Просмотр содержимого документа
«Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века»
Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века
Сенькина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с УИОП № 2
г.Котельнича Кировской области
I.Орг. момент.
Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.
Задачи:
Образовательная – дать представление об олицетворении как литературном приеме
Развивающая – научить создавать словесную картину, используя выразительные средства языка
Воспитательная – формировать личностные представления о ценности природы.
II. Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята. Сейчас на дворе наступает весна. Оживает, просыпается природа. ---- Какие ассоциации у вас возникают со словами русская природа?
-Назовите поэтов, которые воспевали русскую природу?
-Пушкин А.С., Бунин Иван Алексеевич, Тютчев Федор Иванович, Есенин Сергей Александрович.
- С помощью чего поэт создает художественное произведение?
-С помощью слова.
- С помощью каких средств художники показывают красоту природы?
-На уроках ИЗО художники показывают красоту русской природы.
- Образы русской природы мы можем проследить в творчестве Есенина С.А. Какие стихи у Есенина вы знаете?
-«Береза», «Пороша», «Черемуха».
- Какую цель урока мы с вами поставим?
-Увидеть красоту русской природы в стихотворении Есенина «Черемуха» и произведениях русских художников начала 20 века.
- Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии в селе Константинове в простой крестьянской семье. Детство свое он провел в доме зажиточного деда. Дед поэта привил ему интерес к фольклору: к народным песням, сказкам и мифам. Это нашло отражение в стихах поэта. Природа в стихах Есенина живая, она одухотворена, в своей способности чувствовать окружающий мир она подобна человеку. Есенина считают певцом русской природы.
- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение.
- Какое настроение хотел передать нам Есенин?
ликующее
восторженное
шутливое
весёлое
праздничное
радостное
Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
изумление
радость
восторг
ликование
- Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить картину, которую создал Есенин.
- Ветки золотистые, ручей серебряный.
Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».
- Какими словами поэт говорит о запахах?
- Душистая, медвяная, пряная
- Какой приём использует поэт?
-Эпитет.
Давайте вспомним, с какими тропами мы знакомы? Эпитет, метафора, сравнение. Откройте словарь учебника стр. и вспомним, что они означают. Обратимся снова к тексту стихотворения.
АНАЛИЗ построчный стихотворения.
-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?
- роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.
Вы представляли картину и называли прилагательные (эпитеты). Зачем Есенин использует эпитеты?
- Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.
-Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя.
- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит». Как называется этот приём?
- Метафора
- Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.
-Какие образы являются главными в стихотворении?
-Черемуха, ручей.
-Давайте найдем в тексте строки, в которых Есенин создает образ черемухи? Какие ключевые слова помогают поэту создать образ черемухи?
- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет. А почему Есенин говорит, что черемуха завила кудри?
-Дерево похоже на человека, обладает человеческими способностями, качествами.
-Так вот, прием создания чел.образа, перенос свойств, качеств человека на неодуш.предметы в литературе называется олицетворением (стр.250)
-Еще один образ – это ручей. Как с помощью олицетворения Есенин создает образ ручья?
-Песенки поет, бежит.
- Какие цвета присутствуют в этой картине?
-Золотой, серебряный, медовый, зеленый.
-Почему золотистый (белый) и медовый (жёлтый) ключевые слова?
-Это солнце и снег. Это остатки зимы и яркое теплое солнце. Лучше всего о красках расскажет наш художник, учитель ИЗО Ольга Владимировна.
О.В.: Желтый
Белый
(ключевое слово – весна!!!)
Какие оттенки цветов есть в ваших красках? Что бы вы изобразили, если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?
- Черемуха, ручей.
-А как можно изобразить поющий ручей? (передать движение, шумит, журчит, изменяется).
- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить словесную картину: почувствовать, увидеть, услышать?
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.
- Составьте рассказ о том, что вы изобразите на иллюстрации при помощи олицетворения.
ВЫВОД: На картине 2 образа: черёмуха и речей. Черёмуха, как девушка-красавица, наряжается, готовится к приходу весны, а затем и лета. А ручей, словно юноша, который движется, бежит навстречу.
Рассказывает о том, как расположить на бумаге композиционно черемуху и ручей.
Создаем эскиз. Оба образа должны быть на картине.
- Ребята, мы сегодня проанализировали стихотворение «Черемуха» и увидели картины русских художников. Красоту русской природы можно передать словами и посредством изобразительного искусства. Кто бы хотел передать чувства, которые вы испытывали на уроке?
- Итак, давайте вернемся к цели нашего урока. (увидеть красоту русской природы в стихотворении Есенина «Черёмуха» и произведениях русских художников). Кем вы почувствовали себя художником или поэтом? Что захотелось добавить, чего не сказал Есенин?