kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:

*осознанное восприятие текстов на слух,

*формирование приемов анализа текстов, их содержания, языковых средств

*обогащение речевых навыков, которые помогут построить связный рассказ

*расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста.

Перед чтением я использую соответствующие тексту предметы и сюжетные картинки, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из телепередач. Задачей подготовительного этапа к восприятию текста является актуализация знаний учащихся по теме текста или вызывание интереса к его восприятию.

Для более полного осознания текста проводится языковой анализ. Он направлен на выяснение того, как ученики понимают значение отдельных слов и смысл образных суждений.

Организуется работа с синонимами, глаголами, существительными, прилагательными. Очень важно применять и средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства.

При работе с текстом значительное место занимают упражнения по овладению построением предложений разной грамматической структуры.

В своей работе я использую не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-коммуникативного обучения, работающего на развитие личности ученика.

Я много внимания уделяю презентациям, применяю различные приемы на развитие зрительной и механической памяти, использую игровые приемы, тестирование.

Использую технологии развивающего, дифференционного и здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе. Учу работать с памятками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы). »

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы). Выступление на семинаре для учителей СКК образовательных организаций Володарского муниципального р-на. Выполнила: Маринина М.В., учитель  I квалификационной категории 2014г.

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №53

Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом

(из опыта работы).

Выступление на семинаре для учителей СКК образовательных организаций Володарского муниципального р-на.

Выполнила:

Маринина М.В.,

учитель

I квалификационной

категории

2014г.

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремится быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.

Полноценное общение – это средство повышения коммуникабельности, путь развития ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.

Развивать речь учащихся – значит способствовать тому, чтоб она была более точной и связной, содержательной и выразительной.

Связная речь – это речь, передающая мысль и желание говорящего. Связной может быть названа такая речь, в которой описание фактов происходящих последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.

Ученики с ОВЗ пользуются в основном ситуативной речью, понятой лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только объединяют речь, но и делают ее непонятной. Дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом.

Вследствие бедности активного словаря, недостаточного овладения грамматическим строем речи учащиеся испытывают затруднения в формулировании своих высказываний. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью. На вопросы собеседника дети с ОВЗ отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением.

Переход от участия в разговоре к самостоятельному развернутому высказыванию протекает у детей с ОВЗ очень сложно.

Вот поэтому я бы и хотела остановиться на проблеме «Развитие связной речи».

Форм и приемов работы много. Нужно лишь отобрать, что непосредственно подходит для данной темы и для данного класса.

Работая в классах СКК, я использую:

  • пошаговое обучение
  • алгоритмизацию действий
  • опорные сигналы
  • включение в урок заданий на тренировку мыслительной деятельности.

Каждый мой урок в таких классах включен в систему воспитательной работы.

Обучаю детей создавать высказывания с помощью:

  • графических схем
  • натуральных предметов
  • планов
  • опорных схем
  • иллюстраций
  • вопросов.

При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:

  • осознанное восприятие текстов на слух,
  • формирование приемов анализа текстов, их содержания, языковых средств
  • обогащение речевых навыков, которые помогут построить связный рассказ
  • расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста.

Перед чтением я использую соответствующие тексту предметы и сюжетные картинки, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из телепередач. Задачей подготовительного этапа к восприятию текста является актуализация знаний учащихся по теме текста или вызывание интереса к его восприятию.

Для более полного осознания текста проводится языковой анализ. Он направлен на выяснение того, как ученики понимают значение отдельных слов и смысл образных суждений.

Организуется работа с синонимами, глаголами, существительными, прилагательными. Очень важно применять и средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства.

При работе с текстом значительное место занимают упражнения по овладению построением предложений разной грамматической структуры.

В своей работе я использую не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-коммуникативного обучения, работающего на развитие личности ученика.

Я много внимания уделяю презентациям, применяю различные приемы на развитие зрительной и механической памяти, использую игровые приемы, тестирование.

Использую технологии развивающего, дифференционного и здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе. Учу работать с памятками

ФРАГМЕНТ УРОКА В 5 классе СКК Ю.Яковлев Рассказ «Колючка»

ФРАГМЕНТ УРОКА В 5 классе СКК

Ю.Яковлев

Рассказ «Колючка»

На изучение рассказа «Колючка» запланировано 3 часа. Это фрагмент 3-го урока, на котором идет обучение учащихся развернутому ответу на вопрос «В чём красота поступка Веры?»

Так как ученики пользуются в основном ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых они пытаются сообщить, поэтому таким заданиям уделяю большое внимание и работаю над ними только в классе. Перед изучением рассказа «Колючка» я сообщила ученикам, что нам предстоит дать развернутый ответ на вопрос «В чем красота поступка Веры?» и зачитала два ответа.

  • Вера защитила Колючку, когда его обижали старшеклассники. Вот в этом и заключается красота её поступка.
  • Вера и Колючка – это одноклассники, герои рассказа Ю.Яковлева «Колючка». У Веры было любимое занятие – игра в куклы. У Веры не складывались отношения с Колючкой, так как он рассказал о её любимом занятии и показал куклу ребятам. Все смеялись над Верой, а она обиделась на Колючку.

Но однажды Колючка оказался в беде: его обижали старшеклассники. Увидев, что рядом нет взрослых, Вера бросилась ему на помощь. Она защитила Колючку, поступила решительно и смело. В этом и заключается красота её поступка.

После чтения ответов выяснили, какой ответ показался понятным?

Развернутый ответ на вопрос « В чем красота поступка Веры?» В начале урока идёт анализ рассказа по вопросам:

Развернутый ответ на вопрос « В чем красота поступка Веры?»

В начале урока идёт анализ рассказа по вопросам:

  • Кто такие Вера
  • и Колючка?
  • Какое занятие было
  • любимым у Веры?
  • Почему у нее не
  • складывались отношения
  • с Колючкой?
  • Как поступила Вера, когда Колючка попал в беду?
  • В чем красота поступка Веры?
Составление развёрнутого ответа   Вера и Колючка … Любимым занятием Веры была… Колючка раскрыл секрет… (какой?) Однажды, возвращаясь из школы, Вера увидела…И она (что сделала?) По характеру Вера … И ее поступок достоин…. Проверка составленных развёрнутых ответов учащихся.

Составление развёрнутого ответа

  • Вера и Колючка …
  • Любимым занятием Веры была…
  • Колючка раскрыл секрет… (какой?)
  • Однажды, возвращаясь из школы, Вера увидела…И она (что сделала?)
  • По характеру Вера …
  • И ее поступок достоин….

Проверка составленных развёрнутых ответов учащихся.

ФРАГМЕНТ УРОКА в 6 классе СКК по произведению Д.Бессита «СЛОН И МУРАВЕЙ» (Работа с гипотезой, метапредметные умения)

ФРАГМЕНТ УРОКА в 6 классе СКК по произведению Д.Бессита «СЛОН И МУРАВЕЙ»

(Работа с гипотезой, метапредметные умения)

Жанр произведения.

Жанр произведения.

  • Как вы думаете, глядя на название произведения, можно ли предположить его жанр?
  • Предположения: рассказ, сказка, басня, стихотворение.
Место действия. Можно ли предположить где будет происходить действие, почему? Предположения: в зоопарке, в цирке, в другой стране

Место действия.

Можно ли предположить где будет происходить действие, почему?

Предположения: в зоопарке, в цирке, в другой стране

Герои произведения.

Герои произведения.

  • Сколько главных героев в этом произведении?
  • А что еще может помочь в уточнении наших представлений о произведении?
Биография Д. Биссета

Биография Д. Биссета

  • Послушайте рассказ учителя о писателе и постарайтесь найти подтверждение гипотез.
  • Помогла ли вам эта информация продвинуться в нашем предположении о жанре этого произведения?
РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Чтение про себя.
  • Чтение вслух.
  • Смогли ли вы уточнить свои предположения, прочитав текст?
  • Докажите.
  • Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?
  • Выступление детей, обоснование.
ФРАГМЕНТ УРОКА в 7 классе СКК Рассказ по иллюстрации (коллективная работа и ответы на вопросы для связного рассказа)

ФРАГМЕНТ УРОКА в 7 классе СКК

Рассказ по иллюстрации (коллективная работа и ответы на вопросы для связного рассказа)

Рассказ по иллюстрации предполагает знание текста, умение отобрать материал из текста, описать героев иллюстрации, сделать вступление и заключение. Этот навык формируется в течение длительного времени. Созданию связного рассказа можно помочь с помощью конкретных заданий:

Рассказ по иллюстрации предполагает знание текста, умение отобрать материал из текста, описать героев иллюстрации, сделать вступление и заключение. Этот навык формируется в течение длительного времени. Созданию связного рассказа можно помочь с помощью конкретных заданий:

  • расскажи так, чтобы в ответе было 3 предложения,
  • расскажи только о Цапле,
  • расскажи в таком порядке.
«Журавль и Цапля» Вопросы для подготовки к рассказу по иллюстрации.

«Журавль и Цапля» Вопросы для подготовки к рассказу по иллюстрации.

  • Скажите, какой момент изображен на иллюстрации?
  • Опишите Журавля и Цаплю (внешний вид, поза)
  • С каким предложением обратился Журавль к Цапле?
  • Каков был ее ответ?
  • Был ли отказ оскорбительным и почему?
  • Почему не женятся Журавль и Цапля?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  • Работа над лексическим значением слова «взаимопонимание»
  • Составление связного рассказа по иллюстрации к сказке «Журавль и Цапля».
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ    Н.А. Некрасова  «В полном разгаре страда деревенская…»     (расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста)

РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» (расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста)

ЦЕЛЬ: выяснить, как автор относится к женской доле и как он выражает свое отношение

ЦЕЛЬ: выяснить, как автор относится к женской доле и как он выражает свое отношение

У учащихся СКК VIII вида лишь небольшая часть слов используется в речи, остальные находятся в пассивном словаре. Поэтому важнейшей коррекционной задачей в работе с такими учащимися является расширение, уточнение, активизация словарного запаса.

У учащихся СКК VIII вида лишь небольшая часть слов используется в речи, остальные находятся в пассивном словаре.

Поэтому важнейшей коррекционной задачей в работе с такими учащимися является расширение, уточнение, активизация словарного запаса.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

  • В каком значении автор употребляет слово «бедная»?
  • Подберите к данному слову слово с противоположным значением
  • Подберите к этому слову слово с близким значением
  • В каком значении автор употребляет данное слово?
Использование грамматических средств для анализа мастерства поэта . Ноженька Полосыньки Косыньки Кваском

Использование грамматических средств для анализа мастерства поэта .

Ноженька

Полосыньки

Косыньки

Кваском

  • Выделим суффикс в данных словах.
  • С какой целью автор использует данные слова?
  • Замените их словами без суффикса.
  • Что изменилось?
Использование художественных средств изобразительности.

Использование художественных средств изобразительности.

  • Как автор передает поведение насекомых?
  • С какой целью он это делает?
  • С чем сравнивает он насекомых?
РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • Справились ли мы с целью урока, выяснили ли мы, как автор относится к женской доле Запись вывода по уроку в тетради:
  • В стихотворении Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская..» автор сочувствует ….
  • Свое сочувствие он выражает, используя:
  • 1. –
  • 2. – и т.д.
  • Н.А.Некрасов не называет имени крестьянки, чтобы показать….
ФРАГМЕНТ УРОКА В 9 классе СКК

ФРАГМЕНТ УРОКА В 9 классе СКК

  • Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «САША»
  • ЦЕЛЬ: составление характеристики главных героев
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА 1. О чем говорится в стихотворении? 2.Какие две части можно выделить в стихотворении? 3.Какая часть по объему больше? Почему? 4.Нарисуйте словесно картину рубки леса. 5.Какие сравнения использует автор? 6.В отрывке есть противопоставления. Что с чем противопоставляется? 7.В поэме речь идет о рубке леса, а почему она названа «Саша»?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. О чем говорится в стихотворении?

2.Какие две части можно выделить в стихотворении?

3.Какая часть по объему больше? Почему?

4.Нарисуйте словесно картину рубки леса.

5.Какие сравнения использует автор?

6.В отрывке есть противопоставления. Что с чем противопоставляется?

7.В поэме речь идет о рубке леса, а почему она названа «Саша»?

СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ  (составляя характеристику, идите от поступков к характеру) САША РУБЩИКИ ЛЕСА У нас есть еще один герой. Кто это?

СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (составляя характеристику, идите от поступков к характеру)

САША

РУБЩИКИ ЛЕСА

У нас есть еще один герой. Кто это?

Работа над составлением характеристики является для учащихся с ОВЗ самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен для учащихся коррекционной школы. Если хронологическая последовательность нарушена или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику. Ещё труднее составить характеристику героя, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя. Надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния героя и дать нравственную оценку характеру героя.

Работа над составлением характеристики является для учащихся с ОВЗ самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен для учащихся коррекционной школы.

Если хронологическая последовательность нарушена или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику.

Ещё труднее составить характеристику героя, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя. Надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния героя и дать нравственную оценку характеру героя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Маринина Маргарита Васильевна

Дата: 30.12.2014

Номер свидетельства: 149056

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Статья "Особенности преподавания литературного  чтения на русском языке в казахской  школе" "
    ["seo_title"] => string(101) "stat-ia-osobiennosti-priepodavaniia-litieraturnogho-chtieniia-na-russkom-iazykie-v-kazakhskoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "139428"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417711788"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-ustnoi-riechi-uchashchikhsia-5-gho-klassa-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства