kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и тест к произведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по творчеству А.С.Пушкина «Капитанская дочка» и тест к произведению»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

г. Владивостока






Методическая разработка

по творчеству

А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

и тест к произведению








Выполнила

ученица 8 «Г» класс

МБОУ СОШ №45

Сологуб Виктория

Педагог: Фролова Виктория Васильевна


Урок. Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор III-V глав.

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева

Методические причины: сжатый пересказ, аналитическая беседа, чтение эпизодов.

Теория: пейзаж, эпитеты.

Словарная работа: честь, достоинство.


Ход урока

  1. Проверка письменного домашнего задания.

  2. Слово учителя.

Итак, Гринев, выросший на деревенском приволье, научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные замашки, но вместе тем прямоту и честность.

Второй этап формирования характера начинается с момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а так же и обогащения его внутреннего мира.

  1. Беседа с учащимися.

- Почему А. С. Пушкин приводит своего героя не в Петербург, а в «Богоспасаемую крепость»?

- Краткий пересказ содержания главы «Крепость».

-Что нового вы узнали о Гриневе?

Итак, воспитание жизнью продолжается. Гринев в Белогорской крепости. Вместо грозных, непреступных бастионов – деревушка, окруженная бревенчатым забором, с избами, крытыми соломой. Вместо строгого, сердитого, начальника - комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате. Вместо храброго войска – инвалиды. Вместо смертоносного оружия - старенькая, забитая мусором пушка.

Жизнь в Белогорской крепости открывает перед юношей ранее не замеченную красоту простых, добрых людей и рождает общение с ними. Другого общества в крепости не было, Гринев другого и не желал. Беседы с милыми простыми людьми, занятия литературой, любовные переживания - все это доставляло ему истинное удовольствие. Над серьезными общественными, жизненными проблемами он не задумывался.

- Попробуйте завершить биографию героя. Почему финал романа остался «открытым»?

- В чем смысл деталей биографии Гринева, о которых говорится в послесловии?

- каким человеком мог стать Гринев, если бы любовь завершилась счастливой женитьбой?

( Наверное, явился бы еще один, может быть, слегка улучшенный вариант капитана Миронова; да и зарождающееся чувство любви Гринева к Маши Мироновой подвергается испытанием, и притом, герой с сильной, волевой натурой не смог бы жить только чувствами любви, он в глубине души жаждал сильных и благих потрясений.)

Задание.

Проанализируйте поведение Гринева в этих ситуациях: проигрыш ста рублей Швабрину, буран, любовный конфликт. Какие человеческие чувства героя раскрываются в них?

- что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

(Учащиеся кратко пересказывают содержание главы «Поединок» и читают со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой…» до слов «самолюбивый стихотворец и скромный любовник!- продолжал Швабрин, час от часу более раздражал меня, - но послушай дружеского совета...».)

- Какие черты характера проявляются в героях в этом эпизоде?

( Учащиеся осуждают циничное, грубое отношение Швабрина к девушке, отличают в Гриневе доброе, уважительное отношение, желание защитить ее честь, достоинство.)

-Почему Петр Гринев согласился на дуэль?

Задание.

Найдите слова, показывающие отношение разных людей к дуэли: Василисы Егоровны, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича, Гринева и Швабрина.

( Дуэль это «самоубийство», «дурь» - Василиса Егоровна; драться на дуэли значит «заколоть своего ближнего» - Иван Игнатьевич; «тыкать железными вертелами да притопывать» - Савельич; «резаться» - Марья Ивановна.)

  1. Слово учителя.

Автор тоже осуждает своего героя за дуэль со Швабриным, хотя его заступничество за честь любимой не может не внушить уважение читателю. Отказ от дуэли в то время считался проявлением слабости, неумением защитить свое достоинство. За участие в дуэли обычно дуэлянтов переводили из столичных гвардейских полков в армейские части. Такому наказанию был подвергнут Швабрин.

Таким предстает перед нами Гринев накануне грозных исторических событий. Прежде чем ввести в повествование образ Пугачёва, Пушкин «накоротке», «домашним образом» знакомит нас с рассказчиком, дает возможность проникнуть в мир его мыслей, чувств, представлений.

Задание.

Все основные герои романа проходят через нравственные испытания. Проанализируйте с этой точки зрения судьбы защитников Белогорской крепости. Есть ли у Пугачева свои представления о чести? Что означают слова: «и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьем наговором»?

Домашнее задание.

  1. Ответить на вопрос: как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой? Почему Маша отказывает выйти замуж за Гринева?

  2. Почему в конце V главы Петру Гринёву было одиноко, больно, даже он боялся «сойти с ума или удариться в распутство»? (на эти вопросы на выбор дат письменный ответ.)

  3. Прочитать главы VI,VII.

  4. Подготовить близкий пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль и последовательность событий.

  5. Индивидуальные задания: раскрыть роль эпиграфов к XI,VII главам.




Тест

по произведению

А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»


  1. В какой полк был записан Петр Андреевич, когда «матушка была еще им брюхата»?

а) в Семеновский полк

б) в Преображенский полк

в) в Измайловский полк


  1. С кем Гринев познакомился в Симбирске?

а) С Пугачевым

б) С Савельичем

в) С Зуриным


  1. Что подарил Гринев вожатому?

а) Шпагу

б) Заячий тулуп

в) Свою кибитку


  1. С кем Петр Андреевич делил избу в Белогорской крепости?

а) С Акулиной Памфиловной 

б) С Мироновыми

в) С семьей Семена Кузова


  1. Как Швабрин отозвался о песне Гринева?

а) объявил, что песня нехороша

б) она ему очень понравилась

в) никак о ней не отозвался



  1. Кто все время ухаживал за Петром Андреевичем когда, тот был ранен после схватки со Швабриным?

а) Василиса Егоровна

б) Марья Ивановна

в) Авдотья Васильевна



 

  1. Удалось ли защитить Белогорскую крепость от нападения Пугачева?

а) Нет, так как крепость никем не охранялась

б) Да, Пугачев не смог одолеть сильную защиту крепости

в) Нет, мятежники набежали и ворвались в крепость

8. Кто был приговорен к смертной казне?

а) Иван Кузмич

б) Петр Андреевич

в) Иван Игнатьевич



9. Где пряталась Мария Ивановна?

а) В доме Акулины Памфиловны

б) В доме коменданта

в) У родителей Гринева



10. Почему Гринев знал Пугачёва еще до его вторжения в крепость?

а) Они вместе служили

б) Он был его вожатым

в) Они были знакомы с раннего детства



11. Как познакомились майор Зурин и Петр Андреевич?

а) Жили в одном городе

б) Они играли в бильярд в трактире

в) Зурин помогал Гриневу устроиться в крепость

12.По какому поводу Петр Андреевич прибыл в Казань?

а) Из-за суда

б) Из-за казни Пугачева

в) Он приехал в отпуск

  1. Кем оказалась дама, с которой Марья Ивановна разговаривала в Петербурге?

а) Супругой Императора

б) Женой Пугачева

в) Императрицей



  1. Что произошло в конце 1774 года?

а) Казнь Пугачева

б) Освобождение Петра Андреевича

в) Захват Оренбурга

  1. Как сложилась личная жизнь Петра Андреевича и Марии Ивановны?

а) Они поженился

б) Гринев сидел в тюрьме и больше они не встречались

в) Марья Ивановна вышла замуж за Швабрина



































Ответы: 1. а; 2. в; 3 б; 4. в; 5. а; 6. б; 7. в; 8. а, б, в; 9. а; 10. б; 11. б; 12. а; 13. в; 14. б; 15. а.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фролова Виктория Васильевна и ученица Сологуб Виктория

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства