Разработка урока литературы по теме: "Анализ 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова"
Разработка урока литературы по теме: "Анализ 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова"
Данная разработка урока посвящена анализу 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Рассматриваются ключевые понятия "конфликт", "классицизм" и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме: "Анализ 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова"»
Конспект урока литературы в 9 классе на тему:
"К вам Александр Андреич Чацкий!» Чтение и анализ I действия.
Разработала: магистрант ФЛ – ЛМ-21
Сафонова Т.С.
Цели урока:
1.Обучающие: приступить к анализу комедии по действиям.
2.Развивающие:
3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать такие нравственные качества личности, как уважение к семье, честность, стремление к просвещению.
Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения.
Планируемые результаты:
· личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
· метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;
· предметные: уумение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
Комедия – один из видов драмы. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь
В системе жанров классицизма комедия относится к низкому жанру. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым финалом.
Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.
Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
Такое столкновение, «противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе действия», называется конфликтом.Конфликт является «основной пружиной», источником динамического напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.
Запись в тетради: Сюжет — это «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сюжет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.
2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!
Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг. Представьте себе дом богатого московского барина первой половины 19 века.
2) Чтение по ролям 1го и 2го явлений I действия.
3) Беседа по содержанию.
Учитель:
Трудно ли читать и слушать комедию? (пьеса в стихах)
Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях песронажей?
Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?
Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?
Каким этапом являются 1-6 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)
С какого явления начинается завязка действия? (с 7го — появляется Чацкий)
4) Чтение по ролям 7го явления.
5) Беседа по содержанию 7го явления.
Как появляется Чацкий? Где он был?
Какие черты его характера сразу бросаются в глаза?
Как Софья встречает Чацкого?
Каким образом Чацкй пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?
-Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?
Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого?
Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?
IV. Вывод. Запись в тетрадь.
Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, и социальный, который проявился в противостоянии взглядов Фамусова и Чацкого. Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного, он гораздо шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.
V .Домашнее задание:
Перечитать II действие.
Выписать цитаты в сопоставительную таблицу:
Чацкий
Фамусов
1. Отношение к народу, крепостным
2. Отношение к службе
3. Отношение к просвещению
4. Отношение к семье, любви
5. Понимание слова «ум»
3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».