kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки» привить интерес к русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами анализа произведения; умение пересказывать сказки.

Оборудование: сборники сказок, фрагменты мультфильмов по сказкам о животных и бытовым сказкам, иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.» »

Урок литературы в 5 классе на тему:

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

Составитель: Сорокина Галина Харисовна,

учитель русского языка и литературы

( урок по теме "Русские народные сказки" ) Цели урока: закрепить и дополнить представление о жанре сказки; ввести такие «рабочие» понятия, как « схема событий волшебной сказки», «постоянные элементы сказки» привить интерес к русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста, монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.

Планируемые результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами анализа произведения; умение пересказывать сказки.

Оборудование: сборники сказок, фрагменты мультфильмов по сказкам о животных и бытовым сказкам, иллюстрации к сказкам, рисунки учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент. В добрый день вам всем друзья! Нам урок начать пора! Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Если все готовы тут. То тогда смелее в путь! Сказка в гости приглашает. Чудеса вам обещает!

  2. Проверка домашнего задания Скажите, как вы понимаете слова «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (ответы детей ) (Обсуждение вопросов и заданий учебника, повторение разных видов русских народных сказок и закрепление их характерных особенностей).

3. Работа по теме урока1. Работа с выбранными сказками и иллюстрациями к ним (Учащиеся готовят небольшую презентацию любимой русской народной сказки, представляют свои иллюстрации к одному из эпизодов выбранной сказки, рассказывают о героях, об их приключениях, используя приемы сказителей.)

  1.  – Найдем в отрывке красочные определения.

- Продолжим работу с красочными определениями, несколько усложнив её. Поиграем в игру  «Вспомни сказкины слова. (Учитель называет существительные, а учащиеся подбирают к ним постоянные эпитеты из прочитанных сказок: лес дремучий; дуб могучий; море синее; солнце красное; туча черная; меч булатный; стрелы острые, каленые; лук тугой; сон крепкий; ворон черный; сокол ясный; молодец добрый; девица красная.)

- Была ли указана в задании какая–то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное «сказкино» слово, вы были почти единодушны?

 - Какие ещё особенности есть у сказки? По каким признакам вы отличаете её от других произведений?

- Какие части сказки являются своего рода «границами»? (Зачин, концовка.)

- Кто же «населяет» сказку? Назовите самых  «главных  жителей» сказочного мира.

- Вспомните, какими бывают обычно в сказках Кощей Бессмертный и Баба Яга? Добрый молодец и красная девица? Старшие братья и младший брат? Заяц и медведь? ( У сказочных героев, как правило, постоянные роли.)

Таким образом, сказка – волшебная страна со своими границами и определенными жителями.

Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов по русским народным сказкам

4. Закрепление изученного:

1) Игра «Угадай героя». А сейчас я хочу познакомить вас познакомить с одним из сказочных героев. Послушайте о писание этого героя и догадайтесь о ком идет речь. «Изображают ее в виде большой, горбатой старухи. На лице большой, длинный нос, живет она в избушке на курьих ножках. Своих жертв она преследует в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи.»(ответы детей)

Назовите особенности сказки в которой главным героем является Баба-Яга. Используя какие признаки, можно доказать, что перед нами сказка? Какими частями начинается и заканчивается сказка? (Зачин, концовка.) Назовите сказочных героев, дайте им характеристику. (Кощей, Иван-царевич и другие)

5 Релаксация «Царь горох» Давным-давно жил царь Горох. И делал каждый день зарядку. Он головой кружил- вертел. И танцевал в присядку. Плечами уши доставал. И сильно прогибался, Он руки к небу поднимал, За солнышко хватался.

Творческое задание

- К каким сказочным героям можно отнести пословицы: "Утро вечера мудренее", "По одежке встречают, по уму провожают", "Вороне соколом не быть", "Кто скоро помог, тот дважды помог", "Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать"?

- Чем помогают эти волшебные предметы героям сказок: скатерть-самобранка, меч-кладенец, сапоги-скороходы, ковер-самолет, молодильные яблоки, перо Жар-птицы, волшебное блюдечко и наливное яблочко?

6 Литературый конкурс «Загадка из сказки». А дорога- далека, а корзинка- не легка, Сесть бы на пенек , съесть бы пирожок. (Маша и медведь) Нет ни речки, ни пруда - где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца. (Сестренка Аленушка и братец Иванушка) Отворили дверь козлята, И пропали все куда-то? (Волк и семеро козлят) Всех на свете он добрее, лечит он больных зверей. Он известен , знаменитый добрый доктор Айболит!(Айболит) Возле леса на опушке , Трое их живет в избушке. Там три стула, три подушки, три кровати и три кружки. Отгадайте бес подсказки кто герои этой сказки. (Три поросенка) С букварем шагает в школу, деревянный мальчуган. Попадает вместо школы в деревянный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино)

«Мозговой штурм»1 Какими словами начинаются русские народные сказки?

("Жили-были...","В некотором царстве, в некотором государстве...".)

2Что приказывал царь-батюшка своим невесткам, чтобы проверить их на мастерство?

(Испечь хлеб, соткать ковёр)

3.Чем кормила лиса журавля?

(Кашей)

4.В какой сказке от брошенной шапки избушка зашаталась?

(В сказке "Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо".)

5.Из какой сказки эти строчки?

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко...

("Петушок-золотой гребешок".)

6.Кто первый нашёл теремок?

(Мышка-норушка.)

 Подготовка к домашнему сочинению

Варианты тем:

1. Мой любимый сказочный герой.

2. За что я люблю русские народные сказки?

3. Добро и зло в русских народных сказках.

4. Русские народные сказки в изобразительном искусстве.

Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским народным сказкам. вы можете написать о своем любимом сказочном герое, о том, почему вам нравятся русские народные сказки, о том, как изображается в сказках добро и зло. Памятка при написании сочинения. Для этого необходимо прежде всего выбрать тему, затем отобрать материал: о чем или о ком именно вы будете писать; какие эпизоды вам кажутся наиболее важными; какие герои появляются в этих эпизодах.В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам интересна, почему вам нравится тот или иной герой, та или иная сказка.

Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, приведите примеры, покажите наиболее яркие качества и стороны героев, а в темах, посвященных сказкам, - особенности сказок, их характерные черты.

Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить несколько сказок. Показать, как изображаются добро и зло в каждой из них, кто из героев является воплощением добра, а кто – зла, подумать над тем, почему в сказках всегда побеждает добро.

В теме, связанной с изобразительным искусством, вы можете написать о произведениях любимого вами художника, сопоставить его произведения с вашими впечатлениями от прочитанных сказок, описать наиболее понравившуюся картину, иллюстрацию.

В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о чем вы писали.

5. Подведение итогов урока

(Обсуждение тем сочинений, повторение характерных особенностей сказок и их структурных элементов)

6. Домашнее задание: написать сочинение по одной из тем.






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Открытый урок по литературе «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.»

Автор: Сорокина Галина Харисовна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 173935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока литературного чтения с презентацией на тему "Г.Х. Андерсен "Чайник" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-s-priezientatsiiei-na-tiemu-g-kh-andiersien-chainik"
    ["file_id"] => string(6) "224449"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438807444"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Внеклассное мероприятие по литературе "Мой любимый Пушкин" "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-moi-liubimyi-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "113492"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410328764"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект урока по литературе 4 класс по теме:А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_4_klass_po_tiemie_a_s_pushkin_skazka_o_miertvoi_"
    ["file_id"] => string(6) "361076"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479729595"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Внеклассное мероприятие в группе продленного дня."
    ["seo_title"] => string(53) "vnieklassnoiemieropriiatiievghruppieprodliennoghodnia"
    ["file_id"] => string(6) "301206"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456887804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства