kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок знакомит детей со стихотворением С.А.Есенина. Ученики развивают навык анализа стихотворения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века»

Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века

Сенькина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с УИОП № 2

г.Котельнича Кировской области

I.Орг. момент.

Цель: познакомить детей со стихотворением; показать значение художественного мастерства поэта, его использование различных изобразительно-выразительных средств; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учеников.

Задачи:

Образовательная – дать представление об олицетворении как литературном приеме

Развивающая – научить создавать словесную картину, используя выразительные средства языка

Воспитательная – формировать личностные представления о ценности природы.

II. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята. Сейчас на дворе наступает весна. Оживает, просыпается природа. ---- Какие ассоциации у вас возникают со словами русская природа?

-Назовите поэтов, которые воспевали русскую природу?

-Пушкин А.С., Бунин Иван Алексеевич, Тютчев Федор Иванович, Есенин Сергей Александрович.

- С помощью чего поэт создает художественное произведение?

-С помощью слова.

- С помощью каких средств художники показывают красоту природы?

-На уроках ИЗО художники показывают красоту русской природы.

- Образы русской природы мы можем проследить в творчестве Есенина С.А. Какие стихи у Есенина вы знаете?

-«Береза», «Пороша», «Черемуха».

- Какую цель урока мы с вами поставим?

-Увидеть красоту русской природы в стихотворении Есенина «Черемуха» и произведениях русских художников начала 20 века.

- Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в Рязанской губернии в селе Константинове в простой крестьянской семье. Детство свое он провел в доме зажиточного деда. Дед поэта привил ему интерес к фольклору: к народным песням, сказкам и мифам. Это нашло отражение в стихах поэта. Природа в стихах Есенина живая, она одухотворена, в своей способности чувствовать окружающий мир она подобна человеку. Есенина считают певцом русской природы.

- ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение.

- Какое настроение хотел передать нам Есенин?

  • ликующее

  • восторженное

  • шутливое

  • весёлое

  • праздничное

  • радостное

Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта.

- Какие чувства возникли в вашем сердце?

  • изумление

  • радость

  • восторг

  • ликование



- Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить картину, которую создал Есенин.

- Ветки золотистые, ручей серебряный.

Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи».

- Какими словами поэт говорит о запахах?

- Душистая, медвяная, пряная

- Какой приём использует поэт?

-Эпитет.

Давайте вспомним, с какими тропами мы знакомы? Эпитет, метафора, сравнение. Откройте словарь учебника стр. и вспомним, что они означают. Обратимся снова к тексту стихотворения.

АНАЛИЗ построчный стихотворения.

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

  • - роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;

  • зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

  • проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля;

  • обдаёт – обливает со всех сторон;

  • вкрадчиво – осторожно; тихо;

  • под кручею – под обрывом.



Вы представляли картину и называли прилагательные (эпитеты). Зачем Есенин использует эпитеты?

- Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.

-Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя.

- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит». Как называется этот приём?

- Метафора

- Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений.

-Какие образы являются главными в стихотворении?

-Черемуха, ручей.

-Давайте найдем в тексте строки, в которых Есенин создает образ черемухи? Какие ключевые слова помогают поэту создать образ черемухи?

- (ветки, кудри, сползает капелька, зелень пряная=душистая, ароматная, в серебре=белые цветы).

- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет. А почему Есенин говорит, что черемуха завила кудри?

-Дерево похоже на человека, обладает человеческими способностями, качествами.

-Так вот, прием создания чел.образа, перенос свойств, качеств человека на неодуш.предметы в литературе называется олицетворением (стр.250)

-Еще один образ – это ручей. Как с помощью олицетворения Есенин создает образ ручья?

-Песенки поет, бежит.

- Какие цвета присутствуют в этой картине?

-Золотой, серебряный, медовый, зеленый.

-Почему золотистый (белый) и медовый (жёлтый) ключевые слова?

-Это солнце и снег. Это остатки зимы и яркое теплое солнце. Лучше всего о красках расскажет наш художник, учитель ИЗО Ольга Владимировна.

О.В.: Желтый

Белый

(ключевое слово – весна!!!)

Какие оттенки цветов есть в ваших красках? Что бы вы изобразили, если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению?

- Черемуха, ручей.

-А как можно изобразить поющий ручей? (передать движение, шумит, журчит, изменяется).

- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить словесную картину: почувствовать, увидеть, услышать?

Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

- Составьте рассказ о том, что вы изобразите на иллюстрации при помощи олицетворения.

ВЫВОД: На картине 2 образа: черёмуха и речей. Черёмуха, как девушка-красавица, наряжается, готовится к приходу весны, а затем и лета. А ручей, словно юноша, который движется, бежит навстречу.

Рассказывает о том, как расположить на бумаге композиционно черемуху и ручей.

Создаем эскиз. Оба образа должны быть на картине.

- Ребята, мы сегодня проанализировали стихотворение «Черемуха» и увидели картины русских художников. Красоту русской природы можно передать словами и посредством изобразительного искусства. Кто бы хотел передать чувства, которые вы испытывали на уроке?

- Итак, давайте вернемся к цели нашего урока. (увидеть красоту русской природы в стихотворении Есенина «Черёмуха» и произведениях русских художников). Кем вы почувствовали себя художником или поэтом? Что захотелось добавить, чего не сказал Есенин?

-Люблю, тебя, моя Россия.
Спасибо за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ русской природы в поэзии и живописи начала 20 века

Автор: Сенькина Татьяна Ивановна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420478

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект занятия "По мотивам русских художников" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-zaniatiia-po-motivam-russkikh-khudozhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "244870"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446025569"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект занятия "По мотивам русских пейзажистов" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-zaniatiia-po-motivam-russkikh-pieizazhistov"
    ["file_id"] => string(6) "244874"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446025773"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа дополнительного образования  «Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(47) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiafantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "256182"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448088433"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Пресс-конференция "Культура России" "
    ["seo_title"] => string(38) "priess-konfierientsiia-kul-tura-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "152911"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420917354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства