kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуальных идей и теорий;
  • развивать навыки монологического высказывания;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.»

10 класс

Урок № 91.

Тема. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Цель:

  • раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления; показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человека осуществление индивидуальных идей и теорий;

  • развивать навыки монологического высказывания;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2. Вступительное слово учителя.

Раскольников не принимает «лик мира сего»; тот образ жизни, который он ведёт, вызывает в нём омерзение и злобное презрение к столпам общества.

Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?


3.Прошлое Родиона Раскольникова:

  • родился и вырос он в крохотном городишке;

  • отец и младший брат умерли;

  • есть мать и сестра;

  • в Петербурге — три года, учился на юридическом факультете университета;

  • хотел жениться на дочери хозяйки из сострадания к увечной девушке, но не успел, девушка умерла;

  • нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой;

  • после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги;

  • спас детей на пожаре.


4. Предыстория преступления Раскольникова.

4.1. Слово учителя.

Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца – и Раскольников впервые идёт к ростовщице заложить колечко. По дороге от старухи он заходит в трактир, заказывает чаю, задумывается. И вдруг слышит за последним столиком разговор студента с офицером – о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Ещё через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху. Месяц ушёл на подготовку, затем – убийство.


4.2. Беседа.

- Какие мысли и чувства рождаются в душе Раскольникова, когда он сталкивается с миром бедных людей?

- Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство – не преступление?


5. Идея Раскольникова о праве сильной личности.

5.1.Причины преступления Раскольникова.

Социальные: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и стремления помочь окружающим (Мармеладову, его жене и детям, Соне, пьяной девушке на бульваре).

Нравственные: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели и изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть «через кровь» других людей.

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.


5.2. Анализ эпизода «Разговор Раскольникова и Порфирия Петровича (ч.3, гл. 5). Чтение отрывка от слов «Это совсем как у меня… И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать».

- К какому выводу пришёл герой, размышляя над историей?

Исторический прогресс осуществлялся на чьих-то страданиях.

- К какому разряду людей принадлежит сам герой?

Поделив людей на две категории, Раскольников сам не может определить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».

Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремится убедить читателя, что Раскольникова увлёк идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная самопроверка героя: способен ли он «переступить» через привычные нормы «тварей дрожащих», «преступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

Вспомните ответ Раскольникова на вопрос Сони «что делать?» (1-ая встреча): «Свобода и власть, главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Вспомните мысли Раскольникова по поводу слов Разумихина о социалистах: «Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я сам хочу жить, а то лучше уже и не жить!»

В результате бесчеловечная идея Раскольникова привела его к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе.

Но впоследствии совесть Раскольникова не вынесла пролитой крови, он не смог преодолеть в себе человека. Раскольников мучается больше, оттого что преступить-то он преступил, да на этой строке и остался, то есть оттого, что он – обыкновенный. К нему приходит сознание своей ничтожности. Раскольников понимает, что он – как все – вошь, тварь дрожащая (ч.4, гл.4, 7, 8; ч.5, гл.4; эпилог).

Итак, поступок Раскольникова – испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека гораздо сложнее: по выражению Белинского, - это лабиринт неизвестности, тайник «Я». Раскольников двойственен и в преступлении, и в страдании: его душа расколота надвое (отсюда и фамилия).


6. Преступление и наказание Раскольникова.

6.1. Беседа.

- Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение (ч.1, гл.5? 6?)

«Последний же день, так нечаянно наступивший и всё разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в неё втягивать».

- Мы видим, что Раскольников идёт на преступление, как человек, потерявший всякое господство над собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну её практически осуществить. Достоевский утверждал: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлечённые теории.

- Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба», во время которой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.

- Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно.

Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве.


6.2.Анализ эпизодов. История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

- первый день: ч.1, гл.1-2;

- второй день: ч.1, гл.3-5;

- третий день: ч.1, гл.6-7 (сцены подготовки к убийству и убийство);

- четвёртый день: ч.2, гл.1-2;

- восьмой день: ч.2, гл.3-7, ч.3, гл.1;

- девятый день: ч.3, гл.2-6 , ч.4, гл. 1-4;

- десятый день: ч.4, гл.5-6;

- тринадцатый день: ч.4, гл.1-6;

- четырнадцатый день: ч.4, гл.7-8;

- спустя полтора года – эпилог.


III. Подведение итогов урока.

Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Ещё хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, ещё и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплотившиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.


IV. Домашнее задание.

Охарактеризовать «двойников» Раскольникова: Лужина, Свидригайлова.

1 вариант. Пересказ эпизодов о Лужине:

  • ч.1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери);

  • ч. 2, гл. 5 (1-ая встреча Лужина с Раскольниковым);

  • ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге);

  • ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разговора с Дуней, поминки).

2 вариант. Пересказ эпизодов о Свидригайлове:

  • ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

  • ч. 4, гл. 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-ая встреча Раскольникова со Свидригайловым; какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым).







4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Тестовые задания для проведения дифференцированного зачета по литературе. "
    ["seo_title"] => string(87) "tiestovyie-zadaniia-dlia-proviedieniia-diffierientsirovannogho-zachieta-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "101907"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402466135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства