kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Постойко " Мамин- Сибиряк

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк,  рассказ  «Постойко»,

Учебные задачи:

- познакомить  учащихся с рассказом  Д.Н. Мамина -  Сибиряка «Постойко»;

- отрабатывать  навык  правильного и выразительного чтения;

- продолжить работу по формированию  читательской эрудиции учащихся;

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка - сочувствие, сопереживание, сострадание;

- создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).

Учебные умения:

- определять  эмоциональный настрой произведения;

- выделять  главную мысль произведения;

- самостоятельно работать с текстом;

- читать правильно вслух и про себя.

Оборудование:

учебник  Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс;  слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

 - Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями  Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать,  обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока 

Слайд №1   Эпиграф урока.    

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».  

  1. Актуализация знаний.  “Мозговой штурм”

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные  на слайде.

Слайд №2

  1. Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?
  2. Мамин  – Сибиряк – это ………… писателя?
  3. Жанр произведения «Умнее всех»?
  4. Как назвал Ёж Индюка?
  5. Кто ухаживал за Приёмышем?
  6. С кем дружил Приёмыш?
  7. Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?
  8. Кто предположил, что Ёж -это гриб?
  9.  
  10.  
  11.  
  12.  
  13.  
  14.  
  15.  

Курочка

  •  

- Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)

Дети пишут на листочках.

Первое слово

Третья буква слова «Курочка» -    Р

Третья буква слова «сказка» -        А

Первая буква слова «сказка» -       С

Третья буква слова «Гусак»-          С

Шестая буква слова «Курочка» -   К

Вторая буква слова «Мамин» -       А

Четвертая буква слова «сказка» -   З

Второе слово

Первая буква  слова «псевдоним»  -    П

вторая буква слова «Соболько» -         О

первая буква  слова « сказка» -             С

первая буква слова « Тарас»  -              Т

четвёртая буква слова «Курочка» -      О

последняя буква слова «глупый» -       Й

пятая буква слова «Гусак» -                  К

шестая буква слова «псевдоним» -       О

- Прочитайте тему нашего урока. (  Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»

III. Подготовка к восприятию нового материала

-Ребята, а можно ли сказать, о чём  или о ком пойдет речь в этом рассказе?  Почему?

-  О чём ещё захотелось вам узнать?

 ( О чём он? Когда написан?  Кто главный герой или герои?)

- На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.

IV. Этап осмысления                                                      

Слайд №4

На слайде слова:  

  1. собака;
  2. приют;
  3. хозяин.

- Составьте мини-рассказ (3-5 предложений)  по опорным словам, в котором шла  бы речь о милосердии человека.      Обсудите написанные вами рассказы  в парах.

- Зачитайте свои мини- сочинения.

Дети читают.

- Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение  в учебнике на

 стр. 30

V. Работа с текстом

-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

При чтении встретятся трудные слова и выражения.

  • Словарная работа                                            

Слайд №5

На слайде слова:

  1. Аргус;
  2. аркан;
  3. роковое (слово);
  4. приют;
  5. франт;
  6. масть.

Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41

  • Чтение текста

Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)   

  • Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:

Слайд № 6

На слайде вопросы:

  1. Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( Беда)
  2. Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  3. Какое настроение преобладало.

(Дети высказывают  предположения: “Я думаю.”, “Я считаю.”, “По-моему.” и т.д.)

  • Работа с текстом после чтения                     

Слайд №  7

На слайде иллюстрация, вопрос и задание:

  1. Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.
  2. Что изображено на иллюстрации?
  3. Найдите в тексте соответствующий эпизод.

Слайд № 8

На слайде вопросы:

  1. О каких породах собак говорится в рассказе?
  2. Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.

Слайд №9

На слайде вопросы:

  1. Кто из героев тебе понравился? Почему?
  2. Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

VI. Физминутка

1.  Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).

2. Упражнение для головы  (Напишите теперь тему урока головой).

VII. Продолжение работы с текстом

Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)  

  • Вопросы  на  выявление первичного восприятия текста:

Слайд №10

На слайде вопросы и задания:

  1. Как можно озаглавить  эту часть рассказа. ( В приюте)
  2. Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)
  3. Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.

 

  • Работа с текстом после чтения.                  

 Слайд №11

Люди в приюте.  ( заголовок)

Вопросы:

  1. Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.
  2. Чем они занимались?
  3. Как они относились к собакам?

Слайд №12

Собаки в приюте.   (заголовок)

Вопросы:                    

  1. Как писатель описывает собак?
  2. О чём думает каждая собака?
  • Прогнозирование

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Ребята отвечают.

-  Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.

Слайд № 13

На слайде задания:

  1. Напишите отзыв или небольшое “эссе”.
  2. Составьте коллективно пятистишие.

Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает   за работой  и помогает по мере необходимости.

- Кто желает  прочесть свою работу?

Заслушиваются  пятистишия, отзывы или «эссе».

- Спасибо, молодцы.

VIII. Домашнее задание.               

Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:

- Совпали  ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.              

Слайд №  14

На слайде вопросы:

- Что вы узнали нового на уроке?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Постойко " Мамин- Сибиряк»

«Начальная школа. XXI век».

Литературное чтение, 3 класс. 1 урок (восприятие текста)

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк, рассказ «Постойко»,

Учебные задачи:

- познакомить учащихся с рассказом Д.Н. Мамина - Сибиряка «Постойко»;

- отрабатывать навык правильного и выразительного чтения;

- продолжить работу по формированию читательской эрудиции учащихся;

- воспитывать нравственные качества личности ребёнка - сочувствие, сопереживание, сострадание;

- создавать творческую атмосферу сотрудничества в классе (высказывать своё мнение и слушать мнение других).

Учебные умения:

- определять эмоциональный настрой произведения;

- выделять главную мысль произведения;

- самостоятельно работать с текстом;

- читать правильно вслух и про себя.

Оборудование:

учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение», 3 класс; слайдовая презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран, листы для рисования, краски, кисточки.

Ход урока:

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка, будем читать, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать мнение других.

Давайте прочитаем эпиграф нашего урока

Слайд №1 Эпиграф урока.

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

  1. Актуализация знаний. “Мозговой штурм”

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы, помещенные на слайде.

Слайд №2

  • Фамилия писателя произведения «Приёмыш»?

  • Мамин – Сибиряк – это ………… писателя?

  • Жанр произведения «Умнее всех»?

  • Как назвал Ёж Индюка?

  • Кто ухаживал за Приёмышем?

  • С кем дружил Приёмыш?

  • Кто на птичьем дворе нашёл Ежа?

  • Кто предположил, что Ёж -это гриб?

Ответы:

Мамин

псевдоним

сказка

глупый

Тарас

Соболько

Курочка

Гусак

- Эти слова помогут вам узнать тему нашего урока, если вы будете выбирать указанную мной букву из нужного слова. (Учитель указывает букву по счету и слово, из которого ее надо выбрать)

Дети пишут на листочках.

Первое слово

Третья буква слова «Курочка» - Р

Третья буква слова «сказка» - А

Первая буква слова «сказка» - С

Третья буква слова «Гусак»- С

Шестая буква слова «Курочка» - К

Вторая буква слова «Мамин» - А

Четвертая буква слова «сказка» - З



Второе слово

Первая буква слова «псевдоним» - П

вторая буква слова «Соболько» - О

первая буква слова « сказка» - С

первая буква слова « Тарас» - Т

четвёртая буква слова «Курочка» - О

последняя буква слова «глупый» - Й

пятая буква слова «Гусак» - К

шестая буква слова «псевдоним» - О

- Прочитайте тему нашего урока. ( Тема урока последовательно, по мере определения букв, появляется на экране). Слайд № 3. Рассказ «Постойко»

III. Подготовка к восприятию нового материала

-Ребята, а можно ли сказать, о чём или о ком пойдет речь в этом рассказе? Почему?

- О чём ещё захотелось вам узнать?

( О чём он? Когда написан? Кто главный герой или герои?)

- На ваши вопросы не отвечу, но помогу вам найти ответы самим.

IV. Этап осмысления

Слайд №4

На слайде слова:

  • собака;

  • приют;

  • хозяин.

- Составьте мини-рассказ (3-5 предложений) по опорным словам, в котором шла бы речь о милосердии человека. Обсудите написанные вами рассказы в парах.

- Зачитайте свои мини- сочинения.

Дети читают.

- Мы прослушали ваши рассказы. А теперь давайте найдём произведение в учебнике на

стр. 30

V. Работа с текстом

-Ребята, читать рассказ мы будем по частям.

При чтении встретятся трудные слова и выражения.

  • Словарная работа

Слайд №5

На слайде слова:

  • Аргус;

  • аркан;

  • роковое (слово);

  • приют;

  • франт;

  • масть.

Учащиеся объясняют значение слов, при затруднениях обращаются к словарю учебника на стр. 41

  • Чтение текста

Чтение 1 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:

Слайд № 6

На слайде вопросы:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( Беда)

  • Поделись своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)

  • Какое настроение преобладало.

(Дети высказывают предположения: “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.)

  • Работа с текстом после чтения

Слайд № 7

На слайде иллюстрация, вопрос и задание:

  • Иллюстрация, изображающая повозку с бродячими собаками.

  • Что изображено на иллюстрации?

  • Найдите в тексте соответствующий эпизод.

Слайд № 8

На слайде вопросы:

  • О каких породах собак говорится в рассказе?

  • Как писатель описывает собак? Найдите в тексте описания.

Слайд №9

На слайде вопросы:

  • Кто из героев тебе понравился? Почему?

  • Кому сочувствуете и кого осуждаете? Почему?

VI. Физминутка

1. Упражнение для глаз (Напишите глазами слово «Постойко»).

2. Упражнение для головы (Напишите теперь тему урока головой).

VII. Продолжение работы с текстом

Чтение 2 части (Читает ученик, хорошо владеющий техникой чтения)

  • Вопросы на выявление первичного восприятия текста:

Слайд №10

На слайде вопросы и задания:

  • Как можно озаглавить эту часть рассказа. ( В приюте)

  • Поделитесь своими впечатлениями (что чувствовал, о чём думал, что переживал…)

  • Изобразите свое настроение: словом, рисунком, схемой.



  • Работа с текстом после чтения.

Слайд №11

Люди в приюте. ( заголовок)

Вопросы:

  • Как в рассказе называли работников приюта? Найдите в тексте.

  • Чем они занимались?

  • Как они относились к собакам?

Слайд №12

Собаки в приюте. (заголовок)

Вопросы:

  • Как писатель описывает собак?

  • О чём думает каждая собака?



  • Прогнозирование

- Как вы думаете, каким будет конец этой истории?

Ребята отвечают.

- Работу на уроке мы с вами, ребята, проделали большую. Я хочу знать, как вы восприняли содержание рассказа. Предлагаю вам задания творческого характера на выбор.

Слайд № 13

На слайде задания:

  • Напишите отзыв или небольшое “эссе”.

  • Составьте коллективно пятистишие.

Ученики работают коллективно или индивидуально, учитель наблюдает за работой и помогает по мере необходимости.

- Кто желает прочесть свою работу?

Заслушиваются пятистишия, отзывы или «эссе».

- Спасибо, молодцы.

VIII. Домашнее задание.

Прочитать текст до конца и ответить на вопрос:

- Совпали ли ваши предположения (прогнозы) с авторским текстом?

IX. Итог урока, рефлексия, оценивание.

Слайд № 14

На слайде вопросы:

- Что вы узнали нового на уроке?

-Что понравилось?

-Что не понравилось?

- Спасибо вам, ребята, за работу на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
" Постойко " Мамин- Сибиряк

Автор: Камалетдинова Алла Ивановна

Дата: 21.11.2015

Номер свидетельства: 256407

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "" Постойко" Д. Мамин- Сибиряк"
    ["seo_title"] => string(22) "postoikodmaminsibiriak"
    ["file_id"] => string(6) "256403"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448124663"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Технологическая карта урока актуализации знаний и умений (урок повторения). Произведения о животных."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_aktualizatsii_znanii_i_umienii_urok_povtorieni"
    ["file_id"] => string(6) "428730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505787679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства