конспект урока литературного слушания "Знакомство с творчеством В. Берестова. Как найти дорожку"
Конспект урока литературного слушания "Знакомство с творчеством В. Берестова. Как найти дорожку"
Конспект содержит описание урока литературного слушания в 1 классе. Урок литературного чтения интегрированный с уроком русского языка.В игровой форме в течение урока обучающиеся "путешествуют" вместе с героями сказки Валентина Берстова "как найти дорожку", узнают много нового о животных. На уроке формируются универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, личностные.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мы сюда пришли учиться, не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, работаем старательно.
Давайте повернемся
и друг другу улыбнемся! ( дети улыбаются)
II. Сообщение цели урока.
( На доске занимательные картинки с буквами)
- Посмотрите на доску. Что вы там видите?
- Верно, это буквы. Назовите гласные.
- А теперь согласные.
- Молодцы!
-Какие звуки было труднее произносить?
- Да. При произношении согласных звуков во рту встречаются препятствия.
Поэтому сделаем артикуляционную гимнастику, чтобы произносить звуки правильно и быстро.
III. Артикуляционная гимнастика
Игра «Раз, два, три – без ошибки повтори».
* Вдох – на выдох – а, у, и.
*Вдох – на выдох – э, ю, я
2) «Сказка»
Учитель рассказывает, дети показывают.
Жил-был Язычок. Он любил веселиться. (Высовывают язычок). Жил он в домике с высокой крышей
( Показывают руками).
Он вышел погулять. А дверь (рот)захлопнулась, чтобы войти обратно, нужно открыть тяжелую дверь.( Дети открывают – закрывают рот несколько раз).
Язычок решил посмотреть в окошко, какая погода на улице. (открывают рот). Высунулся, посмотрел вправо-влево ( упражнение «часики»), вверх-вниз ( упражнение «качели»). Вокруг никого не было, и он решил сам себя повеселить. Сделал трубочку (губы и язычок тянут трубочкой вперед, упражнение «хоботок») и стал в нее дуть. Поиграл, повеселился и решил отдохнуть. ( лежит на нижней губе). Спит и видит сон:
Он уплывает на пароходе (дети произносят: ы-ы-ы-)
И пыхтит как паровоз ( дети произносят звук : у-у-у-) Он спит и видит сон, а мы продолжаем работу.
IV . Повторение изученного.
Чтение слогов по карточкам.
(Учитель показывает карточки, дети читают):
МА, БО, РУ, ЛЫ, МУ, ПА, ЗА, ДЮ, ВЫ, ЗИ, РЫ, БИ, БА, КА, ЧУ, ЛЕ, и др.
Работа по букварю.
а) стр. 141. Чтение слов: ТЕ-ЛЕ-НОК
БОБ-РЕ-НОК
ЛО-СЕ-НОК
ЖЕ-РЕ-БЕ-НОК
ПО-РО-СЕ-НОК
б) Игра «Кто где живет?»
Дети читают слово и говорят, кто где живет.
- А какие еще животные живут в лесу?
в) Рассмотрите рисунок.
- Где находятся дети? ( в лесу)
- Что они там делают? ( дети составляют словосочетания, предложения)
V. Физминутка.
Презентация «Клоунада».
Дети смотрят на веселого клоуна и выполняют движения глазами, не поворачивая головы .
VI. Работа по развитию речи. В. Берестов «Как найти дорожку»
- Ребята, а вы хотите пойти в лес? Давайте отправимся к дедушке, у которого в лесу есть сторожка ( маленький домик) .
Презентация.
Слайд 1.
- Как красиво в лесу! А какое это время года?
Учитель читает текст: «Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят над ними какой-то зверек .
ЗАГАДКА:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это …..(белка)
Слайд 2.
Учитель продолжает: «Смотрят, над ними белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята к ней:
Слайд 3. ( читают хором!)
- Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку.
Читает учитель: - «Очень просто, - отвечает Белка.- Прыгайте с этой елки вон на ту, с той – на кривую березу. С кривой березки виден кривой-кривой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!
- Спасибо, Белка! – говорят ребята.- Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим.
Слайд 4.
- Отгадайте, какие имена спрятались на грибах? ( Имена детей класса: Оля, Максим, Аня)
Учитель: А кто встретился ребятам потом? Отгадайте загадку:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? … ( зайка)
Слайд 6.
Слайд 7.
Ребята и ему спели свою песенку.
Хором:
-Зайка, зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
Слайд 8.
Зайка согласен нам помочь, если мы отгадаем, что он выращивает на своем огороде.
Загадки:
-Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …… ( капуста)
- Он круглый и красный ,
Как знак светофора.
Среди овощей
Нет сочней …. ( помидора)
Слайд 9.
- Молодцы! –сказал Заяц. Учитель читает дальше: «Я скажу вам, как пройти в сторожку. Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом- заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так? Обскачите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивайте. Это дедушка-лесник самовар ставит.
- Как вы думаете, ребята, сможем мы найти теперь сторожку?
-Спасибо, Зайка , -говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого-нибудь спросить.
Слайд 10.
- Отгадайте, кто нам встретится сейчас?
Загадка.
- Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно везет….. ( улитка)
Слайд 11.
Учитель продолжает: « Видят, ползет улитка.
- Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?
- Рассказывать до-о-о-лго,- вздохнула Улитка. Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползи-и-и-те за мной.
- Ну, что поползем?
Слайд 12.
- Спасибо, Улитка! Нам некогда ползать. Лучше мы еще кого-нибудь спросим!»
Слайд 13.
Пошли ребята дальше и увидели на цветке:
Загадка:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком!
- «На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:
Слайд 14.
- Пчелка, Пчелка, расскажи,
Пчелка, Пчелка, покажи,
Как найти сторожку
К дедушке в сторожку?
Слайд 15.
- Каквы думаете,ребята, какую пользу приносят пчелы?
Читает учитель:
«-Ж-ЖЖ, - говорит Пчела.- Покаж-ж-жу..Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестер. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-Ж-Ж…
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.
Слайд 16.
Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом их дедушка чаем с медом угостил.»
И вам тоже передал гостинец.
( Дети получают конфеты, сушки)
VII. Оценка и самооценка деятельности учащихся. Итог урока.
-Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке.
- А вам понравилась ваша работа?
-Поднимите сигнальные карточки. Если вы довольны своей работой – красный кружок, если не все получилось- зеленый, ну, а если недовольны своей работой – синий кружок.
(Дети показывают карточки).
VIII. Рефлексия.
На доске смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению в конце урока.