Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»
Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»
Рассказ формирует духовно-нравственную личность, показывает то, что отношение к братьям нашим меньшим – один из критериев нравственности;
развивает навыки творческой работы в ходе анализа художественного произведения;
воспитывает доброту, способность сопереживать, потребность защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействует нравственному воспитанию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»»
Тема урока: Проблема добра и зла в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»
Цель: формировать духовно-нравственную личность на основе изучения рассказа Л.Андреева «Кусака», показать, что отношение к братьям нашим меньшим – один из критериев нравственности.
развитие навыков творческой работы в ходе анализа художественного произведения;
воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Все приготовились и настроились на урок.
2. Интрига
-Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент фильма “Лесси”.) Кто является главной героиней фрагмента? ( Собака.)
- А почему я выбрала именно этот фрагмент? (Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.)
- А какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? (Записать.) С какими словами соотносятся у вас действия людей? (ответ)
3. Выведение темы
Эпиграф: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…» (Антуан Де Сент Экзюпери)
-Обратите внимание на эпиграф. (слайд 1). К нему мы вернемся в конце урока.
- А теперь посмотрите внимательно на записанные мною слова и на иллюстрации, размещенные на доске. Я их специально разделила на две группы. Как вы думаете, с каким словом можно соотнести эти слова (жалость, сочувствие) и иллюстрации?
(Добро.)
- А с каким словом можно соотнести эти слова (жестокость, злоба) и иллюстрации? (Зло.)
-Верно, попробуйте сформулировать тему урока: ( “Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева “Кусака”).(слайд 2)
-Наша задача, ребята, показать на примере рассказа, что отношение к братьям нашим меньшим – это один из критериев нравственности.
4. Социализация
-Ребята, а с такими проблемами мы сталкиваемся только в литературе? ( Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.)
- Всегда ли люди поступают по-доброму по отношению к животным? (Нет, не всегда.)
- А вы считаете, что это правильно? Так должно быть? (Нет. Так не должно быть.)
- Вы правы. Взрослые люди иногда об этом забывают.
5. Лексическая работа
- Начнем по порядку. Чтобы четко разграничить понятие добра и зла, нужно вспомнить их лексическое значение. Это было вашим д/з (слайд 3 по щелчку)
– А какой герой поможет нам проследить все эти понятия? (Кусака.)
- Верно, это Кусака (развернуть иллюстрацию к рассказу). (слайд 4) А как вы считаете, какие эпизоды нам сегодня понадобятся, чтобы раскрыть тему урока? (Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками. Жизнь Кусаки на даче. Отъезд дачников.)
-Верно.
6. Анализ эпизодов
-Итак, ребята, попробуем сейчас с вами проанализировать эти эпизоды и отобразить все это в таблице.
«Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками». (слайд 5)
-Опираясь на текст, расскажите о жизни собаки (где живет). (с показом на слайде по ходу ответа)
Никому не принадлежала
-А как её звали?
Не было имени
–Какой предстает Кусака в начале рассказа, опишите её? (стр. 97)
Грязная, некрасивая, с длинной шерстью, висевшей рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью.
–Почему так подробно описывается жизнь Кусаки в начале рассказа? (Чтобы показать жестокость, бесчеловечность людей.)
–Как к ней относились дети, взрослые?
Ребята бросали камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали.
–Как появляется человек в 1 части и как «уходит». Зачитайте этот эпизод
–Почему писатель о нем говорит? (Чтобы сравнить человека с собакой)
–В чем здесь сходство человека и собаки, зачитайте из текста? (злоба и жестокость).
– Какие слова хочется взять в кавычки, кажется, что они употреблены в переносном значении? Почему? (Добрые люди).
–Чем заканчивается 1 часть, зачитайте? (описание пейзажа зачитываем из текста).
– Какое настроение он у вас вызывает?
–Как описание природы перекликается с описанием Кусаки в первой части? (Зимний пейзаж усиливает чувство одиночества, тоски, неприкаянности, но он не совсем мрачный, в нем есть свет.)
-Молодцы, ребята.
-Следующий эпизод мы выделили «Жизнь Кусаки на даче». (слайд 6)
-Как стала жить Кусака на даче? (стр. 98) (с показом на слайде по ходу ответа)
Спокойно и уверенно ложилась на свое место под террасой. О пище не надо заботиться.
-Появилось ли имя у собаки?
Да. Имя появилось
-Как стала выглядеть Кусака?
Расцвела всей своей собачьей душою, шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Гордая и независимая изменилась до неузнаваемости. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.
-Как вели себя хозяева по отношению к ней?
Никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
Ласкали и играли с ней.
«Отъезд дачников»
-И последний эпизод «Отъезд дачников». Зачитайте состояние природы в 4части. (Сейчас огни гаснут, наступает темнота, предчувствие беды.)
– Почему Кусаку не взяли в город?
– Кто будет скучать: Кусака о Леле или Леля о Кусаке?
– Как прощается Леля с Кусакой?
– Вроде бы Леля не злая, но почему она так поступает? (Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.)
– Зачем Андреев вставляет в рассказ эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)
7. Сопоставительная таблица. Работа в минигруппах
-Теперь, ребята, давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.) У вас на столах табличка, ваша задача заполнить её. (слайд 7)
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ
+
–
1. ДО ВСТРЕЧИ С ЛЕЛЕЙ
ЗЛОБА, СТРАХ
ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА
2. ПЕРИОД “ДРУЖБЫ” С ЛЕЛЕЙ И ДРУГИМИ ДАЧНИКАМИ
ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, СТРАХ
ЗЛОБА
3. ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ЛЕЛИ
БЕЗНАДЁЖНОЕ СПОКОЙСТВИЕ
ИМЯ, ХОЗЯИН, ПИЩА, ЗЛОБА, СТРАХ
-Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить.»)
-Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит отняли? Как вы понимаете лексическое значение этого слова? (Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)
-Что можно отнять? (Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)
-А так ли уж ценна и нужна злоба для Кусаки? (В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)
8. Работа над пятой частью рассказа.
-Ребята, зачитаем вслух пятую часть рассказа. (Чтение главы)
– Почему собака выла?
– Сопоставьте 1 и 5 части, что в них общего. (Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, она лаяла, а в последней главе испытала человеческое предательство, Кусака начала выть.)
– Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? Зачитайте ключевые слова. («…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)
– О чем хотел сказать нам автор в рассказе? Одобряет или осуждает он поступок Лели?
-В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли – сопереживание полезно для наших сердец.
9. Выводы по рассказу:
-Попробуйте сделать вывод, соотнеся с эпиграфом. (слайд 8) (Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.)
-Вспомните эпизоды (слайд 9): пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира, деревенский дурачок Илюша. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?
-Что хотел показать своим рассказом Л. Андреев? (Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди должны быть.)
-Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему? (мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.)
-Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? (нет, Лелю тоже осуждает)
-Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (ответ)
-История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо. Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?
(слайд 10) – Я хочу пожелать вам, чтобы обида, злоба, недоверие ушли из вашего сердца; пусть в нем не будет места страху, безразличию, эгоизму, и тогда будет гарантия того, что в любой ситуации вы останетесь добрыми людьми и будете с любовью и жалостью относиться ко всему живому. Так давайте же спешить делать добрые дела!
10. Рефлексия (слайд 11)
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение-мать учения.
Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
Если за день ничему не научился - зря прожил день.
11.Подведение итогов урока
Д/з Сочинить продолжение к рассказу Л.Андреева «Кусака»