На уроке рассказывается о местном поэте, живущем в нашем МО, который прекрасно сочиняет стихи, поэмы на двух языках: на русском и бурятском. Стихи прославляют труд человека. Трепетно пишет о родной природе. В конспекте урока была показана презентация ожизни и деятельности поэта, оего взглядах на лиитературу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Певец труда и природы »
Министерство образования и науки РФ
МО «Баяндаевский район»
Провела: Манданова Ю.М.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Хоготовская СОШ им.Бороноева А.О.
2013
Певец труда и природы
Цели урока:познакомить с судьбой и творчеством Тараса Манданова; показать, как мировосприятие Манданова преломилось в его поэзии; развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения, способствовать развитию художественного вкуса старшеклассников.
Музыка. Читаю стихотворения Манданова, отрывки из наиболее ярких, колоритных, понятных: 1) «Звёзд холодный след» (см. выше);2) «Говорят, что лирика не в моде»; 3) «Разговор с сыном»; 4) « Раздумья».
2) Говорят, что лирика не в моде…
Говорят, что лирика не в моде.
Верховодят проза, суета.
Рассуждений мутным половодьем
Смыты сокровенность, красота.
Душу освежающие слёзы
Я стараюсь прятать в тайнике.
…Но они, как почки на берёзе,
Запестрели снова в дневнике.
3) Разговор с сыном
Быть отцом детей своих не просто.
Неспроста робею, как дитя:
Брызги любопытнейших вопросов
Освежают душу не шутя.
Можно бы пойти на мировую,
Но в его конфузной простоте
Ощущаю стянутую сбрую
Непреложных взглядов и систем.
И, как лошадёнка пристяжная,
Ставшая однажды верховой,
Крепко ржу: прямая иль кривая
Выведет к дороге столбовой?...
4) Раздумья
Я ль виноват, что поздно я родился?
Что дед - не я – ровесник Октября,
Что без меня над нашей степью взвился
Желанный день, ликуя и горя?!
Что мы за этот день не умирали,
Не воскресали в памяти живых…
Что только беззаботно продолжаем
Дела и судьбы жизненные их.
- Ваши впечатления о стихотворениях Манданова? Как воспринимаете эту поэзию: умом или сердцем?
- Прочитайте отрывки из стихотворений, которые особенно запомнились, изумили.
- Приглашаю вас, вместе со мной, перелистать страницы жизни самобытного поэта; увидеть его поэтическую индивидуальность; попытаться понять его мировосприятие и то, как оно отразилось в творчестве - необыкновенно ярком, интересном и своеобразном (показ слайдов).
Тарас Танганович Манданов родился в Баяндаевском районе, в деревне Хандагай. Родился 2 мая 1950 года, в доме деда, Манданова Тангана Мандановича. Дед и бабушка, лишившиеся в своё время всех четырёх сыновей, не только не пали духом, но вырастили и воспитали ещё четырёх дочерей, одна из которых мать Тараса Тангановича. Тарас Танганович вместе со своей женой Полиной воспитывает четверых детей. В 15 лет он написал своё первое стихотворение «Песнь о Матери», которая впоследствии стала песней. Я очень надеюсь, что песня будет переложена на музыку. В 1966 году Тарас Танганович окончил Хоготовскую среднюю школу и уехал учиться. Учился в г. Улан- Удэ в ВСТИ, на филологическом факультете ИГУ имени Жданова, после стал студентом иркутского училища искусств. Работал в магазине, плотничал, работал вальщиком в лесу, корреспондентом в газете «Заря», художественным руководителем в хандагайском клубе. Про этот отрезок жизни в своей автобиографии Тарас Танганович скажет так: «…начались « поиски себя», проще говоря, метания из одной крайности в другую»…Но всё же любимым местом Манданова стали библиотеки.
В 1975 году познакомился с поэтом Анатолием Горбуновым, который убедил Манданова всерьёз заняться литературой. До 1979 года Тарас Танганович жил в г. Иркутске и регулярно посещал мероприятия Иркутской писательской организации.
Стихотворение «Весна» было опубликовано в газете «Советская молодёжь» в 1978 году.
В1987 году Манданов становится лауреатом областной конференции «Молодость. Творчество. Современность».
В 2008 году вышла в свет долгожданная книга «Обретения и потери». На творчество Манданова обратили внимание, а в 2010 году его приняли в союз писателей России.
При личной беседе я узнала, что Тарас Танганович любит писать ранним утром: в неспешной суете деревенских дел, между заготовкой сена, дров, поением и кормлением коров возникают в голове строки будущих стихов. Мысли приходят чаще всего весной, чем в другие времена года.
- Мысленно окунёмся в атмосферу того времени, когда начал писать Манданов. Кого из поэтов вы можете назвать, процитировать? (Л. Мартынов, А Вознесенский, Д. Самойлов, И. Бродский, Е. Евтушенко и др.)
- Каким вам представляется созвездие ярких имён? Оно иерархично или это скорее единство равных по таланту людей?
Обобщение учителя: 80-90-2000 годы – это время духовности, хотя в 90-ых годах ощущался период спада из-за экономической ситуации в стране.2000 годы – это время возрождения культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, развитие нанотехнологий. Блестящее созвездие имён ошеломляет: Вознесенский, Бродский. Можно бесконечно перечислять список имён, каждое из которых прославило русскую литературу. О Манданове современный читатель мало знает или знает понаслышке. Между тем без его произведений картина литературной и общественной жизни будет далеко не полной. На творчество Манданова по сей день нет устойчивой историко - литературной точки зрения.
Мы будем в числе первых, кто о произведениях Манданова будет спорить, говорить, цитировать, находить яркое, неповторимое.
Создание проблемной ситуации.
Так кто же он? Манерный, крикливый, не лишённый поэтического дарования, или гениальная личность, яркая звезда зажглась в блестящем созвездии русских и бурятских поэтов? Попытаемся понять.
III. Работа с портретами.
- Взгляните на его портреты (фотографии Манданова разных лет, слайд).
- Если бы вам пришлось запечатлеть его облик в словах, какие бы главные вы подобрали слова?
К его внешности, как и к творчеству, нет однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. Друг поэта А. Горбунов называет Тараса Манданова « певцом труда и природы, особенным человеком. Стихи его пахнут первыми клейкими берёзовыми листочками, полны загадочных шорохов дружно колосящейся пшеницы, светятся житейской радостью сметанных в стога лугов…». Личность Манданова привлекает многих современников. Близко знающие и всей душой любящие поэта люди, подчёркивают скромность и тактичность Манданова - человека. Для всех земляков он и есть олицетворение самой поэзии.
И действительно, этот удивительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом.
Приутихли трепетные строки,
Что лежат, как угли под золой.
В них – времён жестокие уроки,
Дуновение радости былой.
В них – души пленительные вздохи,
Что застыли в буквы и в слова,
Сердца стон, веселье скомороха…
В них – огонь юродства и родства…
Только эти редкие мгновенья-
Уж не прихоть, а моя судьба.
IV. Живое слово.
Выступление самого поэта. Тарас Танганович читает несколько стихотворений. В конце своего выступления обращает внимание учеников на тот факт, что в последнее время пишет на бурятском языке и занимается переводами. Одна из последних работ, это перевод стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил», которое прочитал детям.
Вывод: и может быть, его многочисленные стихи и есть радость открытия в себе самом неисчерпаемых душевных переживаний, ведь у Манданова не только стихи, есть песни, поэмы, лирические повествования.
- А как бы вы определили содержание стихотворений Манданова, о чём стихи поэта? (В них поэт стремится запечатлеть всё: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, ощущения и переживания, пишет стихи- посвящения.)
V. Чтение и анализ стихотворения
Отдельной темой стоят у него стихи о женщинах: «Наваждение женщины», «Бабушка», «Песнь о Матери» и другие.
Обратимся к стихотворению «Песнь о Матери».
Выразительное чтение учеником стихотворения.
Вопросы:
- Ваши первые впечатления? Как вы думаете, о чём оно? Жанр стихотворения.
- Какие приёмы использует автор?
-Определите ритм стихотворения.
- Рифму стихотворения.
- Фонику стихотворения.
- Лексические средства
- Морфологические средства.
- Поэтический синтаксис.
- Тропы.
Поэт способен выразить в слове неуловимую нить. Показать неизбывное уважение к матери, что именно мать становится той жизненной опорой для всех людей. В этом стихотворении особо звучит тема жизни, вечности, тема материнства.
VI. Заключительное слово учителя
Незаметно мы подошли и к концу нашей беседы. Закончить урок хочу словами того же Горбунова, что всю лирику Манданова можно определить как поэзию « о Родине, о её прошлом, настоящем и будущем, о месте своём на земле, о смысле существования»
Я думаю, что сегодняшний урок станет началом более глубокого, детального изучения творчества поэта. Пользуясь случаем ещё раз поздравляю этого удивительного человека с тем, что стал членом союза писателей России. Пусть « удивительная образность языка, родниковая нравственность художественных произведений ставят нашего земляка в ряд лучших современных поэтов Сибири».
Домашнее задание: анализ любого понравившегося стихотворения.