kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы Л. Ошанина А. Фатьянова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы Л. Ошанина А. Фатьянова.»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Урканская средняя общеобразовательная школа»



Урок литературы в 8 классе



Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы Л. Ошанина А. Фатьянова.

































Учитель: Збаровская Галина Алексеевна









2015 год

Тема урока: Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б.Окуджавы («До свидания, мальчики», «Здесь птицы не поют...»), Л. Ошанина («Дороги»), А. Фатьянова «Соловьи».

Методическая цель урока: продемонстрировать воспитательные, развивающие и образовательные ресурсы поэзии времён войны с использованием регионального компонента; возможность сочетать развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств личности школьника.

Цель урока:

Знакомство учащихся с песнями военных лет, с героическими страницами русской поэзии на примере творчества М. Исаковского, Б. Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова

Задачи урока:

- образовательная: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков.

- развивающая: развивать творческое, ассоциативное мышление и воображение учащихся посредством слушания и исполнения музыкальных произведений, анализа и интерпретации поэтического текста.

- воспитательная: на примерах песен о Великой Отечественной войне показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниям лирического героя; воспитывать патриотическое чувство, уважение к прошлому своего народа, способствовать воспитанию любви и гордости за свою Родину и народ.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урок – творческая лаборатория

Формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы урока: тексты стихотворений, фонозапись песен, презентация, сообщения учащихся.

Оборудование урока.

На уроке используются мультимедийная установка, компьютер, экран для презентации, учебники. Портреты поэтов (М.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова, Л.Ошанина) записи песен в презентации.

Технологии, методы и приемы.

Частично-поисковая деятельность в виде эвристической беседы, постановка проблемного вопроса, выразительное чтение стихотворения, сообщения репродуктивного характера слабыми учениками, работа над публичной речью.



Ход урока

Вступительное слово учителя.

22 июня 1941… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 миллионов жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, уходя, оставили фашисты. В народной памяти, в литературе, музыке остались запечатлёнными 1418 военных дней и ночей. Священная российская земля стала вечной свидетельницей бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»?

(Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага)

Поэзия и песня были самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну, песни вдохновляли на победу.

Поэзия подвига. Стихи и песни о Великой Отечественной войне в творчестве М.Исаковского, Б.Окуджавы, Л. Ошанина, А. Фатьянова. 1 слайд

Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.

Уже на третий день войны была создана песня ставшая символом единства народа в борьбе с врагом,- «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача (отрывок песни прослушать в записи). 2 слайд

- Как вы понимаете значение словосочетаний: «священная война» и «благородная ярость». - Какое художественное средство выразительности лежит в основе создания этих образов?

- Какова тема песни? (Призыв встать всем на защиту своей страны.)

- До песен ли в такое время?

(Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны. С песней солдаты поднимались в свой последний бой. Пели в окопах, когда наступала маленькая передышка между боями, вспоминая дом, родных. Песня была верным другом солдата).

Ответ на этот вопрос мы услышим от героев фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что надо бросить Песню на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне…» Эти строчки, принадлежащие поэту В.И. Лебедеву-Кумачу, и будут эпиграфом нашего урока. 3 слайд

- Война и песня… Что может быть общего между ними? (песня вдохновляла, помогала пережить тяготы войны, поднимала в бой)

- Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них всё: и горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, лётчиков и танкистов. И если бы сейчас прослушать всё лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, то это была бы музыкальная антология истории Великой отечественной войны.

- Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Имя этого поэта достаточно известно среди любителей поэзии. Слайд 4

(Сообщение учащегося о жизни, творчестве поэта).

Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша» и «Враги сожгли родную хату» (музыка М. И. Блантера), «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь» и другие. Слайд 5

- Композитором М. Блантером и поэтом М. Исаковским написано много прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжёлую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей на нашей планете, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша».

(Ученик рассказывает стихотворение «Катюша»)

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые вариантов песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше - медицинской сестре («Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали свои мечты о доме, о любимых. Слайд 6 (запись песни «Катюша»)

– Каким настроением проникнута песня? (оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство).

- Что её сближает с народной песней? (написана «чистым, ясным, народным языком»).

- Почему её полюбил народ? (Песня о любви и верности стала поистине народной. Песня о скромной девушке, о любви к близкому человеку, неотделимой от любви к Родине).

- Какая тема песни? (Песня о любви простой девушки к пограничнику.)

Самая известная песня Исаковского - это "Катюша", за которую ему присудили Государственную премию СССР. стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».

«Если собрать все песни о «Катюше», созданные за время Великой Отечественной войны, то получится обширная поэтическая энциклопедия, где найдут образное, художественное отражение и труд женщин в тылу, их чувства и переживания, думы и надежды, и их участие в партизанском движении и боевых действиях на фронте, и горькая судьба тех, кто оказался на оккупированной земле или был угнан в фашистскую неволю». (В. Я. Коровина).

Некоторые песни М. В. Исаковского приобретали трагическое звучание. Стихотворение «Враги сожгли родную хату…» Исаковский написал в 1945 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Знамя» в 1946 году.

(Ученик рассказывает стихотворение «Враги сожгли родную хату»)

(Кадры хроники. Песня «Враги сожгли родную хату»). Слайд 7

- Какую тему поднимает это стихотворение?

(Боль утрат от потерь близких, самых дорогих людей. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, который находит на месте своего дома пепелище и могилу жены на кладбище).

-- Почему стихотворение можно назвать балладой? ( В нем рассказывается о судьбе солдата, рассказ, изложенный в поэтической форме, исторически-героического характера с трагическим звучанием.)

- Каким чувством пронизана эта песня о войне? (Рассказ о человеческой трагедии, страшной судьбе солдата, который, спасая мир и жизнь для всех людей, сам уцелел, но потерял самых близких людей).

– О каком событии войны здесь идёт речь?

15 сентября 1942 года недалеко от села Семилуки совершил вынужденную посадку подбитый немцами штурмовик ИЛ-2. Неподалеку от самолета работала на своем огороде Прасковья Ивановна со своими детьми и семидесятилетней матерью. Увидев горящий самолет, они побежали к нему, помогли раненному летчику выбраться из кабины, дали гражданскую одежду и указали путь к оврагу. К тому времени село уже было захвачено фашистами, и Прасковья Ивановна опасалась, что летчик будет обнаружен. Только успел летчик скрыться, как к дому на машине подъехали гитлеровцы. Прасковья Ивановна успела предупредить своих, что отвечать на вопросы она будет сама. Но от нее фашисты, кроме "не знаю, не видела", ничего добиться не могли. Двенадцатилетнего Сашу немцы избили и заперли в сарае. Оттуда он сумел убежать. А Прасковью Ивановну с четырьмя детьми, Полей, Колей, Анной, двухлетней Ниной и племянником Колей фашисты здесь же во дворе дома расстреляли. Вместе с ними погибла и Наталья Степановна, мать Прасковьи Ивановны.

Спасенный П.И. Щеголевой Михаил Тихонович Мальцев, пилот 825-го штурмового авиационного полка 225-й авиационной дивизии, долгие годы не знал, какую жертву принесла ради его спасения простая русская женщина. Его разыскали через много лет после войны и восстановили во всех подробностях события того сентябрьского дня 1942 года...

На высоком берегу Дона у старинного русского села Семилуки недалеко от Воронежа среди цветов и деревьев стоит невысокий гранитный обелиск. На обелиске фотография женщины. Здесь похоронена "Прасковья Ивановна Щеголева", а вместе с нею ее четверо детей, племянник и старушка мать.

Памятник на могиле П.И. Щеголевой в селе Семилуки Слайд 8

Алексей Иванович Фатьянов Слайд 9

(Сообщение учащегося о жизни, творчестве поэта).

Больше восьмидесяти песен было написано им в тесном сотрудничестве с композитором В.Соловьёвым-Седым Слайд 10

(Ученик рассказывает стихотворение «Соловьи»)

(Звучит песня «Соловьи», в сопровождении хроник войны на экране) Слайд 11-12

- О каком периоде войны здесь идёт речь?

Песня «Соловьи» родилась уже на исходе войны, один из кратких моментов солдатского отдыха — мечты о доме, навеянные весной и предощущением скорого окончания войны.

Лев Иванович Ошанин (1912—1996) поэт, автор более 70 поэтических сборников, стихотворных повестей и пьес, лауреат Сталинской премии первой степени (1950), а также лауреат Всемирных фестивалей молодёжи и студентов. Слайд 13

(Сообщение учащегося об истории написании песни).

(Звучит песня «Эх, дороги», в сопровождении хроник войны на экране) Слайд 14

- Какую тему поднимает это стихотворение?

(Военные дороги. Тема ожидания боя, ощущения его, готовности к нему. Песня должна была стать раздумьем о предстоящем, о горечи потерь и о вере в победу).

- Какие самые пронзительные строки в этом стихотворении? ( О погибшем товарище).

- О чём просит помнить автор? (Про долгую дорогу к великой Победе, про испытания, которые легли на солдатские плечи).

...Нам дороги эти

Позабыть нельзя.



Булат Шалвович Окуджава Слайд 15

Сообщение учащегося о жизни, творчестве поэта.

(Ученик рассказывает стихотворение «Белорусский вокзал»)

- Каким чувством пронизано это стихотворение?

- Как вы понимаете слова « а нам нужна победа, одна на всех мы за ценой не постоим»…

Звучит песня Б. Окуджавы «До свидания, мальчики» (На слайдах фотографии участников ВО войны с.Уркан) Слайд 16-17

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к потере близких людей, к тревоге за своих детей и свою страну. Эти чувства сохраняет и передаёт, прежде всего, поэзия. Песня остаётся верным спутником человека по жизни. Тема войны, героического прошлого нашей страны продолжает жить в творчестве современных поэтов. Одним из таких является Вадим Егоров, российский поэт, бард и исполнитель более 200 песен.

В исполнении ученицы звучит песня В. Егорова «Облака» Слайд 18

Великая Отечественная война для русского народа навсегда останется в памяти. Её нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому довелось сражаться, тому, кто ждал с фронта своих близких.

Из нашего села ушли на фронт более 200 человек. На гранитном обелиске в Парке Ветеранов навечно высечены имена 66 односельчан, погибших в годы войны. Слайд 19

Ученик рассказывает стихотворение «Обелиск» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (Звучит песня «Журавли») Слайды 20-21

Ученик рассказывает стихотворение «Память» Слайд 22 (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Итог урока:

Окончилась наша встреча с поэзией, песней, но не наша дружба с ней. Сегодня мы ещё раз подтвердили, что стихи и песни всегда шагают рядом с нами и помогают нам выживать (как это было на войне), и быть счастливыми в мирное время.

- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

-Чему новому научились?

- Зачем нам нужно знать о песнях Великой Отечественной войны?

Домашнее задание:

1. Прочитать статью учебника «В.П. Астафьев» (с. 239-240), ответить на вопросы.

2. Прочитать рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Стихотворение «Обелиск» ученика 6 класса МОБУ «Урканская СОШ»

Вишнёвкина Евгения

Обелиск

Обелиск стоит у дороги -

Это память минувшей войны.

Тёплый ветер колышет травинки

У омытой дождями серой плиты.

Так заманчиво таинство это,

Будто в нём поселился магнит,

Есть желанье к нему прикоснуться,

Он и тянет к себе, и манит.

Кем ты был, неизвестный солдат?

Чей отец ты, иль сын, или брат?

Как же звали тебя, безымянный герой,

Что погиб, защищая край свой родной?

Ты в годину тяжёлую ушёл воевать

За землю родную, за Родину-мать,

За семью свою дружную,

За отчий свой дом,

Чтоб приблизить победу

Над коварным врагом.

Обелиск стоит у дороги -

Это память минувшей войны.

Тёплый ветер колышет травинки

У омытой дождями серой плиты.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стихотворение «Память» ученика 6 класса МОБУ «Урканская СОШ» Якимова Александра



Память.

Мы будем помнить сорок первый год,

Когда все люди о войне узнали.

В июньский страшный сорок первый год

Часами все у репродукторов стояли.

И небо летнее как будто поседело,

И солнце спряталось за облака,

И шли на фронт от мала до велика,

Чтобы разбить коварного врага.

Четыре года солдаты воевали,

Четыре года похоронки в семьи шли,

И слёзы лили матери, страдали,

Мужали рано дети и росли.

Но вот пришёл счастливый сорок пятый,

Весенний, майский сорок пятый год.

Победными салютами встречал их,

Своих героев, радостно народ.

Нам надо помнить сорок первый год,

Когда все люди о войне узнали,

Какие беды принял на себя народ,

И как победу над врагом мы одержали!







Список использованной литературы

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2013.

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2

3. История русской советской литературы. М., 1963, т. 2

4. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной воины. – В кн.: Литературное наследство; М., 1966, т.78, кн. 1

5. Интернет – ресурсы о Великой Отечественной войне:

http://sk-kino.com/ Режиссер - Леонид Быков, сценарий - Леонид Быков, Александр Сацкий, Евгений Оноприенко.

http://www.sovmusic.ru

http://victory.rusarchives.ru

http://ab25.narod.ru/f13.htm

6. Стихотворения учащихся 6 класса (участников районного конкурса «Проба пера» 2015 )












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Збаровская Галина Алексеевна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства