Цели: 1. Обучающая.Продолжить анализ действий комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Развивающая.Рассмотреть вопросы воспитания и образования в
комедии.
3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию
обучающихся, интерес к русской классической литературе.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
- Вспомните, что такое сатира?
Сатира (от лат.sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков.
Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана по законам классицизма. Так в классицистической комедии мы легко узнаем «положительных» и «отрицательных» героев ещё до прочтения комедии.
- Посмотрите на фамилии и имена действующих лиц пьесы. Говорят ли они нам о чём-нибудь? Можем ли мы дать характеристику героям пьесы, основываясь на их имена?
(Да.Митрофан – подобный матери; Простаков – прост и глуп; Скотинин – от слова «скот»; Софья – София – мудрость; Милон (корень «мил») – милый и т.д.Имена в комедии «говорящие».)
А теперь поближе рассмотрим героев комедии.
- Что вы можете сказать о родителях Митрофана? Какие они отец и мать?
( Отец – глуп, во всём подчиняется жене, на всё старается смотреть её глазами.Мать (в девичестве Скотинина) – властолюбивая, грубая, наглая, «презрелая фурия»; тем, кто слабее, спуску не даёт, любит сына.)
- Как вы думаете – это образ типичной помещицы?
- Какой сын вырос у таких родителей?
(Митрофан – тупой, лентяй, обжора, грубиян, никого не любит).
- Как он относится к своей кормилице?
(Грубит ей, она для него только прислуга.А ведь эта женщина не просто выкормила Митрофана, она его любит).
- Вспомните, в чём проявляется своеобразная «сообразительность» Митрофанушки?
Читаем действие I, явление IV – Митрофанушка рассказывает свой сон.
(Митрофан не так глуп, увидев, что мать озадачена, он ловко выпутывается из затруднительного положения, зная, на чьей стороне сила, за что и награждается объятиями матери).
- Что нам показывают последние сцены комедии? Как меняется отношение Митрофанушки к матери?
Читаем явление последнее.
- Что же повинно в том, что Митрофан не знает даже чувства привязанности к матери? ( Слепая любовь матери к сыну, избалованность Митрофанушки).
- Сыграло ли свою роль отношение его матери к крепостным, к кормилице Митрофанушки? Вспомните, как ругает ПростаковаТришку за то, что он плохо сшил кафтан? (Мошенник, скот, воровская харя). А как честит кормилицу сына (собачья дочь, скверная харя, старая ведьма). Неудивительно, что и Митрофанушка вслед за матерью кричит на Еремеевну: «Старая хрычовка».
А у Простаковой не хватает ума понять, что отношение Митрофана к женщине, которая его вскормила, не предвещает добра и ей, родной матери.
- Какое образование старается дать сыну госпожа Простакова? Кто учит Митрофанушку?
(Кутейкин – недоучившийся семинарист, жадный, неумный.Кучер Вральман – невежественный иностранец, подавшийся в учителя – картина нередкая для России XVIII в., особенно в провинции).
- Чему учит Вральман Митрофанушку? (Истории и иностранным языкам. Но ничему научить неспособен, поэтому завоёвывает симпатию Простаковой тем, что говорит о вреде науки.)
Читаем действиеIII, явление VIIIсо слов «…рассути мать моя… Единственный из учителей, кто достоин внимания как человек – это Цыфиркин. Вспомните, он не берёт плату за то, что не сделал
- Какие ответы выдаёт Митрофанушка на экзамене перед Правдиным и Стародумом?
Читаем действиеIV, явлениеVIIIсо слов «Любопытен бы был я послушать, чему немец его-то выучил…»
- Похож ли Митрофанушка в своём невежестве на дядюшку Скотинина? Чем интересуется Скотинин? Как он относится к людям?
(Хуже, чем к свиньям. Даже о будущей жене говорит, что если уж у каждой свинки свой клевок есть, то уж жене он светёлку найдёт.
- как относится Скотинин к своим крестьянам?
ДействиеI, явлениеV. («…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду».Скотинин ничего не боится, ведь по закону 1767 г. крестьяне за жалобу на своего помещика ссылались на каторгу).
Мы рассмотрели отрицательных персонажей комедии, на следующем уроке мы обратимся к героям добродетельным. Но прежде ещё раз вспомним, по каким законам написана эта комедия? (По законам классицизма).
- Назовите три единства, по которым писались классицистические произведения? (Единство действия, времени, места).
- Как вы помните, классицизму было свойственно резкое деление героев на положительных и отрицательных. Середины не было. Это ярко проступает и в комедии Д.И. Фонвизина.
В Скотинине, в Простаковой, в Митрофанушке мы не увидим ни одного светлого пятна, тогда как образы положительных героев кристально чисты. Например, Софья, что мы знаем о ней? (Сирота, живёт в доме Простаковой, которая обирает её. Впервые мы слышим о ней тогда, когда Скотинин говорит о сговоре. Он собирается жениться на Софье.)
- Чем привлекательна для него эта женитьба? (Тем, что в деревеньках невесты водятся свинки.)
- Какое событие меняет жизнь Софьи? (Она получает письмо от дяди, которого все считали давно умершим.)
- Почему Простакова меняет своё отношение к Софье? (Потому что дядюшка назначил ей большое наследство.)
- Что происходит из-за этого между дядей и племянником? Кто защищает Митрофана?
- Какую благодарность получает Еремеевна за свою верность? (По пяти рублей за год, да по пяти пощёчин за день)
- Как вы думаете, Еремеевна – это положительный персонаж? Почему? (Отрицательный. Она человек с психологией раба. Вспомните, как она называет учителей Митрофанушки после того, как они утешили её? (Вот тебе и вся наша сволочь, батюшка.)
Итог урока.
Вывод: Создавая образы Скотининых и Простаковых, Фонвизин показывает как глубоко сидят корни всего того, что происходит в комедии. Вся пьеса направлена на то, чтобы доказать, что крепостное право пагубно и для «рабов» и для господ.
Рисуя госпожу Простакову, Фонвизин немного нарушает законы классицизма. Ведь в финале эта «презрелая фурия» страдает, любимый сын отворачивается от неё. А читатель, пусть на долю секунды, испытывает сочувствие к ней.
Домашнее задание. Подготовиться к беседе по вопросам по теме «Проблема воспитания истинного гражданина».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: 1. Обучающая. Продолжить анализ действий комедии
Д.И. Фонвизина «Недоросль».
2. Развивающая. Рассмотреть вопросы воспитания и образования в
комедии.
3. Воспитывающая: воспитать нравственную читательскую позицию
обучающихся, интерес к русской классической литературе.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа по теме урока.
Слово учителя.
- Вспомните, что такое сатира?
Сатира (от лат.sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков.
Мы уже говорили, что комедия «Недоросль» написана по законам классицизма. Так в классицистической комедии мы легко узнаем «положительных» и «отрицательных» героев ещё до прочтения комедии.
- Посмотрите на фамилии и имена действующих лиц пьесы. Говорят ли они нам о чём-нибудь? Можем ли мы дать характеристику героям пьесы, основываясь на их имена?
(Да. Митрофан – подобный матери; Простаков – прост и глуп; Скотинин – от слова «скот»; Софья – София – мудрость; Милон (корень «мил») – милый и т.д. Имена в комедии «говорящие».)
А теперь поближе рассмотрим героев комедии.
- Что вы можете сказать о родителях Митрофана? Какие они отец и мать?
( Отец – глуп, во всём подчиняется жене, на всё старается смотреть её глазами. Мать (в девичестве Скотинина) – властолюбивая, грубая, наглая, «презрелая фурия»; тем, кто слабее, спуску не даёт, любит сына.)
- Как вы думаете – это образ типичной помещицы?
- Какой сын вырос у таких родителей?
(Митрофан – тупой, лентяй, обжора, грубиян, никого не любит).
- Как он относится к своей кормилице?
(Грубит ей, она для него только прислуга. А ведь эта женщина не просто выкормила Митрофана, она его любит).
- Вспомните, в чём проявляется своеобразная «сообразительность» Митрофанушки?
Читаем действие I, явление IV – Митрофанушка рассказывает свой сон.
(Митрофан не так глуп, увидев, что мать озадачена, он ловко выпутывается из затруднительного положения, зная, на чьей стороне сила, за что и награждается объятиями матери).
- Что нам показывают последние сцены комедии? Как меняется отношение Митрофанушки к матери?
Читаем явление последнее.
- Что же повинно в том, что Митрофан не знает даже чувства привязанности к матери? ( Слепая любовь матери к сыну, избалованность Митрофанушки).
- Сыграло ли свою роль отношение его матери к крепостным, к кормилице Митрофанушки? Вспомните, как ругает Простакова Тришку за то, что он плохо сшил кафтан? (Мошенник, скот, воровская харя). А как честит кормилицу сына (собачья дочь, скверная харя, старая ведьма). Неудивительно, что и Митрофанушка вслед за матерью кричит на Еремеевну: «Старая хрычовка».
А у Простаковой не хватает ума понять, что отношение Митрофана к женщине, которая его вскормила, не предвещает добра и ей, родной матери.
- Какое образование старается дать сыну госпожа Простакова? Кто учит Митрофанушку?
(Кутейкин – недоучившийся семинарист, жадный, неумный. Кучер Вральман – невежественный иностранец, подавшийся в учителя – картина нередкая для России XVIII в., особенно в провинции).
- Чему учит Вральман Митрофанушку? (Истории и иностранным языкам. Но ничему научить неспособен, поэтому завоёвывает симпатию Простаковой тем, что говорит о вреде науки.)
Читаем действие III, явление VIIIсо слов «…рассути мать моя… Единственный из учителей, кто достоин внимания как человек – это Цыфиркин. Вспомните, он не берёт плату за то, что не сделал
- Какие ответы выдаёт Митрофанушка на экзамене перед Правдиным и Стародумом?
Читаем действие IV, явление VIII со слов «Любопытен бы был я послушать, чему немец его-то выучил…»
- Похож ли Митрофанушка в своём невежестве на дядюшку Скотинина? Чем интересуется Скотинин? Как он относится к людям?
(Хуже, чем к свиньям. Даже о будущей жене говорит, что если уж у каждой свинки свой клевок есть, то уж жене он светёлку найдёт.
- как относится Скотинин к своим крестьянам?
Действие I, явление V. («…всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду». Скотинин ничего не боится, ведь по закону 1767 г. крестьяне за жалобу на своего помещика ссылались на каторгу).
Мы рассмотрели отрицательных персонажей комедии, на следующем уроке мы обратимся к героям добродетельным. Но прежде ещё раз вспомним, по каким законам написана эта комедия? (По законам классицизма).
- Назовите три единства, по которым писались классицистические произведения? (Единство действия, времени, места).
- Как вы помните, классицизму было свойственно резкое деление героев на положительных и отрицательных. Середины не было. Это ярко проступает и в комедии Д.И. Фонвизина.
В Скотинине, в Простаковой, в Митрофанушке мы не увидим ни одного светлого пятна, тогда как образы положительных героев кристально чисты. Например, Софья, что мы знаем о ней? (Сирота, живёт в доме Простаковой, которая обирает её. Впервые мы слышим о ней тогда, когда Скотинин говорит о сговоре. Он собирается жениться на Софье.)
- Чем привлекательна для него эта женитьба? (Тем, что в деревеньках невесты водятся свинки.)
- Какое событие меняет жизнь Софьи? (Она получает письмо от дяди, которого все считали давно умершим.)
- Почему Простакова меняет своё отношение к Софье? (Потому что дядюшка назначил ей большое наследство.)
- Что происходит из-за этого между дядей и племянником? Кто защищает Митрофана?
- Какую благодарность получает Еремеевна за свою верность? (По пяти рублей за год, да по пяти пощёчин за день)
- Как вы думаете, Еремеевна – это положительный персонаж? Почему? (Отрицательный. Она человек с психологией раба. Вспомните, как она называет учителей Митрофанушки после того, как они утешили её? (Вот тебе и вся наша сволочь, батюшка.)
Итог урока.
Вывод: Создавая образы Скотининых и Простаковых, Фонвизин показывает как глубоко сидят корни всего того, что происходит в комедии. Вся пьеса направлена на то, чтобы доказать, что крепостное право пагубно и для «рабов» и для господ.
Рисуя госпожу Простакову, Фонвизин немного нарушает законы классицизма. Ведь в финале эта «презрелая фурия» страдает, любимый сын отворачивается от неё. А читатель, пусть на долю секунды, испытывает сочувствие к ней.
Домашнее задание. Подготовиться к беседе по вопросам по теме «Проблема воспитания истинного гражданина».