Мотивация - выход на тему с помощью ответа учащихся на загадку:
Оно длиннее всего на свете – и короче.
Быстрее всего – и медленнее.
Самое доброе – и самое неразрывное.
Его больше всего ценят,
Но больше всего сожалеют о его отсутствии.
Без него ничего не может быть сделано.
Когда его мало, оно пожирает всех и без следа,
А когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно.
Что это? (время)
Время – это главная ценность человека. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».
Слово о писателе:
«В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.
Отец Жени – Лев Борисович, был одним из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре.
Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Если найдется человек, которому кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не стоит никакого труда. Достаточно лишь произнести волшебные слова: "Снип-снап-снурре!", и он воскликнет: "Да это же "Снежная королева" Андерсена!". Так-то оно так, да не совсем… Дело в том, что нет в сказке великого датчанина никаких "Снип-снап-снурре", как нет в "Снежной королеве" и образа сказочника, эти слова произносящего.
Продолжим дальше копаться в вашем подсознании… "Я не волшебник, я только учусь", "Какое сказочное свинство!"… Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро, в ЕГО "Золушке" этого нет и в помине. Все дело в том, что, вспоминая и "Золушку", и "Снежную королеву", вы вспоминаете в первую очередь не книжки, а "важнейшее из искусств" — кино.
Но мало кто помнит, что оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать — обогатившего классические сюжеты. Как и "Обыкновенное чудо", и "Убить дракона", которые известны практически всем.
Евгений Львович жил в то время, когда особенно боялись сказок. В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием.
«Правдоподобием не связан, а правды больше», - так сам Шварц объяснял свою приверженность к жанру сказки. Рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле.
Земная жизнь сказочника закончилась, но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ.»
Проблемный вопрос: как вы считаете, у самого Евгения Шварца было потерянное время? Почему?
Переход к самому произведению.
а) Словарная работа. Читая сказку, вы не увидели слова, значение которых вы не знаете? Сейчас я вам покажу картинки, а вы скажите, как называется предмет, который там изображен.
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
Пола, полы – нижняя часть, раскрывающейся спереди одежды, например, полы пальто.
б) Проверка знания текста. Сейчас мы проверим, хватило ли вам времени на внимательное прочтение сказки. Я буду вам говорить высказывания, а вы должны будете сказать «верю/не верю».
Дети, напрасно теряющие время, превращались в старичков.
Злые волшебники считали время на калькуляторе. (СЧЁТЫ)
Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро. (4)
Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
До леса дети – старички доехали на троллейбусе. (Трамвае)
Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
Часы в доме волшебников называли часики. (Ходики)
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
в) Давайте попробуем дать толкование слову «время», опираясь на прочитанную сказку. (Человеческую жизнь можно измерить тем временем, которое было потрачено на добрые и полезные дела, а время, потраченное впустую, делает жизнь человека короче).
г) Работа в парах: охарактеризуйте главных героев до встречи с волшебниками, аргументируя свой ответ примерами из текста.
д) Проблемная ситуация: как вы думаете, произошли бы какие-нибудь изменения, если бы все жители города были относились к времени так же как Петя? (жизнь в городе прекратилась)
е) Выход на смысл: выберите одну пословицу, которая, по вашему мнению, несет в себе смысл нашей сказки и объясните её.
IY. Домашнее задание: творческий пересказ понравившегося эпизода (поставить себя на место героя и рассказывать от его лица).