Просмотр содержимого документа
«Образы крестьянских детей в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг".»
Учитель русского языка и литературы школы-гимназии № 34 им. А.Тайманова Джанибекова З.Н.
Казахстан, г. Уральск.
Тема: Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева “Бежин луг”
Цели урока:
образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев; обобщение и углубление изученного по творчеству И.С.Тургенева;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умение работать в группах;
развивающие: развивать поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся; умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализа текста.
Задачи:
1)найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков;
2)показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками;
3) выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков;
Оборудование урока: презентация к уроку, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный
Ход урока.
Орг. момент.
Работа над эпиграфом урока:
Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.
И.С.Тургенев
- Знакомо ли вам это имя? Как вы понимаете его слова?
Знакомство с биографией писателя.
Вступление в урок. Создание учителем настроя учащихся на творческую работу с текстом рассказа “Бежин луг”.
Чтение учащимся стихотворения
Слайд 1.
Летний вечер.
За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла.
Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля...
Работа в группах
- Какую картину вы представили, прослушав данное стихотворение?
-Как связано это стихотворение с нашим сегодняшним уроком? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное).
- Сколько ребят вышли в ночное?
-Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Что значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность). Если вы обратили внимание, сегодня на уроке будет работать 5 групп, в каждой из которых сидит тоже 5 человек.
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (запись темы урока)
- Где и при каких обстоятельствах встречается охотник с ребятами?
- Сегодня у нас необычный урок. Для начала мы должны раскрыть значение слова образ. Что такое образ?
В словаре Ожегова дано такое определение….
- Заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы уже познакомились . Итак, автор знакомит нас с крестьянскими детьми позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.
Каждая группа нарисует словесный портрет героя. Вы должны заполнить рабочую карту и подготовить связный рассказ о герое.
Персонаж
возраст
Семья, положение
Внешний вид
Почему попал в ночное
Характер героя, в чем он проявился
Речь героя
История , рассказанная героем
Впечатление
автора
Один из участников группы будет выступать в роли художника, его задача будет сложнее. В течение 15 минут необходимо будет нарисовать портрет героя.
- Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
6. Каждая группа на урок приготовила по 2 вопроса. Участники групп задают друг другу вопросы.
7.Беседа
- Ребята, немного отвлекитесь от урока. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Каждый из вас отдыхал летом в лагере. После отбоя все дети рассказывают страшные истории. Расскажите одну из них.
Каждая группа задает другой 2 вопроса («толстые» и «тонкие» вопросы)
О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном,про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)
- Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
- В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?
7.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.)
-Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали? Отразите это в таблице.
8.- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись в рабочей карте
-Скажите, что общего у всех детей?
- Дети интересны охотнику?
(Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами).
9. Работа по иллюстрациям художника Пахомова.
Посмотрите на портреты мальчиков и определитесь с героем.
Художники представляют свои работы, сравнивают с иллюстрациями Пахомова.
10. Итоги урока.
- В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится: как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.
Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами.
Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов.
Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.
- Каким вы себе представили мир крестьянских детей 19 в.? Чем он наполнен? Как они жили?
11.Оценки за урок (заполнение учащимися диагностической карты)
12. Домашнее задание
Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.