kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ формирует духовно-нравственную личность, показывает то, что отношение к братьям нашим меньшим – один из критериев нравственности;

развивает навыки творческой работы в ходе  анализа художественного произведения;

воспитывает доброту, способность сопереживать, потребность защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействует нравственному воспитанию учащихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»»

Тема урока: Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»



Цель: формировать духовно-нравственную личность на основе изучения рассказа Л.Андреева «Кусака», показать, что отношение к братьям нашим меньшим – один из критериев нравственности.

развитие навыков творческой работы в ходе анализа художественного произведения;

воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию учащихся.


Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все приготовились и настроились на урок.


2. Интрига

-Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент фильма “Лесси”.) Кто является главной героиней фрагмента? ( Собака.)

- А почему я выбрала именно этот фрагмент? (Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.)

- А какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? (Записать.) С какими словами соотносятся у вас действия людей? (ответ)


3. Выведение темы

Эпиграф: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» (Антуан Де Сент Экзюпери)

-Обратите внимание на эпиграф. (слайд 1). К нему мы вернемся в конце урока.

- А теперь посмотрите внимательно на записанные мною слова и на иллюстрации, размещенные на доске. Я их специально разделила на две группы. Как вы думаете, с каким словом можно соотнести эти слова (жалость, сочувствие) и иллюстрации?

 (Добро.)

- А с каким словом можно соотнести эти слова (жестокость, злоба) и иллюстрации? (Зло.)

-Верно, попробуйте сформулировать тему урока: ( “Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева “Кусака”).(слайд 2)

-Наша задача, ребята, показать на примере рассказа, что отношение к братьям нашим меньшим – это один из критериев нравственности.


4. Социализация

 -Ребята, а с такими проблемами мы сталкиваемся только в литературе? ( Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.)

- Всегда ли люди поступают по-доброму по отношению к животным? (Нет, не всегда.)

- А вы считаете, что это правильно? Так должно быть? (Нет. Так не должно быть.)

- Вы правы. Взрослые люди иногда об этом забывают.


5. Лексическая работа

- Начнем по порядку. Чтобы четко разграничить понятие добра и зла, нужно вспомнить их лексическое значение. Это было вашим д/з (слайд 3 по щелчку)

Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Приручить (кого, что) - приручить к человеку, сделать ручным, послушным.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, жалости.

 Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

– А какой герой поможет нам проследить все эти понятия? (Кусака.)

- Верно, это Кусака (развернуть иллюстрацию к рассказу). (слайд 4) А как вы считаете, какие эпизоды нам сегодня понадобятся, чтобы раскрыть тему урока? (Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками. Жизнь Кусаки на даче. Отъезд дачников.)

 -Верно.


6. Анализ эпизодов

-Итак, ребята, попробуем сейчас с вами проанализировать эти эпизоды и отобразить все это в таблице.

«Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками». (слайд 5)

-Опираясь на текст, расскажите о жизни собаки (где живет). (с показом на слайде по ходу ответа)

Никому не принадлежала

 -А как её звали?

Не было имени

 –Какой предстает Кусака в начале рассказа, опишите её? (стр. 97)

Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью.

–Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Чтобы показать жестокость, бесчеловечность людей.)

 –Как к ней относились дети, взрослые?

Ребята бросали камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали.

 –Как появляется человек в 1 части и как «уходит». Зачитайте этот эпизод

 –Почему писатель о нем говорит? (Чтобы сравнить человека с собакой)

–В чем здесь сходство человека и собаки, зачитайте из текста?  (злоба и жестокость).

 – Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? (Добрые люди).

 –Чем заканчивается 1 часть, зачитайте? (описание пейзажа зачитываем из текста).

 – Какое настроение он у вас вызывает? 

 –Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство  одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)

-Молодцы, ребята. 

-Следующий эпизод мы выделили «Жизнь Кусаки на даче». (слайд 6)

-Как стала жить Кусака на даче? (стр. 98) (с показом на слайде по ходу ответа)

Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться. 


-Появилось ли имя у собаки?

Да. Имя появилось

-Как стала выглядеть Кусака?

Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким. 

-Как вели себя хозяева по отношению к ней?

Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем. 

Ласкали и играли с ней. 

«Отъезд дачников»

-И последний эпизод «Отъезд дачников». Зачитайте состояние природы в 4части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие  беды.)

– Почему Кусаку не взяли в город?

 – Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?

 – Как прощается Леля с Кусакой?

 – Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)


7. Сопоставительная таблица. Работа в минигруппах

-Теперь, ребята, давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.) У вас на столах табличка, ваша задача заполнить её. (слайд 7)

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

+

1. ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ

ЗЛОБА, СТРАХ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА

 

2. ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, СТРАХ

            ЗЛОБА

3. ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ

БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ

ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ

   -Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить.»)

-Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит отняли? Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

-Что можно отнять? (Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

-А так ли уж ценна и нужна злоба для Кусаки? (В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)


8. Работа над пятой частью рассказа.

 -Ребята, зачитаем вслух пятую часть рассказа. (Чтение главы)

– Почему собака выла?

 – Сопоставьте 1 и 5 части, что в них общего. (Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, она лаяла, а в последней главе испытала человеческое предательство, Кусака начала выть.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? Зачитайте ключевые слова. («…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

 – О чем хотел сказать нам автор в рассказе? Одобряет или осуждает он поступок Лели?

-В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.


9. Выводы по рассказу: 

-Попробуйте сделать вывод, соотнеся с эпиграфом. (слайд 8) (Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.)

-Вспомните эпизоды (слайд 9): пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира, деревенский дурачок Илюша. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

-Что хотел показать своим рассказом Л. Андреев? (Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди должны быть.)

-Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему? (мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.)

-Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? (нет, Лелю тоже осуждает)

 -Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (ответ)

 -История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

(слайд 10) – Я хочу пожелать вам, чтобы обида, злоба, недоверие ушли из вашего сердца; пусть в нем не будет места страху, безразличию, эгоизму, и тогда будет гарантия того, что в любой ситуации вы останетесь добрыми людьми и будете с любовью и жалостью относиться ко всему живому. Так давайте же спешить делать добрые дела!

10. Рефлексия (слайд 11)

Тяжела ты, шапка Мономаха.

Повторение-мать учения.

Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.

Если за день ничему не научился - зря прожил день.


11. Подведение итогов урока


 Д/з Сочинить продолжение к рассказу Л.Андреева «Кусака»


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»

Автор: Учеваткина Елена Вячеславовна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Конспект урока литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л. Андреева "Кусака") 7 класс "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-my-v-otvietie-za-tiekh-kogho-priruchili-po-rasskazu-l-andrieieva-kusaka-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "139502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417720951"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"
    ["seo_title"] => string(55) "probliema_dobra_i_zla_v_rasskazie_l_n_andrieieva_kusaka"
    ["file_id"] => string(6) "349915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476709749"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Сочинение на тему "Мой Учитель!" "
    ["seo_title"] => string(34) "sochinieniie-na-tiemu-moi-uchitiel"
    ["file_id"] => string(6) "144943"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418822216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства