Образы любимых литературных героев в рисунках – символах
Образы любимых литературных героев в рисунках – символах
Данный тип урока позволяет учащимся через рисунки – символы выразить своё отношение к героям и автору художественного произведения, личностное восприятие их состояния души, мысли. Особенности методики уроков мастерских развивают образное мышление, монологическую речь, воспитывают творческую личность, дают увидеть красоту художественного произведения. Главное, пробуждают читательский интерес.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образы любимых литературных героев в рисунках – символах »
Урок литературы в 5 классе
Николаева С.С., учитель
русского языка и литературыМБОУ «Усть –
Майская СОШ»
Тип урока: Урок – мастерская
Тема урока: Образы любимых литературных героев в рисунках – символах
Цели урока: Научить учащихся приёмам ассоциации, составлять образы-
символы.
Развитие личностного восприятия художественного
произведения.
Воспитание творческой личности.
Оборудование: Портреты писателей Л.Н. Толстого и А.П.Чехова
Иллюстрации. Цветные карандаши, фломастеры, аква-
рельные краски, альбомные листы.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Целеполагание.
- Сегодня у нас, ребята, урок необычный. Необычный тем, что мы проведём урок – мастерскую. Вы научитесь определять цвета – символы, составлять рисунки – символы и создавать по ним образы любимых писателей и любимых литературных героев.
А работать будем мы по уже знакомым произведениям Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и А.П. Чехова «Ванька»
2.Индукция – проблемная ситуация.
А) Показ рисунков – символов.
- Ребята, как вы думаете, что передают эти рисунки? Какие ассоциации у вас возникают? Что символизируют цвета?
- Итак, через рисунки – символы и цветовую символику можно создать
образы писателей, литературных героев, их внутренний мир, чувства, настроение.
У каждого человека своё представление красоты души, восприятие автора и героев художественного произведения.
Данные рисунки – символы представляют образы Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.Ю.Лермонтова, великих русских писателей.
Вы знаете и представляете детство писателей.
В жизни каждого из них были свои трудности, сомнения, каждый испытал «счастье» и «горе» детства.
- Чем памятно каждому человеку детство? (ответы учащихся)
«В детстве у меня не было детства» Это слова А.П. Чехова, потому что он не чувствовал со стороны родителей глубокой любви. Но у него был интерес к книгам, театру.
А Л.Н. Толстой на всю жизнь сохранил воспоминание о тайне в зелёной полочке и «муравейных братьях» и осознание того, что любовь к человеку и людям вообще – есть великая истина жизни.
- Таким образом, в жизни данных писателей, но ив судьбе каждого человека могут быть как светлые, так и тёмные стороны.
На этих рисунках-символах даны образы великих художников слова. Попробуйте прочитать, расшифровать их (ответы учеников).
3.Слово учителя.
Образ Чехова ассоциируется: пенсне, дерево, цветок, театральная маска, улыбка.
В основном краски светлые, но видим и тёмные цвета, что подтверждают недостаток родительской ласки.
В основном цветовая гамма светлая, прослеживаются и тёмные пятна, которые говорят о раннем сиротстве, о переживаниях, о непонимании со стороны взрослых, а также его волновала судьба крестьянства.
Цветовые эпитеты играют в литературном произведении разные роли:
- смысловую (розовый цвет щёк – здоровье, рыжие сапоги – не новые)
- описательную, чтобы изображение получилось более прямым, ощущаемым
- эмоциональную (разные цвета вызывают разные чувства)
Писатели используют цвета не только поодиночке, преимущественно, но и многоцветием – оно вызывает ощущение радости, праздничности. Одноцветность, наоборот, подчёркивает обращённость человека во внутренний мир. Сочетание цветов тоже имеет определённое значение в литературном произведении. Так в романе «Алые паруса» сочетание синего моря, алых парусов и белого корабля создаёт особо приподнятое настроение, фееричность, является символом счастья.
Чёрные и золотые тени – столкновение силы и слабости, света и тьмы
Б) Вывод.
4. Самоконструкц(настолах материал для создания рисунков – проектов образов, героев произведений «Кавказский пленник», «Ванька» и др
5. Афиширование. Защита учениками своих проектов, объясняя свои рисунка и символику цвета.
Образ –символ. М.Ю. Лермонтов Образ – символ. Ванька
6. Слово учителя.
- Молодцы, вы справились с заданием. Вы раскрыли образы героев любимых произведений. Через рисунки – символы передали своё представление о литературном герое, их эмоциональном состоянии и личности писателя, вложили откровения своей души.
Так что внимательное прочтение каждого слова в литературном произведении подскажет проницательному читателю многое, поможет понять замысел автора.
7.Рефлексия.
- Как вам сегодня работалось?
- Интересно ли вам было работать?
- Что узнали?
- Что понравилось? Какие моменты?
- Какие испытывали трудности?
8. Итог урока. Комментирование оценок.
9. Домашнее задание. Анализ пейзажа с точки зрения красок, звуков.