Просмотр содержимого документа
«Народное творчество – это душа народа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Многопрофильный лицей
города Кирово-Чепецка Кировской области
Народное творчество –
это душа народа.
Литература. 5-й класс.
Урок внеклассного чтения.
Выполнила:
Герасимова Ольга Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2018-2019 учебный год
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Дидактическая цель:создать условия для систематизации изученного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Познавательная цель: способствовать формированию представления о народном творчестве; создать условия для выявления взаимосвязи устного народного творчества с музыкальным фольклором, народными промыслами.
Развивающая цель: развивать умение сравнения и обобщения изучаемых объектов и явлений.
Воспитательная цель:способствовать воспитанию патриотизма; осознанию причастности к народной культуре; через содержание урока подвести школьников к выводу и том, что нужно гордиться своим народом, своим краем.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительское мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что произведения устного народного творчества – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Оборудование урока: 1. Выставка прикладного творчества учащихся: рисунков, поделок.
2. Подбор костюмов или деталей костюмов для детей в русском народном стиле.
3. Изделия художественных народных промыслов.
4. Выставка книг о народных промыслах и книг по Вятскому фольклору.
5. Компьютерная презентация.
6. Фонограммы.
Предварительная подготовка к уроку:
1. На уроке изобразительного искусства дети знакомятся с элементами росписи того или иного художественного промысла.
2. В кружке керамики изготовляются игрушки и расписываются под хохлому, гжель, дымку и др.
3. На уроках музыки в 5-ом классе по программе изучается музыкальный фольклор, дети знакомятся с различными жанрами русской народной музыки (потешки, небылицы, частушки, обрядовые, колыбельные песни.)
4. Учитель литературы делит детей на группы. Каждая группа готовит не только творческое задание, но и оформляет сообщение о том художественном народном промысле, который будет представлен на уроке. Сообщения детей составляют часть выставки.
Ход урока:
Хозяйки ( учитель музыки и учитель литературы).
— Добро пожаловать, гости дорогие!
— Веселья вам да радости желаем.
— Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.
— У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.
— Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому — сказку, кому — правду, кому — песенку.
Гость. Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка. В тесноте — не в обиде. Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
Выходит группа ребят, которые рассказывают о хохломе.
«Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и ее накормил пшеном. Когда жар-птица улетала, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды — и она стала золотой.
Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует ее по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани. И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину, калинку.»
Простые по форме,
а радуют взор.
Богат и наряден
чудесный узор.
По золоту фона
затейливой змейкой
орнамент здесь вьется,
попробуй сумей-ка.
А где-то кудрины
по черному полю
мерцают, как звезды,
в небесном раздолье.
Еще характерен
для всей Хохломы
чудесный рисунок
волшебной травы.
А вот посмотрите,
знакомый сюжет.
Узнали вы песню?
Узнали иль нет?
Вам мамы ее
певали когда-то.
Сейчас эту песню
напомнят ребята.
Исполняется песня «Ты воспой, ты воспой в саду, соловейка».
Хозяйка. Спасибо, гости дорогие. Порадовали вы нас своими подарками. А что скажете-расскажете вы, гости желанные? (Обращается к новым гостям.)
Гости (держат в руках матрешки).
Как две радуги — брови,
Губы — маки,
Пунцовый наряд,
И румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят.
Ну что, узнали? Это наша матрешка. Ей почти 100 лет. А начиналось все вот как. В конце прошлого века в художественную мастерскую под Москвой привезли из Японии фигурку игрушечного лысого старика. Кукла раскрывалась, в ней находилось еще несколько фигур, вложенных одна в другую. Игрушка всем понравилась. И наши мастера решили сделать свою деревянную куклу. Первая матрешка состояла из восьми фигурок. Изображала она девочку в платке и сарафане с черным петухом в руках. По-разному расписывают игрушки художники, но радость они доставляют всем огромную.
Исполняется песня «Русская матрешка» (сл. Ю.Жулькова, муз. В.Казенина).
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
«Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ».
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Хозяйка: Ох, талантливы гости наши! А смекалисты ли? Загадаю вам загадки, гости дорогие, загадки вятские. Мы, вятские, люди хватские, на полу сидим и не падаем.
Загадки:
Горбатенький сутунок всё поле обскакал, домой прибежал. (Серп)
Два брата, одно сердце. (Ножницы)
Дядя Афанасий лыком подпоясан, по полу елозит, спинку не занозит.(Веник)
Коровка деревянная, рожки оловянные (Ухват)
Летом на лугу, а зимой на крюку. (Коса)
На улице кланяется – кланяется, а домой придёт – растянется. (Топор)
Конь стальной, хвост льняной (Иголка с ниткой)
Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрывают. (Плуг)
Зубастый, а не кусается. (Грабли)
Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)
Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт. (Пила)
Хозяйка: Молодцы, ребята! Отгадали все загадки с Вятки! А кто всех внимательней был и общей темой все загадки объединил? (Загадки об орудиях труда).
Хозяйка. А теперь слово вам, мастера Гжели.
Гости (держат в руках изделия из Гжели).
Фарфоровые чайники,
подсвечники, часы,
животные и птицы
невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
прославилась теперь.
Известно всем в народе
ее название — Гжель.
Гордятся в Гжели жители
небесной синевой,
не встретите на свете вы
красоты такой.
Голубизну небесную,
что сердцу так мила,
кисть мастера на чашку
легко перенесла.
У каждого художника
есть свой узор любимый
и в каждом отражается
сторонушка родимая.
Ее трава шелковая,
ее цветы весенние —
и мастерство волшебное
достойно восхищения.
Из этих чашек с розами
ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный
сердечнее встречай.
Гости проводят русскую народную игру «Колечко».
Хозяйка первая: Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.
Игра «Закончи пословицу».
Доброе дело
Труд человека кормит,
Долог день до вечера,
Кто много говорит,
Смотри дерево в плодах,
Тот никогда не ошибается,
Глаза боятся,
Не спеши языком,
Всякое дело
Сделав дело -
Каков мастер -
Делу – время,
Не игла шьет,
само себя хвалит.
а лень портит.
коли делать нечего.
тот мало делает.
а человека в делах.
кто ничего не делает.
а руки делают.
торопись делом.
мастера боится.
гуляй смело.
таково и дело.
потехе – час.
а руки.
Хозяйка. А я предлагаю поиграть в игру «Назови пословицу» (показываем школьникам небольшие таблички с написанными на них словами. Ученики должны восстановить пословицу по этим словам).
Кататься-возить. «Любишь кататься, люби и саночки возить».
Дело-безделье. «Маленькое дело лучше большого безделья».
Руки-скука. «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки».
Труд-лень «Труд человека кормит, а лень портит».
Посеешь-пожнешь «Что посеешь, то и пожнешь».
Конец-венец «Конец – всему делу венец».
Хозяйка. А теперь наступает черед новых гостей.
Гости (с городецкими игрушками).
Привезли вам поклон
и подарки свои
со сторонки родной,
где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты,
где рассвет золотой,
где умыты ракиты
голубою водой.
Городецкая роспись —
как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони,
молодецкая стать.
Здесь такие букеты,
что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты,
что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись —
сочность красок манит.
Городецкая роспись
душу нам веселит.
Исполняется русская народная песня «Во горнице во новой».
Хозяйка. Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие. Теперь и наш черед о себе рассказывать, свои навыки показывать.
1. Читается стихотворение О.Лобовикова «Вятские»
Чем отличаемся мы, - вятские
От рязанских и далее?
Говорят парни хватские,
Да не в смысле удалые.
И завидят намеренно,
Успевай отбиваться:
«Ты из этих, что семеро
Одного не боятся?»
Как на отруби голуби
И клюют что есть силы:
«Расскажи нам как в проруби
Толокно замесили».
Острословов да умников
Осажу – хватить брякать
В наших жижах ушкуйников
Ярко-пенная брага.
Шли по рекам да волокам
А ночною порою –
Топорище под голову
И копье под рукою.
Топи зыбкие гатили,
Оживали у горы.
Земленашцы и ратники -
Наш доподлинный корень.
А насмешки колючие -
Их жуете, как вату, -
Сочинили по случаю
О себе мы когда-то.
2. Чем знаменит старинный русский город Вятка – слободой Дымково. А чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Сырости сырой,
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично —
Ликующе и празднично.
В ней молодость-изюминка,
В ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В. Фофанов
3. Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Хлынов — так раньше назывался город Вятка. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием — свистунья.
4. А почему свистунья? Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
5. С тех пор и отмечают горожане свой праздник — свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Каждый из гостей громко читает прибаутку, загадку, читалку, связанную с игрушкой, которую он держит в руке.
Бока крутые, Рога золотые, Копыта с оборкой, На спинке Егорка.
Л. Дьяконов
Индя-индя-индючок, Ты похож на сундучок, Сундучок — непростой — Красный, белый, золотой!
Л. Дьяконов
6.Дымка.
В Дымково, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд
Не ища на старости покоя,
Мастерицы славные живут.
За своей работаю старушка
На скамейке низенькой сидит
Глиняную вятскую игрушку
Лепит … нет не лепит, а творит!
Хороша игрушка расписная
Вся поет бесхитростно светла,
И видная в ней радость молодая,
Ставшего искусством ремесла. Л.Хаустов
Дети инсценируют вятскую сказку «Поп и работник».
«Жил-был поп. Нанял работника, привел его домой.
— Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю.
Пожил работник с неделю. Настал сенокос.
— Ну, свет,— говорит поп,— бог даст, переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено.
— Хорошо, батюшка!
Дождались они утра. Встали рано. Поп и говорит попадье:
— Давай-ка нам, матка, завтракать: мы пойдем на поле, косить сено.
Попадья собрала на стол, сели они вдвоем и позавтракали.
Поп тогда говорит работнику:
— Давай, свет, мы и пообедаем заодно, зато будем косить до самого полдня без роздыху.
— Как вам угодно, батюшка. Пожалуй, и пообедаем.
— Подавай, матка, на стол обедать! — приказал он жене.
Она подала им и обед. Они по ложке, по другой хлебнули и сыты. Это попу выгодно: расходу меньше.
Он говорит работнику:
— Давай, свет, заодно и пополуднуем, и будем косить до самого ужина.
— Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать.
Подала попадья на стол и полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты.
— Все равно, свет,— говорит поп работнику,— давай заодно и поужинаем, а пойдем косить — заночуем в поле: завтра пораньше на работу поспеем.
— Давай, батюшка!
Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола. Поп радешенек, что так дешево отделался. А работник взял свой армяк и пошел.
— Куда ты, свет? — спрашивает поп.
— Как куда? Сами, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться.
Пошел в сарай и проспал до утра».
Хозяйка. Смотрю на ваши подарки — налюбоваться не могу. Трудно выбрать, какие изделия лучше. Да я и выбирать не буду — все ремесла хороши!
Хозяйка. Народная мудрость говорит: «Где труд, там и счастье». Вот и мы сейчас покажем всем присутствующим, что изготовили ребята в нашей мастерской.
Каждая группа выставляют образцы своих работ, расписанные под Гжель, под Хохлому и др. Хозяйка отбирает лучшие поделки для выставки, награждает призами взрослых и детей.
Дети поют частушки (слова И. Кадухиной):
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Золотая Хохлома,
Ею не налюбуются,
И в Париже, и в Нью-Йорке
Хохлома красуется.
В Гжели делают посуду —
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищалися —
Городецкой красотой
Сраженные осталися.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
Учитель литературы: Дорогие ребята, спасибо вам за урок! Мне очень понравились ваши работы, ваши творческие задания. Понравился ли вам урок?
Что помогло нам создать эмоциональный настрой урока? (Народное творчество: прикладное творчество народа и устное народное творчество; музыкальный фольклор).
Давайте повторим, с какими народными промыслами мы познакомились на уроке?
Какие народные промыслы вы ещё знаете? (жоство, палех, павловопосадский текстиль.)
Какие жанры устного народного творчества, фольклора были представлены на уроке? (Пословицы, загадки, песни, сказки, частушки, легенды).
Какие жанры не вместились в рамки нашего урока? (Поговорки, волшебные сказки, былины, скороговорки, прибаутки, считалки.)
Вот как многообразно народное творчество. Корни этого творчества в древнеславянской художественной культуре.
Творчество прошло более чем тысячелетний путь развития и отразило труд, быт, представления и идеалы русского народа, мудрость, знания, опыт.
Фольклор живёт и сейчас, он будет интересен будущим поколениям, потому что народное творчество – это душа народа, народное достояние.
Список литературы
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия: Пособие для студентов пед.институтов / Сост. Ю.Г.Круглов. – 3-е изд. – СПб.: отделение издательства «Просвещение», 1993. – 639с.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. Вступ. Ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.
Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие / Ф.Е.Соловьева; под ред. Г.С.Меркина. – 3 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 320с.
О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.Еремина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 320с.
Учебник «Литература. 5 класс» автор-составитель Г.С.Меркин. – М., 2011
Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь/ Ин-т рус.яз. Им. А.С.Пушкина; Под ред. Е.М.Верещагина, В.Г.Костомарова. – М.:Рус.яз.,1979.
Язык русских пословиц: Элективный курс для учащихся/Г.И.Канакина, Е.В.Викторова; под общ. ред. Г.И.Канакиной. – М.:Вербум – М, 2006