kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэма А. С. Пушкина «Цыганы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение замечательной поэмы, позволит учителю провести интересно урок литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэма А. С. Пушкина «Цыганы»»


Краткосрочный план урока русской литературы


Раздел:

«Странности любви»

ФИО педагога

Ведель О.А.

Дата:

28.09.2021г

Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

Поэма А. С. Пушкина «Цыганы». Поэма А.С. Пушкина «Цыганы». Автобиографизм и сюжет поэмы.

Цели обучения в соответствии с учебной программой

9.1.4.1 - составлять тезисный план;

9.1.6.1 — давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники;


Цели урока

Учащиеся смогут дать аргументированный ответ на проблемный вопрос, опираясь на ключевые слова, ссылаясь на источники; составить тезисный план статьи учебника.

Ход урока


Этап урока/время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Начало урока

5 мин

I.Организация класса

1. Психологический настрой на урок.

Обмен добрыми пожеланиями.

Обмениваются добрыми пожеланиями




II. Проверка домашнего задания.

И

II. Вызов.

  1. Объявление темы урока.

Сегодня мы переходим к изучению любовной лирики А.С. Пушкина. В 8 классе вы познакомились с некоторыми стихотворениями великого поэта, давайте вспомним прочитанное.


К

Учащиеся читают статью в учебнике, вспоминают ранее пройденные стихотворения А.С.Пушкина, рассматривают кластер на стр. 40.


.

Дескриптор

- текст включает цитаты стихотворений А.С. Пушкина;

- вызывает интерес к мероприятию;

- отличается оригинальностью.

Учебник

III. Вызов.

1. Прием «Ассоциации».

- Какие ассоциации у вас возникают, когда слышите слово "цыгане"? Запишите.












2. Работа с РМ.

Обратитесь вновь к записанным вами ассоциациям. Как Вы думаете, с каким литературным направлением многие из них связаны? К какому направлению будет относиться поэма?

- Найдите черты романтизма как литературного метода в предложенном списке, выпишите их.



2. Объявление темы урока.

Сегодня мы познакомимся с романтической поэмой А. С. Пушкина, которой поэт дал название «Цыганы» (обратите внимание на устаревшее написание формы цыгане).

Учащиеся записывают ассоциации в тетради.

Ассоциации: табор, воля, свобода, кибитка, вольность, вольная жизнь, гадания, романтика, кочевать, шатёр, трубка, кони, карты, танец и т.д.

Табор- группа кочующих вместе цыган

Кибитка - телега

Шатёр - легко раскидываемое жилище кочующих людей

Кочевать - переезжать с одного места на другое

Подёрнутое паром - покрытое

Курган - небольшая возвышенность

Волынка- музыкальный духовой инструмент

Монисто- Ожерелье из бус, монет или каких-нибудь разноцветных камней. «А монисто бренчало, цыганка плясала.»




Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Предполагаемый ответ. Данные ассоциации связаны с литературным направлением Романтизм.


Учащиеся находят черты романтизма, записывают их в тетрадь:

  1. Типические характеры в типических обстоятельствах.

  2. Двоемирие (мир реальный и мир идеальный).

  3. «Говорящие» имена и фамилии.

  4. Верность действительности.

  5. Психологизм.

  6. Конфликт между личностью-одиночкой и обществом.

  7. Поддержание «Принципа трех единств».

  8. Нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах.

  9. Интерес к природе и экзотике.

  10. Четкое разделение героев на положительных и отрицательных.

  11. Герой-бунтарь.

  12. Интерес к обыденной и повседневной жизни.

  13. Поиск идеала.

ФО «Словесное оценивание учителя».






Дескриптор

7 – «Молодец!»

6-5 – «Хорошо, но ты можешь лучше»

4-3 – «Неплохо, но нужно повторить!»

2-0 – «Старайся»

Тетради



РМ









Середина урока

30 мин


II. Осмысление.

1. Ответьте на вопросы:

1. Что общего между поэтом и главным героем поэмы?

2. В чем особенность композиции поэмы?


Предполагаемые ответы:

1. Пушкин называет героя своим именем – Алеко (Александр), через его поступки и мысли автор выражает собственные взгляды, переживания. Пушкин, как и Алеко, странствовал с табором цыган (1821 г.)

2. В поэме 11 частей. Центральное место в композиции поэмы занимает песня Земфиры. Хронология событий нарушена, поэт не развивает события последовательно, а сразу вводит читателя в середину действия. Складывается впечатление, что каждая часть имеет свой сюжет, свою кульминацию, свой финал. Заключительную главу поэмы составляет эпилог.

ФО «Словесное оценивание учителя».



Учебник

Тетради










Графический диктант

-Прежде чем мы перейдем к работе с текстом, проверим, насколько хорошо Вы знаете содержание поэмы.

Листочки подписать.

Сейчас я буду зачитывать утверждения, Ваша задача определить верное оно или нет. Если верное, то ставим +, если неверное -)

1. Цыганы шумною толпой кочуют по Бессарабии. (+)

2. Главного героя зовут Зобар (-) (Алеко)

3. Дочь старого цыгана зовут Земфира (+)

4. Земфира говорит своему отцу, что Алеко преследует закон (+)

5. Песня Земфиры была о том, как она сильно любит Алеко (-) (о том, что разлюбила Алеко)

6. Старик поведал Алеко притчу о любви древнего вождя племени (-) (историю своей молодости)

7. Алеко прощает Земфире измену (-) (убивает ее и молодого цыгана)

8. Табор обрекает Алеко на одиночество (+)

Взаимопроверка (передают по цепочке назад, а те, кто сидит сзади, передают вперед)

Отметьте галочками правильные ответы.

По ходу исправляем ошибочные высказывания.

(на оборотной стороне доски написаны критерии)

0 ошибок - 5

1-2 ошибки - 4

3-4 ошибки - 3

5 и более – 2

Верните работы хозяевам.

поднимите руку, у кого 5. У кого 4? У кого 3? и 2?


Поисково-исследовательский. Изучение нового материала.

Слово учителя: Наряду с лучшими образцами романтической лирики важнейшим творческим достижением Пушкина - романтика стали созданные им в годы южной ссылки поэмы "Кавказский пленник" (1821), "Братья - разбойники" (1822), "Бахчисарайский фонтан" (1823) и завершённая в Михайловском поэма "Цыганы" (1824).

Тема свободы всегда привлекала А.С. Пушкина. Мы видим это и на примере лирики, и на примере других его произведений. Представления о свободе были основой мировоззрения поэта. Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "воля", "вольность", "вольный" - ключевые слова пушкинского "словаря". Образ жизни цыган неразрывно связан с этими понятиями, поэтому главными героями поэмы А.С.Пушкина являются цыгане. Но это не единственная причина обращения к цыганской тематике. Что же еще подтолкнуло поэта к созданию поэмы "Цыганы"? Именно в этом мы сейчас и попробуем с Вами разобраться.

Изучение произведения начинается, как правило, с истории создания.




Отвечают на вопросы учителя.







1. Поисковой прожектор.

- Прочитайте выразительно начало поэмы («Цыганы шумною толпой…И тихий табор озаряет»), подчеркните ключевые слова и словосочетания.

- Опираясь на ключевые слова, поясните, в чем особенность цыганской жизни?


- Прочитайте выразительно следующие строки поэмы («В шатре одном старик не спит… и стынет Убогий ужин старика»), подчеркните ключевые слова и словосочетания.

- Опираясь на ключевые слова, поясните отношение старого цыгана к своей дочери.


- Прочитайте выразительно следующие строки поэмы («Но вот она… он Готов идти за мною всюду»), подчеркните ключевые слова и словосочетания.

- Опираясь на ключевые слова, поясните характер Земфиры.

- Поясните, почему Алеко пришел в цыганский табор?



- Прочитайте выразительно следующие строки поэмы («Я рад. Останься до утра… И сон меня невольно клонит»), подчеркните ключевые слова и словосочетания.

- Опираясь на ключевые слова, поясните, как отец реагирует на приход инородца?


- Прочитайте выразительно следующие строки поэмы («Светло. Старик тихонько бродит… Как песнь рабов одноообразной»), подчеркните ключевые слова и словосочетания.

- Опираясь на ключевые слова, поясните, что противопоставляет автор образу цыганской жизни? На какой стороне его симпатии? Какое изобразительное средство на это указывает?

Учащиеся находят ключевые слова: шумною толпой, кочуют, в шатрах изодранных, вольность, мирный сон, в чистом поле, ручной медведь, заботы мирные, спокойно все.

Предполагаемый ответ. Цыгане – мирный народ. Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.



Учащиеся находят ключевые слова: не спит, в поле дальнее глядит, стынет убогий ужин.

Предполагаемый ответ. Старик любит свою единственную дочь, переживает за нее, но не ограничивает ее воли и свободы, позволяя ей делать все, что она хочет.





Учащиеся находят ключевые слова: за нею следом юноша, в пустыне нашла, в табор на ночь зазвала, хочет быть цыганом, его преследует закон, ему подругой буду, готов идти за мною всюду.

Предполагаемый ответ. Земфира решительна, она привыкла делать все, что хочет, поэтому она не спрашивает разрешения у отца, а ставит его перед фактом.

Предполагаемый ответ. Алеко совершил преступление, и ему нужно укрыться от преследования властей; к тому же, его восхитила Земфира своей красотой и характером.


Учащиеся находят ключевые слова: рад, готов с тобой делить и хлеб и кров, будь наш, остаюсь, будет мой.

Предполагаемый ответ. Цыган рад гостю. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути. И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе.



Учащиеся находят ключевые слова: готовы двинуться, толпа валит, крик, шум, цыганские припевы, медведя рев, лохмотьев ярких пестрота, нагота, скудно, дико, живо, чуждо мертвых нег, чуждо жизни праздной.


Предполагаемый ответ. В данном отрывке автор использует прием антитезы, противопоставляя два мира: бедный, дикий, но живой мир цыганского табора и мир, близкий автору, это мир цивилизации, праздной беззаботной жизни, наслаждений («нег»). Однако привлекает автора явно не родной уклад жизни, так как он использует метафору «мертвых нег».

Дескрипторы:

- находит ключевые слова;

- высказывает свое мнение, приводя аргументы;

- иллюстрирует примерами из текста.

Учебник, тетрадь









Конец урока

5 мин


1. Обратная связь «Дерево чувств»

Выразите свое отношение к тому, что узнали на уроке, через определенные оттенки.


2. Домашнее задание. Прочитать поэму «Цыганы», составить ее тезисный план.

- Предоставляют обратную связь:

красный — восторженное;

оранжевый — радостное, теплое;

желтый — светлое, приятное;

зеленый — спокойное;

синий — неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый — тревожное, напряженное;

черный — упадок, уныние.


Формативное оценивание за урок по 10 балльной шкале


Дневник








4) Поисково-исследовательский. Изучение нового материала.

Слово учителя: Наряду с лучшими образцами романтической лирики важнейшим творческим достижением Пушкина - романтика стали созданные им в годы южной ссылки поэмы "Кавказский пленник" (1821), "Братья - разбойники" (1822), "Бахчисарайский фонтан" (1823) и завершённая в Михайловском поэма "Цыганы" (1824).

Тема свободы всегда привлекала А.С. Пушкина. Мы видим это и на примере лирики, и на примере других его произведений. Представления о свободе были основой мировоззрения поэта. Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "воля", "вольность", "вольный" - ключевые слова пушкинского "словаря". Образ жизни цыган неразрывно связан с этими понятиями, поэтому главными героями поэмы А.С.Пушкина являются цыгане. Но это не единственная причина обращения к цыганской тематике. Что же еще подтолкнуло поэта к созданию поэмы "Цыганы"? Именно в этом мы сейчас и попробуем с Вами разобраться.

Учитель: В начале урока мы говорили, что поэму "Цыганы" принято считать романтической поэмой. А что такое романтизм? (Романтизм - направление в литературе и искусстве конца 18 - первой половины 19 века)

- какие черты присущи такому направлению, как романтизм?

Проверка. (личность, наделённая страстью, целью; конфликт между личностью и обществом; герой, обладающий сильным характером, выделяющийся из толпы; "исключительный герой в исключительных обстоятельствах"; романтическое двоемирие (мир реальный и мир идеальный, фантастический); особая роль пейзажа, герой-бунтарь; чаще всего трагический финал, главная ценность - свобода) Когда называют формулу "исключительный герой в исключительных обстоятельствах, спрашиваю:

-Как Вы понимаете своеобразную формулу: "исключительный герой в исключительных обстоятельствах"? (это исключительная натура, не похожая на других, ярко выраженная индивидуальность, которая стремится к идеалу)

Когда говорят про двоемирие, задаю вопрос:

- Что входит в понятие романтическое двоемирие? (герой отказывается от мира действительности и ищет или строит свой идеальный мир: мир прекрасный, яркий, гармоничный, не тронутый цивилизацией)

- А теперь давайте попробуем найти черты романтизма в поэме. Объединитесь в группы (4 группы по 5 человек и 1 группа - 4 человека: первые 2 парты+1, следующие 2 парты +1 и т.д)

1 группа: Найдите и отметьте в тексте примеры исключительных обстоятельств, в которых оказывается герой. Какие черты романтизма проявляются в описании природы?

2 группа: Докажите примерами из текста, что Алеко - романтический герой. (Алеко - исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Это человек, обладающий сильными страстями: если любит, то до беспамятства, если ненавидит, то ненависть не имеет границ. Он жаждет свободы, сменил жизнь среди богатого народа на "бродящую бедность и волю", как говорит старый цыган. Алеко с презрением отвергает общество. стремится к свободной жизни "естественного народа", далёкого от цивилизации.

3 группа: Докажите примерами из текста, что Земфира - романтическая героиня. ( Земфира - дитя природы, вольное и беззаботное. Она выделяется из всего цыганского табора: красива, черноока, чрезмерно горда, не понимает того, почему не может жить так, как хочется ей, а не так, как требуют законы табора. Свободолюбива, не готова терять свою независимость)

4 группа: Как Вы думаете, является ли цыган - старик романтическим героем? Какую роль он играет? (Старик - цыган - представитель простых людей, близких к природе. Он добр, кроток, великодушен. Отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы против убийцы дочери. Он говорит: "Прости. Да будет мир с тобою". Его устами А.С. Пушкин осуждает эгоизм и жестокость Алеко).

5 группа: Обозначьте противоречия между естественной жизнью и цивилизованным миром (Сравните два этих мира). (Основной конфликт поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» носит романтический характер. Это противоречие между естественной, близкой к природе жизнью свободного человека и существованием людей, ограниченных рамками цивилизации. Идеал свободы воплощен в жизни цыган. Все поэтично, все прекрасно в их мире. Первые строки поэмы: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют…» – задают тон описанию их быта, нравов, нехитрых законов. Мы как бы воочию видим заснувший мирным сном табор, озаренный луной, старика, ожидающего дочь с прогулки. Ни слова упрека не скажет отец своей поздно вернувшейся дочери, примет гостя, которому суждено будет разрушить этот идиллически спокойный мир)

Проверяем.

-Мы говорили о том, что в основе романтического произведения лежит какой-либо конфликт. Мы выяснили, что в поэме "Цыганы" это конфликт между цивилизованным обществом и естественным обществом (миром цыган). Давайте попробуем определить причины этого конфликта и последствия, к которым они приводят. У Вас на столах лежат огоньки. Сейчас я предлагаю Вам обсудить в группах и вписать на эти язычки пламени причины и следствия конфликта, а затем мы с Вами посмотрим, что у Вас получилось).

На доске висит иллюстрация костра. Над ней крупными буквами заголовок "Основной конфликт". Ученики работают в группах, ищут причины и следствия конфликта. Затем выступают по очереди. Причины приклеиваю на поленья, а следствия на пламя в виде маленьких огоньков.

1) Внутренне волен как племя цыган, но внешне зависим от цивилизованного общества (следствие: не находит в цыганской жизни ни радости, ни покоя)

2) Свобода и любовь - главные ценности жизни, к которым стремится Алеко (следствие: страдает от внутренних противоречий, не может отказаться от принципов цивилизации, в результате причиняет боль окружающим людям)

3) Индивидуалистическое понимание свободы, Алеко нужна свобода только для него самого (следствие: непонимание со стороны старого цыгана, который признает естественное право на свободу каждого человека, то есть гуманистическое понимание свободы)

4) Эгоистичность и жестокость Алеко (следствие: гибель Земфиры и молодого цыгана)

5) Гибель Земфиры (следствие: изгнание Алеко из табора)

Вывод на самом верху костра (противостояние представлений о жизни двух миров - мира города (цивилизации) и мира кочевой первобытности) Цивилизация даёт человеку определённую стабильность и внешнее многообразие жизни, но в значительной мере уменьшает свободу человека сложными правилами.

Учитель: У Пушкина были свои взгляды на романтизм как литературное явление. С одной стороны, он старается создать образ современного героя, который жил интересами своей эпохи, для которого важна была бы идея свободы, но больше всего А.С.Пушкина, как романтика, волновало необыкновенное как в человеке, так и в нации в целом, и в природе. Романтический период в творчестве поэта был коротким, но какую бы южную поэму мы ни взяли, будь то "Кавказский пленник", "Братья - разбойники" или "Цыганы", мы обязательно увидим черты романтизма. Особенно ярко это будет проявляться в образах главных героев.

Выходит ученик в образе Алеко и читает строки:

Что ж сердце бедное трепещет?

Какою грустью я томим?

Я без забот, без сожаленья

Веду кочующие дни.

Земфира! Как она любила!

Как, нежно прислонясь ко мне,

В пустынной тишине

Часы ночные проводила!

Как часто милым лепетаньем,

Упоительным лобзаньем

Задумчивость мою

В минуту разогнать умела!

Я помню: с негой полной страсти,

Шептала мне она тогда:

"Люблю тебя! В твоей я власти!

"Твоя, Алеко, навсегда!"

И всё тогда я забывал,

Когда речам ее внимал

И как безумный целовал

Её чарующие очи,

Кос чудных прядь, темнее ночи.

Уста Земфиры... (снимает шляпу, качает головой и уходит)

5) Рефлексия


Учитель: Алеко - изгнанник, не сумевший найти покой и счастье в свободной от цивилизации жизни. Кто же он? Жертва обстоятельств или эгоист, который умеет причинять лишь боль и страдания окружающим его людям? А как думаете Вы? Осуждаете ли Вы Алеко? Или его можно оправдать? Хотелось бы услышать Ваше мнение.


-Каждый по-своему понимает поэму "Цыганы", каждый по-своему воспринимает героев, кого-то осуждают, кого-то жалеют.. Это личное мнение каждого.. Но так или иначе, сегодня на уроке мы с Вами увидели, что это произведение является романтическим, а это значит, что добились поставленной цели.


выставление оценок. На выходе сдают свои тесты для выставления оценок в журнал.

Домашнее задание: каждая группа получает задание на карточках

1,3 группы: Эссе "Нашёл ли Алеко свободу? (объем не менее 70 слов)

2,4 группы: Эссе "Что значит быть свободным человеком?" (объем не менее 70 слов)

5 группа: Эссе "Что хотел донести до читателя А.С.Пушкин?" (объем не менее 70 слов)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэма А. С. Пушкина «Цыганы»

Автор: Ведель Ольга Анатольевна

Дата: 18.01.2022

Номер свидетельства: 598167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок по русской литературе А.С. Пушкин "Цыганы""
    ["seo_title"] => string(42) "urokporusskoilitieraturieaspushkintsyghany"
    ["file_id"] => string(6) "279665"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453279170"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "А.С. Пушкин "Цыганы""
    ["seo_title"] => string(17) "aspushkintsyghany"
    ["file_id"] => string(6) "273242"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452173804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "конспект урока А.С. Пушкин "Цыганы""
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekturokaaspushkintsyghany"
    ["file_id"] => string(6) "281421"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453531322"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. "
    ["seo_title"] => string(47) "a-s-pushkin-tsyghany-kak-romantichieskaia-poema"
    ["file_id"] => string(6) "128302"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415467225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока на тему; " Проблема свободы в поэме А.С.Пушкина " Цыгыны " "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-probliema-svobody-v-poemie-a-s-pushkina-tsyghyny"
    ["file_id"] => string(6) "111973"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408109186"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства