- Вспомните, с творчеством, какого поэта мы знакомились на прошлом уроке?
Тема нашего урока Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».
«Милый друг, поняла ты давно-
Здесь одни только камни не плачут».
В этих условиях Некрасов приступил к работе над поэмой «Мороз, Красный нос», исполненной светлой верой и доброй надеждой. Действительно, в этой поэме автор поднялся на высочайшую степень художественного мастерства. Поэма не только прекрасна, но она и загадочна, как и должно быть с великим творением автора. И каждая эпоха пытается найти свою разгадку этой непостижимой тайны.
Сегодня и мы попытается выразить свое понимание поэмы.
Мы с вами познакомимся с содержанием поэмы, будем учиться выразительно, читать, вспомним всё, что знаем о жизни автора этого произведения. На каждый поставленный мною вопрос прошу давать полные, ясные, чёткие ответы.
Николай Алексеевич Некрасов, кто это?
Годы жизни поэта?
Какие основные темы в творчестве Некрасова вы знаете?
А сейчас представьте себе Некрасова ребёнком в селе Грешнёво Ярославской губернии.
Итак, какой вывод можно сделать о детстве поэта?
(Детство было безбедное, но не всегда счастливое из-за грубости и жестокости отца. Отца Николай не любил, а мать любил очень сильно, т.к. она была добрая, всегда защищала детей и крепостных крестьян от гнева мужа.)
Какой следующий этап был в жизни Нерасова?
(Рассказ об учёбе в гимназии.)
Какой вывод можно сделать?
(Учился Некрасов легко, но без интереса. За время учёбы он полюбил книги, успешно окончил 5 классов.)
- Итак, какое занятие постепенно становится основным в жизни поэта?
Вспомните, какие темы затрагивает Некрасов в своих произведениях?
(1. С детства он видел несправедливость жизни. Наблюдал, как жесток крепостными его отец, видел бурлаков на Волге. Его ужаснула их участь. Он с детства понял, что надо как-то изменить эту несправедливость, что-то для этого надо сделать. Он старался своими стихами обратить внимание богатых на бедных людей, особенно на крепостных крестьян.)
Приведите пример такого стихотворения. («Несжатая полоса» - ученик читает стихотворение наизусть).
Какова вторая тема некрасовских стихов?
(2. С детских лет он общался с крестьянскими детьми, несмотря на запреты отца. Он убегал с ними в лес, на Волгу, на большую дорогу, которая проходила недалеко от села. Там мальчишки знакомились с разными людьми, которые переходили из деревни в деревню,из города в город в поисках работы.)
Приведите пример стихотворения, в котором Некрасов пишет о крестьянских детях. (Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» - студент читает стихотворение выразительно.)
Итак, сделайте вывод, о чём писал Некрасов?
Новый материал.
Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Но, прежде, чем я начну свой рассказ, прочитайте слова и объясните, как вы их понимаете.
Кроткий человек
Боготворить
Увековечить
Сочувствовать.
Слово учителя. С самого раннего детства и до смерти сохранил Некрасов любовь к матери. Его мать, Елена Андреевна, мечтательная кроткая женщина. Она была очень культурным человеком. Это была певица с удивительным голосом. Елена Андреевна хорошо знала мировую литературу и часто пересказывала Николаю те отрывки, которые были доступны его пониманию. Некрасов боготворил свою мать, он увековечил её образ в стихах «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные» и др. Задумываясь о судьбе матери, он уже в детстве научился сочувствовать всем бесправным, угнетаемым женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нём крепостные крестьянки. Он видел, как много им приходилось работать, как мало они видят добра и ласки со стороны других людей. Он восхищался их стойкостью и трудолюбием. Всё это находит отражение в его поэме «Мороз, Красный нос». Сегодня мы знакомимся с отрывком из этой поэмы.
Задание: Ответьте на вопрос: «Каких женщин воспевает поэт?»
Объясните, как поняли выражения: «Труд ей несёт воздаяние», «Пройдёт – словно солнце осветит! Посмотрит – рублём подарит!».
Сделайте вывод, какие черты характера русских женщин воспевает Некрасов в своём стихотворении?
5. Итог урока.
Верные - неверные утверждения :
Н.А. Некрасов писал только стихи .
Поэма посвящена женам декабристов.
Поэма «Мороз, Красный нос» близка произведениям фольклора.
Герой поэмы Прокл умирает от голода.
Мороз из поэмы очень похож на добродушного и справедливого героя народной сказки «Морозко» .
У Дарьи с Проклом была счастливая семейная жизнь.
Первая и вторая части поэмы противопоставлены.
Поэма «Мороз , Красный нос» - лирическое произведение.
В поэме Некрасов воспевает образ «величавой славянки».
В поэме изображается только социально- бытовая реальность.
Проверьте ответы:
1-нет 2-нет 3 –да 4-нет 5 нет 6-да 7 –да 8-нет 9-да 10- нет
«5» - 10-9 правильных ответов
«4» - 8-7 правильных ответов
«3» - 6-5 правильных ответов
С творчеством, какого поэта мы продолжали знакомиться?