познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце», познакомить с биографией писателя, составлять план произведения.
развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию, выразительного чтения, речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой. Воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе и в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Н. Сладков "Медведь и солнце".»
Тема: Н. Сладкова «Медведь и солнце».
Цель: познакомить учащихся с произведением Н. Сладкова «Медведь и солнце», познакомить с биографией писателя, составлять план произведения.
УУД: развивать умение представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию, выразительного чтения, речь учащихся, учить выражать чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой. Воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе и в группе.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Очень много бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Давайте не будем лениться на этом уроке.
II.Сообщение темы урока.
- Ребята, я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Отвечать можно дружным хором.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб поплыли корабли –
Жить нельзя нам без … (Воды)
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все… (Солнце)
Бел как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Слова появляются на доске:СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА
- Ребята, какое время года объединяет все эти слова?
- Найдите закономерность и постройте последовательность из этих слов. Поясните. СНЕГ СОЛНЦЕ ВОДА
- Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о весне, ведь она уже наступила. Познакомимся с новым произведением.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег.
- А сегодня на уроке мы узнаем хорошо это или плохо для героя произведения, с которым будем знакомиться.
1)Подготовительная работа.
- Ребята, а вы знаете кто такой Николай Сладков?
Н. Сладков - это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги.
- Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Медведь и солнце».
-Предположите, о чём оно?
- Как вы думаете, какое это произведение по жанру? (сказка)
А) Первичное восприятие текста. Читает учитель.
Б) Проверка первичного восприятия.
- Правильны ли были ваши предположения об этом произведении?
- Назовите героев этой сказки.
- Так хорошо или плохо Медведю было от того, что растаял снег? Почему?
- Удивило ли вас что- нибудь в этой сказке?
- Что произошло в берлоге?
В) Подготовка к чтению учащихся.
-Прочитайте сначала плавно по слогам, а затем целыми словами.
ПРО-СО-ЧИ-ЛАСЬ - ПРОСОЧИЛАСЬ
ПРО-МО-ЧИ-ЛА - ПРОМОЧИЛА
ПРО-ВОР-ЧАЛ - ПРОВОРЧАЛ
-Прочитайте быстро последовательность слов
СОХ – СОХЛА – ПЕРЕСОХЛА
РУГАЛ – РУГАЛСЯ – ЗАРУГАЛСЯ
РЁВ – РЕВЕЛ – ВЗРЕВЕЛ
ИСПУГ - ИСПУГАЛА – ИСПУГАЛАСЬ
СКРИП – СКРИПЕЛ – ЗАСКРИПЕЛ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Самостоятельное чтение учащихся
Работа над выразительностью чтения
- Восстановите последовательность событий сказки (картинный план)
- Сколько же частей в этой сказке?
- О чём говорится в 1 части?
- Прочитайте эту часть сказки.
- Придумайте название этой части.
-Какие слова помогают понять, каким голосом нужно читать слова Воды?
- Попробуем прочитать слова Воды выразительно.
- О чём говорится во 2 части сказки?
- Прочитайте эту часть.
- Придумайте название.
- Как нужно читать слова Снега? Почему вы так думаете?
- Прочитайте их выразительно.
- О чём идёт речь в 3 части сказки?
- Прочитайте её.
- Придумайте название.
- Итак, ребята, мы только что смогли составить план этой сказки: картинный и словесный.
План – это определённая последовательность частей в произведении. План произведения вам поможет в подготовке пересказа.
- Как составить план любого произведения? (Разделить текст на части и озаглавить каждую часть)
- Прочитайте выделенные в тексте слова. ЗАРУГАЛСЯ ВЗРЕВЕЛ РЯВКНУЛ
- Каким, одним словом можно заменить любое из слов?
- А как лучше – везде слово «сказал» Медведь или как в сказке? Почему?
- Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями.)
- Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился.)
- Что можете сказать о характере медведя?
- Поработайте вчетвером и обсудите какой Медведь в этой сказке.
- Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).
- Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Работа в группах.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали, а сейчас мы поработаем группами. 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.
- Каждой группе я даю задание. Работать надо четко и быстро.
1 группа – распределить роли и прочитать сказку по ролям;
2 группа – придумать и распределить между собой 3-5вопросов к сказке.
3 группа - прочитать стихотворение, найти сходство и различие со сказкой.
-После самостоятельной работы ребята демонстрируют выполненные задания.
- Скажите, ребята, почему Медведь ничего не сделал Солнцу?
-Почему покорился? (против законов природы ничего сделать нельзя)
- Правильно, Солнце – это самая большая и горячая звезда. Раскалённый шар. Без него не было бы ничего живого на Земле. А весной оно особенно пригревает, чтобы таял снег, бежали ручьи, зеленела первая весенняя травка и оживала природа.
IV. Итог урока.
- С каким автором мы познакомились на уроке?
- Как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?
Домашнее задание.
- Ребята, Медведь ушёл весну встречать, но предложил вам задание вы будете выполнять дома:
1. Прочитать сказку по ролям и попробовать её проинсценировать.