Методы: частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение, а также такие типы отношений, как субъект - субъектные.
Три добродетели украшают душу:
красота, мудрость и любовь.
Человек должен чтить и
стремиться постичь их.
Хорхе Анхель Ливрага
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
Ход урока
Актуализация знаний обучающихся.
1.Беседа с обучающимися:
- Что, в вашем понимании, означает слово красота?
- Чем красив и богат человек?
- Прочитайте эпиграфы урока. Как вы понимаете слова Хорхе Анхель Ливрага?
- А о каких мирах говорит Н. А. Заболоцкий ? (внешнем, вокруг нас, и внутреннем, внутри нас). Мы произносим имя поэта Н.А.Заболоцкого и сразу же вспоминаем:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!..
- Слова кажутся обычным нравоучением, хотя авторское «ты» обращено не к читателю,
а к самому себе. Или вот еще:
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
- Стремление разгадать тайну красоты души и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» - заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)
- Это стихотворение вызвало бурю споров, совершенно противоположные суждения, что в нем «утерян» и, наоборот, найден секрет поэтического вдохновения. И опять Заболоцкий нас удивляет и заставляет задуматься над этим вечным вопросом:
-Что есть красота?
2.Работа с толковыми словарями
-А теперь посмотрим, как толковые словари раскрывают эту субстанцию.
-Мы же с вами должны понять, как поэт отвечает на этот вопрос (сообщение темы и целей урока).
2. Работа над темой урока.
1. Задание на развитие смысловой догадки, умения прогнозировать.
-Прочитайте название стихотворения. Подумайте, о чём может говориться в стихотворении с таким названием? (Высказывания обучающихся)
-Что такое тема произведения? Какова тема этого стихотворения? (Это рассказ о маленькой девочке, которая радуется с друзьями - мальчишками новому приобретению - велосипедам - и бегает за ними по двору).
-А что такое идея? (Это то, до чего надо додуматься; это секрет, который надо раскрыть; загадка, которую надо отгадать).
4. Первичный анализ текста. Вопросы по прочитанному:
- Какое впечатление оставило у вас содержание этого стихотворения?
- Какой смысл приобретают слова «среди других играющих детей»?
- Какой внутренний мир у этой девочки?
- В чем же заключается счастье бытия, по мысли автора?
5. Работа с текстом (постановка проблемного вопроса):
- На сколько частей и визуально, зрительно, и по смыслу делится это стихотворение? (На две). Какой тип речи в каждой части?
- Какие? Почему вы сделали такой вывод? (В первой - радость, ликование, смех, счастье; во второй - рыдания, ужас, дурнушка, боль, тягость.)
-Ребята, какой приём использует автор стихотворения (противопоставление, основанное на антонимии (повтор понятия «антонимы»)).
- Какую основную мысль пытается донести автор в первой части? («бедная дурнушка» в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя»…)
-Мы видим, что может статься с девочкой в будущем. Чего так боится автор? (ответы учеников).
-А вторая часть? (Авторское размышление по поводу увиденного, убежденность в силе и красоте человеческой души, в том, что с нами происходит чудо: ведь хотя мы и помним «некрасивость» девочки ( портрет) , но все-таки любуемся ею, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе. «Ни тени зависти, ни умысла худого», « ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для других мертво!»
-Какую сокровенную мысль доносит до нас автор? («Младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия»).
6. Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
Работа в группах:
Первая группа готовит выразительное чтение первой части.
Вторая группа готовит выразительное чтение второй части.
Третья группа проводит лексическую работу со словами грация, мерцать.
А. Выразительное чтение 1 части текста обучающимися первой группы.
Вопросы:
1.О чём рассказывается в 1 части?
2. Чем привлекает вас девочка? Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)
3. Какие выразительные средства использует автор для её описания?
4. Найдите сравнение. Какова его роль? (возникают ассоциации с героиней сказки “Лягушка-царевна”, Василисой Прекрасной, превращенной в безобразную лягушку. Может, и девочка тоже заколдованная принцесса, а лягушачья шкурка только оболочка?)
5. Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.
6.Да, действительно, бедная девочка, неприглядная, некрасивая, даже мальчики не замечают её, не видят её радости, забыли про подругу. А автор? Он тоже относится к ней с некоей долей пренебрежения? Или нет?
Ответы учеников (нет).
7.Докажите. (Девочка счастлива оттого, что счастливы его друзья: «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся».Эта способность радоваться счастью другого возвышает девочку над миром, автор начинает использовать другую (книжную, высокую) лексику, тем самым применяя ещё одно выразительное средство. Найдём эти слова, проверим себя.
8.Для описания девочки автор использует много слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, при этом показывая сочувственное к ней отношение.
Б. Выразительное чтение 2 части текста обучающимися второй группы.
Диспут: О чём рассуждает автор в этой части текста?
Вопросы:
1. Что представляет собой последняя часть стихотворения? (размышления автора о судьбе девочки). Найдите повторяющиеся строки. В чем смысл повтора?
1. Что поймёт девочка, когда подрастёт?
2. Какое чувство испытает она?
3. Почему поэт надеется, что девочка преодолеет свою боль? Что значит “чистый пламень”, “переболит боль”, “перетопит камень”? Какой прием использует здесь автор? (метафора).
4. Что ей поможет в этом? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки?
5. Что Н.А.Заболоцкий говорит о красоте человека?
6. О какой красоте говорит поэт?
7. Что такое внутренняя красота?Что вы по этому поводу думаете?
8. С чем её сравнивает поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете? Что выбирает автор? (второе, красоту человеческой души). Докажите.
В. Лексическая работа.
Грация (лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.
Как понимаете высказывание: «грация души»?
Мерцать. Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово?
(синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)
7. Беседа с обучающимися.
- Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).
- Сам поэт обладал этим и качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность- то, что входит в понятие “грация души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя).
- Согласны ли вы с мнением одного из современных критиков: “Красота – это огонь, который таится до поры до времени в некрасивой девочке. Но когда огонь проявится, внешность девочки преобразится. Она не будет казаться некрасивой…Красота там, где не огонь мерцает в сосуде, а мерцает и светится сам сосуд”?
8. Слово учителя.
Поэт считал, что красота человеческой души сотворена Богом, имеет бездонную глубину, свою реальность, свою прелесть, в которой отражается вся скорбь бытия.
Рассмотрите репродукцию картины Ф.Рокотова «Портрет А.Струйской».
Опишите красоту этой женщины.
Сообщение обучающегося.
Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого «Портрет»: (выразительное чтение стихотворения)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
9.Итог урока.
Практическая работа. «Лестница жизни».
Обучающимся предлагается перечитать эпиграфы к уроку и на листе бумаги нарисовать «свою лестницу жизни». На каждой ступеньке написать истинные ценности, которые они хотели бы обрести.
Слово учителя:
-«Огонь сочувственный», позволяющий чужое горе и радость воспринимать как свое собственное, зоркая наблюдательная поэзия правды жизни и ее сердца, поэтизация людей, способных к подлинной самоотверженной любви, сдержанное сопоставление подлинной красоты и счастья мнимому сверканию – все это характеризует стихотворения Н.А. Заболоцкого.