kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения новой темы по сказкам Ганса Христиана Андерсена, путешествие по сказке "Стойкий оловянный солдатик"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"»

КГУ «Чиркаинская основная школа»



Урок словесности

5 класс.

Тема : Г.Х.Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»



Учитель: русского языка и литературы

Мищенко Нина Александровна.













Тема: Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Цель: 1. Создать условия, способствующие осознанию философского смысла

сказки.

2. Развивать образное мышление, творческие способности,

способность воспринимать различные виды искусств.

3. Воспитывать любовь к художественному слову, формировать

интерес детей к классическому искусству.

Оборудование: сказки Г.Х.Андерсена, тетради, карандаши

Тип: Совершенствование новых знаний.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

( приветствие)

  1. Повторение. (погружение в урок)

Беседа:

-Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? (народные и авторские)

-Что у них общего и чем они отличаются? ( много общего в темах, языке, образах. Однако- народная сказка- это результат коллективного творчества, а авторская создается определенным писателем)

- какие недостатки людей осуждаются в сказках? (лень, жадность и другое)

- А какие положительные человеческие качества оцениваются в сказках? ( трудолюбие, доброту, стойкость и сила духа)

- А.С. Пушкин писал «Сказка ложь. Да в ней намек- добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете эти слова? ( Сказка всегда чему-то учит, много в ней сказочного, вымышленного, но она мудрая и поучительная)

3. Сообщение темы урока.

- Слово учителя.

- У меня в руках старая оловянная ложка, с неё то и начнется наше путешествие в мир сказок, великого датского сказочника Г.Х.Андерсена.

- Что вам о нем известно? ( выступление детей).

- Прочитайте, ребята, заглавие сказки.

- Что можно узнать из заглавия?

- Прочитайте значение слова СТОЙКИЙ.

(на доске)

  1. Прочный, неослабевающий.

  2. Непоколебимый, упорный, твердый духом.

- Давайте, ребята, рассмотрим, иллюстрации к сказке. ( слайды)

- Что можно предположить? (путешествие будет захватывающим, увлекательным, опасным)

- Как вы думаете, какая это сказка грустная или веселая?

- Волшебная или бытовая?

Обобщение.

Геннадий Цыферов в книге « Мой Андерсен» пишет: « Знаешь ты, например, как льют колокольчики? В каждый колокольчик обязательно добавляют каплю серебра. Вот он и звенит, Если в смешную сказку добавить каплю чистой грусти, она тоже зазвенит. Всякий раз после сказки Андерсена мы словно слышим звон, долгий и робкий. Потом даже можно забыть о чем она, но робкий звон всегда остается в сердце»

- Многие литературные сказки берут свое начало из народной сказки. Как вы думаете, что могло послужить толчком к написанию сказки? Может быть кто-то знает? (Предположение детей)

Итак, мы отправляемся в путешествие и в конце нашего путешествия мы должны ответить на вопрос:

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР СПРЯТАЛ МЕЖДУ СТРОК

4. Анализ сказки. (Дети заранее прочитывают сказку)

1-я часть

Ключевой вопрос:

- Почему так сложилась судьба Оловянного солдатика?

- Какую мысль автор хотел донести до читателя таким финалом сказки? На эти вопросы мы можем ответить в ходе анализа сказки.

- Чем был интересен последний солдатик?

( он особый, самый замечательный)

- Что говорит о его внутренних качествах?

(они умеет видеть красоту)

- Что сближало солдатика и танцовщицу?

(он увидел свое сходство, родство пока внешнее с ней)

- О чем он подумал?

(вот бы мне такую жену)

- О чем говорят эти слова?

( Красота танцовщицы вызывает у него эгоистическое желание «Вот бы мне». Он забывает обо всем: о своем воинском долге, но разумом понимает он о нереальности осуществления своего желания)

- Каким мы видим солдатика в сказке?

(серьезным, влюбленным)

Вывод: Андерсен хотел показать, что в человеке изначально заложено добро и зло, такова человеческая природа и человек сам делает выбор и несёт ответственность за этот выбор.

Часть 2

- Расскажите, что делали игрушки ночью?

- О чем говорит характер и сама последовательность этих игр?

( Игрушки играют, как дети: сначала в гости, потом в войну, и заканчивают балом)

- Что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома?

( в семье есть культура девочки и женщины, уважительное отношение мальчиков и девочек, царит дружба и согласие, любовь и поэзия)

- Какое чудо произошло с солдатиком и танцовщицей?

(зародилась таинственная и бескорыстная любовь )

- Но что произошло дальше?

(Вдруг появляется тролль)

-Кто такой тролль?

(злой волшебник)

- Откуда он взялся и за что он мстит солдатику?

( тролль- это воплощение внутреннего зла. которое есть в каждом человеке, а в солдатике появилось в виде низкого чувства :эгоизма. И за это мстит ему тролль)

- А каким далее мы видим солдатика?

-Что случилось утром?

-Что выпало на долю нашего героя? (Испытания)

- Как выдержал первое испытание солдатик?

- Почему он не стал кричать и звать на помощь?

- Какие еще испытания на прочность воли выпали солдатику?

Вывод:

Даже в трудную минуту человек должен помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с тог момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и

Остался воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки. Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату и во время опасного плавания, в бумажной лодке, и когда большая водяная крыса плыла за ним вдогонку, свирепо щелкая зубами и когда стал тонуть, в желудке у большой рыбы. В молчаливой стойкости оловянного солдатика. В его поведении раскрывается истинное христианское отношение к миру: у него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает «уличных мальчишек», он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и «милой плясуньи».

- Какие произошли чудеса в конце сказки? (Заслуженная награда за стойкость)

- Прочитайте, что чувствовал солдатик, оказавшись в печи?

-Что осталось от солдатика и танцовщицы?

Вывод : Вот это «чудное мгновенье» и есть счастье. Такое счастье дается недаром, не приходит само. Его нужно заслужить, выстрадать, пойти через искушения, победить зло и достойно выдержать испытание.

5. Итог.

- Счастливый ли конец у сказки? (и да и нет)

- Итак мы подошли к самому главному вопросу. Проблеме сказки.

КАКУЮ МЫСЛЬ АВТОР СПРЯТАЛ МЕЖДУ СТРОК?

Этой сказке двойной смысл: СТОЙКОСТЬ- умение стоять на одной ноге. И второй СТОЙКОСТЬ- это сила духа.

Происшествия в сказке детские, а чувства настоящие, достойные уважения. И мы читатели вместе с оловянным солдатиком преодолеваем, побеждаем в себе слабость. Душа очищается, становиться сильнее духом.

- Услышали ли вы «звон грусти» в этой сказке?

- О чем звенит сказка «Стойкий оловянный солдатик»?

Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие с великим сказочником, оно будет продолжаться всегда, всю жизнь. Андерсен верный друг и добрый советчик для всех детей, а значит и для всех людей. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость- все как в настоящей жизни.

А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику «Королю сказок» в столице Дании, Копенгагене воздвигнут памятник.

6. Рефлексия ( смайликами отмечают дети, понравился урок или нет, учитель выставляет оценки, комментируя каждую оценку)

7. Домашнее задание. Нарисовать героя сказки Андерсена и объяснить свой выбор.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по сказке Г.Х. Андерсена "Стойкий оловянный солдатик"

Автор: Мищенко Нина Александровна

Дата: 20.01.2017

Номер свидетельства: 381518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по литературному чтению "Стойкий оловянный солдатик" 3 класс Школа 2100 "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-stoikii-oloviannyi-soldatik-3-klass-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "193687"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427684064"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Конспект открытого урока по литературе в 7 классе "Уроки истинной любви" (по сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена)"
    ["seo_title"] => string(99) "konspiektotkrytoghourokapolitieraturiev7klassieurokiistinnoiliubviposkazkierusalochkagkhandiersiena"
    ["file_id"] => string(6) "292843"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455361183"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства