Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".
Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".
Цели: помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.
Методические приемы: беседа, обсуждение в парах, выразительное чтение фрагментов романа, комментарии учителя, просмотр фрагментов видеофильма "Несколько дней из жизни Обломова".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Образ главного героя в романе "Обломов". Понятие "обломовщина".»
14.11.14
Открытый урок по литературе
В 10-Б классе
Тема урока: Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие». «обломовщина
Цели: помочь ученикам осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.
Методические приемы: Беседа, обсуждение в парах, выразительное чтение фрагментов романа, комментарии учителя, просмотр фрагментов видео-фильма «Несколько дней из жизни Обломова»
Оборудование: Индивидуальные карточки с домашним заданием, фрагменты романа И.А Гончарова «Обломов», видеофильм Н.С. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания: Проверка знания текста. Вопросы задаются учителями-литераторами с экрана телевизора. ВНИМАНИЕ! На экран!
А. Какова композиция романа И.А Гончарова «Обломов»?
Б. Вспомните начало романа «Обломов», в чем необычность этого начала? Почему герои писатель сделал не старца, не больного, не переутомленного трудами человека, а мужчину цветущего возраста-лет 32- 33 от роду?
В. Восстановите историю жизни Обломова в молодости (главы 5,6 первой части).
Г. Роман «Обломов»- роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна. Передайте краткое содержание сна Обломова.
2. Запись темы урока, эпиграфа: Пока останется хоть один русский,- до тех пор будут помнить «Обломова» (И.С. Тургенев)
3. Беседа.
Учитель: Летом 1857 года в Мариенбаде Гончаров читал роман И.С. Тургеневу. И грянул успех, который Л.Н. Толстой уверенно назовет « капитальным». Можно вспомнить замечательную лермонтовскую фразу: « История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа…» Давайте пристально всмотримся в Обломова.
А. Вопрос учителя: Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова. Каков портрет Обломова?
Ответ ученика.
Учитель: Действительно, внешне происходит очень мало событий, но картина полна движения. Во-первых, изменяется душевное состояние героя, комическое сливается с трагическим, беспечность- с внутренним мучением и борьбой, сон и апатия-с пробуждением и игрой чувств. Во вторых, Гончаров угадывает в предметах домашнего быта, окружающих Обломова, характер их хозяина.
Б. Вопрос учителя: какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Ильи Ильича?
Ответ ученика.
В. Вопрос учителя: Что говорит о характере и образе жизни героя? Какова обстановка в его квартире? (включить фрагмент фильма)
Ответ ученика.
Г. Вопрос учителя: Каковы взаимоотношения Захара и Ильи Ильича,
Ответ ученика.
Учитель: после описания инертности и бесхозяйственности Ильи Ильича, Гончаров переходит к изображению его (Обломова) окружения. Однако лишь одного своего гостя Илья Ильич любит искренне. Это Андрей Иванович Штольц, которого писатель и противопоставляет Обломову в образной структуре романа.
Д. Вопрос учителя: Поделитесь своими мыслями об Андрее Штольце, противопоставляя его Обломову. Выделите привлекательные черты героев и их слабости.
Ответ ученика.
Учитель: Автор использует в романе широко распространенный в русской классической литературе мотив сна. В своем сне герой переносится в чудесный край. (включить фрагмент фильма).
Е. Вопрос учителя: Что вспоминает во сне Обломов?
Ответ ученика.
Учитель: «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющий этот уголок!... Три- четыре поколения тихо и счастливо прожили в нём».
Ж. Вопрос учителя: Что же такое «обломовщина»?
Ответ ученика.
Учитель: Обломовщина- это целый патриархальный уклад русской жизни не только с отрицательными, но и с глубоко поэтическими его сторонами. В состав «обломовщины» входят у Гончарова святые слова тихой молитвы перед ликом Спасителя, безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружен и взлелеян Илья Ильич.
З. Индивидуальное домашнее задание: «Обломов» и «обломовщина» в оценке русских критиков: Н.А. Добролюбова и А.В. Дружинина.
Ответы учащихся:
Богачева Алиса, Буток Дарья.
Вывод: какие итоги жизни Обломова можем выделить? В каком состоянии остаётся все то, чего коснулся Обломов? Он не смог сделать счастливой Ольгу. Он не взял на себя ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о нем Штольцу. Он не смог спасти от разорения и гибели родительский дом. Он не сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину: глубокую, мудрую,умеющую страдать. Обломов подарил счастье Штольцу, раскрыв ему другие возможности духовной жизни.Штольц много передумал, перестрадал, переосмыслил в самом себе. Обломов подарил мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Написать сочинение на тему: «художественный мир романа» по развернутому плану.
Индивидуальное задание: Написать письмо Обломову, Штольцу, Ольге Ильинской, Агафье Матвеевне, Захару от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.