kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны "Сороковые. роковые."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультимедийный урок построен на основе театрализованного представления, художественного чтения стихотворений учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивнойдемонстрации подборкиэлектронных слайдов о Великой Отечественной войне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны "Сороковые. роковые."»

МОУ "Кременчугская средняя школа"







Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии Великой Отечественной войны









учитель русского языка

и литературы

МОУ "Кременчугская средняя школа"

Костив Л.В.



2022-2023 учебный год



Возрастная группа: учащиеся 6 класса.
Название: Литературная гостиная «Сороковые, роковые…»
Тема: Великая Отечественная война в лирике поэтов-фронтовиков.

Оборудование: компьютер и видеопроектор; проекционный экран; мультимедийная презентация; музыка и песни военных лет; записи с голосом Ю. Левитана.

Цели урока:

1.  Обучающая: обучение творческому восприятию лирического произведения; показать особенности военной лирики; актуализировать и углубить знания учащихся о ВОВ.

2.  Развивающая: развить познавательный интерес учащихся, навыки научно-исследовательской деятельности и анализа лирического произведения; развить творческие и актерские способности учащихся.

3.  Воспитывающая:воспитать чувство патриотизма и гражданского самосознания; чувства гуманизма и альтруизма; воспитать ценностное отношение, уважение к людям и событиям ВОВ.

Задачи урока:

1.  Развить навыки выразительного чтения и актерского мастерства, мотивировать творческую активность учащихся и их коллективную деятельность.

2.  Развить поисково-информационные умения: работать с историческими и публицистическими источниками, справочной литературой и электронными ресурсами.

3.  Развить практические исследовательские умения: пользоваться мультимедийным оборудованием, компьютером и оргтехникой

4.  Осуществить межпредметные связи: литература, история, музыка, изобразительное искусство, публицистика.
Мультимедийный урок строится на основе театрализованного представления, художественного чтения стихов учащимися, музыкального сопровождения и эксклюзивной демонстрации подборки электронных слайдов о ВОВ.

Форма мероприятия: урок – литературная гостиная с мультимедийной презентацией.

Область применения: уроки литературы, классные часы, тематические вечера.

Ход урока

Видео : Довоенный вальс. голос Левитана, Священная война.

Ведущий 1: Мирная жизнь, ничто не предвещает беды: кто-то поет, кто-то катается на лодке, клоуны выступают в цирке, выпускники сдают экзамены, празднуют окончание школы, и. т.д.)

Ведущий 2

Вчерашние выпускники школы одели на себя шинели и пошли защищать родину. Это были молодые девчонки и ребята. Жизни многих из них унесла война.

1. Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели.

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, - где, не знали сами.

2. Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки,

Убивали мальчиков за побег на месте.

Не продали мальчики совести и чести.

3. Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку,

В черный дым сражений, на броне покатой,

Уезжали мальчики, стиснув автоматы.

4. Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрею – в сорок пятом…

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа.


Звучит песня «До свидания мальчики» Б.Окуджавы

Ведущий 1. Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое! Оглянись на тех, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами выписаны имена павших солдат. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены – кровавой стены!

2 .Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда, не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат,

Глядя в вечный огонь - тихой скорби сиянье..

Ты послушай святую минуту молчанья.

( минута молчания) Звучит метроном

3. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

4.Пламя ударило в небо -  ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Вместе: Горе твое – это наше горе, Родина.

Правда твоя – это наша правда, Родина.

 Слава твоя – это наша слава, Родина. (ребята садятся на места)

Ведущий1: В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов, политработников ушло около тысячи писателей, не все из них вернулись с войны.

Ведущий2: Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Ведущий1: По горячим следам войны создавали они, надевшие военную форму, свои произведения. Это Константин Симонов, Александр Твардовский, Семен Гудзенко, Ольга Берггольц, Расул Гамзатов, Муса Джалиль, Михаил Дудин, Александр Зацепа  и многие, многие другие... Поэзия фронтового поколения стала одним из самых ярких и значительных литературных явлений. Но это было уже после Победы... Перелистаем же с вами  героические страницы...

Ведущий2: Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война» на стихи Лебедева - Кумача.

/Тихо звучит песня «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача./

Ведущий1:В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, в одном из помещений которого находился мощный радиоприемник. “Настраивай на Москву”, - бросил на ходу одному из партизан командир батальона. А в это время шел бой, гитлеровцы пытались отбить помещение. Напряжение боя росло. И вдруг среди ночи, освященной пожаром, в суматоху боя ворвались мощные, потрясающие душу слова. 
Ведущий2: Трудно даже вообразить, как это было неожиданно и кстати. Радиоприемник разносил вдохновенные слова и звуки…. Песня прорывалась в промежутках между разрывами гранат и пулеметными очередями, ее не в силах были заглушить крики врагов.

Звучит песня «Священная война»

Ведущий1: Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Это стихотворение написал замечательный поэт Константин Симонов , который в течение всего военного времени работал корреспондентом газеты «Красная звезда». О войне он знал ни с чьих-то рассказов - он бывал в окопах, знакомился с солдатами и офицерами, хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, составляли планы военных операций. Великий урок мужества, братства, любви, человечности, верности дает Константин Симонов в своей лирике.

Ведущий2: Есть стихи, которые солдаты и офицеры во время войны носили у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носили потому, что строки эти отвечали тому, что было у них на сердце. Одно из таких стихотворений Константина Симонова - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», в котором поэт вспоминает о трудных днях отступления по Смоленской дороге.

Прослушивание стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (читает ученик)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали: -Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.




Ведущий1 : Стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» Константин Симонов посвятил своему верному спутнику Алексею Суркову, военному корреспонденту, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения.

Ведущий2: Однажды, находясь на Западном фронте, поэт Алексей Сурков написал своей жене письмо в стихотворной форме. Этот текст стал известен бойцам, а в 1942 году композитор Константин Листов написал мелодию к этим стихам. Так родилась задушевная песня «В землянке», которая прошла через судьбу каждого солдата и была по-особенному любима.

Звучит песня «Землянка».

Ведущий1: Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности.

Ведущий2: Каких только курьёзов не происходило с русским солдатом на войне, из каких переплётов выбирались. Аж дух захватывало!

 Инсценировка поэмы А.Т.Твардовского "Василий Тёркин".

(имитируемый костёр, два бревна)
Ведущий1:

Огонек чадит в жестянке,

Дым махорочный столбом...

Пять бойцов сидят в землянке

И мечтают кто о чем. (Э. Асадов)

1 солдат: А я расскажу, как я однажды за «языком» ходил.
Вот сижу я, значит, братцы.
Под покровом темноты.
Слышу шорох. Вижу, братцы,
Немец лезет…
2 солдат: Ну, а ты?
1 солдат: Ну а я, конечным делом,
Притаился меж сосён,
Белый снег, и я весь в белом.
Жду бандита…
2 солдат: Ну, а он?
1 солдат: Ну а он… Ползёт по лесу.
Только вижу я, браты,
Много в том фашисте весу,
Как бугай он…
2 солдат: Ну а ты?
1 солдат: Ну, а я по весу муха, как полезешь на рожон?
Ах ты, думаю, поруха,
Как с ним сладить?
2 солдат: Ну, а он?
1 солдат: Ну, а он всё ближе, ближе…
Вижу только я, браты,
Брюхом он лежит на ложе,
Снег глубокий…
2 солдат: Ну, а ты?
1 солдат: Ну, а я решил упрямо:
Взять живым его должён,
Автомат наставил прямо.
Будь что будет…
2 солдат: Ну, а он?
1 солдат: Ну, а он совсем уж рядом,
Норовит вильнуть в кусты.
Водит, вижу, волчьим взглядом.
Подползает…
2 солдат: Ну, а ты?
1 солдат: Тут меня и осенило!
Взял я в бок одним прыжком.
И на фрица, на верзилу,
Прямо с маху сел верхом.
«Хальт», — кричу, — не то стреляю!
Ходу, чертова душа!
И к затылку приставляю,
Свой заветный «пэ-пэ-ша».
2 солдат: Ну, а он?
1 солдат: Куда ж деваться?
Подчинился мне, подлец,
И повёз меня он, братцы,
Как хороший жеребец.
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон. (Солдаты уходят)

/Звучит песня композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского "В лесу прифронтовом"/

Ведущий 2: Замечательная песня «В лесу прифронтовом» создана поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И. Блантером. Исаковский рассказывал: «Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру (с ним создавали «Катюшу»). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как «В прифронтовом лесу».

Ведущий1: Казалось бы, что любовь и война – несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить. Война и любовь. Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились  в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду и ждали, ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

Прослушивание стихотворения К. Симонова « Жди меня» (читает ученица).

Жди меня, и я вернусь, только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест писем не придет,

Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь, не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души…

Жди. И с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь всем смертям назло.

Кто не ждал меня, то пусть скажет: «Повезло».

Не понять неждавшим им, как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать только мы с тобой,

Просто ты умела ждать, как никто другой.


Ведущий 2: Говорят, у войны «не женское лицо», но на фронт уходили и женщины. Они были медсестрами - выносили раненых с поля боя, подносили снаряды, были снайперами и летчицами. Слово тоже было их оружием. Их стихи знала вся страна. Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Вероника Тушнова, Юлия Друнина... В судьбу и поэзию каждой из них вплелось военное лихолетье.

Ведущий 1:Юлия Друнина. Поэтесса. Посвящала свои стихи женщинам, сражавшимся на войне.
Юля в 17 лет прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт:
...ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Ведущий2:Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. Этот жизненный опыт и сильные впечатления легли в основу ее творчества.

Юлия Друнина «Солдатские будни» (читает ученица)

Только что пришла с передовой
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.

Так устала — руки не поднять,
Не до дров, — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу — те, кому помочь
Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.

Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
— Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!


Ведущий 1. Таким же семнадцатилетним, как и Юлия Друнина, ушёл на фронт и Булат Окуджава. Был минометчиком, связистом и взводным запевалой.

Впоследствии вспоминал: «Я закончил 9 класс, когда началась война. Как и многие сверстники, отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Там давали повестки и просили разносить по домам, а вас, говорили, мы завтра отправим. Наконец, капитан не выдержал: «Пишите себе повестки сами, у меня рука не поднимается это делать». Мы и написали и отнесли: друг ко мне, а я к нему…»

 Б.Окуджаву называют самым антивоенным поэтом. Все его стихи, песни, проза не столько о войне, сколько против неё.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Автор - Булат Окуджава

Ведущий2:  Сегодня хотелось бы вспомнить еще одного замечательного поэта фронтового поколения – Давида Самуиловича Самойлова. Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт. Самым его известным произведением стало стихотворение «Сороковые». Это стихи о войне, о юности, о мечтах и испытаниях.

Звучит стихотворение «Сороковые- роковые» (читает ученик)

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Ведущий2: Сегодня, в нашей литературно-музыкальной гостиной прозвучали отрывки из произведений и стихотворения, написанные писателями и поэтами в годы Великой Отечественной войны. Мы не смогли рассказать вам обо всех писателях и поэтах, писавших в эти страшные для страны годы, т. к. их много и у нас бы с вами не хватило бы времени…
Ведущий1:Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершенный нашим народом.

/Звучит песня «Журавли» Музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова/

(Выходят участники со свечами)

1. - Помните!

2. - Через века, через года. Помните,

3.- О тех, кто уже ни придет никогда,

Помните!

4. - Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

1. - Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

4 - тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

2. - Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

3.- Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

4. - Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.

1.- Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!

Ведущий2: 

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем!


Ведущий1:  Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки.

Клип на песню «А закаты алые…»

Ведущий2: Поэзия Великой Отечественной войны это поэзия большого страстного сердца, высоких гражданских страстей, тяжких испытаний и духовного подвига.

Ведущий1: Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных – слово поэта.

Заключительное слово учителя

Чтобы стать достойными наследниками Великой Победы, достойной сменой поколению-победителю, нужно любить свое Отечество, чтить его историю, быть готовым защитить то, что досталось дорогой ценой, помнить о подвиге народа, сберечь эту память - сберечь по призыву сердца, совести и долга.









Звучали мелодии:

1. « В лесу прифронтовом» /сл. М.Исаковского, муз .М. Блантера/

2. «Журавли» /муз. Яна Френкеля - ст. Расула Гамзатова; рус. текст Наума Гребнева/

3. « Землянка» /сл. А.Серкова, муз. К. Листова/

4. «Священная война» / муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача/

5 «А закаты алые…» /муз. Виталия Осошника, слова Наталии Осошник/

6. «Мы за ценой не постоим» /автор - Булат Окуджава/

7. «До свидания мальчики» /автор - Б.Окуджава/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Костив Людмила Васильевна

Дата: 16.08.2023

Номер свидетельства: 635611


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства