kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ госпожи Простаковой в комедии "Недоросль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые уроки, коим является суд над литературным героем, предоставляет для учащихся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальные ситуации, пережить их на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. Более того, когда в игру включён весь класс, то каждый должен соблюсти общие правила и не выпасть из команды. Учитель же может отследить, насколько глубоко усвоен изученный материал, умеют ли учащиеся использовать следующие методы: анализ, синтез, сопоставление.

На данный тип урока учитель класс нацеливает на начальном этапе изучения творчества Фонвизина. Тогда же предлагает подумать о роли, которую учащиеся хотели бы сыграть. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ госпожи Простаковой в комедии "Недоросль"»

Урок литературы по теме "Образ госпожи Простаковой в комедии «Недоросль»"

Каримова Людмила Аркадьевнаучитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Игровые уроки, коим является суд над литературным героем, предоставляет для учащихся широкие возможности для самовыражения, с помощью игры создаётся высокая мотивация. Игра позволяет ребятам сымитировать реальные ситуации, пережить их на эмоциональном уровне, позитивно влияет на межличностное общение подростков. Более того, когда в игру включён весь класс, то каждый должен соблюсти общие правила и не выпасть из команды. Учитель же может отследить, насколько глубоко усвоен изученный материал, умеют ли учащиеся использовать следующие методы: анализ, синтез, сопоставление.

На данный тип урока учитель класс нацеливает на начальном этапе изучения творчества Фонвизина. Тогда же предлагает подумать о роли, которую учащиеся хотели бы сыграть.

Цель: обобщить изученный на уроках материал по произведению Д.И.Фонвизина «Недоросль», формировать языковую компетенцию учащихся.

Задачи:1) обучающие:

- определить сущность образа Простаковой, найти в её характере противоречивые черты;

2) развивающие: -развивать навыки монологической речи, умение доказывать свою точку зрения;

-создать условия для развития творческих способностей учащихся;

3) воспитывающие: -воспитание интереса к художественной литературе;

-воспитание непримиримости к невежеству, жестокости, предательству, лицемерию.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

Технология: игровая, урок-суд.

Материалы и оборудование: раздаточный материал (текст комедии «Недоросль»), мантия для судьи, головной убор (четырёхуголка с кисточкой); технические средства (компьютер)

Участники: обвинение (1 чел.), защита (1 чел.), присяжные заседатели (3 чел.),судья, свидетели (остальные учащиеся класса).

1. Вступление.

Слово учителя.

Основная проблема, которую Д.И. Фонвизин поднимает в комедии - проблема воспитания. Крепостничество привело русское дворянство к деградации. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности ,самодостаточности, самодовольства. Такая жизнь и воспитание лишили его цели и смысла жизни. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье.

2. Чтение по ролям (действие 5, явление 1, диалог Правдина и Стародума.).

3. Инсценировка (д.5, явление 2, 3).

Итак, имение помещиков взято под опеку, Простакова лишается реальной власти над крестьянами и имуществом. Сын отворачивается от матери. Как такое стало возможным? В чем вина госпожи Простаковой?

Правдин подсказал нам с вами ход и форму урока. Давайте устроим суд над Простаковой.

4. Распределение ролей.

Обвинение (1 чел.).

Защита (1 чел.).

Присяжные заседатели (3 чел.).

Судья.

Свидетели.

5. Словесный портрет героя.

Пока мы с вами распределяли роли, Простакова, будучи человеком жестоким по отношению к крепостным, решила "допытаться, кто из рук выпустил Софью" и исчезла. Давайте в целях ее задержания составим ее словесный портрет, пользуясь одним из методов криминалистики.

(По тексту находятся характеристики героини, на доске в два ряда записываются характерные черты Простаковой: в первом - положительные, во втором - отрицательные):

- корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, не- вежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая, употребляет грубые выражения (дурак бессчетный, скот, бестия, собачья дочь и т.д.)

+ сильно любит сына, готова для него на все (платит деньги за учебу, ругается и дерется с братом), сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем.

А как вы думете, сколько лет госпоже Простаковой? (Чуть более 30, а кажется, что перед нами старая ведьма).

Мы составили подробный портрет героини, который позволил её задержать. Очевидно, обвинение и защита воспользуются этими данными.

6. Слушание дела:

А) Свидетельские показания.

- Слушается дело по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Приступаем к заслушиванию свидетелей.

- Гражданин:Вы проходите по делу госпожи Простаковой в качестве свидетеля. Помните, что за дачу ложных показаний вы будете привлечены к ответственности. Ответьте на следующий вопрос:

Вопросы к свидетелям:

- Что вы заметили предосудительного в поведении госпожи Простаковой?

- Что вы можете сказать о подсудимой как о матери?

- Считаете ли вы, что Митрофан лишь зеркало Простаковой?

- Что вы можете рассказать о похищении Софьи, считаете ли вы, что виновата Простакова?

- Что вы можете сказать о Простаковой как о жене?

- Зачем Простакова нанимает учителей, ведь она не видит в этом необходимости? (Во-первых, " мы не хуже других", во-вторых,"существует указ Петра I о дворянских детях".

- Кого из учителей Простакова считает лучшим?

- Не замечали ли вы элементов грубости в поведении и речи обвиняемой?

- Что вы можете сказать об отношениях между Простаковой и Скотининым?

Б) Обвинительная речь.

Рекомендации обвинению.

"Госпожа Простакова, вы обвиняетесь в том, что бесцельно и бессмысленно прожили свою жизнь:

  • не дали достойного воспитания сыну, сделали из него эгоиста, грубияна, невежу;

  • имея средства к существованию, тратили их на таких учителей, как Вральман;

  • постоянно сквернословили, оскорбляли других, не считаясь с чувствами людей;

  • обвиняетесь в том, что пытались силой выдать замуж Софью за своего сына;

  • жестоко относились к крепостным слугам, живете по правилу, кто сильнее и богаче, тот и прав;

  • невежественны.

В) Выступление защитников.

Рекомендации защите.

"Госпожа судья! Господа присяжные заседатели! Преступление нашей подзащитной имеет ряд смягчающих обстоятельств: в преступлении Простакова повинна не столько сама, сколько общество. Поэтому ответственность должны разделить в равной мере и другие персонажи бессмертной комедии Фонвизина "Недоросль". Простакова стала такой не случайно, она воспитывалась в семье, где тоже не признавали науку. Ее батюшка был воеводою 15 лет и не умел читать, был жадным, имел страсть к деньгам, даже умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.

Таким образом, виновата семья, в которой воспитывалась Простакова: что же касается того, что Простакова не смогла сделать из Митрофанушки достойного гражданина, то во всем виновата материнская безоглядная любовь, а разве за это можно осуждать? Она воспитала себе подобного, ведь в семье она видела грубость, лицемерие, за детьми не было никого контроля, дети умирали (из 18 осталось 2), Простаковой еще можно сказать спасибо за то, что она вырастила такого здорового, румяного, крепкого сынка.

Г) Решение суда.

Рекомендации суду.

"Суд, в лице учащихся:, рассмотрев дело литературного персонажа комедии Фонвизина "Недоросль" и заслушав обвинение и защиту, выносит приговор:

1. Признать преступником век невежественных помещиков - крепостников, век "властителей и судей", век Екатерины II.

2. Признать госпожу Простакову личностью аморальной во всех отношениях и осудить на бессмертие, дабы другим неповадно было.

Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!

Домашнее задание: ответить на вопрос: Кто же она? «Госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? (образ госпожи Простаковой)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Образ госпожи Простаковой в комедии "Недоросль"

Автор: Каримова Людмила Аркадьевна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286251

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая  направленность комедии. Отрицательные персонажи  комедии "
    ["seo_title"] => string(100) "d-i-fonvizin-niedorosl-satirichieskaia-napravliennost-komiedii-otritsatiel-nyie-piersonazhi-komiedii"
    ["file_id"] => string(6) "224906"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439282805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства