kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Методические приемы: беседа, обсуждение в парах, выразительное чтение фрагментов романа, комментарии учителя, просмотр фрагментов видеофильма "Несколько дней из жизни Обломова". 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".»

14.11.14

Открытый урок по литературе

В 10-Б классе

Тема урока: Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие». «обломовщина

Цели: помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Методические приемы: Беседа, обсуждение в парах, выразительное чтение фрагментов романа, комментарии учителя, просмотр фрагментов видео-фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

Оборудование: Индивидуальные карточки с домашним заданием, фрагменты романа И.А Гончарова «Обломов», видеофильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания: Проверка знания текста. Вопросы задаются учителями-литераторами с экрана телевизора. ВНИМАНИЕ! На экран!

А. Какова композиция романа И.А Гончарова «Обломов»?

Б. Вспомните начало романа «Обломов», в чем необычность этого начала? Почему герои писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста-лет 32- 33 от роду?

В. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы 5,6 первой части).

Г. Роман «Обломов»- роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Передайте краткое содержание сна Обломова.

2. Запись темы урока, эпиграфа: Пока останется хоть один русский,- до тех пор будут помнить «Обломова» (И.С. Тургенев)

3. Беседа.

Учитель: Летом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал роман И.С. Тургеневу. И грянул успех, который Л.Н. Толстой уверенно назовет « капитальным». Можно вспомнить замечательную лермонтовскую фразу: « История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…» Давайте пристально всмотримся в Обломова.

А. Вопрос учителя: Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова. Каков портрет Обломова?

Ответ ученика.

Учитель: Действительно, внешне происходит очень мало событий, но картина полна движения. Во-первых, изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность- с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия-с пробуждением и игрой чувств. Во вторых, Гончаров угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина.

Б. Вопрос учителя: какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Ильи Ильича?

Ответ ученика.

В. Вопрос учителя: Что говорит о характере и образе жизни героя? Какова обстановка в его квартире? (включить фрагмент фильма)

Ответ ученика.

Г. Вопрос учителя: Каковы взаимоотношения Захара и Ильи Ильича,

Ответ ученика.

Учитель: после описания инертности и бесхозяйственности Ильи Ильича, Гончаров переходит к изображению его (Обломова) окружения. Однако лишь одного своего гостя Илья Ильич любит искренне. Это Андрей Иванович Штольц, которого писатель и противопоставляет Обломову в образной структуре романа.

Д. Вопрос учителя: Поделитесь своими мыслями об Андрее Штольце, противопоставляя его Обломову. Выделите привлекательные черты героев и их слабости.

Ответ ученика.

Учитель: Автор использует в романе широко распространенный в русской классической литературе мотив сна. В своем сне герой переносится в чудесный край. (включить фрагмент фильма).

Е. Вопрос учителя: Что вспоминает во сне Обломов?

Ответ ученика.

Учитель: «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющий этот уголок!... Три- четыре поколения тихо и счастливо прожили в нём».

Ж. Вопрос учителя: Что же такое «обломовщина»?

Ответ ученика.

Учитель: Обломовщина- это целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами. В состав «обломовщины» входят у Гончарова святые слова тихой молитвы перед ликом Спасителя, безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич.

З. Индивидуальное домашнее задание: «Обломов» и «обломовщина» в оценке русских критиков: Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина.

Ответы учащихся:

Богачева Алиса, Буток Дарья.

Вывод: какие итоги жизни Обломова можем выделить? В каком состоянии остаётся все то, чего коснулся Обломов? Он не смог сделать счастливой Ольгу. Он не взял на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он не смог спасти от разорения и гибели родительский дом. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину: глубокую, мудрую,умеющую страдать. Обломов подарил счастье Штольцу, раскрыв ему другие возможности духовной жизни.Штольц много передумал, перестрадал, переосмыслил в самом себе. Обломов подарил мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Написать сочинение на тему: «художественный мир романа» по развернутому плану.

  2. Индивидуальное задание: Написать письмо Обломову, Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне, Захару от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

Рефлексия:

  1. Понравился ли вам урок?

  2. Оцените работу учителя и ученика.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".

Автор: Колесникова Валентина Петровна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265730

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока по литературе. Образ главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_obraz_ghlavnogho_ghieroia_v_romanie_i_a_goncharo"
    ["file_id"] => string(6) "368204"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481442176"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система уроков по роману И. А. Гончарова "Обломов" (лит-ра 10 класс) "
    ["seo_title"] => string(64) "sistiema-urokov-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov-lit-ra-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "184303"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426018516"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока по литературе."
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt_uroka_po_litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "368158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481424153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства