Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
Цели урока: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки» привить интерес к русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами анализа произведения; умение пересказывать сказки.
Оборудование: сборники сказок, фрагменты мультфильмов по сказкам о животных и бытовым сказкам, иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.» »
Урок литературы в 5 классе на тему:
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»
Составитель: Сорокина Галина Харисовна,
учитель русского языка и литературы
( урок по теме "Русские народные сказки" ) Цели урока: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки» привить интерес к русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами анализа произведения; умение пересказывать сказки.
Оборудование: сборники сказок, фрагменты мультфильмов по сказкам о животных и бытовым сказкам, иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.
Ход урока
Организационный момент. В добрый день вам всем друзья! Нам урок начать пора! Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Если все готовы тут. То тогда смелее в путь! Сказка в гости приглашает. Чудеса вам обещает!
Проверка домашнего задания Скажите, как вы понимаете слова «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (ответы детей ) (Обсуждение вопросов и заданий учебника, повторение разных видов русских народных сказок и закрепление их характерных особенностей).
3. Работа по теме урока1. Работа с выбранными сказками и иллюстрациями к ним (Учащиеся готовят небольшую презентацию любимой русской народной сказки, представляют свои иллюстрации к одному из эпизодов выбранной сказки, рассказывают о героях, об их приключениях, используя приемы сказителей.)
– Найдем в отрывке красочные определения.
- Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)
- Была ли указана в задании какая–то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?
- Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?
- Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)
- Кто же «населяет» сказку? Назовите самых «главных жителей» сказочного мира.
- Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)
Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.
Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов по русским народным сказкам
4. Закрепление изученного:
1) Игра «Угадай героя». А сейчас я хочу познакомить вас познакомить с одним из сказочных героев. Послушайте о писание этого героя и догадайтесь о ком идет речь. «Изображают ее в виде большой, горбатой старухи. На лице большой, длинный нос, живет она в избушке на курьих ножках. Своих жертв она преследует в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.»(ответы детей)
Назовите особенности сказки в которой главным героем является Баба-Яга. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Иван-царевич и другие)
5 Релаксация «Царь горох» Давным-давно жил царь Горох. И делал каждый день зарядку. Он головой кружил- вертел. И танцевал в присядку. Плечами уши доставал. И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался.
Творческое задание
- К каким сказочным героям можно отнести пословицы: "Утро вечера мудренее", "По одежке встречают, по уму провожают", "Вороне соколом не быть", "Кто скоро помог, тот дважды помог", "Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать"?
- Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок: скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковер-самолет, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебное блюдечко и наливное яблочко?
6 Литературый конкурс «Загадка из сказки». А дорога- далека, а корзинка- не легка, Сесть бы на пенек , съесть бы пирожок. (Маша и медведь) Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. (Сестренка Аленушка и братец Иванушка) Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то? (Волк и семеро козлят) Всех на свете он добрее, лечит он больных зверей. Он известен , знаменитый добрый доктор Айболит!(Айболит) Возле леса на опушке , Трое их живет в избушке. Там три стула, три подушки, три кровати и три кружки. Отгадайте бес подсказки кто герои этой сказки. (Три поросенка) С букварем шагает в школу, деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино)
«Мозговой штурм»1 Какими словами начинаются русские народные сказки?
("Жили-были...","В некотором царстве, в некотором государстве...".)
2Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?
(Испечь хлеб, соткать ковёр)
3.Чем кормила лиса журавля?
(Кашей)
4.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?
(В сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо".)
5.Из какой сказки эти строчки?
Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко...
("Петушок-золотой гребешок".)
6.Кто первый нашёл теремок?
(Мышка-норушка.)
Подготовка к домашнему сочинению
Варианты тем:
1. Мой любимый сказочный герой.
2. За что я люблю русские народные сказки?
3. Добро и зло в русских народных сказках.
4. Русские народные сказки в изобразительном искусстве.
Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том, почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в сказках добро и зло. Памятка при написании сочинения. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.
Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в темах, посвященных сказкам, - особенности сказок, их характерные черты.
Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в сказках всегда побеждает добро.
В теме, связанной с изобразительным искусством, вы можете написать о произведениях любимого вами художника, сопоставить его произведения с вашими впечатлениями от прочитанных сказок, описать наиболее понравившуюся картину, иллюстрацию.
В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о чем вы писали.
5. Подведение итогов урока
(Обсуждение тем сочинений, повторение характерных особенностей сказок и их структурных элементов)
6. Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.