kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок нацелен актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах. Познакомит с поэмой А.С. Пушкина  «Цыганы». Расскажет об истории создания поэмы, ее особенностях.  Дает понятие "романтический герой". Продолжит развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. »

План урока № 30 Число 21. 12. 2012

Класс: 9 А, Б

Предмет: Литература

Тема: А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

Цель: Показать особенности поэмы “Цыганы” как романтической поэмы.

Задачи:

Образовательная: Актуализировать знания учащихся о романтизме как литературном направлении, его отличительных чертах. Познакомить с поэмой А.С. Пушкина «Цыганы».

Развивающая: Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.

Воспитательная: Воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Ключевые предметные понятия, ЗУН урока: жанр, литературное направление, стилистический прием

Ход урока:

Этапы урока (этапы овладения знаниями)

Содержание работы

Формы работы, методы, приёмы.

Результативность урока

1

Организационный

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности учащихся к уроку; сообщение темы и целей урока.



2

Актуализация знаний, мотивация (выход на тему урока)

Проверить знания учащихся по пройденному материалу

Соотнесите следующие литературные понятия:

Роды литературы – дружеское послание, поэма, роман в стихах.

Жанры – романтизм, реализм.

Литературные направления – эпос, лирика, драма.

(Закрепление литературных понятий).

АСП писал и эпические произведения, и лирические, и драматические (Маленькие трагедии). Используя данные жанры. Работал (придерживался) данных лит. напр. Романтический период в творчестве Пушкина был коротким. Он больше себя позиционировал реалистом.

Но, Цыгане является романтической поэмой. Давайте вспомним, что это за литературное направление. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.

Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы стоит личность, основной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный характер, на голову выше окружающих.

Под запись:

Романтический герой

  1. Противопоставляет себя окружающему миру.

  2. Это необычный человек в необычных обстоятельствах.

  3. Герой свободолюбив.

  4. Герой одержим страстью (Если любит, то любит до беспамяти. Если ненавидит, то ненависть не имеет границ.)

  5. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие.

Фронтальный опрос.

Оценивание устных ответов.

3

Формированию ЗУН (изучение нового учебного материала)


Перейдем к изучению поэмы. Очень интересна история создания поэмы:


События происходят в цыганском таборе.

- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал именно эту нацию? (она была для него необыкновенной, вольнолюбивый народ)

У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Эти Поэма Пушкина достаточно биографична.

Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена свое матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой.


Рассказ учителя: (1)

Чтение по ролям отрывка стр № 2 (Алеко и Земфира).


Рассказ учителя: (2)

Чтение отрывка по ролям стр № 2 жирным шрифтом. Песнь Земфиры.



Чтение уч-ся истории Стрика, стр № 4

Какую историю поведал старик Алеко?

Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь. Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой


Старый отец Земфиры предлагает Алеко не препятствовать счастью девушки, приводя в пример свои отношения с матерью Земфиры — Мариулой.


Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика? Зачитайте.

Чтение стр № 4

Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.


Чтение по ролям стр. № 5

Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным?

Он убивает.


Как цыганы поступают с ним?

Выгоняют.


Вывод 1:

Поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. На протяжении двух лет он кочует по степи вместе с вольными цыганами и своей любимой. Наконец песня Земфиры и вещий сон открывают ему глаза на её неверность. Измену Алеко простить ей не может. Он убивает влюблённых.

Работа с текстом. Анализ. Выводы.


4

Совершенствование ЗУН (проверка уровня усвоения предметных ЗУН)


Несколько тем мы видим в произведении. Первая тема свободы, характерная для творчества АСП.

Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.


Так как же понимают свободу главные герои?

Схема на доске:

Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.

Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.

Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)


Давайте обратимся к нашим ключевым понятиям, неслучайно я включила сюда антитезу.

Запишем определение:

Антитеза – это стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов.


Основной приём в поэме – антитеза. К которому автор обращается не единожды

Ответьте пожалуйста на вопрос:

Из какого «мира » пришел Алеко?

В каком мире он жил до моменте встречи с Земфирой?

В мире цивилизованном.

А в каком мире живут цыгане?

В естественном. Схема на доске.

Вывод 2: Поэма построена на противопоставлении. Основной приём в поэме – антитеза.


Тема любви. Любовь между какими персонажами? Алеко – Земфира - молодой цыган. ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК.

Составление схем


5

Домашнее задание


А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?

Может ли человек быть свободным?

Он предоставляет право решить это самому читателю.

-Как думаете вы, читатели, что значит быть свободным?

Запишите пожалуйста этот вопрос в тетради и попробуйте письменно ответить на него. Это – домашнее задание.



6

Итог урока


Что узнали нового и интересного на уроке?


Рефлексия

Выставление оценок за урок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

Автор: Исакова Марина Геннадьевна

Дата: 08.11.2014

Номер свидетельства: 128302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства