kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэзия подвига

Нажмите, чтобы узнать подробности

формирование представлений о поэзии Великой Отечественной войны, знакомство с твор¬чеством писателей и поэтов-фронтовиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия подвига»

Тема урока по литературе в 7 классе: « Поэзия Подвига»


Эпиграф: Прошла война, прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А Т. Твардовский

Цели урока:

  1. Обучающая: формирование представлений о поэзии Великой Отечественной войны, знакомство с твор­чеством писателей и поэтов-фронтовиков.

  2. Развивающая: развитие сенсорной сферы учащихся.

  3. Воспитывающая: формирование глубоко патрио­тичного отношения к Родине.

  4. Вид: урок усвоения нового материала.

  5. Тип: урок-пресс-конференция.


План урока:

Содержание этапов урока:

  1. Оргмомент.

  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний учащихся

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этапы закрепления новых знаний

5 Этап информирования о домашнем задании и инструкции по его выполнению

Методы и формы работы:

1.Приветствие

2.Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.

Подготовка к уроку:

Учащиеся:

  1. Должны рассказать о творчестве одного из поэтов, выучить наизусть любое стихотворение, ответить на вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой Отече­ственной войне? Какое стихотворение вызвало осо­бый интерес?»

  2. Два ученика оформляют газету (или «раскладуш­ку») со стихотворениями и фрагментами сочинений учащихся на военную тему.

  3. Два ученика готовят выставку книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне.

  4. Два ученика — «журналисты» — готовятся освещать ход пресс-конференции: пишут небольшие статьи, которые зачитываются в конце урока.

  5. Один ученик осуществляет контроль за видео пресс-кон­ференцией, а в конце урока рецензирует и оцени­вает работу каждого ученика.

  6. Три ученика — «корреспонденты» - готовят зара­нее интересные вопросы по теме, которые обяза­тельно просматривает учитель; вопросы адресова­ны в зависимости от содержания разным группам учащихся.

Учитель:

1. Приготовить записи песен о войне, монтаж из пор­третов и фотографий поэтов огненных лет и поэ­тов-современников, пишущих о войне.

  1. Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения о Великой Отечественной войне знакомы им, рекомендовать дополнительную литературу для домашнего чтения.

  2. Распределить учащихся заранее по творческим аудиториям:

1-я аудитория - «специалисты-исследователи» — изу­чает поэзию военного и послевоенного времени, го­товит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твар­довском, А. Суркове, О. Берггольц.

2-я аудитория - «литераторы» — знакомится с творче­ством молодых лириков, отдавших жизнь за Роди­ну: Муса Джалиль, Павел Коган, М. Кульчицкий, Н. Майоров.

3-я аудитория - «литераторы» - изучает творчество Э. Асадова, Ю. Друниной, В. Высоцкого, Р. Рожде­ственского.

Ход урока:

Оргмомент.

На доске — тема урока: Поэзия подвига


Ведущий: Мы проводим видео – пресс – конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют «корреспонденты» (имена), а также гости.

На вопросы, интересующие «корреспондентов», ответят специалисты — исследователи поэзии Великой Отечественной войны, они сидят за столиком 1.

Разрешите представить находящихся в аудитории №2 исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

Аудитория № 3 - поклонники и исследователи творчества Ю. Друниной, Э. Асадова, В. Высоцкого, Р. Рождествен­ского.

Аудитория № 4 - художники и оформители сегодняшней пресс-конференции.

Аудитория № 5 - журналисты, освещающие ход пресс-конфе­ренции.

Аудитория № 6 - представители электронной библиотеки, которые высту­пят сегодня с обзором и рекомендациями литературы по теме.

Аудитория № 7 - контроль за видео пресс-конференцией осуществ­ляет - ...

Цели и задачи видео пресс-конференции:

— участники узнают о роли литературы в годы Великой Отечественной войны;

— они познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные люб­ви к Родине и ненависти к врагам стихи;

— выяснят, в чем причина постоянного внимания со­временных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Начало видео пресс-конференции.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Свя­щенная война», затем громче... После припева музыка смол­кает.


Ведущий:

— Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели по­следние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся
день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная российская земля — вечная сви­
детельница бессмертного подвига воинов, отстояв­ших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге,
под Москвой, на Волге, на священной сталинград­ской земле. О защитниках написаны романы, по­вести, очерки, огромное количество стихов и песен.
Литература, поэзия — это «голос героической души русского народа». Время войны — время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к
десятилетию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, — это поэзия особой насыщенности, особой спрессованнсти. Спрессованности не столько батального, сколько человеческого — в смысле раздумий и пережива­ний.

Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»

— Эта песня заставляет вспомнить, что война - страшное испытание для всего народа. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический
долг.

Вопросы сидящих рядом с ведущим «корреспонден­тов», на которые отвечают учащиеся 1-й и 2-й аудиторий.

Сколько писателей и поэтов было на фронте? (От­вечают «исследователи», находящиеся в аудитории №1, - свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми; они создавали стихи и песни, которые под­нимали боевой дух солдат; более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты Па­вел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли недолюбив, не докурив последней папиросы...»)

  • Какую роль играла в те суровые годы войны по­эзия? (Стихи и песни звали русских людей на реши­тельный бой с фашистами, укрепляли мужество за­щитников. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, О. Берггольц, Н. Тихонова, А. Ахматовой и их това­рищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставлявшей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем ее. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чер­нила его. Она сообщала о нем правду, она отобража­ла судьбу человека. Была победной там, где была по­беда, и была скорбной там, где была скорбь. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помо­гала жить! Это была яркая, сильная и многоплано­вая поэзия.)

  • Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардов­ском, О. Берггольц и других замечательных поэтах. Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их. {Вопросы адресуются учащимся первой аудитории, кото­рые рассказывают о поэтах, читают наизусть сти­хи, демонстрируют презентации. Желательно, чтобы прозвучали произведения:

К. Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, доро­ги Смоленщины...», «Дом друзей»,

А. Суркова «Шес­той», «Наедине с собой», «Присягаем победой»,

пес­ни «Бьется в тесной печурке огонь», «Песня смелых»,

отрывки из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»,

стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов» и др.)

  • Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, ста­ла центральной?

  • Кто главный герой этой поэзии? (Отвечают «иссле­дователи», находящиеся в аудитории № 2. Центральной, оп­ределяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защи­те; герои поэзии военных лет это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т. е. все те, кто боролся с фашизмом; а глав­ное это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испы­тания, выпавшие на их долю.)

Ведущий:

— Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели вой­ны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Тол­стой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие знаменитые писатели и поэты ни­чуть не сомневались, что враг будет разгромлен.
Родина освобождена от фашистов.

Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» (в грамзаписи или в исполнении учащихся)

— Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого все было еще впереди... (Сообще­ния учащихся о поэтах

Я. Когане,

М. Кульчицком,

П. Майорове, молодых, сильных, жизнелюбивых, меч­тавших о творческом труде, горячей и чистой люб­ви, светлой жизни на земле, без колебаний они всту­пили в борьбу с фашизмом; Николай Майоров писал о своем поколении: «Мы были высоки, русоволосы//Вы в книгах прочитаете, как миф// О людях, что ушли недолюбив//Не докурив последней папиросы...»; зву­чат стихи П. Когана, М. Кульчицкого и других погиб­ших поэтов. Материал можно взять из книги «Стро­ка, оборванная пулей»1; особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джа­лиль, о его «Моабитских тетрадях» цикле стихов, написанных в фашистком застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вес­ти. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких книжечках, густо исписанных мелким би­серным почерком. Это 115 стихотворений, написан­ных в заключении, Муса Джалиль мечтал их напеча­тать. Поэзия Мусы Джалиля это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои пес­ни». Это как бы ключ ко всем другим стихам «Моа­битских тетрадей», их обобщение: «Пел я, весеннюю свежесть почуя, // Пел я, вступая за Родину в бой, Ц Вот и последнюю песню пишу я, // Видя топор па­лача над собой. // Песня меня научила свободе, // Пес­ня борцом умереть мне велит, // Жизнь моя песней звенела в народе, // Смерть моя песней борьбы прозву­чит. Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем тво­рениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее; чтение стихотворения «Прости, Родина!», «Варварство» и др.)

Ведущий:

— Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приня­ли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свыше пяти тысяч литературных произве­дений. В нашей литературе существует целый пласт сталинградской поэзии. Хотелось бы .послушал стихи поэтов Сталинграда. (Материал о Сталин градской поэзии «Память Сталинграда». В 3 т Волгоград, 1992)

  • Какой заряд эмоциональности живет в этих произ­ведениях! Главное, чем волнуют эти стихотворе­ния, — правда, редкая, почти рискованная просто­та рассказа, однако выливающаяся в интонацию которая добирается до самой души. Прошло мно­го лет после окончания войны. Почему Велика* Отечественная война продолжает владеть сердцам* людей? Чем объяснить столь большой интерес наше* литературы к этой теме? (На этот вопрос отвечаюп «исследователи» современной литературы о войне.)

  • Расскажите о произведениях Ю. Друниной, Э. Аса­дова, Р. Рождественского и других поэтов на воен­ную тематику.

Звучит песня В. Высоцкого.

— Особо хочется сказать о стихотворении Э. Асадов «Реликвии страны». В нем щемящая боль за Рос­сию сегодняшнюю.

Скажи мне: что с тобой, моя страна?

С какой сползать нам новой преисподней,

Когда на рынках продают сегодня

Знамена и кресты, и ордена?!

Неважно, как реликвию зовут,

Георгиевский крест иль орден Ленина,

Они высокой славою овеяны,

ними кровь, бесстрашие и труд!

Так повелось, что в битве, в окруженье,

Когда живому не уйти из боя,

Последний воин защищал в сраженье.

…….

Ну как же докричаться?

Как сказать,

Что от обиды и знамена плачут!

И продавать их - значит предавать

Страну свою и собственную мать,

Да и себя, конечно же, впридачу!

Вставайте ж, люди, подлость обуздать!

Не ждать же вправду гибели и тризны,

Не позволяйте дряни торговать

Ни славою, ни совестью Отчизны!

Обзор литературы по данной теме проводят те участники, которые работали в электронной библиотеке («библио­текари»).

Слово журналистам, освещающим ход видео пресс-конферен­ции (чтение заметок, статей, написанных учащимися).

Подведение итогов урока.

Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции (он рецензирует и оце­нивает каждого участника, учитель дополняет или ис­правляет).

Ведущий:

— Тема Великой Отечественной войны остается од­ной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны, и не только для того, чтобы вновь и вновь показы­вать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого защитил от катастрофичес­ких событий в будущем.

Домашнее задание. Напишите сочинение-отзыв о любом по­нравившемся вам стихотворении.




































Список литературы




1 Строка, оборванная пулей. М.: Московский рабочий. 1985.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Поэзия подвига

Автор: Стрекаловская Елена Геннадьевна

Дата: 11.02.2017

Номер свидетельства: 390596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок по русской литературе "Поэзия подвига" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-po-russkoi-litieraturie-poeziia-podvigha"
    ["file_id"] => string(6) "151856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420770398"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы Л. Ошанина А. Фатьянова."
    ["seo_title"] => string(135) "poeziia-podvigha-stikhi-i-piesni-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-v-tvorchiestvie-m-isakovskogho-b-okudzhavy-l-oshanina-a-fat-ianova"
    ["file_id"] => string(6) "210375"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431431430"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Час фронтовой поэзии «Муза в солдатской шинели». "
    ["seo_title"] => string(48) "chas-frontovoi-poezii-muza-v-soldatskoi-shinieli"
    ["file_id"] => string(6) "142228"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418236296"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) ""Праздник Духовности, Поэзии и Памяти" "
    ["seo_title"] => string(37) "prazdnik-dukhovnosti-poezii-i-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "211361"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431606628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Поэзия Великой Отечественной войны "
    ["seo_title"] => string(40) "poeziia-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "165341"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422799138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства