Тема урока по литературе в 7 классе: « Поэзия Подвига»
Эпиграф: Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А Т. Твардовский
Цели урока:
Обучающая:формирование представлений о поэзии Великой Отечественной войны, знакомство с творчеством писателей и поэтов-фронтовиков.
Развивающая:развитие сенсорной сферы учащихся.
Воспитывающая:формирование глубоко патриотичного отношения к Родине.
Вид: урок усвоения нового материала.
Тип: урок-пресс-конференция.
План урока:
Содержание этапов урока:
Оргмомент.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний учащихся
3. Этап усвоения новых знаний.
4. Этапы закрепления новых знаний
5 Этап информирования о домашнем задании и инструкции по его выполнению
Методы и формы работы:
1.Приветствие
2.Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся.
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
Должны рассказать о творчестве одного из поэтов, выучить наизусть любое стихотворение, ответить на вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой Отечественной войне? Какое стихотворение вызвало особый интерес?»
Два ученика оформляют газету (или «раскладушку») со стихотворениями и фрагментами сочинений учащихся на военную тему.
Два ученика готовят выставку книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне.
Два ученика — «журналисты» — готовятся освещать ход пресс-конференции: пишут небольшие статьи, которые зачитываются в конце урока.
Один ученик осуществляет контроль за видео пресс-конференцией, а в конце урока рецензирует и оценивает работу каждого ученика.
Три ученика — «корреспонденты» - готовят заранее интересные вопросы по теме, которые обязательно просматривает учитель; вопросы адресованы в зависимости от содержания разным группам учащихся.
Учитель:
1. Приготовить записи песен о войне, монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов-современников, пишущих о войне.
Провести предварительную беседу с учащимися с целью выяснения, какие произведения о Великой Отечественной войне знакомы им, рекомендовать дополнительную литературу для домашнего чтения.
Распределить учащихся заранее по творческим аудиториям:
1-я аудитория - «специалисты-исследователи» — изучает поэзию военного и послевоенного времени, готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском, А. Суркове, О. Берггольц.
2-я аудитория - «литераторы» — знакомится с творчеством молодых лириков, отдавших жизнь за Родину: Муса Джалиль, Павел Коган, М. Кульчицкий, Н. Майоров.
3-я аудитория - «литераторы» - изучает творчество Э. Асадова, Ю. Друниной, В. Высоцкого, Р. Рождественского.
Ход урока:
• Оргмомент.
♦На доске — тема урока: Поэзия подвига
Ведущий: Мы проводим видео – пресс – конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют «корреспонденты» (имена), а также гости.
На вопросы, интересующие «корреспондентов», ответят специалисты — исследователи поэзии Великой Отечественной войны, они сидят за столиком 1.
Разрешите представить находящихся в аудитории №2 исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны.
Аудитория № 3 - поклонники и исследователи творчества Ю. Друниной, Э. Асадова, В. Высоцкого, Р. Рождественского.
Аудитория № 4 - художники и оформители сегодняшней пресс-конференции.
Аудитория № 5 - журналисты, освещающие ход пресс-конференции.
Аудитория № 6 - представители электронной библиотеки, которые выступят сегодня с обзором и рекомендациями литературы по теме.
Аудитория № 7 - контроль за видео пресс-конференцией осуществляет - ...
Цели и задачи видео пресс-конференции:
— участники узнают о роли литературы в годы Великой Отечественной войны;
— они познакомятся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышат их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи;
— выяснят, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
■ Начало видео пресс-конференции.
Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче... После припева музыка смолкает.
Ведущий:
— Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная российская земля — вечная сви детельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия — это «голос героической души русского народа». Время войны — время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, — это поэзия особой насыщенности, особой спрессованнсти. Спрессованности не столько батального, сколько человеческого — в смысле раздумий и переживаний.
Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война»
— Эта песня заставляет вспомнить, что война - страшное испытание для всего народа. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
Вопросы сидящих рядом с ведущим «корреспондентов», на которые отвечают учащиеся 1-й и 2-й аудиторий.
—Сколько писателей и поэтов было на фронте?(Отвечают «исследователи», находящиеся в аудитории №1, - свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми; они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат; более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты — Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли недолюбив, не докурив последней папиросы...»)
Какую роль играла в те суровые годы войны поэзия?(Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Стихи А. Твардовского, А. Суркова, О. Берггольц, Н. Тихонова, А. Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставлявшей каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем ее. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она сообщала о нем правду, она отображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала жить! Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия.)
Расскажите о К. Симонове, А. Суркове, А. Твардовском, О. Берггольц и других замечательных поэтах. Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их. {Вопросы адресуются учащимся первой аудитории, которые рассказывают о поэтах, читают наизусть стихи, демонстрируют презентации. Желательно, чтобы прозвучали произведения:
А. Суркова «Шестой», «Наедине с собой», «Присягаем победой»,
песни «Бьется в тесной печурке огонь», «Песня смелых»,
отрывки из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»,
стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов» и др.)
Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной?
Кто главный герой этой поэзии?(Отвечают «исследователи», находящиеся в аудитории № 2. Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите; герои поэзии военных лет — это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т. е. все те, кто боролся с фашизмом; а главное — это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)
Ведущий:
— Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие знаменитые писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен. Родина освобождена от фашистов.
Звучит песня из кинофильма «Белорусский вокзал» (в грамзаписи или в исполнении учащихся)
— Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у кого все было еще впереди... (Сообщения учащихся о поэтах
Я. Когане,
М. Кульчицком,
П. Майорове, молодых, сильных, жизнелюбивых, мечтавших о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом; Николай Майоров писал о своем поколении: «Мы были высоки, русоволосы//Вы в книгах прочитаете, как миф// О людях, что ушли недолюбив//Не докурив последней папиросы...»; звучат стихи П. Когана, М. Кульчицкого и других погибших поэтов. Материал можно взять из книги «Строка, оборванная пулей»1; особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» — цикле стихов, написанных в фашистком застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Муса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заключении, Муса Джалиль мечтал их напечатать. Поэзия Мусы Джалиля — это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам «Моабитских тетрадей», их обобщение: «Пел я, весеннюю свежесть почуя, // Пел я, вступая за Родину в бой, Ц Вот и последнюю песню пишу я, // Видя топор палача над собой. // Песня меня научила свободе, // Песня борцом умереть мне велит, // Жизнь моя песней звенела в народе, // Смерть моя песней борьбы прозвучит. Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее; чтение стихотворения «Прости, Родина!», «Варварство» и др.)
Ведущий:
— Сталинград был центром ожесточенных боев. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот писателей и поэтов. Они создали свышепяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт сталинградской поэзии. Хотелось бы .послушал стихи поэтов Сталинграда. (Материал о Сталин градской поэзии — «Память Сталинграда». В 3 т Волгоград, 1992)
Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях! Главное, чем волнуют эти стихотворения, — правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако выливающаяся в интонацию которая добирается до самой души. Прошло много лет после окончания войны. Почему Велика* Отечественная война продолжает владеть сердцам* людей? Чем объяснить столь большой интерес наше* литературы к этой теме? (На этот вопрос отвечаюп «исследователи» современной литературы о войне.)
Расскажите о произведениях Ю. Друниной, Э. Асадова, Р. Рождественского и других поэтов на военную тематику.
Звучит песня В. Высоцкого.
— Особо хочется сказать о стихотворении Э. Асадов «Реликвии страны». В нем щемящая боль за Россию сегодняшнюю.
Скажи мне: что с тобой, моя страна?
С какой сползать нам новой преисподней,
Когда на рынках продают сегодня
Знамена и кресты, и ордена?!
Неважно, как реликвию зовут,
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,
ними кровь, бесстрашие и труд!
Так повелось, что в битве, в окруженье,
Когда живому не уйти из боя,
Последний воин защищал в сраженье.
…….
Ну как же докричаться?
Как сказать,
Что от обиды и знамена плачут!
И продавать их - значит предавать
Страну свою и собственную мать,
Да и себя, конечно же, впридачу!
Вставайте ж, люди, подлость обуздать!
Не ждать же вправду гибели и тризны,
Не позволяйте дряни торговать
Ни славою, ни совестью Отчизны!
Обзор литературы по данной теме проводят те участники, которые работали в электронной библиотеке («библиотекари»).
Слово журналистам, освещающим ход видео пресс-конференции (чтение заметок, статей, написанных учащимися).
♦ Подведение итогов урока.
Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции (он рецензирует и оценивает каждого участника, учитель дополняет или исправляет).
Ведущий:
— Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны, и не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого защитил от катастрофических событий в будущем.
Домашнее задание. Напишите сочинение-отзыв о любом понравившемся вам стихотворении.
Список литературы
1Строка, оборванная пулей. М.: Московский рабочий. 1985.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(223) "Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы Л. Ошанина А. Фатьянова."
["seo_title"] => string(135) "poeziia-podvigha-stikhi-i-piesni-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-v-tvorchiestvie-m-isakovskogho-b-okudzhavy-l-oshanina-a-fat-ianova"
["file_id"] => string(6) "210375"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431431430"
}
}