kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы по теме: "Анализ 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока посвящена анализу 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. Рассматриваются ключевые понятия "конфликт", "классицизм" и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературы по теме: "Анализ 1 действия комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова"»

Конспект урока литературы в 9 классе на тему:

"К вам Александр Андреич Чацкий!» Чтение и анализ I действия.

Разработала: магистрант ФЛ – ЛМ-21

 Сафонова Т.С.



Цели урока:

1.Обучающие: приступить к анализу комедии по действиям.

2.Развивающие:

3.Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к русской классике, формировать такие нравственные качества личности, как уважение к семье, честность, стремление к просвещению.

Универсальные учебные действия: 1) коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2) познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; 3) регулятивные: оценка, осознание качества и уровня усвоения.

 

Планируемые результаты:

·         личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

·         метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств;

·         предметные: уумение представлять развернутый устный ответ на поставленные вопросы; умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный.

Методы: комментированное чтение, анализ текста.

Педагогические технологии: проблемное обучение, ИКТ.


Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II.Слово учителя.

Повторение понятия «комедия классицизма».

Комедия – один из видов драмы. Особенности такого произведения - отсутствие авторского повествования (список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка). Схема композиции драматического произведения проецируется на экран, учащиеся записывают в тетрадь

В системе жанров классицизма комедия относится к низкому жанру. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма – борьба двух претендентов за руку одной девушки. Положительный герой беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым финалом.

Таков формальный замысел комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Однако пьеса вышла за рамки ограниченного бытового конфликта, была наделена социально - политическим смыслом, что и сделало ее бессмертной.

Комедия А С. Грибоедова «Горе от ума» — произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновремен­но обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого харак­тера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с кос­ным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».

Такое столкновение, «противоречие между характерами, или харак­терами и обстоятельствами, или внутри характера, лежащее в основе дей­ствия», называется конфликтом. Конфликт является «основной пружи­ной», источником динамического напряжения литературного произве­дения, обеспечивающим развитие сюжета.

Запись в тетради: Сюжетэто «цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных изме­нениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах». Сю­жет не только воплощает конфликт, но и раскрывает характеры героев, объясняет их эволюцию и т.д.

III. Работа над текстом комедии.

1) Анализ списка действующих лиц:

Учащиеся обращают внимание на несколько моментов:

1. Говорящие фамилии.

Фамусов (от лат.Fата молва), Репетилов (от франц. гере1ег повторять), Молчалин – молчит, не скажет лишнего, Тугоуховский – глух, Скалозуб -…Хрюмина-… Хлестова-…

2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

  1. Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

  2. Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

  3. Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Здесь учитель говорит о том, как своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я. Чаадаева.

Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одно­го из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. В черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Таври­ды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»

Итак, действие комедии разворачивается в доме Фамусовых, в Москве, но в разговорах и репликах персонажей возникают и столичные министерства Петербурга, и саратовская «глушь», где живет тетка Софьи. В комедии выступают люди разного общественного положения: от Фамусова и Хлестовой до крепостных слуг. Представьте себе дом богатого московского барина первой половины 19 века.

2) Чтение по ролям 1го и 2го явлений I действия.

3) Беседа по содержанию.

Учитель:

  • Трудно ли читать и слушать комедию? (пьеса в стихах)

  • Можем ли мы представить индивидуальный облик каждого героя? Что мы узнали об увлечениях, занятиях песронажей?

  • Что за человек Фамусов? Как он относится к окружающим?

  • Почему Павел Афанасьевич делает вид, что не замечает свиданий дочери и Молчалина?

  • Каким этапом являются 1-6 явления в плане развития сюжета? (экспозиция)

  • С какого явления начинается завязка действия? (с 7го — появляется Чацкий)

4) Чтение по ролям 7го явления.

5) Беседа по содержанию 7го явления.

  • Как появляется Чацкий? Где он был?

  • Какие черты его характера сразу бросаются в глаза?

  • Как Софья встречает Чацкого?

  • Каким образом Чацкй пытается вернуть «тон прежних отношений» с возлюбленной?

  • -Когда Софья начинает относиться к Чацкому с неприкрытой враждебностью? Почему?

  • Чем обеспокоен Фамусов с приездом Чацкого?

  • Почему он не видит достойных претендентов на руку своей дочери ни в Молчалине, ни в Чацком?



IV. Вывод. Запись в тетрадь.

Анализируя I действие, мы познакомились с действующими лицами и отметили два основных конфликта: любовный, с которого начинается пьеса, и социальный, который проявился в противостоянии взглядов Фамусова и Чацкого. Социальный конфликт не укладывается в рамки любовного, он гораздо шире. В I действии развивается в основном любовная линия, социальная же только намечена мелкими замечаниями Чацкого в адрес старой Москвы.

V .Домашнее задание:

  1. Перечитать II действие.

  2. Выписать цитаты в сопоставительную таблицу:


Чацкий

Фамусов

1. Отношение к народу, крепостным



2. Отношение к службе



3. Отношение к просвещению



4. Отношение к семье, любви



5. Понимание слова «ум»




3. Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение моно­логов Чацкого «И точно, начал свет глупеть...», «А судьи кто?» и Фаму­сова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Сафонова Татьяна Сергеевна

Дата: 02.06.2018

Номер свидетельства: 471977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Разработка урока литературы в 9 классе в школе с русским (неродным) языком обучения"
    ["seo_title"] => string(90) "razrabotka-uroka-litieratury-v-9-klassie-v-shkolie-s-russkim-nierodnym-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "264193"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449669222"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства