-Что у них общего и чем они отличаются? ( много общего в темах, языке, образах. Однако- народная сказка- это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем)
- какие недостатки людей осуждаются в сказках? (лень, жадность и другое)
- А какие положительные человеческие качества оцениваются в сказках? ( трудолюбие, доброту, стойкость и сила духа)
- А.С. Пушкин писал «Сказка ложь. Да в ней намек- добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете эти слова? ( Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудрая и поучительная)
3. Сообщение темы урока.
- Слово учителя.
- У меня в руках старая оловянная ложка, с неё то и начнется наше путешествие в мир сказок, великого датского сказочника Г.Х.Андерсена.
- Что вам о нем известно? ( выступление детей).
- Прочитайте, ребята, заглавие сказки.
- Что можно узнать из заглавия?
- Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.
(на доске)
Прочный, неослабевающий.
Непоколебимый, упорный, твердый духом.
- Давайте, ребята, рассмотрим, иллюстрации к сказке. ( слайды)
- Что можно предположить? (путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным)
- Как вы думаете, какая это сказка грустная или веселая?
- Волшебная или бытовая?
Обобщение.
Геннадий Цыферов в книге « Мой Андерсен» пишет: « Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит, Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда остается в сердце»
- Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки. Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки? Может быть кто-то знает? (Предположение детей)
Итак, мы отправляемся в путешествие и в конце нашего путешествия мы должны ответить на вопрос:
КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР СПРЯТАЛ МЕЖДУ СТРОК
4. Анализ сказки. (Дети заранее прочитывают сказку)
1-я часть
Ключевой вопрос:
- Почему так сложилась судьба Оловянного солдатика?
- Какую мысль автор хотел донести до читателя таким финалом сказки? На эти вопросы мы можем ответить в ходе анализа сказки.
- Чем был интересен последний солдатик?
( он особый, самый замечательный)
- Что говорит о его внутренних качествах?
(они умеет видеть красоту)
- Что сближало солдатика и танцовщицу?
(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней)
- О чем он подумал?
(вот бы мне такую жену)
- О чем говорят эти слова?
( Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание «Вот бы мне». Он забывает обо всем: о своем воинском долге, но разумом понимает он о нереальности осуществления своего желания)
- Каким мы видим солдатика в сказке?
(серьезным, влюбленным)
Вывод: Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и человек сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор.
Часть 2
- Расскажите, что делали игрушки ночью?
- О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?
( Игрушки играют, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом)
- Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?
( в семье есть культура девочки и женщины, уважительное отношение мальчиков и девочек, царит дружба и согласие, любовь и поэзия)
- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей?
(зародилась таинственная и бескорыстная любовь )
- Но что произошло дальше?
(Вдруг появляется тролль)
-Кто такой тролль?
(злой волшебник)
- Откуда он взялся и за что он мстит солдатику?
( тролль- это воплощение внутреннего зла. которое есть в каждом человеке, а в солдатике появилось в виде низкого чувства :эгоизма. И за это мстит ему тролль)
- А каким далее мы видим солдатика?
-Что случилось утром?
-Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)
- Как выдержал первое испытание солдатик?
- Почему он не стал кричать и звать на помощь?
- Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику?
Вывод:
Даже в трудную минуту человек должен помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с тог момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и
Остался воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика. В его поведении раскрывается истинное христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает «уличных мальчишек», он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и «милой плясуньи».
- Какие произошли чудеса в конце сказки? (Заслуженная награда за стойкость)
- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печи?
-Что осталось от солдатика и танцовщицы?
Вывод : Вот это «чудное мгновенье» и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пойти через искушения, победить зло и достойно выдержать испытание.
5. Итог.
- Счастливый ли конец у сказки? (и да и нет)
- Итак мы подошли к самому главному вопросу. Проблеме сказки.
КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР СПРЯТАЛ МЕЖДУ СТРОК?
Этой сказке двойной смысл: СТОЙКОСТЬ- умение стоять на одной ноге. И второй СТОЙКОСТЬ- это сила духа.
Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И мы читатели вместе с оловянным солдатиком преодолеваем, побеждаем в себе слабость. Душа очищается, становиться сильнее духом.
- Услышали ли вы «звон грусти» в этой сказке?
- О чем звенит сказка «Стойкий оловянный солдатик»?
Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость- все как в настоящей жизни.
А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику «Королю сказок» в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник.
6. Рефлексия ( смайликами отмечают дети, понравился урок или нет, учитель выставляет оценки, комментируя каждую оценку)
7. Домашнее задание. Нарисовать героя сказки Андерсена и объяснить свой выбор.