kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ женщины в литературе и её подвиг ради любви

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: образ русской женщины в литературе как пример мужества,

твёрдости, самоотверженности при всей юности, нежности,    

слабости пола.

Цель:         раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов

женщин-героинь на примере русской литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ женщины в литературе и её подвиг ради любви»

Государственное ОБЩЕобразовательное учреждение

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

„Успенская гимназия № 1 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА“




Исследовательская работа 

Образ женщины

в литературе и её подвиг ради любви


Работу выполнила:

Куркина Мария

обучающаяся 7 класса

Руководитель работы:

Терещенко Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы


2020

СОДЕРЖАНИЕ




Введение ……………………………………………………….…………………5

Глава 1. ………………………… …….……………………….………………… 6

1.1. Историческая справка …..…………………...…………….………………. 6

1.2. Образ женщины в мировой и русской литературе……..……………..…..7

1.3. Феномен женского характера в русской литературе ……………………..8

Глава 2. Бескорыстная любовь как великий подвиг …………..………..……….9

2.1. Вера и преданность Ярославны в «Слове о полку Игореве»……………10

2.2. Спасительная любовь Февронии в «Повести о Петре

и Февронии Муромских»………………………………………………….11

2.3. Величие духа русской женщины………………………………………….13

Глава 3.…………………………………………………………………………….15

3.1. Социологический опрос…………………………………………..…….…16

Заключение.…………………………………………………………..…………...18

Литература…………………………... .………………………………..…......…..19

Приложение …………………………...………………………...……….……..20















Гипотеза: образ русской женщины в литературе как пример мужества,

твёрдости, самоотверженности при всей юности, нежности,

слабости пола.

Цель: раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов

женщин-героинь на примере русской литературы.

Задачи:

  1. Показать роль женщины в истории, обратив внимание на важные вехи в их судьбе.

  2. Прочитать и осмыслить в ракурсе обозначенной проблемы следующие произведения: «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Н.А.Некрасов «Русские женщины. Княгиня Трубецкая».

  3. Через анкетирование проследить позицию сверстников по изучаемой проблеме.

  4. Проанализировать опрос.

  5. Оформить работу по теме.

Объект исследования: образы женщин в русской литературе; тексты произведений; мнение сверстников – учеников 7 класса, необходимые для подтверждения или отрицания рабочей гипотезы; информация из интернета.

Срок исполнения: 5 недель (12.03.2020 - 16.04.2020)

Продукт – печатный вариант, мультимедийная презентация.

Презентация работы: защита исследовательских работ.


Ожидаемый результат:

Проводя исследование, в ходе которого будут решаться поставленные цели и задачи, необходимо пробудить интерес школьников и взрослых к выдающимся героиням литературных произведений, донести до окружающих, что судьба одной женщины может повлиять на судьбу страны. Напомнить окружающим о великой роли женщины. Информация, полученная в ходе исследования, может быть использована на уроках литературы, истории, на уроках по развитию речи.

Важным моментом является формирование чувства ответственности участника, умение делать выводы и выявлять полезную информацию.

Практическим итогом работы «Образ женщины в литературе и её подвиг ради любви» должно стать повышение значимости роли женщины, высокий интерес к произведениям с героической ролью женщины, мотивация углубленного, а не поверхностного изучения литературных произведений школьной программы.

Актуальность темы:


Изучая историю нашей страны, я часто встречалась с  биографиями 

великих исторических деятелей, среди которых большей  частью были 

мужчины. Посчитав, что в этом списке незаслуженно мало упоминается о 

женщинах, оставивших след в нашей истории, я решила  восполнить этот 

пробел и взялась за исследование образа женщины в литературе и её подвига ради любви. Данная тема является, в моем представлении, актуальной ещё и потому, что в наши дни во взаимоотношениях девушек и юношей много непонятных моментов. Изменило ли нас время или мы изменили время? Могут ли сейчас женщины поддержать павших духом, успокоить, утешить своих возлюбленных, разделить их судьбу? "Пока смерть не разлучит нас…" Чтобы найти нужную информацию, я много работала в школьной и поселковой библиотеке, в сети Интернет, изучала биографии 

замечательных русских женщин, прославивших своё имя в Отечественной 

истории и в жизни. К счастью, в русской литературе можно найти немало женских имен, чьи подвиги навсегда будут  запечатлены на страницах многих романов, поэм и стихотворений.

Я считаю, что указанная тема достаточно актуальна на сегодняшний день, так как она раскрывает роль женщины как личности, а в этом есть большой воспитательный потенциал для подрастающего поколения. Ведь детям всегда нужны примеры для подражания. На основе литературных произведений можно проследить эволюцию развития женского образа в литературе и её новые черты.

ВВЕДЕНИЕ

Женщина - это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтическую музу. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественные красавицы А.С.Пушкина, и обаятельные образы Л.Н.Толстого, и героини И.С.Тургенева, а также образ простой крестьянки Н.А.Некрасова. Поэты и писатели XX века, следуя традициям своих предшественников, тоже создавали удивительные женские образы, достойные преклонения. Поэтические гении В.Я.Брюсова, А.А.Ахматовой создают незабываемую галерею сильных и нежных, ласковых и надменных, ранимых и дерзких героинь. Все они глубоко индивидуальны, каждая из них наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти.

Стремительно летит время. Уже далеко позади остался помпезный XIX век, ушел полный противоречий, общественных потрясений и революций — двадцатый. Меняются наши взгляды, мнения, представления о красоте, но вечным остается понятие красоты нравственной. Красоты, которая может спасти мир. На протяжении многих лет волнуют нас нежные, скромные, целеустремленные создания, готовые к подвигу и самопожертвованию — женщины.

Женский образ - один из самых интересных и таинственных образов мировой литературы. Каждое новое столетие, создает свои новые идеалы слабой половины человечества. Ей посвящены многие произведения известных писателей и авторов, и благодаря им, мы можем представить образ женщины каждой эпохи и понять их мораль и сущность.

И лично мне, как девушке, близка и интересна тема «Образ женщины в  литературе и её подвиг ради любви». 

О, женщины Вселенной!

Нет вам равных.

В труде, в семье и на полях войны.

По вашим судьбам и по вашим ранам,

Читаем биографию страны.

А годы те не могут быть забыты.

Их, ещё вы вспомните не раз.

Мы окружили старость новым бытом.

И в жизни все равняемся на   вас.

ГЛАВА


1.1. Историческая справка. Права человека и положение женщины

       
       В различных культурах и цивилизациях прошлых столетий, женщины занимали самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, а в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и возможностями чем женщины, и считали себя выше их.
       Первое  решительное требование уравнять женщин в правах с мужчинами прозвучало только в конце XVIII столетия. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе - «Декларации прав человека и гражданина».
       После Революции образ матери-республиканки стал популярным, материнский долг - женская миссия и задача. Вопрос о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые девушки могли получить серьезное академическое образование.
       В религиозно-нравственной сфере женщины  добились также немаловажных успехов, продемонстрировав даже возможность контроля над мужчинами!
       Многие  женщины, вместе с мужчинами, боролись за отмену рабства - это была одна из форм борьбы за равноправное положение в обществе.

В середине XIX века женщины, считавшиеся на протяжении всей истории существами низшего сорта, начали отвоёвывать всё большие юридические права  и возможности. В конце концов, они добились избирательного права, но за этим успехом их ожидала новая борьба.
       С включением женщин в работу по одному политическому вопросу, мужчинам стало  сложнее удерживать их в стороне  от других проблем. Получив доступ к инструментарию и тактике политических перемен, женщины приступили к поиску путей применения их для улучшения условий их собственной жизни. 



1.2. Образ женщины в мировой и русской литературе
       Мировую литературу невозможно представить  без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины-богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись. 
        И в то же время женщина  всегда была окружена тайной, её поступки приводили в замешательство и недоумение. Вникнуть в психологию  женщины, понять её - это то же самое, что разрешить одну из древнейших Загадок Вселенной. Писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел её по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. У каждого автора есть идеал женского образа, и даже если идеал не изображен в произведении, он почти всегда подразумевается и все-таки присутствует. 
Русской женщине посвящали множество стихов, романов, повестей. Ей дарили музыку, ради нее совершали подвиги, делали открытия, вызывали на дуэль. Из-за неё сходили с ума. О ней пели. На ней держалась земля. Особенно впечатляюще женщины воспеты в русской литературе. Мастера слова, создавая образы любимых героинь, выражали свою жизненную философию. Безусловно, роль женщины в обществе велика и незаменима. К образам женщин литературы девятнадцатого века применяют эпитет "пленительные", и это правда. Женщина - источник вдохновения, мужества и счастья. Михаил Юрьевич Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, которая должна была ухаживать за мужем и заниматься детьми. Не женское дело было ходить в походы, участвовать в сражениях и совершать подвиги. Её дело было любить своего жениха или мужа, пламенной душой и готовностью на великие подвиги.
       Тема  женской свободы  и равноправия, идеал  полнокровной, яркой, не ущемлённой условностями жизни, были свойственны творчеству всех мировых писателей и поэтов. Критика не раз отмечала, как созвучна современности и тема борьбы за эмоциональное и гражданское равноправие женщины.


1.3. Феномен женского характера в русской литературе


Светлый мир Русской земли рождает людей удивительной красоты. Земля наша подарила феномен женского характера. Ему дивятся во всем мире. Отгадка таится не только во внешнем совершенстве, но и тайнах души.

История донесла до нас удивительные произведения древнерусской литературы, удивительные по глубине своей, ибо при краткости изложения они глубоки и мудры по смыслу и выразительны по языку. Они воссоздают для нас образы, значимые не только для их современников, но и для читателей наших дней. Эти образы говорят о вечном: о победе и поражении, о любви и силе духа, о женщине, ее сути, ее предназначении, ее роли и проявлении в жизни. Историки утверждают, что именно женщина, с ее интуицией и наблюдательностью, стоит у истоков таких приобретений, как земледелие, ткачество, гончарное ремесло. Женщина создала домашний очаг и оставалась его хранительницей во все века и у всех народов. Женщины воспитывали детей и стремились сделать жизнь вокруг себя красивее. Они напевали детям свои, или придуманные матерью, или бабушкой, колыбельные песни. Учили их различать добро и зло, смотреть на небо, чтобы увидеть звезды, и узнавать на земле травы и цветы. Женщины всегда занимались творчеством жизни, ее созиданием.

На страницах древнерусской литературы нашел воплощение женский облик добродетельной, верной жены – помощницы. Ценности и интересы земной жизни не привлекали внимание книжников. Древнерусская литература до 17 в. не описывает любовных чувственных переживаний. Образ женщины как хранительницы мира возносится автором на почтительную, непререкаемую высоту. Перед нами не картины, а лики женщин с глубоким внутренним миром и несказанной чистотой и красотой чувств, вершина добродетели. Женщина - супруга, женщина – мать – эти понятия характеризуют героинь, эти роли дают им авторы летописей. Христианская мудрость соединяется с языческой мудростью постижения стихийных необъяснимых сил. Это художественные идеалы красоты духовной, высоко поставленные над житейским, в которых русский народ выразил понятие о человеческом достоинстве.

Женщина-покровительница наиболее полно и ярко воплотилась в иконах лика Богородицы. Женский идеал стал иконичен, и в литературе Богородица издревле почиталась как спасительница, хранительница Руси, небесная заступница. Женщина и в литературе становится заступницей, избавительницей от болезней, страданий и разорений. Она становится оплотом добра, святости, верности во времена великих потрясений. Как икона Богородицы охраняет город, так святость женщины сохраняет супруга, спасает ему жизнь, отводит беду. Это женщины-великомученицы, способные пережить скорбь, радость и умиление в тайниках своей души.

Еще одна особенность изображения женщины – это святое материнство, святая жертвенность матери во имя спасения рода человеческого. Образ жены заменен образом заботящейся матери, мудрой женщины, смотрящей благосклонно и всепрощающе на мужа. В литературе изображения женщины всегда сопряжено с тревогами о земле русской, с поисками решения и усмирения катаклизмов. Женщина на Руси – это образ ищущий, примиряющий, действующий, помогающий.

Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души.


ГЛАВА 

Бескорыстная любовь как великий подвиг


2.1. Вера и преданность Ярославны в «Слове о полку Игореве»

Любовью все спасается...

Ф.М.Достоевский

Вспомним древнерусское произведение «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о бесславном походе князя Игоря в 1185 году.

Князь Игорь, не успевший из-за распутицы вместе с другими князьями сходить в поход против половцев, собирает войско и отправляется в путь. Всё предвещало неудачу: и затмение, и народные приметы - но это не смутило князя. По мнению автора, это и стало причиной поражения в бою и пленения князя Игоря вместе с оставшейся частью дружины. Этот поход нарушил и прежние договорённости русских князей с половцами о закрытии «ворот» на Русь. Князь Игорь, по гордыне своей, не исполняет заповеди Божии (ведь князь есть Божий ставленник), губит православный народ и открывает «врата на Землю русскую» ее врагам. То есть, игнорирует Богом данное ему княжеское предназначение. Не иначе как помрачение ума случилось у князя Игоря, своеобразное «затмение». Есть за что осудить Игоря! Но всё заканчивается благополучно с Божьей помощью.

В Древней Руси спасение Игоря из плена не могло рассматриваться не как результат помощи Бога. Через осознание своей ошибки, вины, покаяния и молитвы о спасении получает Игорь прощение. И побег удаётся. Но нельзя забыть и о содействии жены в спасении князя Игоря. Важна для автора и для

древнерусского человека эта грань жизни. Не зря ведь вводит он в повествование образ Ярославны.

В Путивле, стоя на высокой стене города, плачет верная жена князя - Ярославна. Плач её полон нежности и грусти. Как и все русские жёны, скорбит она о войске и убивается по своему мужу. Горе затмило для неё весь свет. Она желает быть рядом с любимым, когда ему угрожает опасность. Обращаясь к могучим силам природы (сильны ещё языческие верования, а может быть, это уже понимание того, что силы природы – это и есть проявление единого Бога), Ярославна печалится, что не может помочь раненому Игорю, облегчить его страдания. Она готова всё бросить и полететь голубкою к своему любимому, чтобы увидеть его, быть рядом в трудную минуту, подставить своё плечо, облегчить страдания. Готова призвать на помощь все силы природы, лишь бы спасти своего мужа, помочь ему. Готова на самопожертвование ради любви. Ярославна, а вместе с ней и весь русский народ, надеется и верит в счастливый исход событий. И Игорь спасается – бежит из плена. В соответствии с мировоззрением того времени любовь Ярославны буквально материализуется и действует: животворящая сила любви создаёт условия для побега и спасения неразумного мужа.

Автор создал тип русской женщины, преданной своему мужу и Родине. Это ли не подвиг, подвиг любить, ждать и верить! Образ Ярославны – яркий образ Благоверной жены, которая, ощущая всем сердцем, всей глубиной своей чистой души, омытой слезами, страдания мужа, совершает свой женский подвиг по спасению Богом данного супруга.








2.2. Спасительная любовь Февронии в «Повести о Петре и Февронии

Муромских»


Как правая и левая рука —

Твоя душа моей душе близка.

Марина  Цветаева

Как не вспомнить здесь и другое произведение древнерусской литературы - «Повесть о Петре и Февронии Муромских» монаха Ермолая-Еразма, написанное к общерусской канонизации в XVI в. князя Петра и княгини Февронии Муромских. Обычно это житие называют повестью о любви, однако это слово ни разу не сказано ее героями по отношению друг к другу. В чем же выражается эта таинственная любовь?

Князь Петр из Мурома, спасая семью старшего брата Павла, сразился со Змием (олицетворение - дьявола – искусителя) и убил его, отрубив голову. Но капли крови попали на тело князя, и он покрылся струпьями. Вылечить его могла мудрая дева Феврония из деревни Ласково. Но она могла его только вылечить, а не исцелить. Победив змея, Петр впадает в грех гордыни: он - победитель! Духовная немощь выступает струпьями на коже. Гордыню можно победить смирением, но его пока мало. Желая избавиться от болезней, он ищет лекарей и находит мудрую дочь древолаза Февронию, готовую взяться за его врачевание, но есть определённые условия.

Феврония хочет провести через испытания Петра и привести его в истинный разум. Она не только может вылечить Богом ей суженого, но и хочет это сделать. Первое условие: «если будет мягок сердцем и смирен». Не проявил князь сразу смирения. Зная об этом, Феврония ставит новое ему условие: «Если не смогу быть ему супругой, то не нужно мне и врачевать его!» Здесь кроется мудрая загадка Февронии: не стать супругой князю она хочет, а спрашивает себя, сможет ли она сама быть его супругой.

Именно ей самой придется позднее доказывать и боярам, и Петру, что она может быть супругой князю! Князь же подумал, что девица заставляет его на себе жениться, и возмутился: она ему не ровня. Не уловил он в словах девушки более глубокий смысл: не супруге не подобает и врачевать его. По святому писанию, врачевать супруга может только Бог или супруга, «ибо с супругом одна плоть есть». Но князь не понял Февронию и замыслил в сердце обман, пообещав жениться. Не смирение, а княжеская гордыня победила. Не вырос ещё духовно князь Пётр, не готов ещё к исцелению, спит душа. Не проснулась. Добился вроде бы он намеченной цели - избавился от язв. Но намеченной цели не добилась Феврония. И Божественный Промысел не сбылся. Феврония не собиралась обманывать князя, когда велела передать ему, чтобы один струп оставил. Она испытывала Петра: мужа ведь себе выбирала, хотела помочь князю от греховного очиститься.

От оставшегося струпа болезнь быстро возродилась, ведь причина ее не была устранена. Теперь князь смирился и просит врачевания. Феврония без гнева и гордыни приняла княжеское извинение и, зная Божественный Промысел о них, ставит новое условие: «Если будет мне супругом, то будет вылечен». На сей раз князю предстоит доказать жизнью, что сможет он быть ее верным супругом, данным ей Богом. И, получив исцеление тела и души, взял ее себе в жены. Так Феврония стала княгинею. Свершился Промысел Божий о них: не послал бы Господь в качестве испытания князю болезнь, не нашел бы тот себе верной супруги.

Последующая их семейная жизнь свидетельствует о том, что Феврония не просто стала Петру верной супругой и княгиней, но достойной его: мудрой, ведущей спасительным путем своего супруга. А князь Петр становится достойным Февронии супругом.

Князь обвенчался с ней в Муроме, но бояре, особенно их злые и завистливые жены, были против княгини – простолюдинки и потребовали выгнать Февронию. Петр отказался от княжения и уехал вместе со своей женой. Они ведь теперь одно целое. Испытания продолжаются, но князь Петр теперь выдерживает их с честью.

Вскоре многие бояре, борясь за власть, погибли в междоусобице и народ потребовал возврата княжеской четы. Князь и княгиня жили в любви и согласии, разумно и справедливо управляли подданными. В конце земной жизни благоверные супруги одновременно приняли монашеский постриг и завещали похоронить их в едином гробе. Но Муромцы побоялись исполнить завет и положили их в разные гробы. Наутро святые оказались вместе. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не разлучали.

Древнерусская литература в самом своём раннем развитии отражала представления о семейной жизни и любви в тесной связи с религиозными представлениями. Любовь Февронии к одержимому недугом князю - это жертвенная любовь, любовь к ближнему своему ради его спасения. Это любовь, которая никогда не перестает. Феврония являет в Православной Руси удивительный образ благочестия: не словами, а мудростью и кротостью. Мысль о женщине – спасительнице пронизывает всё житие о «Петре и Февронии Муромских».

Таким предстаёт в Древнерусской литературе подвиг женщины ради любви. Таков был уклад жизни, таково было положение и восприятие женщины – жены в обществе.

2.3. Величие духа русской женщины


Пленительные образы!

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А.Некрасов


Другая женщина, о которой просто невозможно не вспомнить, говоря о женском подвиге ради любви,— княгиня Трубецкая из поэмы  Н.А.Некрасова «Русские женщины».

Первоначально свою поэму Н.А.Некрасов назвал «Декабристки». В 1826 году декабристы были наказаны царём за участие в Восстании на Сенатской площади. 12 июля 1826 года был вынесен приговор заговорщикам. Пятеро (Пестель, Каховский, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол и Рылеев) были повешены, а Трубецкой был осуждён по первому разряду — вечная каторга. 23 июля 1826 года с первой партией ссыльных он был отправлен этапом в Сибирь, в город Иркутск. Екатерина Ивановна давно решила: она должна быть там, где муж. Но для этого необходимо было специальное разрешение царя, который в конце июля 1826 года направился со свитой в Москву. Именно там должна была состояться его коронация.
Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя — их встреча состоялась в доме генерал-губернатора, на Тверской. Николай I был зол. Он не понимал этой женщины, не понимал, почему она упорствует. За своё ещё недолгое царствование он уже привык к тому, что ему никогда не перечат.
— Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство, глупость даже! Еще и за подруг просите! Зачем вам оный Трубецкой, а?! Отныне вы, княгиня, — свободны, не связаны более узами супружеского союза с каторжником Трубецким. Мы так хотим. Повелеваем!

— Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
— Учтите, как только вы пересечёте Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придётся навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями! И дети ваши, кои родятся в Сибири, — тоже не будут дворянами, они поступят в казённые заводские крестьяне! Вас сие устраивает?!
— Ваше величество, я должна быть с мужем…
— Вам, мадам, будет строго-настрого запрещено давать своему ссыльному мужу деньги и вещи. И никто из родных — абсолютно никто, запомните! — не будет сопровождать вас, когда вы поедете в Сибирь. А главное — вы навсегда лишитесь права вернуться в Россию. Навсегда, мадам!
— Ваше величество… я согласна на любые условия. Лишь бы всегда быть вместе с мужем, помочь ему!
Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...

27 июля 1826 года в сопровождении секретаря графа Лаваля швейцарца Карла Воше Екатерина Ивановна отправилась в Сибирь, вслед за мужем. Она была первой; она дала толчок, показала пример. А за нею двинулись её подруги: Мария Волконская, Александра Муравьева, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Полина Гебль, Александра Розен, Мария Юшневская, Ле Дантю. Верные жены осужденных декабристов, бесстрашные их невесты.
Это был подвиг. Во имя любви, долга, высоких жизненных идеалов.

Поступками Трубецкой восхищались современники. Поэт Некрасов воспел ее в своей знаменитой поэме "Русские женщины", а польский писатель Словацкий посвятил ей роман "Ангелли", который в 1833 году был переведен на французский язык и опубликован в Париже. Письма Трубецкой из Сибири в Петербург — матери и сестре Зинаиде — читал со слезами весь высший свет столицы империи; письма эти переписывались, передавались из рук в руки.
Французский путешественник и литератор маркиз Кюстин опубликовал в 1839 году в своей наделавшей много шуму в Европе книге "Николаевская Россия" письмо Трубецкой из Сибири в Петербург, Николаю I, которое заканчивалось словами: "Я очень несчастна, но если бы мне было суждено пережить все снова, я поступила бы точно так же…". В этих словах вся Трубецкая! Ни лишения, ни жгучие сибирские морозы, болезни и неудобства, отмороженные ноги и оскорбления со стороны чиновников разных рангов, ничто не могло поколебать её веры в правильность выбранного пути.



ГЛАВА 


Исследование мнения сверстников


Рассмотренные тексты произведений дают образцы нравственного подвига женщин-героинь во имя любви. Так ли очевидны в сегодняшнем мире моих сверстников ответы на вопросы: «Образ русской женщины в литературе – пример самоотвержения, мужества? Бескорыстная любовь – подвиг?»

В связи с этим было проведено исследование их мнения.


В качестве респондентов выступили учащиеся 7-11 классов – 70 человек, в возрасте от 14 до 17 лет (включительно).

Содержание анкеты разработано самостоятельно.


Анкета

1. Продолжите фразу: любовь – это…

2. На что вы готовы ради любви?

3. Считаете ли Вы любовь подвигом?

4. Какие женские образы в литературе вам запомнились?

5. Какие черты характера в женщине вы считаете главными?


На вопросы были получены следующие ответы:

1). Продолжите фразу: любовь – это…

26 человек опрошенных определяют любовь как главное чувство в жизни человека;

12 человек – взаимопонимание;

4 человека – сама жизнь;

4 человека – доверие;

3 человека – счастье;

2 человека – испытание;

2 человека – безумие.

Также были даны следующие ответы: неизвестность, тепло, что-то необычное, ненужная «вещь», сердечная привязанность; невозможность жить друг без друга.

2). На что вы готовы ради любви?

24 респондента ответили «на всё»;

13 – «на многое»;

12 человек – готовность пожертвовать ради дорогого человека своими интересами.

К сожалению, 4 респондента ответили, что ни на что не готовы, и только 2 учащихся ответили – «на подвиг».

Также были даны следующие ответы: не знаю; смотря, какая ситуация; ради любви готов встать в 7 утра с кровати; готов переступить через свои убеждения; готов самосовершенствоваться.

3). Считаете ли вы бескорыстную любовь подвигом?

Да - 40 человек. Нет - 29 человек. 50/50 - 1 человек


4). Какие черты характера в женщине вы считаете главными?

На поставленный вопрос 24 человека ответили – верность;

19 человек - доброта; честность - 16 человек; ум - 11 человек; забота - 9 человек; скромность - 7 человек; хозяйственность - 7 человек; терпение - 6 человек; красота души - 5 человек; чувственность - 4 человека; чувство юмора - 4 человека; женственность - 4 человека; отходчивость - 3 человека; целеустремлённость - 3 человека; нежность - 2 человека; порядочность - 4 человека; чувство собственного достоинства - 2 человека; милосердие - 21 человек; а также - любовь к окружающим, отзывчивость, искренность, ранимость, твёрдость, естественность, загадочность, невинность, ответственность, гордость.

5). Какие женские образы из литературы вам запомнились?

На данный вопрос были получены следующие ответы: Татьяна Ларина (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»), Наташа Ростова (Л.Н.Толстой «Война и мир»), Анна Каренина (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»), Лиза (Н.М.Карамзин «Беднпая Лиза»), Екатерина (А.Н.Островский «Гроза»), Джульетта (У.Шекспир «Ромео и Джульетта»), Соня Мармеладова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»), Аксинья (М.А.Шолохов «Тихий Дон»), Олеся (А.И.Куприн «Олеся»), Вера (А.И.Куприн «Гранатовый браслет»), Маргарита (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»), Элен Курагина (Л.Н.Толстой «Война и мир»), Людмила (А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»), Джейн Эйр (Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»).



ВЫВОД


Как видно из ответов, ребята вспоминают образы тех героинь, смыслом жизни которых была любовь, а некоторые из них ради неё были готовы пожертвовать всем, даже собственной жизнью.

Проанализировав мнения молодых людей, я пришла к выводу, что наша гипотеза подтверждена – образ русской женщины в литературе – пример мужества, твёрдости, самопожертвования, а значит бескорыстная любовь – это подвиг.

К сожалению, в наше время многие хорошие традиции дворянского воспитания утеряны вместе с неповторимым обликом по-настоящему интеллигентной, воспитанной девушки. И наша задача – взять лучшее, проверенное вековым опытом, в современную жизнь семьи.

В современной девушке должны соединяться прошлое и настоящее. Скромность, целомудренность, уважение и знание семейных традиций, наряду с этим знание иностранных языков, умение водить автомобиль, коммуникабельность, терпимость. И, конечно же, умение выглядеть хорошо.

А самое главное, чтобы девушка была оптимисткой с активной жизненной позицией, но больше думала о том, что она должна стать достойной матерью своих детей, женой и хранительницей очага.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


На примере произведений литературы XII – XIX веков, рассмотренных в работе, и опроса сверстников я попыталась раскрыть тему женского подвига ради любви. Образы русских женщин в произведениях являют неким примером для всех людей, и особенно для девушек. Из их уст никогда не звучат слова обид, оскорблений, упрёков и т.п. Они всегда готовы помочь своим мужьям и возлюбленным, забывая страх и рискуя собственной жизнью. Это ли не образец для подражания!

Именно верность в любви, которая свойственна женщинам в большей степени, чем мужчинам, является тем подвигом, который совершают миллионы женщин. Русская женщина — это и Женщина-воин, и Женщи­на-мать, и Муза художника. Она многолика и неповторима, она сильна духом и жертвенна. От любви к ней рожда­ется все самое чудесное на земле. Она выполняет извечное женское предназначение - оберегать, охранять, исцелять, объединять беспредельной силой любви и самоотверженности, данной женщине для созидания жизни.

И завершить свою работу я хотела бы строками известного поэта Алексея Хомякова, которые, как мне кажется, раскрывают всю сущность русского героизма, а в особенности, женского:

Подвиг есть и в сраженьи, 
Подвиг есть и в борьбе; 
Высший подвиг в терпеньи, 
Любви и мольбе.














ЛИТЕРАТУРА


  1. «Слово о полку Игореве» Перевод Н.Заболоцкого Серия: Школьная библиотека ИздательствоСанкт-Петербург: Азбука, 2016.

  2. Авдеев М. В. Маша Миронова. Характеристика героини «Капитанской дочки» Пушкина. — «Новь», 1989, 1 августа, т. XXIX, № 19.

  3. Белов С.В. «Роман «Преступление и наказание». Комментарии». Москва: «Просвещение», 1985.

  4. Большая школьная энциклопедия Том №2 // Авт.-сост. Э.Л.Безносов, Ю.А.Иванова, С.А.Шаповал. – М., 2004

  5. Волкова Л.Д. «Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении». Ленинград, «Просвещение», 1977.

  6. Гиллельсон М. И., Мушина И. Б: Повесть А. С. Пушкина «Метель» // Издательство «Просвещение», 1977 г.

  7. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», Москва: АСТ, 2008.

  8. Иеромонах Еразм. Повесть о Петре и Февронии Муромских,Москва: АСТ-Пресс СКД, 2011

  9. Лебедев Ю. Роман "Преступление и наказание". Журнал "Литература в школе" 1990, N6.

  10. Лермонотов М.Ю. Стихотворения Издательство:  АСТ Год издания: 2009

  11. Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве": (Историко-литературный очерк) // Слово о полку Игореве / АН СССР; Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

















ПРИЛОЖЕНИЕ

Героические женщины в истории





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ женщины в литературе и её подвиг ради любви

Автор: Терещенко Татьяна Ивановна

Дата: 26.05.2020

Номер свидетельства: 551456

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Конспект урока с презентацией «Былые годы в памяти не стёрты» (Роль союза в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя») "
    ["seo_title"] => string(119) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-bylyie-ghody-v-pamiati-nie-stiorty-rol-soiuza-v-rasskazie-ie-i-nosova-zhivoie-plamia"
    ["file_id"] => string(6) "126574"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415197595"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока "Любовь матери" (по легенде Сухомлинского) "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-liubov-matieri-po-lieghiendie-sukhomlinskogho"
    ["file_id"] => string(6) "146867"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419267935"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Библиотечный час к 190летию восстания декабристов "
    ["seo_title"] => string(56) "bibliotiechnyi-chas-k-190lietiiu-vosstaniia-diekabristov"
    ["file_id"] => string(6) "155477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421277912"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства