kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

На свете счастья нет, но есть покой и воля

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке прослеживается эволюция фиолософских взглядов великого поэта

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«На свете счастья нет, но есть покой и воля»

Тема урока: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»




Цели урока:

1. Познакомить с философской лирикой А.С.Пушкина;

2.Открыть ребятам философские взгляды А.С. Пушкина на жизнь ;

3. Помочь ребятам в формировании своего философского взгляда на жизнь.

Оформление доски: иллюстрированная газета о жизни поэта, портреты А.С.Пушкина, эпиграфы:

«Но не хочу, о други, умирать.

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…»


«Дар напрасный, дар случайный!

Жизнь, зачем ты мне дана?»


« Я не могу сказать, что старость для меня,

Безоблачный закат безоблачного дня,

Мой полдень был и бурями встревожен,

И темный вечер мой весь тучами обложен».


Оборудование: романсы на стихи А.С.Пушкина, уроки из виртуальной школы Кирилла и Мефодия, стихи из цикла «Философская лирика А.С.Пушкина»




Ход урока


До начала урока звучат романсы на стихи А.С.Пушкина

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Сегодня предстоит нам очень серьезный. Мы с вами давно, еще в детстве, приоткрыли дверь в огромный и прекрасный мир произведений А.С. Пушкина. До конца понять этот мир невозможно, но мы попытаемся хоть немного узнать, чем жил, к чему стремился и что волновало великого русского поэта.

Итак, тема сегоднящнего урока – философская лирика Пушкина.

Задача ваша на урок – попытаться понять внутренний мир поэта, услышать его голос в бессмертных строчках и даже в словах, а также увидеть, как этот внутренний мир отразили художники-портретисты.

2. Мы уже знаем,что юный Пушкин учился в лицее, и эти годы были для него самыми счастливыми и безоблачными в жизни Пушкина.









Прощанье

Промчались годы заточенья;

Недолго, милые друзья,

Нам видеть кровь уединенья

И Царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порогу,

Зовёт нас света дальний шум,

И всякий смотрит на дорогу

С волненье гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже воинственном наряде

Гусарской саблею махнул-

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде

И греться ходит в караул;

Иной, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей,

Покорным шутом зрит себя;

Лишь я, во всем судьбе послушный,

Беспечный лени верный сын,

К честям ничтожным равнодушный,

Я тихо задремал один.

Равны мне писари, уланы,

Равны наказ и кивера,

Не рвусь я грудью в капитаны

И не пользу в асессора;

Друзья! Немного снисхожденья –

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешения

Не променял я на шишак,

Пока ленивому возможно,

Не опасаясь грозных бед,

Ещё рукой неосторожной

В июле распахнуть жилет.


- Как Пушкин относится к судьбе? Какую дает характеристику себе? Какую дорогу видит перед собой?

Начинается работа над портретом неизвестного автора «Пушкин на экзамене». Что мы видим на портрете и что слышим в стихотворении?


Перекликаются ли эти два произведения? В чем? Итак, о чем мечтает поэт и сбудутся ли его мечты? Ответы учащихся самые разнообразные. Но главное одно, что скоро наступят разочарования. Читается стихотворение «Коварность». С этого стихотворения начинается цепочка разочарований и перемены настроений и во взглядах на жизнь А.С.Пушкина.




3.Но почему? Ведь ему все дано от бога: и талант, и трудолюбие, и даже впоследствии красавица жена?! И следующий художник тоже изображает довольно счастливого Пушкина. (Работа над портретом Тропинина)



        Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них стали классическими, по праву войдя как лучшие изображения Пушкина в историю русской портретописи и отечественной культуры. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

          В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина с фельдъегерем препровождают в Москву. 8 сентября 1826 года в Кремле состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Вот в это время, в начале 1827 года, поэт и заказал свой портрет московскому художнику В.А. Тропинину.

«До недавнего времени считалось, что заказчиком тропининского произведения был приятель поэта - Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина «как он есть, в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки». Но эта версия неверна, так как из письма самого Соболевского к М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году, очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».

Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. Обычно он начинал работу с небольшого этюда маслом, сделанного по первому впечатлению. Художник весьма дорожил, как он говорил, «первым присестом». Затем следовало несколько подготовительных карандашных набросков, в которых обозначалась главная идея произведения. И, наконец, последняя стадия – собственно портрет, завершавшийся в мастерской художника на Ленивке.

Известно, что для первого знакомства с Пушкиным художник в начале 1827 года пришел в дом Соболевского на Собачьей площадке, где тогда жил поэт. Тропинин обнаружил его в кабинете, возившимся со щенками. Тогда же, вероятно, по первому впечатлению и был написан маленький этюд. В нем не было ни богатства колорита, ни изысканности мазка, ни мастерски исполненных деталей. Главным достоинством этой подготовительной вещицы были непосредственность и живость восприятия модели, дружеская доверительность, исключавшая привычный романтический пафос. Зато идея величия поэта была выражена в беглом карандашном наброске, где подчеркнута горделивая посадка головы, обрамленной распахнутым воротом рубашки.

Окончательный вариант живописного портрета удачно сочетает найденную в графическом наброске возвышенность идеи с живым ощущением натуры, схваченным в этюде. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком трехчетвертном повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, водружена на листы рукописи. Домашняя одежда поэта, вопреки ожиданиям, не создает атмосферы доверительности между моделью и зрителем. Халат в данном случае не «товарищ неги праздной», а свободная одежда свободного человека.

В отличие от других московских портретов работы Тропинина, принадлежащих к «халатному жанру», внешняя простота пушкинского портрета – кажущаяся. Художник не столько стремится создать атмосферу домашности, сколько подчеркивает значимость частной жизни, возросшую в эпоху романтизма. Он демонстративно противопоставляет ее официальной чопорности мундира.

Мягкие складки широкого халата Пушкина напоминают свободную драпировку римской тоги. Твердо сжатая в кулак рука несет не меньше пафоса, чем «наполеоновская» поза какого-либо романтического персонажа.

Замечателен и колорит тропининского произведения. В ряду работ, выполненных художником в 1820-е годы, этот портрет отличает благородная сдержанность красочной гаммы. На сероватом фоне, слегка высветленном к правому краю холста – лицо поэта, словно прислушивающегося к неведомым звукам. Оно оттеняется белизной приподнятого шелковым шейным платком ворота рубашки.

Сдержанности красочного строя портрета соответствует и скупость включенных в изображение аксессуаров. Лишь несколько говорящих деталей – бумаги на углу стола, указывающие на поэтические труды, и любимый перстень, которому поэт придавал большое значение.

По мнению писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина, столь определенная, выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие...»

А сколь причудлива судьба тропининского произведения! Владелец его, С.А.Соболевский, отдал портрет для копирования Авдотье Петровне Елагиной. Уменьшенная копия портрета была закончена в конце августа 1827 года, чтобы легче было «возить оную с собой за границей». Она была выполнена на высоком профессиональном уровне, но из нее исчезла суть тропининского портрета. «Она не передает главного – той внутренней силы и движения, которое ощущается в работе Тропинина», – писала исследовательница Н. В.Барановская.

Уезжая за границу в 1828 году, Сергей Соболевский оставил на хранение Елагиной в числе многих ценностей и тропининский оригинал портрета Пушкина. Когда же через пять лет он вернулся в Россию, то обнаружил, что портрет исчез, а вместо него в великолепной раме присутствовала весьма скверная копия.

Подлинник изображения поэта «всплыл» в середине 1850-х годов, в меняльной лавке, где и был куплен за 50 рублей директором Московского архива Министерства иностранных дел археографом М.А. Оболенским. С 1909 года портрет Пушкина находился в собрании Третьяковской галереи, а в 1937 году перешел в собственность Всесоюзного музея А.С. Пушкина». (Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. 1999. № 4. С.6.)

В творческом развитии В.А. Тропинина портрет Пушкина значил многое. Непосредственное восприятие натуры и ее воплощение на холсте свидетельствовали о самостоятельность творческих устремлений художника в 1820-е годы, о силе реалистических начал в его искусстве.

Судя по портрету, все прекрасно в жизни поэта: минута - и стихи свободно потекут. Вдохновение и спокойствие читается на лице Пушкина. Но так ли это?

Оказывается, нет. ( Читается стихотворение «Стихи, написанные ночью во время бессонницы»)


Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня,

Парки бабье лепетанье,

Спящей ночи трепетанье,

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна, или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Ты зовёшь или пророчишь?

Я понять тебя хочу.



- Что тревожит Пушкина? Какие мысли не дают ему спать? Чем для него является жизнь? Что хочет и не может понять поэт? Ответы учащихся самые разнообразные.

- Как бы продолжением мыслей этого стихотворения является «Дар напрасный, дар случайный»





Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?


Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..


Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.


- Вы представьте себе: человек, единственный в своем роде, столько уже написавший и имевший перед собой огромные планы восклицает:


Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.



- Почему? Да потому что жизнь для него – «мышья беготня» и цели у людей мелки и ничтожны, а средства их достижения- мерзки. Пушкин не такой: его беда в том, что он все это видит, но понять и принять не может и не хочет


И всякий смотрит на дорогу

С волненье гордых, юных дум.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже воинственном наряде

Гусарской саблею махнул-

В крещенской утренней прохладе

Красиво мерзнет на параде

И греться ходит в караул;

Иной, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей,

Покорным шутом зрит себя;


- Но тут же возникает другое стихотворение. Пушкин как бы уговаривает себя: «не печалься, не сердись», смотри на жизнь проще, все не так-то плохо, «что пройдет, то будет мило»



Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.


Сердце в будущем живёт;

Настоящее уныло:

Все мгновенно, всё пройдёт;

Что пройдёт, то будет мило.




4. Следующее гениальное произведение, о котором мы будем говорить сегодня – это портрет кисти О. Кипренского.

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг, «друг и наставник» всех поэтов, заказывает еще одно изображение Пушкина — Оресту Адамовичу Кипренскому. Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Заказчик и художник сошлись на цене в одну тысячу рублей — деньги очень большие. Пушкин, приехав 25 мая из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в доме Д. Н. Шереметева на Фонтанке, где у художника была мастерская.

Безупречная выверенность постановки фигуры и позы поэта подчеркивает простоту и естественность композиции портрета. Грудь и плечи Пушкина изображены фронтально, а голова несколько повернута в сторону. «Лицо поэта мягко выделено светом. В нем деликатно обозначена „арапская характерность“ черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Вьющиеся темно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб. Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нем и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность» (Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. 1999. № 4. С. 7).

Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.

Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру.

Отдельные критические отзывы о работе Кипренского потонули в восторженном хоре похвал. Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по этому портрету, впервые представленному публике на выставке в Петербурге. Она открылась 1 сентября 1827 года в залах Академии художеств, где живописцу был предоставлен целый зал.

Судили также о Пушкине и по гравюре с портрета, которую Дельвиг заказал Н. И. Уткину. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Писатель И. Г. Гончаров, в молодости видевший Пушкина, когда поэт в 1832 году посетил Московский университет, оставил такое описание внешности Александра Сергеевича: «С первого взгляда, наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского. Во всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся — это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу, голова, с негустыми, кудрявыми волосами».

Позднее портрет Пушкина послужил образцом для многих художников и скульпторов при воссоздании облика поэта.


Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом:


Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.


После смерти Антона Дельвига в 1831 году Пушкин через П. А. Плетнева приобрел портрет у вдовы друга за тысячу рублей из гонорара, полученного за «Бориса Годунова». Это известно из писем Плетнева, которые опровергают позднейшее сообщение дочери Дельвига, что портрет был подарен ее матерью Пушкину.

До роковой дуэли портрет висел в кабинете поэта на Мойке. После гибели Пушкина он хранился у В. А. Жуковского; впоследствии его унаследовал старший сын поэта — Александр, а затем внук — Григорий Александрович, у которого в 1916 году его приобрел Совет Третьяковской галереи.


5. Ты вновь создал…


Меня, питомца чистых муз,…

Тут, пожалуй, самое главное. Пушкин- поэт высочайшей точности. Он проникает мыслью и выражает в слове самую суть творчества. Не оттого человек на портрете обретет бессмертие, смеется над могилой, что лицо его как бы навеки останется на поверхности зеркала, а оттого, что художник, закрепляя на холсте черты его облика, вновь создал образ питомца муз- Поэта, не изобразил похоже, а вновь создал.!


- И почему Пушкин «смеется над могилой»?

- Какое бессмертие он приобрел? Разве это не счастье? Но он снова восклицает:



Надеждой сладостной младенчески дыша,

Когда бы верил я, что некогда душа

От тленья убежав, уносит мысли вечны,

И память, и любовь в пучины бесконечны,-

Клянусь! Давно бы я оставил этот мир:

Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,

И улетел в страну свободы, наслаждений,

В страну, где смерти нет, где нет предрассуждений,

Где мысль одна плывет в небесной чистоте…


Но тщетно предаюсь обманчивой мечте;

Мой ум упорствует, надежду презирает…

Ничтожество меня за гробом ожидает…

Как, ничего! Ни мысль, не первая любовь!

Мне страшно! ... И на жизнь гляжу печален вновь,

И долго жить хочу, чтоб долго образ милый

Таился и пылал в душе моей унылой.


- О каком ничтожестве говорит поэт? Почему он так строго себя судит?


------


Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.

Я не ропщу о том, что отказали боги

Мне в сладкой участи оспаривать налоги,

Или мешать царям друг с другом воевать;

И мало горя мне, свободно ли печать

Морочит олухов, иль чуткая цензура

В журнальных замыслах стесняет балагура.

Всё это, видите ль, слова, слова, слова.

Иные, лучшие мне дороги права;

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от властей, зависеть от народа -

Не всё ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчёта не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

- Вот счастье! вот права…



- О чем мечтает Пушкин в этом стихотворении? В каких строчках выражена основная мысль? Разве он от кого-нибудь зависел?

- Конечно! Он зависел от «мнений света», который довел его самоубийства у Черной речки.

- А может быть, это на самом деле было самоубийством рукой Дантеса? Он сделал все возможное, чтобы дуэль состоялась. Если б захотел, если б смог подняться над толпой… но у него уже не было, ни сил, ни желания бороться, сопротивляться. А где же были его друзья? Почему никто не помог ему, почему никого не было рядом? А может быть, он просто понял, что


Я не могу сказать, что старость для меня,

Безоблачный закат безоблачного дня,

Мой полдень был и бурями встревожен,

И темный вечер мой весь тучами обложен


И сопротивляться было бесполезно.



6. Пора, мой друг, пора!..


Следующая страница нашего урока – это 30-е годы – счастливейшая пора в жизни поэта. Впервые он увидел Наталью Николаевну на балу, когда ей было 16 лет, и она сразу овладела сердцем поэта. В 1830 году состоялось венчание


Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна.

Чистейшей прелести чистейший образец.


«Я очень люблю твое лицо, но душу я люблю еще больше.»


Казалось, что ничто не может омрачить счастье двух любящих людей. Но красоту Натальи Николаевны заметил не один Пушкин. Сам император оказывал ей знаки внимания. Для того чтобы Натали часто была при дворе и могла свободно танцевать на балах, Пушкина произвели в камер – юнкеры в 37 лет. Ничего более оскорбительного он не испытывал, так как в связи с этим он обязан был всюду сопровождать свою жену.


ЭЛЕГИЯ


Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино – печаль минувших дней

В моей душе чем старее, тем сильней.

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.


Но не хожу, о других, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслаждения

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь,

И может быть – на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.



Обратите внимание на работу Николая Ульянова «Пушкин на придворном балу перед зеркалом». Это картина – обвинительный акт всему светскому обществу, в том числе и жене поэта.

Пушкин здесь как пленник в золотом зверинце: на правую руку опирается жена, на левой висит ее горностаевая накидка. Впереди – зеркало, строй элиты на лестнице. Все его окружение и жена отражены в зеркале как прямые и косвенные враги. Эта лестница ведет поэта к Черной речке, отсюда красный цвет, к месту его последней встречи с Дантесом. Гнев, гордость, чувство собственного достоинства, ненависть отражает лицо поэта, самое живое среди манекенов, отраженных в эеркале. Сама обстановка «золотого зверинца» создавала трагедию.

И трагедия произошла.

Год 1836, февраль, вьюжит, последний пушкинский февраль.

В одной из черновых рукописей - автопортрет: усталые, глядящие вниз глаза под удивленно поднятыми бровями, старческая складка губ, в каждой черточке стариковского лица ( а ведь 36 лет всего!) – тоска безнадежность, печаль.

Но последний год начинается для Пушкина не только мечтой о побеге, он деятельно принимается за издание собственного журнала «Современник», обдумывает новые творения. Сила жизни в Пушкине необыкновенная!..

Двор, власти, «свет» не оставляют Пушкина до последнего его часа, разят безжалостно, травят, то изощренно, то грубо, упрямо толкают к страшной развязке. А он порой не в силах сдержать гнева, усталости, отчаяния, торопит развязку, сам делает шаг к роковой черте.

Наблюдательный писатель Федор Соллогуб очень точно понял, что история с Дантесом не причина гибели поэта, а печальный, неизбежный исход долгой и тяжелой борьбы. «Пушкин был до крайности несчастлив, и главное его несчастье заключалось в том, что он жил в Петербурге и жил светской жизнью, его убившей…» Было заметно, как развивались в нем чувства тревоги, томления, досады и бессилия, как месяц за месяцем зрело его «взрывчатое возмущение против судьбы». « На свете счастья нет, но есть покой и воля…»- нет для Пушкина ни покоя, ни воли..



Именно в это время его приглашает Жуковский «рисоваться у живописца». Такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал.

Это Пушкин трагический. Пушкин последних лет, уже готовый к трагической развязке судьбы…

Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось его лицо. Тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озаренных страданием глазах. Портрет удивительный! С высочайшей точностью и глубоким сочувствием рассказывает ни о трагедии поэта, о «главном его несчастии», о «тревоге, томлении, досаде и бессилии», которые овладевали им, вели к гибели.

Портрет работы Ивана Линева становится в один ряд с показаниями самых откровенных свидетелей последних лет Пушкина.

При последнем свидании с братом летом 1836 года Ольга Сергеевна, сестра поэта, поражена худобою, желтизною лица и расстройством его нервов…Юный Иван Сергеевич Тургенев, делавший первые, робкие шаги в литературе, наблюдает Пушкина за несколько дней до поединка: ему тоже западает в память смуглое небольшое лицо, африканские губы, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом…Люди рассказывают о последних встречах с Пушкиным, как бы поглядывая на линевский портрет.





Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит—

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь— как раз умрём.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.




7. Вывод. Так был ли счастлив А.С.Пушкин? Почему вы так считаете? И в чем, по мнению Пушкина заключается счастье человека? А в чем – ваше? Есть ли у вас цель и какие вопросы вы себе сейчас задаете?


8. Домашняя работа. Чего вы ждете от жизни? Какова ваще понимание счастья? Напишите свои раздумья на эту тему в домашних работах в любой форме. Главное, чтобы было понятно всем.

























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
На свете счастья нет, но есть покой и воля

Автор: Иванова Ириада Николаевна

Дата: 08.10.2018

Номер свидетельства: 479992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Урок по русской литературе на тему "Что такое счастье?" по повести В.Г.Короленко "Слепой музыкант""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_russkoi_litieraturie_na_tiemu_chto_takoie_schast_ie_po_poviesti_v_g_koro"
    ["file_id"] => string(6) "418496"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495713445"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "" Страницы мятежной жизни" к 200 летию М.Ю.Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(59) "stranitsy-miatiezhnoi-zhizni-k-200-lietiiu-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "169532"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423416705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) ""Один в поле воин?" (по роману Ч.Айтматова "Плаха") "
    ["seo_title"] => string(47) "odin-v-polie-voin-po-romanu-ch-aitmatova-plakha"
    ["file_id"] => string(6) "198205"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428381638"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Народов дружная семья"
    ["seo_title"] => string(25) "narodov-druzhnaia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "286955"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454420021"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "«Окно в эпоху»"
    ["seo_title"] => string(13) "okno_v_epokhu"
    ["file_id"] => string(6) "385579"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485781721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства