kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Обучающая: прочитать и проанализировать главы «Вожатый», «Приступ»; раскрыть историческую  правду  и художественный вымысел в романе; выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь и определить в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; помочь уч-ся выявить гуманность и доброту Гринева по отношению к Пугачеву;
  2. Развивающая: учить детей наблюдательности, умению делать выводы, анализировать поступки героев.
  3. Воспитательная: нравственное воспитание школьников
  4. Коррекционная: коррекция внимания

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, телевизор, портреты Пугачева, писателя, иллюстрации

Ход урока:

  1. Оргмомент:  сообщение темы и цели урока;  психологический настрой
  2. Подготовка к восприятию нового материала – опрос домашнего задания:

а)Вопрос для  повторения. Каким предстал перед нами Петруша Гринев в первой главе? Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.

б)Беседа:  Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает «быть взрослым»? Как вы понимаете это выражение? Это значит быть самостоятельным, уметь принимать серьезные решения, отвечать за себя и других, уметь анализировать свои поступки и давать им свою оценку.

- Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств? Нет. Хотя он уже способен осознать свою вину и признать ее, он еще не может принимать самостоятельных решений, противостоять дурному влиянию. Это подтверждает  случай на постоялом дворе.

- Проследим за дальнейшими поступками Гринева. Почему герой со своим спутником попадает в буран? Он легкомысленно надеется на авось, не слушает советов опытного человека. В этом снова проявляется его своеволие, желание настоять на своем.

- Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя?

  1. Индивидуальное задание для учащегося. Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, когда Гринев заплатил проигрыш Зурину. В чем сходство и различие этих эпизодов. Сходство в том, что и в том, и в другом случае Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком, ворчит и возражает. Различие в том, что в первом случае Петруше стыдно за свое поведение, он раскаивается и просит прощения. Во втором – нет, потому что  во втором случае он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за оказанную услугу. Он платит добром за добро. В этот раз он поступает вполне осознанно, как честный человек.

ВЫВОД. Этот поступок Гринева соотносится с понятием чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком, что дает ему право не обращать внимания на возражения Савельича.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию»»

8 класс, литература


Тема: «Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию»

Цели:

  1. Обучающая: прочитать и проанализировать главы «Вожатый», «Приступ»; раскрыть историческую правду и художественный вымысел в романе; выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь и определить в этой связи, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; помочь уч-ся выявить гуманность и доброту Гринева по отношению к Пугачеву;

  2. Развивающая: учить детей наблюдательности, умению делать выводы, анализировать поступки героев.

  3. Воспитательная: нравственное воспитание школьников

  4. Коррекционная: коррекция внимания


Тип урока: комбинированный

Оборудование: ноутбук, телевизор, портреты Пугачева, писателя, иллюстрации


Ход урока:

  1. Оргмомент: сообщение темы и цели урока; психологический настрой

  2. Подготовка к восприятию нового материала – опрос домашнего задания:

а)Вопрос для повторения. Каким предстал перед нами Петруша Гринев в первой главе? Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.

б)Беседа: Вы сказали, что герой страстно хочет повзрослеть. Но что означает «быть взрослым»? Как вы понимаете это выражение? Это значит быть самостоятельным, уметь принимать серьезные решения, отвечать за себя и других, уметь анализировать свои поступки и давать им свою оценку.

- Обладает ли Петруша в полной мере набором этих качеств? Нет. Хотя он уже способен осознать свою вину и признать ее, он еще не может принимать самостоятельных решений, противостоять дурному влиянию. Это подтверждает случай на постоялом дворе.

- Проследим за дальнейшими поступками Гринева. Почему герой со своим спутником попадает в буран? Он легкомысленно надеется на авось, не слушает советов опытного человека. В этом снова проявляется его своеволие, желание настоять на своем.

- Как путникам удалось выбраться из бурана? Как он отблагодарил своего спасителя?

  1. Индивидуальное задание для учащегося. Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, когда Гринев заплатил проигрыш Зурину. В чем сходство и различие этих эпизодов. Сходство в том, что и в том, и в другом случае Гринев отдает долг другому человеку, требуя необходимое у Савельича. В обоих случаях Савельич возмущен убытком, ворчит и возражает. Различие в том, что в первом случае Петруше стыдно за свое поведение, он раскаивается и просит прощения. Во втором – нет, потому что во втором случае он не швыряет деньги на ветер, а благодарит за оказанную услугу. Он платит добром за добро. В этот раз он поступает вполне осознанно, как честный человек.

ВЫВОД. Этот поступок Гринева соотносится с понятием чести. Он честно благодарит за спасение, и это ставит его на ступень выше по сравнению с предыдущим поступком, что дает ему право не обращать внимания на возражения Савельича.

  1. Анализ встреч с Пугачевым:

1 встречаПересказ встречи. Обратил внимание на внешний вид героя; на его образный язык и умение к месту употреблять пословицы и поговорки.

2 встреча – во время штурма. Гринев мечтал о героическом военном подвиге, но жизнь преподнесла ему суровый урок: все вышло гораздо проще и менее эффективно, чем рисовало воображение – СЛАЙД приступа. Вышло всего3, с ними даже не церемонились, связали и поволокли к месту казни. Гринев готовился повторить «великодушный ответ своих товарищей», но вмешательство Савельича изменило трагический ход событий. --- Пугачев узнал Гринева, и даже изменил ситуацию: когда Петрушу заставили целовать руку «изменника», Пугачев намеренно посмеялся над ним, чтобы не подвергать испытанию Гринева. – СЛАЙД- видеопросмотр казни коменданта крепости

3 встреча - глава «Пирушка». Это не сборище убийц и насильников – достаточно взглянуть на их молодые и красивые лица. Они оспаривают мнение Пугачева, спорят. В их сердцах живет отвага и храбрость. Пугачев предложил Гриневу присягнуть, на что герой честно ответил, что не может дать такого слова, потому что уже присягнул государыне. Даже в дальнейшем не может поступить по своей воле, п.ч. он –военный. Пугачев оценил прямоту и честность и отпустил Гринева. ВЫВОД: в этом нравственном поединке оба героя оказываются победителями: Гринев оценил свою человеческую и дворянскую честь выше жизни, а Пугачев не только понял это, но и нашел в себе силы оценить поступок Гринева по достоинству , поборов свое болезненное самолюбие.

4 встреча - свидание в Бердской слободе – по пути разговор в кибитке показывает отношение Пугачева к восстанию, к окружению, к перспективе народной борьбы – он одинок среди сподвижников, понимает обреченность – трагический ореол образа героя. СЛАЙД – видеопросмотр пути следования в крепость и встречи с героиней.

  1. Анализ встречи в Машей Мироновой. Пугачев разгневан и обманом Швабрина, и Гринева. Он оскорблен: ведь он так верил человеку, которого успел полюбить. Наконец убеждается в правоте Гринева – напряжение спадает, и он отпускает влюбленных.

  2. Наблюдение. Гринев участвовал и в последней кампании против Пугачева. Почему? «Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы», - пишет он, не упоминая ни слова о своих военных подвигах. Радость победы в душе героя отравляла мысль – сожаление о Пугачеве как человеке.

ВЫВОД: не родители, не воспитатели, не друзья сумели развить природные душевные качества человека в Петруше, а человек, которого государство считало преступником. Так каким же показал нам Пугачева Пушкин: прямой, великодушный, умеющий втройне платить за добро, ненавидящий двуличность и трусость – это народные представления о добре и зле. Гринева привлекает в Пугачеве размах, поэтичность, великодушие, широта натуры, Пугачева в Гриневе – честность, прямота, отсутствие дворянской спеси и какая-то незащищенность перед жизнью.

  1. Домашнее задание – выборочный пересказ-характеристика Гринева, Швабрина, Маши Мироновой.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию»

Автор: Сарсенбаева Гуль Хасеновна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока по русской литературе на тему: "А.С.Пушкин "Капитанская дочка". Образ Пугачева""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_a_s_pushkin_kapitanskaia_dochka"
    ["file_id"] => string(6) "457551"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518672501"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Урок  по литературе  для  8  класса "
    ["seo_title"] => string(34) "urok-po-litieraturie-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169902"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423483126"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства