kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация. Литературная борьба 20-х годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит документальные материалы о противостоянии литературных групп "Пролеткульт" и "Перевал". Презентация содержит материал, который заставляет учащихся анализировать и, сопоставляя, делать выводы относительно литературной борьбы 20-х годов 20 века. Указаны и итоги этой борьбы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Литературная борьба 20-х годов »

Литературная 20-х годов

Литературная 20-х годов

Из статьи литературоведа и критика Е.Книповича «Когда меня спрашивают сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и двадцатые годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света… Свирепые споры Маяковского с Есениным, молодых «серапионов» между собой, все это – знак времени, это знак творческих возможностей тех поднятых революционных сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды, свое понимание строящейся советской культуры…»

Из статьи литературоведа и критика Е.Книповича

«Когда меня спрашивают сейчас, как я, человек, переживший Октябрьскую революцию и двадцатые годы в сознательном возрасте, могу кратко определить ощущение того времени, я отвечаю: «Холодные, мокрые ноги и восторг». Ноги мокрые от прохудившихся подметок, восторг от того, что впервые в жизни стало видимо кругом во всю ширину света…

Свирепые споры Маяковского с Есениным, молодых «серапионов» между собой, все это – знак времени, это знак творческих возможностей тех поднятых революционных сил, которые хотели себя осуществить, утвердить свои взгляды, свое понимание строящейся советской культуры…»

Пролеткульт  (пролетарская культура)

Пролеткульт (пролетарская культура)

  • Искусство – просто ремесло высокого класса, которым вполне может овладеть любой способный человек, следовательно, пролетарская культура может и должна создаваться только пролетариатом и только для пролетариата;
  • В основе искусства – классовая борьба, т.е. революционный классовый антагонизм пролетариата и эксплуататорских классов;
  • Цель искусства не художественное постижение действительности, а выражение идейно-политических интересов, взглядов и действий трудящихся.
С традициями, с прошлым, иначе говоря,  с культурой дворянской и буржуазной пролеткультовцы призывали решительно рвать  В. Кириллов (История русской советской литературы 1917-1940)

С традициями, с прошлым, иначе говоря, с культурой дворянской и буржуазной пролеткультовцы призывали решительно рвать

В. Кириллов (История русской советской литературы 1917-1940)

Представители Пролеткульта 20-х годов Однако творческая деятельность этих крупных писателей и поэтов далеко выходила за рамки установок Пролеткульта.

Представители Пролеткульта 20-х годов Однако творческая деятельность этих крупных писателей и поэтов далеко выходила за рамки установок Пролеткульта.

  • Литературная группа«Леф»: В.Маяковский, Н.Асеев, Б.Пастернак, С.Кирсанов
  • Объединение «Кузница»: Ф.Гладков, А.Новиков-Прибой
  • «Серапионовы братья»: К.Федин, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко
«Перевал»  группировался вокруг журнала «Красная новь»

«Перевал» группировался вокруг журнала «Красная новь»

  • Искусство – это способ познания жизни, воссоздание ее во всей сложности многообразия на основе изучения и глубокого анализа.
  • Теория классовой борьбы не может быть основой для искусства: изображение вражды, ненависти, взаимоуничтожения делает искусство антигуманистическим.
  • Цель искусства – «живой, осязаемый, видимый» человек, его внутренний мир, психология, мировоззрение, мотивы действий и поступков.
  • Художник свободен в выборе тем, в поисках формы, в создании своего стиля, более соответствующего, по его мнению, своей эпохе.
Представители «Перевала» утверждали гуманистическую позицию, свободу и независимость художника   М.Пришвин,  Э.Багрицкий,  М.Светлов,  Д.Кедрин

Представители «Перевала» утверждали гуманистическую позицию, свободу и независимость художника

  • М.Пришвин,

Э.Багрицкий,

М.Светлов,

Д.Кедрин

июнь 1925 года

июнь 1925 года

  • Продолжает оставаться задача создания настоящей художественной литературы
  • Необходимо бережное и тактичное отношение к так называемым «попутчикам», чтобы обеспечить «все условия для возможно быстрого их перехода на сторону марксистской идеологии»
  • Не может быть пренебрежительного отношения к культурному наследию
  • Литературная критика должна «изгнать из своего обихода тон литературной команды»
РАПП –Российская ассоциация пролетарских писателей(январь 1925 г.).  История создания

РАПП –Российская ассоциация пролетарских писателей(январь 1925 г.). История создания

  • 1920 г. По инициативе литературной группы «Кузница»(Пролеткульт) создана Всероссийская ассоциация пролетарских писателей(ВАПП). Ее журналы («На посту»1923, «На литературном посту» 1924) были печатными органами Пролеткульта.
  • В 1925 году они перешли к РАППу
  • Декларируя приверженность резолюции ЦК ВКП(б) рапповцы проводили политику «казарменного» диктата
Литературная борьба второй половины 20х годов. Члены РАППа перешли от дискуссий к прямым доносам в ЦК РКП(б) и нашли там поддержку. Началась травля М.Булгакова, Б.Пильняка, Е.Замятина, А.Платонова. Журнал «На литературном посту» проводит «следствие» и выносит приговоры А.Блоку – за «отсутствие осознанной связи с коллективом», В.Маяковскому – как обманувшего доверие, К.Федину – за идеологическую недооценку изображаемых явлений.

Литературная борьба второй половины 20х годов.

  • Члены РАППа перешли от дискуссий к прямым доносам в ЦК РКП(б) и нашли там поддержку.
  • Началась травля М.Булгакова, Б.Пильняка, Е.Замятина, А.Платонова.
  • Журнал «На литературном посту» проводит «следствие» и выносит приговоры

А.Блоку – за «отсутствие осознанной связи с коллективом»,

В.Маяковскому – как обманувшего доверие,

К.Федину – за идеологическую недооценку изображаемых явлений.

Итоги борьбы (конец 20-х годов)

Итоги борьбы (конец 20-х годов)

  • 1929 год. Пятидесятилетие Сталина. Споры и дискуссии сменились политическими репрессиями.
  • 1930 г. «Перевал» объявлен троцкистской организацией, а его деятельность – контрреволюционной диверсией в литературе
  • 1932 г. Группа «Перевал» самораспалась, судьбы большинства ее членов(впрочем, как и их оппонентов) была трагичной


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация. Литературная борьба 20-х годов

Автор: Косарева Елена Васильевна

Дата: 14.01.2015

Номер свидетельства: 155270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Сценарий литературной  гостиной " Детство, опалённое  войной""
    ["seo_title"] => string(62) "stsienarii-litieraturnoi-ghostinoi-dietstvo-opalionnoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "264370"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449687903"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Он написал историю..." Литературный час"
    ["seo_title"] => string(38) "on-napisal-istoriiu-litieraturnyi-chas"
    ["file_id"] => string(6) "250736"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447133340"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству М.И. Цветаевой «... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» "
    ["seo_title"] => string(140) "litieraturnyi-viechier-posviashchionnyi-zhizni-i-tvorchiestvu-m-i-tsvietaievoi-moim-stikham-kak-draghotsiennym-vinam-nastaniet-svoi-chieried"
    ["file_id"] => string(6) "105425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402851280"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) ""Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (литературная деятельность)""
    ["seo_title"] => string(80) "mikhail-iur-ievich-liermontov-zhizn-i-tvorchiestvo-litieraturnaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "247422"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446558645"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Литературная гостиная «В.Ф.Черепков: штрихи к портрету»."
    ["seo_title"] => string(55) "litieraturnaiaghostinaiavfchieriepkovshtrikhikportrietu"
    ["file_id"] => string(6) "309186"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458750270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства