Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытие мира фольклора писателями»
Тема. Открытие мира фольклора писателями .
Цель: познакомить учащихся с понятием фольклор; выявить сходства и различия УНТ и художественной литературы; раскрыть своеобразие фольклорного мира; воспитывать любовь к художественному слову.
Ход урока
I Оргмомент.
Приветствие. Объяснение темы и целей урока.
Опрос домашнего задания.
II Работа по основной теме урока.
1. Беседа.
- Как вы понимаете термин фольклор?
Фольклор (от англ. народная мудрость) – устное народное поэтическое творчество. Совокупность всего, что хранится в народной памяти, о чем поется и рассказывается в народе. Наука, изучающая произведения фольклора, называется фольклористикой. А собирателей примеров УНТ называют фольклористами.
- Есть ли между фольклором и литературой сходство?
2. Построение таблицы «Фольклор и литература».
Сходство
Различие
1. Создают художественные словесные образы.
Фольклор
Литература
1. Стадиальное (время появления)
Возник с появлением речи на земле.
Появилась с возникновением письменности на Руси (10-11 века).
2. Общая родовая система: эпос, лирика, драма.
2. Функциональное (для чего существует)
Воспитывает, учит, накапливает бытовые знания.
Воспитывает в человеке чувство прекрасного.
3. Различие в характере творчества
(как создано)
Автор – народ, выражающий коллективные переживания.
Автор – конкретный человек, выражающий свои переживания.
4. Различие в условиях бытования
(в какой форме существуют)
Передавался из уст в уста
Письменная форма
Сходства:
- Почему фольклор и литературу считают ветвями единого дерева?
Оба эти искусства – искусства слова, создают художественные словесные образы. Мы воспроизводим их, воспринимаем на слух, преображая в картинки.
И фольклора и у литературы общая родовая система.
Различия:
1. Стадиальное.
- Следовательно, какое искусство слова оказывало влияние на другое фольклор или литература?
Конечно же, фольклор оказывал влияние на литературу. Тем более, что литература со времени ее появления была доступна только грамотным, а, значит, богатым людям. А фольклор жил в народной речи и продолжает жить, несмотря на то, что безграмотных людей среди нас нет. Писатели и поэты использовали фольклорные образы в своих произведениях. Но происходило иногда и так, что литературные произведения, близкие по духу фольклорным, воспринимались народом, как свои. Например, стихотворения И. Сурикова «Тонкая рябина», «Степь» стали народными песнями.
2. Функциональное.
Главная задача писателя: открыть читателю глаза на добро и зло, научить быть милосердным, добрым, справедливым и т. д. Фольклор посредством сказок тоже учит нас этому. А вот при помощи других жанров, выполняет иные функции.
3. Творческое задание (работа с раздаточным материалом).
Задание №2. Отгадай малые жанры фольклора, укажи их функцию.
Пример
Жанр и его функция
Под лежачий камень и вода не течет.
Пословица. Воспитывает любовь к труду.
Сорока-воровка
Кашу варила
Деток кормила:
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Ты воды не носил,
Дров не пилил,
Ты каши не варил.
Потешка. Весело учит малыша жестам и законам жизни.
Пёс Полкан, Полезай в стакан, Хватай лимон, Убирайся вон!
Считалка. Помогает весело и честно распределить роли в игре.
С хозяином дружит,
Дом сторожит, Живёт под крылечком, А хвост — колечком.
Загадка. Учит угадывать задуманное, находить предмет по признакам.
Если месяц ведро не держит – весь месяц дождливым будет.
Примета. Учит определять погоду.
Выколпакован колпак не по-колпаковски. Надо колпак взять переколпаковать и выколпаковать.
Читая произведения литературы, мы каждый раз попадаем в неповторимый мир, ведь каждый автор индивидуален и его творение неповторимо. Произведения фольклора своеобразны, здесь мы встречаемся с иным уровнем мышления, которое уходит корнями в мифологическое прошлое.
5. Фольклорные персонажи.
- На какие два типа можно разделить героев сказок?
Добрые и злые. Они напоминают нам один другого. Обычно внешность совпадает с внутренними качествами.
- Как описываются герои?
Герои описываются одинаково «ни в сказке сказать, ни пером описать». В былинах у героев есть имена, но внешность не описывается.
IV Подведение итогов.
V Домашнее задание.
Прочитать (стр. - ), выучить определения, составить план статьи № учебника.