kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе. Образ главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образ главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе. Образ главного героя в романе И. А. Гончарова «Обломов». Понятие «обломовщина»»

Министерство образования Российской Федерации

МОБУ «ГИМНАЗИЯ № 7»



КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ (8 КЛАСС)


Тема урока: «Антитеза в рассказе»

(В системе уроков по Л. Н. Толстому данный урок - второй)

Составитель: Макаренко Р.А.., учитель русского языка, литературы, риторики.










г. Арсеньев

2016г.


Автор: Л.Н.Толстой.

Произведение : « После бала»

Вид : изучение нового материала.

Тип : урок - эвристическая беседа.

Тема урока : « Антитеза в рассказе».

Эпиграф : В еврейский сборник : веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана , и сквозь строй гонит татарина ,и воинский начальник велит больней бить.(Очень бы хорошо.)

Л.Н.Толстой.

Цели урока :


1.Обучающая : формирование понятия « антитеза»;закрепление умений и навыков работы с художественным текстом.

2.Развивающая:развитие умения анализировать, синтезировать, обобщать.

3.Воспитывающая: формирование прочной нравственной позиции школьника.

План урока:


Содержание этапов урока:


Методы и формы работы:


1.Оргмомент.


Приветствие


2.Выход на тему урока.


Фронтальная форма работы


3.Работа с текстом.


Эвристическая беседа


4.Подведение итогов.


Рефлексия


Подготовка к уроку:


Учащиеся:

1.Должны знать содержание произведения Л. Н. Толстого « После бала».

2.Выполнить домашнее задание : путем работы со словарем ,путем взаимных консультаций попытаться сократить число непонятных слов ,встретившихся при чтении в тексте.

Учитель:

1.Приготовить портрет Л. Н. Толстого.

2.Найти иллюстрации к рассказу.

3.Предусмотреть наличие в классе словаря литературоведческих терминов.

4.Продумать оформление доски.


Ход урока:

Оргмомент.

Начало урока

1.

  • Начинаем наш урок с разговора о домашнем задании. Рассказ понят в общем? Разберем детали - непонятные слова. Каким путем шли к их пониманию?

  • Вспомним содержание рассказа.

  • Определите время, отраженное в рассказе.

  • Что подарила Варенька герою на память?

  • Как звали героя?

  • Какой танец полковник танцевал с дочерью?

  • Почему ранним утром герой оказался в поле?

  • В каком университете учился герой?

  • «Провинциальный»- объясните значение этого слова, о каком предположительно городе идет речь?

  • За что наказывали солдата?


Провинция – местность вдалеке от крупных центров, вообще - территория страны в отличие от столицы, центра.

Провинциальный - отсталый, наивный и простоватый.





  • Как закончилась любовная история героя?

  • Автор и рассказчик- это одно и то же лицо?

2.

  • На какие части можно поделить рассказ?

  • Сколько их? Найдите их границы. Прочитайте начало второй части.

  • Почему они так легко выделились? ( Противопоставлены друг другу по содержанию.)

  • Как называется сопоставление контрастных понятий, ситуаций, образов по литературе? (Антитеза.)

Антитеза - противопоставление в литературном произведении характеров, эпизодов, понятий, состояний, положений, мыслей и т.п.





Обратимся еще раз к определению. Вспомним, в каких ранее изученных произведениях мы встречали антитезы?


На доске появляется тема урока:

Антитеза в рассказе Л. Н. Толстого « После бала»





Работа с текстом.

Антитеза - один из самых любимых литературных приемов писателя. Л. Н. Толстой – мастер антитезы.





  • Найдите и прочитайте описание бала у губернаторского предводителя.

  • Найдите и прочитайте описание поля, где происходило наказание.

- Подберите иллюстрации к этим антитезам. В чем они противопоставлены? (Настроение, цвет, музыка.)

  • Зачем они противопоставлены? ( Разные слои общества, разная жизнь.)

  • Найдите и прочитайте те слова, которыми описано настроение героя. Есть ли ему антитеза? Найдите, прочитайте. Зачем это противопоставление? Подберите иллюстрации к этим антитезам.

  • Каким предстает перед нами полковник на балу? Перескажите эпизод «танец с дочерью». Есть ли антитеза?


Подведение итогов урока:


  • Для чего же используется антитеза писателем в рассказе? (Помогает раскрыть зло.)

Задание для любознательных.


1. Прочитайте статью учебника « Зло продолжает царствовать». Ответьте на вопрос: « Почему спустя много лет Толстой обращается к случаю, бывшему с его братом и описанному в рассказе?»

2. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывал изменения названия рассказа? Почему, по – вашему, остановился на последнем?

Домашнее задание:

Найдите еще одну - две антитезы в рассказе, подумайте над их значением. С какой целью Толстой строит рассказ на основе антитезы?

9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Макаренко Раиса Александровна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока по литературе."
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt_uroka_po_litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "368158"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481424153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства