Урок построен на воспитании интереса к литературе, творчеству Валентина Берестова. В ходе урока дети становятся исследователями и раскрывают мастерство поэта Берестова и тайны словесного пейзажа. Стихотворение "Капля" способствует обогащению внутреннего мира юного читателя. Формируется культура диалогической речи, развивается пространственное мышление.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие по творчеству Валентина Берестова »
Литературное чтение 3 класс
Тема раздела «В царстве словесного пейзажа»
"Путешествие по творчеству Валентина Берестова"
Шебурова Т.Н, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Пушанина, Белинский район, Пензенская область
«О, поэзия! Души людей береди...!»
Валентин Берестов
Задачи:
Уточнить полученные знания детей о прочитанных произведениях Валентина Берестова.
Формировать культуру диалогической речи: умение говорить четко и выразительно, слушать собеседника.
Формировать эстетическое отношение к героям художественных произведений Валентина Берестова.
Развивать пространственное мышление и творчество у детей, а также при создании и реализации замысла.
Методы и приемы:
Наглядные – демонстрация картин, показ образца.
Практический – творческое упражнение.
Наглядно-практический – моделирование.
Словесные – обобщающая итоговая беседа, чтение художественных произведений, вопросы к детям, педагогическая оценка.
Предварительная работа.
Знакомство с биографией, творчеством В. Берестова.
Выставка книг из домашней библиотеки “Книги Берестова в нашей семье”.
Чтение рассказов В. Берестова.
Заучивание стихотворений В. Берестова.
Рисование “Мое любимое произведение Валентина Берестова”.
Изготовление книжек-малышек “Картинки в лужах”, “Веселое лето”.
Составление книги детских отзывов по произведениям В. Берестова.
Организация выставки детских работ “И в 10 лет, и в семь, …”
Постановка целей урока.
По какой теме мы работаем на уроках литературного чтения? «В царстве словесного пейзажа»
Какие цели ставим мы на урок, работая по данной теме?
Эти цели мы оставляем и на сегодняшний урок, так, как продолжаем, знакомиться с поэзией и с поэтами.
Есть произведения, которые посвящены временам года?
А какая сейчас осень? Поработаем с картинами Третьяковской галереи. (2 ученика выбирают те картины, на которых изображена золотая осень)
Проверка домашнего задания.
А.И. Введенский «Ураган»
В.А. Бахревский «Уснувший ветер»
А. Е. Екимцев «Ветерок»
Такие слова выбрали авторы для своих произведений. Почему? Докажите своё мнениями фрагментами из них.
-Отличаются ли образы, созданные авторами?
-Какое произведение произвело на вас более сильное впечатление? Почему? Прочитай самый интересный для тебя текст, так чтобы передать своё настроение и авторское видение.
- Прочитать свои наблюдения «Путешествия осеннего листа»
--Работа с читательскими дневниками.
- О чём писали местные газеты за прошедшую неделю. (О 200 летнем юбилее М.Ю. Лермонтова).
-Почему Лермонтова считают космическим поэтом?
Итог проверки домашнего задания. Спасибо всем. Вы хорошо готовились самостоятельно. Порадовали меня.
Введение в тему урока. Ребята, сегодня к нам в школу пришло письмо. Оно не подписано. Как вы думаете, кто мог его отправить? (Ответы детей)
Давайте откроем письмо и узнаем, кто нам его написал (распечатывает конверт, на титульном листе – портрет Незнайки).
Читает Письмо: “Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из Солнечного города. Я слышал от своих друзей, что вы любознательные, много читаете, знакомы с творчеством разных писателей и поэтов, сами пишете рассказы, иллюстрируете книги. И я решил нарисовать картинки к рассказу известного писателя, но не знаю, как лучше это сделать. Я забыл, как зовут этого известного человека. Поэтому я обращаюсь к вам с просьбой, помогите мне, пожалуйста. Посылаю вам портрет писателя, жду от вас ответа, иллюстраций к моим любимым рассказам”. (Достаю из конверта портрет писателя.)
Ребята, посмотрите на портрет, который прислал Незнайка. Вы узнали этого писателя? (Помещает на доску в центр)
Дети: Да, это Валентин Берестов. - Правильно. Валентин Берестов написал стихотворения, рассказы, сказки.
2. Основная часть. Творчество писателя. Сообщения ученика.
Валентин Берестов родился в 1928 году в Калужской области в интеллигентной семье. Его отец был талантливым учителем истории, но всё же не он, а прабабушка маленького Валентина во многом повлияла на будущее ребенка.
Берестов уже в 4 года научился хорошо читать, радуя прабабушку чтением газет вслух. Сам же мальчик обожал сказки, а позже детские романы, зачитываясь Марком Твеном и мечтая о приключениях, как у Тома Сойера.
За свои первые стихи, написанные в раннем детстве, Берестов терпел плохое отношение со стороны сверстников, ведь увлечение чтением и поэзией не было популярным. Именно поэтому стихи Берестова прочитать ни у кого не было возможности, он прятал их ото всех, записывая в тетрадь.
Как часто происходит в жизни, начать своё становление в роли писателя, Берестову помог случай. Во время войны семья переехала в Ташкент, и мальчик познакомился с А. Ахматовой, а позже и с Чуковским, которому и показал свою тетрадку с тайно записанными стихами. Именно Корней Чуковский помог Валентину раскрыть талант и больше не стесняться его.
Следующие годы учёбы и работы отвлекли Берестова от творчества. Только по прошествии 10 лет, он снова начал писать.
Первая книжка со стихами Берестова для детей вышла в свет в 1957 году, а затем сборники так и посыпались один за другим. Автора стали воспринимать уже как профессионального писателя.
По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать. А произошло это необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. “Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. “Три одинаковых буквы рядом? – спросила прабабушка. - Не иначе СССР!””
Путешествие начинается. Предлагаю вам отправиться в путешествие по рассказам, с произведениями В. Берестова. Вы готовы?
Дети: Да, готовы.
- Прослушайте отрывок из первого рассказа В. Берестова : “Это яркий желтый цветок на светлом мохнатом стебельке появляется весной с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они”. О каком цветке говорится в рассказе Валентина Берестова?
Дети: О мать-и-мачехе. У нее листочки с изнанки мягкие бархатистые, потрешь об щеку, станет тепло, как с мамой. Зато снаружи листья – твердые, скользкие и холодят.
Вы правильно определили произведение “Мать-и-мачеха”. ( Слайд изображение мать-и-мачехи)
- В чём особенность описания этого цветка?
Вот вам второй отрывок «Без стебельков, без цветоножки Как пуговицы или брошки, Горят они к земле приколоты, Последнее живое золото… - Ребята в этом стихотворении Берестов ни разу не упомянул в тексте названия цветов. Как можно догадаться о том, что он описывает одуванчики? Какие строчки подсказывают вам это?
Приходилось ли вам видеть осенние одуванчики?
_ О чём рассказывает детский поэт Берестов и как называется стихотворение?
«В этот лес полупустой Новичок молчком явился. Здесь он жизни удивился…»
Верно это стихотворение «Рыжик» (слайд, ученик читает стихи)
Физминутка. Поэтическая минутка. Работа по карточкам. "Котенок хочет в школу"
Я - котик умный и весёлый, Но никогда не видел школы. Возьми меня с собою в класс: Я помяукаю для вас!
Карандашик
Я - малютка карандашик, Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Школьник пишет и растёт, Карандаш - наоборот.
Как хорошо уметь читать!
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну, почитай ещё страницу". Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять и прочитать!
Первый листопад
Быть может, первый листопад Встречает этот клён. Впервые праздничный наряд Подставил ветру он. Надеты на его сучки Шесть листьев вырезных. Они красны и широки, Совсем как у больших.
Мы исследователи Работа над стихотворением «Капля»
Цель исследования – проанализировать лирическое произведение В. Д. Берестова «Капля», раскрыть мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа
Задачи: Нарисовать образ капли в стихотворении; Исследовать, какие изобразительные средства помогли поэту нарисовать образ капли;
Проанализировать построение стихотворения.
Актуальность Пропагандирует стихотворение для широкого круга читателя
Новизна Заключается в том, что стихотворение способствует обогащению духовного мира юного читателя.
Гипотеза Если мы научимся анализировать поэтическое произведение, то мы научимся понимать лирику.
А чтобы увидеть и услышать в стихотворении все, что хотел сказать автор, надо уметь его правильно анализировать, что удается не каждому.
Анализ стихотворения поможет понять, осознать, почувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения.
В. Д. Берестов «Капля».
Капля в паутинке – гамаке На кусте иссохшего репья Блещет и дрожит на ветерке, Будто в ней вся ценность бытия. То она алмаз, то аметист, То она опал, то изумруд. Пестрый дятел, цирковой артист, К нам слетел и покачался тут. И пока, застыв, как часовой, Я слежу за ними не дыша, Я – росинке свой и птице – свой, И любовью полнится душа.
Построение стихотворения.
Стихотворение «Капля» небольшое, имеет 3 строфы. В ней очень удачно подобраны рифмы: репья – бытия, аметист – артист, изумруд – тут; часовой – свой, дыша – душа. Рифмы построены через строчку. Ударения в рифмах падают только на последние слоги. Мне кажется, стихотворение В. Д. Берестова «Капля» надо читать спокойно, мягко, бережно.
Содержание стихотворения
В центре стихотворения находится образ капельки. Поэтому лирика- пейзажная. Стихотворение В. Д. Берестова спокойное, наводящее на размышление о жизни. Автор глубоко осмысливает мир: изумительно с детской радостью и взрослой мудростью. Каждая росинка, пылинка-всё ему дорого, он любит их. Дает возможность читателю полюбоваться описанной картиной.
- Чем передается настроение автора?
Цветом передается настроение автора. А оно светлое, радостное, приподнятое, торжественное, одухотворенное. Это передается синим цветом. Так как вроде бы все в природе увядает, а капелька маленькая живет, блестит, переливается и вселяет жизнь в других.
Это стихотворение вызвало у меня настроение: Светлое; радостное; Теплое; Немного грустное; Задумчивое; Спокойное.
Мое видение стихотворения:
Я считаю, что действие происходит в небольшом саду, где растут разные небольшие кустики. И на них раскачиваются паутинки, как будто гамаки. Показана картина осени, т.к. капля находится «на кусте иссохшего репья», кусты сохнут, листья начинают терять былую свежесть и красоту, только начинается листопад. По саду гуляет ветер, потому что капля «блещет и дрожит». Эта капля блестит и переливается разными красками: белой, голубой, зелёной. И самое главное в этой картине, именно маленькая капелька, как будто только в ней на данный момент теплится жизнь. Поэтому автор, склоняясь над ней, стоит очень тихо, чуть дыша, оберегая это чудо природы. Указание на местонахождение, паутинке – гамаке, подчеркивает ее хрупкость, недолговечность существования. Ему дорога эта картина, он ею любуется, как будто боится что-то спугнуть.
«Секреты стиха» (изобразительные средства автора).
В стихотворении автор использует различные художественно-изобразительные средства, чтобы ярче раскрыть образ капельки, свое настроение к происходящему:
1. Сравнение. За чем поэт прибегает к сравнениям?
В. Д. Берестов к сравнениям прибегает для того, чтобы показать оттенки капельки, и переживания своего героя.
То она алмаз, то аметист, То она опал, то изумруд.Пестрый дятел,цирковой артист, К нам слетел и покачался тут.
Какими же красками блещет капля?
Алмаз – прозрачный драгоценный камень; Аметист - драгоценный камень фиолетового или голубовато – фиолетового цвета; Опал – молочно – белый стекловидный камень; Изумруд - прозрачный драгоценный камень густого зеленого цвета.
Сравнение капли с камнями дает целую радугу цвета. Героя привлекает капля как некое разноцветное чудо.
Привлекает еще одно сравнение:
«» И пока, застыв, как часовой, я слежу за ними не дыша…».
Герой находится в особом положении, он как часовой, бережет встреченное им чудо, стоит, замерев, очень тихо, боится спугнуть каплю. Это сравнение еще раз подчеркивает трепетное отношение героя к природе, к окружающему его миру .
2. Еще одно изобразительное средство – это олицетворение. Автор показывает каплю как живое существо.
Капля в паутинке – гамаке На кусте иссохшего репья Блещет и дрожит на ветерке…
Эти глаголы помогают показать уникальность образа. Осенью, когда листва отмирает, капля переливается оттенками, искрится. Она противопоставлена умирающей природе. Капля как живая, она дарит надежду на будущее.
3. В стихотворении я заметила еще одно изобразительное средство звукопись .В последней строфе встречаются звуки: (ш), (с), (ч). Это говорит о том, что эти строчки надо читать очень тихо, почти шепотом, чтобы не спугнуть каплю. (ш – ш – ш! Тихо!)
Выводы:
Проанализировав стихотворение «Капля» В. Д. Берестова, я сделала следующие выводы:
Мне очень понравилось это стихотворение. Автор создал образ капли – как символ чистоты, надежды на лучшее. Этот образ вызывает переживания, и в этом его ценность. Автор, чтобы лучше передать образ капельки, использовал изобразительные средства: сравнение, олицетворение, звукопись. Интересно подобраны рифмы, поэтому стихотворение очень мелодичное. И своим одноклассникам буду оказывать помощь при анализе стихотворения.
Отработка выразительности чтения. - Какой должен быть темп чтения, интонация? - Какие чувства вы должны передать, читая это стихотворение? Подготовка чтения и чтение вслух.
Работа в группах. Подбор рифм к словам. Выбрать наиболее понравившиеся рифмы и сочинить четверостишье.
Мы сегодня с вами путешествовали по рассказам Валентина Берестова. Послушайте стихотворение этого автора “Альбом для рисования”.
И в десять лет, и в семь, и в пять, Все люди любят рисовать. И каждый сразу нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, пляски, сказки, Все нарисуем, были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на земле
Рефлексия.
Валентин Берестов — поэт невзрослый и недетский. Он поэт «общего рода», лирику которого (в обычном ее понимании) трудно отделить от мгновенных фотографий поэтической памяти, становящихся поэзией то ли благодаря доброте и юмору, то ли вопреки природному уму и профессиональной умелости автора. Свои стихи он предлагает читателю как дар дружбы.
Валентин Берестов буквально лучился добром, тихо сияли синие его глаза. Добро и дети – сияющая смычка, вот почему и шли у Берестова легко и естественно детские стихи - замечательные, как серебристый смех. Но и взрослые его тексты играли мускульной силой мастерства, стеклянно переливались прозрачной ясностью. Он напоминал волшебника - доброго, седовласого, всезнающего; мудрого сказочника, всегда готового поделиться счастьем. Много видел, много знал, сумел построить свою жизнь ясно - что едва ли просто - сумел расшифровать код своей судьбы, что удаётся отнюдь не многим. К сожаленью, сказочники тоже умирают. И сиротеет, сиротеет детвора...
Итог урока. - С произведениями какого автора вы сегодня знакомились? - Помогло ли стихотворение лучше узнать и понять поэта?
Читайте, слушайте, если хотите, разучивайте стихи талантливого писателя В.Берестова.