Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы).
Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы).
При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:
*осознанное восприятие текстов на слух,
*формирование приемов анализа текстов, их содержания, языковых средств
*обогащение речевых навыков, которые помогут построить связный рассказ
*расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста.
Перед чтением я использую соответствующие тексту предметы и сюжетные картинки, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из телепередач. Задачей подготовительного этапа к восприятию текста является актуализация знаний учащихся по теме текста или вызывание интереса к его восприятию.
Для более полного осознания текста проводится языковой анализ. Он направлен на выяснение того, как ученики понимают значение отдельных слов и смысл образных суждений.
Организуется работа с синонимами, глаголами, существительными, прилагательными. Очень важно применять и средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства.
При работе с текстом значительное место занимают упражнения по овладению построением предложений разной грамматической структуры.
В своей работе я использую не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-коммуникативного обучения, работающего на развитие личности ученика.
Я много внимания уделяю презентациям, применяю различные приемы на развитие зрительной и механической памяти, использую игровые приемы, тестирование.
Использую технологии развивающего, дифференционного и здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе. Учу работать с памятками
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом (из опыта работы). »
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №53
Работа над развитием связной монологической речи на уроках чтения во время работы с текстом
(из опыта работы).
Выступление на семинаре для учителей СКК образовательных организаций Володарского муниципального р-на.
Выполнила:
Маринина М.В.,
учитель
I квалификационной
категории
2014г.
Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремится быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением.
Полноценное общение – это средство повышения коммуникабельности, путь развития ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Развивать речь учащихся – значит способствовать тому, чтоб она была более точной и связной, содержательной и выразительной.
Связная речь – это речь, передающая мысль и желание говорящего. Связной может быть названа такая речь, в которой описание фактов происходящих последовательно в их временной взаимосвязи и имеет законченную мысль.
Ученики с ОВЗ пользуются в основном ситуативной речью, понятой лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых пытаются сообщить. Часто лица и место событий заменяются местоимениями, которые не только объединяют речь, но и делают ее непонятной. Дети, начиная говорить, не успевают придумать завершение фразы и заканчивают словами, не согласованными с началом.
Вследствие бедности активного словаря, недостаточного овладения грамматическим строем речи учащиеся испытывают затруднения в формулировании своих высказываний. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью. На вопросы собеседника дети с ОВЗ отвечают очень кратко и односложно. В отдельных случаях школьники не прочь заменить словесный ответ кивком головы или другим выразительным движением.
Переход от участия в разговоре к самостоятельному развернутому высказыванию протекает у детей с ОВЗ очень сложно.
Вот поэтому я бы и хотела остановиться на проблеме «Развитие связной речи».
Форм и приемов работы много. Нужно лишь отобрать, что непосредственно подходит для данной темы и для данного класса.
Работая в классах СКК, я использую:
пошаговое обучение
алгоритмизацию действий
опорные сигналы
включение в урок заданий на тренировку мыслительной деятельности.
Каждый мой урок в таких классах включен в систему воспитательной работы.
Обучаю детей создавать высказывания с помощью:
графических схем
натуральных предметов
планов
опорных схем
иллюстраций
вопросов.
При обучении пересказу выделяю существенные направления в работе:
осознанное восприятие текстов на слух,
формирование приемов анализа текстов, их содержания, языковых средств
обогащение речевых навыков, которые помогут построить связный рассказ
расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста.
Перед чтением я использую соответствующие тексту предметы и сюжетные картинки, прослушивание музыкальных произведений, отрывков из телепередач. Задачей подготовительного этапа к восприятию текста является актуализация знаний учащихся по теме текста или вызывание интереса к его восприятию.
Для более полного осознания текста проводится языковой анализ. Он направлен на выяснение того, как ученики понимают значение отдельных слов и смысл образных суждений.
Организуется работа с синонимами, глаголами, существительными, прилагательными. Очень важно применять и средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства.
При работе с текстом значительное место занимают упражнения по овладению построением предложений разной грамматической структуры.
В своей работе я использую не только хорошо известные традиционные методики преподавания, но и новые технологии личностно-коммуникативного обучения, работающего на развитие личности ученика.
Я много внимания уделяю презентациям, применяю различные приемы на развитие зрительной и механической памяти, использую игровые приемы, тестирование.
Использую технологии развивающего, дифференционного и здоровьесберегающего обучения, проектного метода обучения, ИКТ в образовательном процессе. Учу работать с памятками
ФРАГМЕНТ УРОКА В 5 классе СКК
Ю.Яковлев
Рассказ «Колючка»
На изучение рассказа «Колючка» запланировано 3 часа. Это фрагмент 3-го урока, на котором идет обучение учащихся развернутому ответу на вопрос «В чём красота поступка Веры?»
Так как ученики пользуются в основном ситуативной речью, понятной лишь тем, кто знает обстоятельства, о которых они пытаются сообщить, поэтому таким заданиям уделяю большое внимание и работаю над ними только в классе. Перед изучением рассказа «Колючка» я сообщила ученикам, что нам предстоит дать развернутый ответ на вопрос «В чем красота поступка Веры?» и зачитала два ответа.
Вера защитила Колючку, когда его обижали старшеклассники. Вот в этом и заключается красота её поступка.
Вера и Колючка – это одноклассники, герои рассказа Ю.Яковлева «Колючка». У Веры было любимое занятие – игра в куклы. У Веры не складывались отношения с Колючкой, так как он рассказал о её любимом занятии и показал куклу ребятам. Все смеялись над Верой, а она обиделась на Колючку.
Но однажды Колючка оказался в беде: его обижали старшеклассники. Увидев, что рядом нет взрослых, Вера бросилась ему на помощь. Она защитила Колючку, поступила решительно и смело. В этом и заключается красота её поступка.
После чтения ответов выяснили, какой ответ показался понятным?
Развернутый ответ на вопрос « В чем красота поступка Веры?»
В начале урока идёт анализ рассказа по вопросам:
Кто такие Вера
и Колючка?
Какое занятие было
любимым у Веры?
Почему у нее не
складывались отношения
с Колючкой?
Как поступила Вера, когда Колючка попал в беду?
В чем красота поступка Веры?
Составление развёрнутого ответа
Вера и Колючка …
Любимым занятием Веры была…
Колючка раскрыл секрет… (какой?)
Однажды, возвращаясь из школы, Вера увидела…И она (что сделала?)
Можно ли предположить где будет происходить действие, почему?
Предположения: в зоопарке, в цирке, в другой стране
Герои произведения.
Сколько главных героев в этом произведении?
А что еще может помочь в уточнении наших представлений о произведении?
Биография Д. Биссета
Послушайте рассказ учителя о писателе и постарайтесь найти подтверждение гипотез.
Помогла ли вам эта информация продвинуться в нашем предположении о жанре этого произведения?
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Чтение про себя.
Чтение вслух.
Смогли ли вы уточнить свои предположения, прочитав текст?
Докажите.
Какое чувство осталось у вас после прочтения сказки?
Выступление детей, обоснование.
ФРАГМЕНТ УРОКА в 7 классе СКК
Рассказ по иллюстрации (коллективная работа и ответы на вопросы для связного рассказа)
Рассказ по иллюстрации предполагает знание текста, умение отобрать материал из текста, описать героев иллюстрации, сделать вступление и заключение. Этот навык формируется в течение длительного времени. Созданию связного рассказа можно помочь с помощью конкретных заданий:
расскажи так, чтобы в ответе было 3 предложения,
расскажи только о Цапле,
расскажи в таком порядке.
«Журавль и Цапля» Вопросы для подготовки к рассказу по иллюстрации.
Скажите, какой момент изображен на иллюстрации?
Опишите Журавля и Цаплю (внешний вид, поза)
С каким предложением обратился Журавль к Цапле?
Каков был ее ответ?
Был ли отказ оскорбительным и почему?
Почему не женятся Журавль и Цапля?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Работа над лексическим значением слова «взаимопонимание»
Составление связного рассказа по иллюстрации к сказке «Журавль и Цапля».
РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…» (расширение лексико-грамматических средств на основе наблюдения за языковыми средствами авторского текста)
ЦЕЛЬ: выяснить, как автор относится к женской доле и как он выражает свое отношение
У учащихся СКК VIII вида лишь небольшая часть слов используется в речи, остальные находятся в пассивном словаре.
Поэтому важнейшей коррекционной задачей в работе с такими учащимися является расширение, уточнение, активизация словарного запаса.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
В каком значении автор употребляет слово «бедная»?
Подберите к данному слову слово с противоположным значением
Подберите к этому слову слово с близким значением
В каком значении автор употребляет данное слово?
Использование грамматических средств для анализа мастерства поэта .
Ноженька
Полосыньки
Косыньки
Кваском
Выделим суффикс в данных словах.
С какой целью автор использует данные слова?
Замените их словами без суффикса.
Что изменилось?
Использование художественных средств изобразительности.
Как автор передает поведение насекомых?
С какой целью он это делает?
С чем сравнивает он насекомых?
РЕФЛЕКСИЯ
Справились ли мы с целью урока, выяснили ли мы, как автор относится к женской доле Запись вывода по уроку в тетради:
В стихотворении Н.А.Некрасова «В полном разгаре страда деревенская..» автор сочувствует ….
Свое сочувствие он выражает, используя:
1. –
2. – и т.д.
Н.А.Некрасов не называет имени крестьянки, чтобы показать….
ФРАГМЕНТ УРОКА В 9 классе СКК
Анализ отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «САША»
ЦЕЛЬ: составление характеристики главных героев
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА
1. О чем говорится в стихотворении?
2.Какие две части можно выделить в стихотворении?
3.Какая часть по объему больше? Почему?
4.Нарисуйте словесно картину рубки леса.
5.Какие сравнения использует автор?
6.В отрывке есть противопоставления. Что с чем противопоставляется?
7.В поэме речь идет о рубке леса, а почему она названа «Саша»?
СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (составляя характеристику, идите от поступков к характеру)
САША
РУБЩИКИ ЛЕСА
У нас есть еще один герой. Кто это?
Работа над составлением характеристики является для учащихся с ОВЗ самой сложной на уроках литературного чтения. Анализ идет от поступков к характеру, поэтому путь анализа событий в их хронологической последовательности наиболее доступен для учащихся коррекционной школы.
Если хронологическая последовательность нарушена или рассказано о нескольких героях, через взаимоотношения с которыми познается характер главного героя, то учащимся значительно труднее понять и составить его характеристику.
Ещё труднее составить характеристику героя, если в рассказе поступков героя в прямом понимании нет, а есть только описание душевного состояния героя. Надо понять его эмоциональное состояние, причину этого состояния героя и дать нравственную оценку характеру героя.