(ЛЗ!) У: Определите, какой смысл приобретает определение при смене в нем ударения: «честнОй народ» у Лермонтова и «чЕстный»

У: Хороший писатель всегда хороший психолог. Он проникает в душу, заставляет задуматься о каких-то важных общечеловеческих ценностях. Таков и Лермонтов.

У: О каких нравственных общечеловеческих ценностях заставляет задуматься Лермонтов?

(По ходу проверки задания ученики высказывают следующие версии:

? Есть ли у человека право предавать самого себя, свою семью?

? Есть ли у человека право оскорблять других ради своей прихоти?

? Есть ли у человека право противостоять государству?

? Как поступать человеку, стоящему перед нравственной дилеммой?

? Можно ли стерпеть обиду? Надо ли мстить обидчику?

? Сильный всегда прав?)

У: Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? Возможен ли другой вариант развития событий?

У: Справедлив ли суд царя? (Возможно разделение мнений)

Д: Убийство Кирибеевича купцом было воспринято как преступление, которое каралось смертной казнью. По законам того времени решение царя казнить Калашникова выглядит как нормальное решение. Чтобы отдать приказ казнить Калашникова, царь не обязан был спрашивать у купца причины его поступка: царь являлся наместником Бога на земле, соответственно, его слово было выше слова суда.

У: Итак, вернемся к началу урока. Мы на распутье… Но сейчас мы пытаемся понять Калашникова. Почему он выбрал такой путь? Был ли у него выбор?

У: Перед каким выбором автор ставит героев и что определяет их выбор? Или герой был обречен? «Он был чужд смирению раба…» (Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, правдой и ложью – свободен нравственно)

Исследование –сопоставление . (Подготовленным учеником зачитывается наизусть фрагмент из стихотворения М.Лермонтова «На смерть Поэта») Смолин Д.

У: Проведём исследование этих произведений одного автора и найдём мотивы для их сопоставления.

У: Кому было посвящено это стихотворение? В каком году написано?

Д: А.С. Пушкину.(1837г.)

У: О каком событии здесь говорится?

Д: О гибели А.С. Пушкина на дуэли с Дантесом.

У: Этим стихотворением поэт откликнулся на гибель Пушкина. За что погиб А.С. Пушкин? Что он защищал?

Д: За вечные ценности, за неприкосновенность священных понятий: дом, семья, родной очаг. Он пожертвовал жизнью ради чести своей семьи.

У: Сходна ли тема "Песни…" и стихотворения «На смерть Поэта»?

Д: Да. Это гибель бесстрашного человека.

У: Действительно, в центре произведения - вопрос о чести и бесчестии, ключевой вопрос как пушкинских, так и лермонтовских произведений.

У: Найдите ключевые слова и выражения.

Д: Находят ключевые слова и выражения.

Погиб поэт!- невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?..

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

V этап. Рефлексия.

У: Какие картины, нарисованные в поэме, удивили вас, оставили неизгладимое впечатление?

Что кажется вам необычным, непривычным?

Что в поэме особенно запомнилось?

Что осталось непонятным?

Д: Удивили интонация песни, отсутствие рифм, стих похож на былинный. Рассказчиками являются гусляры: они начинают песню и заканчивают её.

У: Актуальна ли тема сегодня?


  • Я почувствовал…

  • Я понял…

  • Я бы изменил…

  • Я буду

VI этап. Домашнее задание.

1 уровень. Репродуктивный. "Чем схожи и чем отличаются фрагменты из народных исторических песен и "Песня..." М.Ю. Лермонтова?"

2 уровень. Частично-поисковый. Заполнить таблицу «Фольклорные изобразительные элементы в поэме М.Ю. Лермонтова»

3 уровень. Исследовательский. Сочинение-размышление на тему: «Какую память о себе оставляют герои?»







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гриценко Юрий Александрович

Дата: 16.09.2015

Номер свидетельства: 231127


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства