kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение приёма "Чтение с остановками" на уроках литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главнейшие функции приема "Чтение с остановками" — заинтересовать ребенка книгой, развивать навыки осмысленного чтения. Прием практикуется в методике развития критического мышления и охватывает все стадии урока: вызов, осмысление и рефлексия. 

Просмотр содержимого документа
«Применение приёма "Чтение с остановками" на уроках литературы»

Надежда Николаевна Клокова,

преподаватель русского языка и литературы

ФГКОУ «Санкт-Петербургское

суворовское военное училище МО РФ»



Урок: «Я ЗНАЮ СИЛУ СЛОВ»

Чтение с остановками


Аннотация. На уроке суворовцы отрабатывают навыки анализа текста на основе материала ОГЭ и ЕГЭ. Данный урок отражает новое видение внедрения ФГОС ООО в организацию урочной деятельности СПб СВУ МО РФ, особенности построения урока смыслового чтения по технологии ТРКМ. Ученики осмысливают понятие «тропы», учатся чувствовать авторскую индивидуальность. Важной составляющей урока является военный компонент, что позволяет расширить знания суворовцев о судьбах детей военного времени.

Ключевые слова: тропы, тема, идея, композиция, впечатление, чувство, образ.

Актуальность. На данном уроке применяются интерактивные методы обучения и личностно-ориентированный подход к обучению. Демонстрируется рациональное применение приема ТРКМ, который позволяет развивать самостоятельное мышление суворовцев, раскрывает преимущества этого приема при изучении коротких произведений. Реализация этого задания помогает глубже осознать предложенные для анализа тексты, предугадать развитие сюжета и тему текста. В ходе занятия учащиеся анализируют учебный текст, работают в парах, интерпретируют информацию, составляют кластер, ведут диалог с автором.


Технологическая карта урока

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Форма урока: урок с применением элементов технологии развития критического мышления.

Цель урока: продолжение работы над обучением анализу художественного текста.

Задачи урока: образовательная: отработать навыки анализа текста, дать представление об основных особенностях авторского текста в ходе работы с учебным текстом, научить суворовцев понимать авторскую позицию, давать собственную оценку поступкам героев.

Развивающие: развивать ассоциативное мышление, познавательные процессы (память, речь, мышление, внимание, восприятие), совершенствовать чувство языка, языковой интуиции, критическое и творческое мышление, коммуникативные компетенции.

Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, нравственные ценности, мотивацию к творчеству, интерес к литературе.

Личностные УУД: способность к самооценке, мотивация учебной деятельности; стремление к нравственному самосовершенствованию.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем, производить коррекцию результатов своей деятельности в соответствии с новой информацией.

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию в ходе анализа художественного текста.

Применяемые технологии: ИКТ, технология развития критического мышления.

Основные понятия: идея произведения, тема текста, авторская позиция, проблема текста

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал с текстами, рабочие тетради.

Формы работы: индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Приветствует учащихся, настраивает на работу. Звучит песня Т. Гвердцители «Дети войны».

Эмоционально настраиваются на эффективную работу. Суворовец читает стихотворение В. Шефнера «Слова»

Включение в учебную деятельность.

II. Целеполагание и мотивация

Задает проблемный вопрос, помогающий сформулировать цель урока. Помогает осмыслить понятие «сила слова». Контролирует ответы учащихся и помогает при необходимости в постановке цели и определении мотивации.

Отвечают на вопрос, формулируют тему и цель урока.


Уметь определять цель учебной деятельности.

III. Стадия вызова. Создание проблемной ситуации

Ставит учебную задачу, содействует её выполнению: предлагает выбрать цитаты, которые могут стать эпиграфом к теме урока.

Предлагает по названию текста предположить, о чем будет идти речь.

Обмениваются мыслями, прогнозируют развитие событий.







Уметь: анализировать информацию, находить и формулировать ответ на поставленный вопрос, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

IV. Стадия осмысления

Чтение с остановками. Антиципация. Выделение героев, имени автора, ключевых слов. Совпадают ли первоначальные предположения с содержанием?

Читают текст - первую часть произведения, осмысливают прочитанный абзац.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.



Уметь: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

  1. Пошаговое приближение к идее текста

Задает вопросы, использует прием «Авторское право», «Дневник двойной записи» (ДДЗ). Каждая прочитанная часть заканчивается вопросом преподавателя: «Что произойдет дальше?»

Какой единственный вопрос вы бы задали после прочтения этого произведения? Как вы поняли тему, идею произведения? Можете ли определить авторскую позицию?

Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Перед чтением последней части высказывают свое предположение об окончании рассказа. Читают заключительную часть и рассказ полностью.

Уметь: сопоставлять факты, осмысливать прочитанное.

2. Работа над тропами. Составление кластера

Предлагает вспомнить средства художественной выразительности, найти их в тексте. Как помогают они понять содержание текста и раскрыть образы главных героев?

Составление кластера.

Самостоятельно читают текст, анализируют информацию, заполняют кластер, сопоставляют с образцом




Знать: средства художественной выразительности

Уметь: находить в тексте СХВ, выявлять ключевые слова в тексте, отображать информацию в схематическом виде.


IV. Стадия рефлексии

Предлагает вернуться к записанным в начале урока предположениям, оправдались ли прогнозы, оценить их достоверность на новом этапе познания.

Оценивают воспринятую ранее информацию и свои умозаключения, корректируют результат в соответствии с изученным на уроке материалом.

Знать: основные особенности работы над анализом текста

Уметь: производить коррекцию собственных действий, соотносить результат собственной деятельности с новой информацией.

V. Заключительный этап урока

Предлагает оценить свою работу на уроке. Задает задание на самоподготовку : написать синквейн, хокку, диаманту или письмо героев рассказа А. Приставкина «Фотография» родителям (на выбор)

Суворовцы высказывают свои мысли о прочитанном, об актуальности прочитанного.

Проводят рефлексию своей работы на занятии, при необходимости задают уточняющие вопросы по заданию на самоподготовку.

Уметь: оценивать результат своей работы, воспринимать и осознавать информацию, регламентирующую самостоятельную работу при подготовке к занятию.



Таким образом, используя ТРКМ, посредством чтения и письма уроках смыслового чтения суворовцы получают возможность обсудить жизненно важные проблемы, отстоять свое мнение, учатся выслушивать мнение товарищей, вырабатывают внутреннюю мотивацию к учебе.

В ходе занятия учащиеся получили возможность проявить себя в различных видах деятельности.

Такие занятия способствуют нравственному совершенствованию учащихся и раскрытию их творческого потенциала.






ЛИТЕРАТУРА



  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. – Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. – М.: изд-во «Бонфи», 2002. – 239 с.

  2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.

  3. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  4. Аксянова Г. С. Использование приёма «чтение с остановками» на уроках литературы // Рус. яз. и литература. – 2016. – № 3, март. – С. 10–14 

  5. Вишнякова Е. Е. Стратегия "Чтение с остановками" как один из способов развития мотивации к чтению : [технология "Развитие критич. мышления через чтение и письмо"] // Реализация принципа технологичности в образовательном процессе современной школы : сб. ст. / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. ин-т открытого образования". – М., 2012. – С. 71–77.

  6. Зеленская Н. А. Использование технологии «чтение с остановками» в формировании читательской компетентности // Шк. технологии. – 2015. – № 4. – С. 76–79.

  7. Стратегия «чтение с остановками» // Овсянникова Т. Г. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы : метод. рек. / Т. Г. Овсянникова, И. В. Мовнар, Т. Л. Шишигина. – Вологда, 2016. – С. 72–77

  8. Чтение с остановками [Электронный ресурс] // Современные технологии обучения : [сайт]. – 2017. – URL: 









Сведения об авторе

Клокова Надежда Николаевна, преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

8 (921) 402 70 97

E-mail: clokowa.nadia@yandex.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Применение приёма "Чтение с остановками" на уроках литературы

Автор: Клокова Надежда Николаевна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542692

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "«Развитие критического мышления  через чтение и письмо  на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-1"
    ["file_id"] => string(6) "229502"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441743137"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Статья "Литературные игры" "
    ["seo_title"] => string(28) "stat-ia-litieraturnyie-ighry"
    ["file_id"] => string(6) "124579"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414745032"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства