Мы много говорим о том, что надо любить природу. Но как часто это все лишь слова. Всё чаще мы слышим о том, что природа в опасности, что экологическая обстановка на территории всего земного шара тревожная. А ведь об этом говорят не только учёные, об этом давным - давно говорят и поэты. Поэзия давно звонит во все колокола!
Экология в поэзии - вот о чём мы говорим на этом уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пусть в душе зазвенит колокольчик!»
Тема : Пусть в душе зазвенит колокольчик!
Любовь к родной природе –
один из важнейших признаков
любви к своей родине .
К.Г. Паустовский
1. Сегодня мы будем говорить о природе. Мы будем говорить о поэзии.
Тема природа есть в творчестве почти каждого поэта.
Мы много говорим о том, что надо любить природу. Но как часто это все лишь слова. Всё чаще мы слышим о том, что природа в опасности, что экологическая обстановка на территории всего земного шара тревожная. А ведь об этом говорят не только учёные, об этом давным - давно говорят и поэты. Поэзия давно звонит во все колокола!
Сегодняшний урок я хотела сначала назвать «Колокола тревоги».
- О чём на Руси в давние времена возвещал колокол? (О несчастье, пожаре, о наводнении и т.д).
Но подумав, решила, что наш урок будет называться «Пусть в душе зазвенит колокольчик», потому что мы будем говорить о поэзии, слушать прекрасные стихотворения о природе. Посмотрим, как осторожно, но всё настойчивей поэты заявляют о том, что природа в опасности.
- Как вы понимаете тему нашего урока? О чём мы будем говорить и что будет целью? Что значит, разбудить в душе колокольчик?
Это и будет цель нашего урока: разбудить в душе колокольчик! Поучимся у поэтов в обычном видеть необычное и прекрасное. Попробуем в коротких строчках стихотворений увидеть огромный мир, который надо учиться любить и беречь. И конечно посмотрим, как экология переплелась с лирикой. Ведь экологическое воспитание посредством литературы, поэзии – это более сильное эмоциональное воздействие. А может, после нашего урока кто-то подумает и возьмётся работать над проектом: «Экологические проблемы в поэзии»
И надеюсь, что к концу урока пусть не колокол, но маленький колокольчик зазвенит в душе каждого из вас. Надеюсь, что вы Хоть чуть-чуть научитесь чувствовать поэзию, научитесь видеть природу немного по-другому. ЭПИГРАФ !!!!
2. И всё-таки поэты видели в природе красоту, мощь, находили в ней «отраду измученной душе», уединение от светской жизни и от общества. Многие стихи вошли в наше сознание. Я думаю, что они отложились и у вас в памяти. Продолжите строки, а ,может, и прочтёте всё стихотворение. Назовите авторов.
3. Вообще, в русской литературе, в прозе, особенно в поэзии, можно найти немало живописных зарисовок.
-Какую роль пейзаж, пейзажные зарисовки играют в художественном произведении?
(Природа – участница событий, природа – место действия, природа – фон). Она сопереживает герою, помогает, а отрицательным персонажам мешает сделать что-то плохое. Природа может и предупреждать о чём-то.
- Вспомните произведения, где природа помогает или мешает герою, в каких произведениях пейзаж помогает раскрыть характер героя.
(Затмение солнца в «Слове о полку Игореве» предупреждает князя Игоря о поражении в предпринятом им походе. А Толстой, когда описывал Аустерлицкое сражение, писал о том, что там, где стояла русская армия, был такой туман, что на шаг вперёд ничего не было видно. А там, где стояла французская армия, было яркое солнце и никакого тумана. Природа и здесь предупреждала о исходе сражения. Кто же победит?)
Но природа не всесильна. И человек порой бывает сильнее её.
И мы с вами знаем произведения, в которых авторы бьют тревогу, взывают человека к разуму. Вспомните эти произведения и кратко прокомментируйте их. (Р. Бредбери «И грянул гром», Телешов «Белая цапля», изложение про рябинку.)
И всё-таки вернёмся к поэзии. Послушаем ещё стихотворения и уже начнём будить наш колокольчик .Поучимся замечать то, что так ярко смогли передать поэты.
4. А.Фет «Уж верба вся пушистая…»
Бунин. И. «Детство».
С. Есенин «Белая береза»
Фет «Шёпот, робкое дыханье»
5. А сейчас поучимся у поэтов чувствовать художественный образ. Проведём небольшой творческий эксперимент.
На слайдах отрывки из стихотворений поэтов. В них пропущены эпитеты (Что такой эпитет?)
Попробуйте найти то авторское слово, которое помогает создать образ.
1)Зарумянилась вишня и слива,
Налилась … рожь (золотистая)
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдёшь.
Н. Греков
2) Звёзды меркнут и гаснут,
В огне облака.
Белый пар по полям расстилается.
По … воде (зеркальной )
От зари алый свет разливается.
Никитин
3)Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворён,
И мир, …..(цветущий) мир природы,
Избытком жизни упоён.
Ф.Тютчев.
6.Работа в группах. А сейчас более сложный эксперимент - восстановите стихотворение Тютчева полностью.
Есть в светлости осенних вечеров …….., …….. прелесть: ……………. блеск и пестрота дерев, …………. листьев …………., ……….. шелест. ……….. и ………… лазурь Над …………… - ………………. землёю.
Сравните с оригиналом:
Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест. Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю.
Вот как Тютчев видел осенние вечера, шелест, листья, землю.
Что же получилось у вас? У многих, в основном, эпитеты носят чувственный характер,т. е. по чувствам, по ощущениям, либо цветовые эпитеты.
А что же у Тютчева? (его эпитеты выражают душевное состояние человека: состояние умиления, томления, грусти, состояние тишины и покоя.
Каждое стихотворение поэта о природе – тайна, которая открывается лишь внимательному читателю, тому, кто всё это замечает, видит и каждый день открывает для себя.
6. . Я думаю , многим понятно и знакомо то, о чём пишет Есенин. С. Есенина называли «крестьянским» поэтом. Мы с вами хоть и не живём в деревне, но, наверное, каждый бывал либо у бабушки, либо к родственникам ездил.
- Какие ассоциации у вас возникают при слове деревн?
У каждого на столе стихотворение С. Есенина «Там, где капустные грядки…» (и на слайде)
Там, где капустные грядки
Красной зарёй поливает восток,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт
Я не зря взяла это стихотворение. Всего 4 строчки, но сколько за ними скрыто.
-Попробуем понять эти четыре строки и проникнуть в суть этого стихотворения.
Есенин родился и вырос в Рязанской губернии, в селе Константинове.
_ Посмотрите на стихотворение и скажите, какие особенности родного края он отразил в нём?
(грядки капусты, восход солнца, молодую поросль. Всё это видели и его односельчане, но обострённое художественное зрение , поэтическое чутьё позволило увидеть всё это иначе, по-особенному)
Первая строка: Там, где капустные грядки..
И сразу понимаем, что речь идёт не о городе, а о деревне с околицами, с огородами
Вторая строка: «Красной зарёй поливает восток.
Мы видим красноватое утреннее небо, ведь солнце встаёт на востоке, значит утро. Оно роняет свои тёплые лучи на капустные грядки. А как удачно взято слово поливает (какой приём? – олицетворение, метафора).
Ведь солнышко поднимается медленно, оно будто постепенно заливает весь восток красным светом. И не зря Есенин использовал это слово. В сознании Есенина ежедневный восход солнца был связан с утренним ритуалом: поливом грядок. Как вода льётся из лейки, так и солнышко заливает восток. Солнце – это ещё и символ мира, благополучия, солнце даёт жизнь тому, что растёт.
Третья строка: Кленёночек маленькой матке.
Есенин выдумал своё новое слово - кленёночек (как называются новые слова?- неологизм, здесь авторский неологизм) . Это слово образовано по законам русского языка, точно передаёт чувства поэта: умиление и любовь к роным местам, к каждой травиночке, к каждой веточке. Так поэт увидел клён и молодую поросль, веточку. Кленёночек тянется к матери (ко клёну), берёт соки, как питается телёночек молоком своей матери. В этом неологизме звучит и уважение к материнству, преклонением перед всем тем, что рождает жизнь.
Посмотрите на кленовый лист (слайд), на что он похож? (по мнению поэта, на вымя коровы). Человек, природа, животный мир для Есенина едины.
И заканчивает поэт строчкой: Зелёное вымя сосёт.
От большой ветки, от больших листьев листочек, новая поросль берёт соки , чтобы жить. Так и этот молодой кленёночек потом даст жизнь другому.
А вы умеете так видеть природу, так чувствовать. Как трудно нам порой рассказать о том, что мы видим вокруг, как трудно подобрать красивые и точные эпитеты.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Цифровой диктант: определите, какое изобразительное средство используется в следующих строках
1. Лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся…
1. эпитет
2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал
2. олицетворение
3. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком
3. метафора
4. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.
4. сравнение
5. Уж вечер…облаков померкнули края, Последний луч зари на башне умирает
5. аллитерация
Ответы: (2,5,1,4,2)
Все теоретические знания, которые мы повторили сегодня, понадобятся нам для работы над стихотворением Н. Заболоцкого “Журавли”.
Но давайте посмотрим на природу с другой стороны. Поэты во все времена взывали к чувствам человека. Говорили о том, что нельзя быть потребителем.
А ведь об этом начали говорить давно.
Николай Заболоцкий написал стихотворение «Журавли» . Послушай и подумайте, что хотел сказать нам этим стихотворением автор.
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?
- Зачем человек убил журавля?
_Можно ли человека назвать хозяином природы?
Стихотворение сюжетно. Это печальная, но красивая история о гибели вожака журавлиной стаи. Красоту сюжету придают поэтические тропы, благодаря которым образы становятся зримыми, мы близко переживаем происходящее.
В первых строфах описывается полёт журавлей к «берегам отеческой земли»: Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли.
Эта метафора говорит о глубине небесного простора, о свободе полёта. Птицы тоже прекрасны, это подчёркивается эпитетом «серебряные крылья». Сначала мы представляем картину в светлых красках: голубых, белых, серебристых. Но врывается чёрный цвет, он предвещает беду: «Чёрное зияющее дуло // Из кустов навстречу поднялось». Кто-то убил прекрасную, гордую птицу:
Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас.
Сколько силы, торжественности в этих словах! Автор, называя журавля «частицей дивного величья», хочет подчеркнуть красоту, гордость и недоступность природы.
Далее следуют гиперболические образы. Крылья птицы похожи на «два огромных горя». Так горюет природа о потере своего «сына». Следом автор отождествляет журавлей с человеком: «И, рыданью горестному вторя, // Журавли рванулись в вышину». То есть горе животных ничуть не меньше, чем горе человеческое.
Природа старается защитить, уберечь своих детей от смерти, поэтому наделяет их силой, которой не имеет человек: она даёт им возможность укрыться там, «где движутся светила», т.е. подняться ввысь. Журавли, а значит, и сама природа сохраняют, что бы ни делал человек, «гордый дух», «высокое стремленье», «волю».
Жизнь продолжается – таков смысл следующей строфы. В последнем четверостишии автор снова возвращается к главному герою стихотворения – журавлю:
А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно.
Ничто не вернёт ушедшую жизнь, она самоценна.
Николай Заболоцкий убежден, что только природа может вернуть этим гордым птицам то, что отнял у них человек – «гордый дух, высокое стремленье, волю непреклонную к борьбе». Ведь после гибели вожака журавлиные стаи нередко распадаются и многие птицы погибают.
Человек разумный зачастую так неразумно ведёт себя по отношению к природе.
Научно-технический прогресс и поведение человека продолжают губить природу.
Читаем стихотворение А.И. Тихомирова «На реке Чапаевке» ( у каждого на столе)
Черными лентами окаймлены берега,
Запах тяжел, испаренья густеют без ветра,
В траурных пятнах притоплены рыбьи бока,
Ходит в пленке волна многоцветного спектра.
Нефтью пропитана, утка лежит под кустом
В слипшихся перьях, словно в промасленной робе…
- Какую картину создал автор в своем стихотворении? Представили ли вы эту картину? ( Первое слово черный задает тон всему стихотворению. «В черных лентах», «запах тяжел», «в траурных пятнах» (как будто трупные пятна имеет в виду автор) – все эти словосочетания рисуют страшную картину умирания всего живого. Кругом траур).
- А что такое «волна многоцветного спектра»? Представьте многоцветный спектр. Красиво? ( Да, красиво. Это нефть разлилась по реке Чапаевке. Но эта красота несет смерть всему живому).
- Какие художественно- изобразительные средства использует Тихомиров в своем стихотворении? (В последней строке автор использует сравнение: «в слипшихся перьях, словно в промасленной робе». Сразу представляется тяжелая, неприятная на ощупь роба и не отмываемое ничем масло. Так и слипшиеся перья уток, которым нельзя ничем уже помочь).
- Почему в конце стихотворения автор поставил многоточие? (Как будто от отчаяния автор не в силах продолжать описание).
Стихотворение А. Ахматовой «Прогулка»
Бензина запах и сирени, Насторожившийся покой… Он снова тронул мои колени Почти не дрогнувшей рукой.
- С какого художественного приема начинается стихотворение? (Автор использует прием антитезы).
- Объясните, для чего Ахматова использует антитезу, что хотела подчеркнуть? (Неприятный, резкий запах бензина, парами которого можно отравиться, и аромат сирени. Сирень – символ пробуждения всего живого, ведь она распускается, когда начинается лето и все начинает расти).
- Какое художественно-выразительное средство использовала А.Ахматова во второй строке стихотворения? (Оксюморон: «насторожившийся покой». Покой не может беспокойным, насторожившимся).
- А что значит многоточие в конце второй строки? (Автор как бы прислушивается к этому насторожившемуся покою, и насторожился сам. Он ждет, что может принести такой покой).
- О.Э. Мандельштам Теннис.
Май. Грозовых туч клочки. Всё моторы и гудки,-
Неживая зелень чахнет. И сирень бензином пахнет.
Оглянитесь вокруг, подумайте. Почувствуйте себя малой частичкой того, что вас окружает. Вспомните, с чего мы начали наш урок. С ярких картин природы, с прекарсных стихов, посвящённых природе. Заканчиваем страшными картинами. Так и в жизни. Если мы не одумаемся, то останемся у разбитого корыта, на земле, покрытой пятнами бензина. А Красная книга пополнится ещё не одним десятком видов животных и птиц.
Хотелось бы, чтобы у вас в душе зазвенел маленький колокольчик , который разбудит вашу душу и вы начнёте видеть в обычном необычное, прекрасное. Научитесь не губить, а спасать природу. Чтобы этот колокольчик звенел тогда, когда вы протягиваете руку, чтобы сорвать гроздь рябины или просто оторвать ветку дерева, что отгонять от себя комаров.
Не превращайте природу в рабыню, чтобы не получилось так, чтобы мы