kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ранние романтические произведения Максима Горького

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мною разработан конспект урока по заданной теме

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ранние романтические произведения Максима Горького»

Урок 11. Тема: Ранние романтические произведения М.Горького

Цель: познакомить с особенностями романтических пр – й М.Горького.

Я хотел изображать людей «необыкновенных», а не людей нищеватого,

мещанского типа.

М.Горький



Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Романтические рассказы 1890- х годов воспринимались как визитная карточка молодого писателя, они свидетельствовали о том, что в литературу пришел писатель, резко выделяющийся на фоне своих предшественников.

Новым был прежде всего тип героя. Многое в горьковских героях заставляло вспомнить о романтической литературной традиции.

2.Что такое романтизм, его черты.

Романтизм – худ. метод, сложившийся в конце 18 – начале 19 века.

Черты романтизма: 1) особый интерес к личности и ее отношению к окружающей действительности, 2) противопоставление реальному миру идеального, 3)сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации, 4) изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах и т.п.

Романтический герой – это человек с сильными чувствами, острой реакцией на мир, отвергающий законы, по которым живут другие. Он одинок и обречен на страдание, стремится к свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.

Особенности композиции: она подчинена одной цели: раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской позиции.

3.Анализ или сообщение группы о рассказе «Макар Чудра».

Рассказ впервые напечатан в газете «Кавказ». Написан он в Тифлисе ( Тбилиси) и впервые подписан псевдонимом - М.Горький. Рассказ имел успех, но он не выходил за рамки провинциальной среды. Тем не менее рассказ пользовался популярностью среди читателей. Его сюжет лег в основу многих музыкальных и других пр-й, среди которых опера итальянского композитора Бианшини «Радда», балет Б.В.Асафьева «Красавица Радда», кинофильм « Табор уходит в небо» молдавского режиссера Эмиля Лотяну ( 1976).

В основе сюжета - история о Лойко Зобаре и Радде .Но пр-е названо по имени рассказчика- «Макар Чудра». Легенда хотя и обладает худ. самостоятельностью, служит тем не менее средством раскрытия характера главного героя - Макара Чудры. Тема рассказа – тема свободы. Идея – воспевание свободы, красоты и радости жизни. Автор этим рассказом призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца. В пр-ии поднимаются проблемы свободы и рабства, смысла жизни, проблема любви. Этим целям подчинены сюжет и композиция. Рассказ начинается морским пейзажем. На его фоне предстает фигура старого цыгана - М.Ч. Конечно , это не случайно . Море и степь всегда были олицетворением свободы. Проблема свободы и рабства звучит уже в самом начале Так, Макар говорит повествователю о предназначении человека: «Что ж ,-он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю да умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб- как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»Старый цыган много повидал за свою жизнь, больше всего он ценит свободу. Герой отрицает жалкое нищенское существование, не может его принять. Затем М.Ч.рассказывает быль о Лойко Зобаре, который больше всего на свете любил лошадей и волю. А заканчивается рассказ вновь морским пейзажем. Такова последовательность событий. Условно можно выделить 5 частей: романтический пейзаж, портрет М.Ч. , диалог с повествователем, история Лойко и Радды, пейзаж. Такая композиция называется кольцевой. Еще одной особенностью композиции является « рассказ в рассказе».Повествователь рассказывает о М.Ч., а тот о Лойко и Радде.

Своеобразие пр-я состоит и в том, что источником конфликта является не традиционное противостояние добра и зла, а столкновение двух позитивных ценностей – свободы и любви, который может разрешиться только трагически. Любящие друг друга Лойко и Радда настолько дорожат своей свободой, что не допускают мысли о добровольном подчинении любимому человеку. Каждый из героев ни за что не согласится быть ведомым, даже если речь идет о взаимном чувстве. «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя,- говорит Радда. Исключительность конфликта - в полном равенстве одинаково гордых героев. Не имея возможности покорить возлюбленную, Лойко одновременно не может отступиться от нее. Поэтому он решается на убийство: « Мы и догадаться еще не успели, что хочет сделать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы». Дикий, «безумный» поступок, ведь он знает, что приносит в жертву гордости и собственную жизнь : «А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!»Смерть героев не бытовая история, а как трагедия в античном смысле этого слова, как некая единственно возможная разрушительная развязка. Макар Чудра, обладающий философским складом ума, тоже считает, что гордость и любовь примирить невозможно, что ценнее свобода, она дороже и любви, и жизни. А автор? Разделяет ли он данную точку зрения? О его взглядах мы узнаем через образ повествователя. Это один из самых незаметных образов. Он путешественник, мечтатель, романтик, чувствует красоту окружающего мира. Он восхищается силой, красотой, поэтичностью , гордостью своих героев. Не может принять рабское отношение к жизни.

4. Просмотр отрывков из кинофильма Э.Лотяну «Табор уходит в небо».

5.Обобщение учителя. Таким образом, герои рассказа сильные, гордые, свободолюбивые, не тщеславные, не желающие мести, независтливые, разрушающие сонное прозябание жизни. Но независимость и гордость обрекают их на одиночество и невозможность счастья.

5.Итог урока.- Любовь и свобода. Совместимы ли эти понятия для героев рассказа?

Схема - кластер. Романтические пр-я 1890-х годов.

Кластер – объединение нескольких однородных элементов.

Главные проблемы - проблема свободы, смысла жизни

смыссмысллас





проблема

«Песня о Буревест-

Нике» ( 1901)

«Макар Чудра» (1892)

Жажда борьбы, би-

Макар Ч., Лойко, Радда «Старуха Изергиль». «Песня о Соколе» твы.

Любовь и свобода не- ( 1894)Жизнь для се- ( 1895)Идея самопожертвования

совместимы. Свобода до- бя или жизнь для во имя свободы, света.

Роже и любви, и жизни. людей? Бесстрашие и трусость,

Ларра, Данко, старуха Жажда битвы и покой, высокие

Изергиль идеалы и бездуховность.

Уж, Сокол







Герои сильные, гордые, одинокие, свободолюбивые.











6.Анализ «Песни о Соколе» (1895)

«Песня…» построена на антитезе бесстрашия и трусости, высоких идеалов и бездуховности, подвига и приземленного существования, жажды битвы и стремления к покою, готовности к самопожертвованию и эгоистического страха за свою шкуру. Пр-е начинается с короткого вступительного пейзажа. Затем действие переносится в сырое ущелье. Здесь происходит столкновение Ужа и Сокола. На фоне свободного неба и гремящего моря является Сокол, сраженный в бою. Он испытывает не отчаяние и упадок, а чувство гнева и жажду борьбы. Слова жизнь, счастье, небо, битва говорят о возвышенности и благородстве его стремлений. Для Ужа теплое и сырое ущелье – земля обетованная. Сокол же задыхается в мрачной и теплой сырости. Испытывая чувство гнева от своего бессилия, тяжело переживая трагически закончившуюся битву, он сначала не замечает , куда его забросила судьба. Но стоит Ужу произнести свое кредо: «Мне здесь прекрасно…тепло и сыро!», как « Сокол смелый вдруг встрепенулся и по ущелью повел очами».Жизнь без борьбы для него хуже смерти.

Смысл жизни Сокол видит в стремлении к победе, в борьбе, ненависти к покою. Уж, оберегающий никому не нужное, эгоистическое существование, мертв при жизни. По его мнению, всякие стремления бесплодны, ибо «все в землю лягут, все прахом будет…»Нет, не все. Гибель Сокола – это продолжение его жизни. Разбившийся, он как бы сливается с родной стихией, передавая ей свою энергию. Мотив широкого и вольного мира, прозвучавший в начале песни Рагима, теперь разрастается в мощную симфонию. Смерть Сокола – призыв к борьбе, начало бессмертия. Прочитать последний абзац со слов: «Пускай ты умер!..» и если Сокол пока одинок, но его подвиг не минет бесследно. Идея пр-я в том,

что смысл чел. жизни в постоянной борьбе, исканиях, человек должен быть готовым к самопожертвованию.

Вывод учителя: В пр – и писатель показывает два типа людей: храбрых и безумных в своих стремлениях и живущих мелкими насущными интересами. Сам Горький писал: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую».Самоотверженная любовь во имя свободы и благоденствия озаряет жизнь Сокола и наполняет ее особенным смыслом. Это романтический призыв к борьбе против серой и скучной жизни, где «тепло и сыро».Главное – полет, прорыв в пространство несвободы. Таким же смыслом наполнена и «Песня о Буревестнике» ( 1901 ).

М.Горький ввел в литературу новую фигуру – босяка. Наиболее знаменитым из рассказов с таким героем – «Челкаш» (1895 ).

7.Анализ рассказа «Челкаш».

Опубликован в ж. « Русское богатство» № 6, 1895 г.Написан в августе 1894 г. В Нижнем Новгороде. В основу рассказа положена реальная история одесского босяка , услышанная им в больнице г. Николаева, где лежал Горький. Странствуя по Руси, в селе Кандыбово Херсонской губ. он вступился за истязаемую женщину, за что мужики избили его до полусмерти и бросили в кусты, считая мертвым. Его подобрали проезжие люди. Но рассказ напечатан был не сразу, так как не устраивал образ Гаврилы, ибо он явно не отвечал народническим представлениям о мужике. Писатель подверг рассказ не очень значительной редактуре. Отношение критики было неоднозначным. Сам писатель не относил его к лучшим пр-ям, однако неизменно включал во все собрания сочинений.

Рассказ назван по имени главного героя, чтобы показать, что босяки- это люди со своими ценностями, чувствами, мыслями, может, даже более светлыми, чем у благородных слоев общества. Композиция состоит из пролога и трех частей. Действие происходит в порту, где « заядлый пьяница и ловкий, смелый вор» нанимает в работники для очередного воровства деревенского «здорового добродушного парня с ребячьими светлыми глазами»- Гаврилу. После удачного ограбления и сбыта краденого Челкаш получает 540 рублей. По прибытии он делится с Гаврилой добычей, и на берегу между ними разыгрывается из-за денег драма, в результате которой Гаврила обнажает свою жадность и едва не убивает Челкаша. Таков сюжет рассказа. Основная идея – свобода и равенство. Воплотить идею и раскрыть смысл пр-я помогают пейзаж , противопоставление героев, различные худ.- выразительные средства.

В основе изображения героев лежит антитеза. Но , несмотря на полную противоположность, у героев одинаковое социальное происхождение – оба выходцы из крестьян, оба жили на земле, оба оказываются перед искушением деньгами, но Челкаш порвал со своей семьей, хотя отец был из первых богатеев в селе. У Гаврилы отец умер, хозяйство малое, дома старенькая мать. Сравним портреты героев, их мечты, поведение в минуту опасности, понимание ими свободы.

Челкаш портрет Гаврила

-острое хищное лицо Эпитет «хищный»составляет -здоровое загорелое лицо

- горбатый хищный нос суть героя. - широкоплечий

- хищная худоба - короткие крепкие руки

- хищная птица - большие голубые глаза

имущество



-разорванная рубаха да - котомка, коса. Немного денег, в дерев-

грязные штаны не – мать, хозяйство

цели и мечты

-свобода, независимость - рвется к собственности, мечтает стать

-море хозяином

отношение к морю

- любил море - боится моря

- оно очищало его от скверны

- видел себя лучше среди воды и

воздуха , оно подчеркивает свободолюбивый хар-р героя.

поведение в минуту опасности

- глаза горели - страшно, жутко, мечты о побеге,

понимание свободы обливался потом.



-никому ничем не обязан - «Делай что хошь, только Бога

помни».





Отношение к деньгам

- как прокутить деньги, они - стать свободным, построить дом, за-

нужны ему, чтобы пить, ве- вести хоз-во, жениться на той,

селиться, угощать других, кто ему нравится. Деньги – его мечта.

забыть, что он босяк, отрицает власть денег.

Таким образом, Челкаш предстает романтической личностью, любит море, оно созвучно его душе. Он бродяга и вор, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть. Герой нисколько не идеализируется писателем. Однако в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой, готовым ради денег убить человека, Челкаш оказывается победителем. Он с презрением отказывается от своей доли в пользу Гаврилы, слушает его радостные вопли, смотрит на искаженное от жадности лицо и чувствует, что он – «вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким!» Челкаш оказывается выше и благороднее крестьянского парня , мечтающего разбогатеть. Так Горький раскрывает проблемы свободы и власти денег.

8. Обобщение учителя.

Пути обоих героев тупиковые, так как преследуют антигуманные цели. Человек, стремясь к свободе, должен воспитывать себя, чтобы стать просто хорошим человеком. А в рассказе свобода босяка оборачивается драмой ненужного человека, утратившего свои корни, потерявшего имя. Свобода же мелкого собственника превращает Гаврилу в жалкое существо, готовое на преступление. Так Горьий уже в раннем творчестве приходит к глубоким сомнениям в истинности индивидуальной свободы. Проблемы, поднятые в рассказе , актуальны и сегодня, ведь часто деньги становятся едва ли не главным мерилом нравственных ценностей.

9. Итог урока.

- Деньги - это добро или зло?

- Деньги делают человека сильным или слабым?

-Деньги - это инструмент в руках человека или неуправляемая сила?

10.Дом. задание. Прочитать рассказ «Старуха Изергиль».Стр. 167-170.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ранние романтические произведения Максима Горького

Автор: Кулишова Светлана Васильевна

Дата: 14.01.2020

Номер свидетельства: 535656

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "А. М. Горький  «Песня о Соколе», 8 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "a-m-gor-kii-piesnia-o-sokolie-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431497742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Максим Горький «Старуха Изергиль»:романтический пафос, особенности  композиции"
    ["seo_title"] => string(80) "maksim-gor-kii-starukha-izierghil-romantichieskii-pafos-osobiennosti-kompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "283555"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453836370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства