Цель: обобщить знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С.Пушкина, учить выделять главное, значимое, учить мыслить самостоятельно.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание;
- корригировать и развивать речь, память, мышление;
- развивать фантазию, воображение, творческие способности учащихся;
расширять кругозор, умение работать в группах, развивать речевые навыки, умение работать с художественным произведением.
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам , формировать умение вести дискуссию, доказывать свое мнение, воспитывать бережное отношение к творчеству других людей; воспитывать нравственные качества личности, самостоятельность.
Оборудование:
1.Портрет А.С.Пушкина.
2.Выставка произведений поэта.
3.Рисунки учащихся к сказкам поэта.
4.Музыкальный фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…».
5.Музыка для релаксации.
6.Символический «ключ» от музея.
7.Оформление доски:
- плакат с названием мероприятия;
- по ходу урока учитель вывешивает на доску красочно оформленные планшеты с названиями залов музея, на оборотной стороне которых прикреплены вопросы с заданиями.
8.Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Тип урока: урок-экскурсия.
Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, работа с книгой, применение ИКТ.
Межпредметные связи:
- с русским языком;
- с математикой;
- с музыкой;
- с жизнью.
Охранительный режим:
- дыхательная гимнастика;
- осанка учащихся на протяжении всего урока;
- проведение релаксации.
Словарная работа:
1.Музей (греч.)-научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, мемориальной и духовной культуры.
2.Зоо… (греч.)-часть сложных слов (зоосад, зоопарк), указывающая на отношение к животному миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Музей Пушкинских сказок. »
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждения Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Цель: обобщить знания учащихся по сказкам А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках А.С.Пушкина, учить выделять главное, значимое, учить мыслить самостоятельно.
Коррекционно-развивающие:
- корригировать внимание;
- корригировать и развивать речь, память, мышление;
- развивать фантазию, воображение, творческие способности учащихся;
расширять кругозор, умение работать в группах, развивать речевые навыки, умение работать с художественным произведением.
Воспитательные: воспитывать любовь к сказкам , формировать умение вести дискуссию, доказывать свое мнение, воспитывать бережное отношение к творчеству других людей; воспитывать нравственные качества личности, самостоятельность.
Оборудование:
1.Портрет А.С.Пушкина.
2.Выставка произведений поэта.
3.Рисунки учащихся к сказкам поэта.
4.Музыкальный фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакого «Сказка о царе Салтане…».
5.Музыка для релаксации.
6.Символический «ключ» от музея.
7.Оформление доски:
- плакат с названием мероприятия;
- по ходу урока учитель вывешивает на доску красочно оформленные планшеты с названиями залов музея, на оборотной стороне которых прикреплены вопросы с заданиями.
8.Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»
Тип урока: урок-экскурсия.
Методы и приёмы: рассказ, демонстрация, работа с книгой, применение ИКТ.
Межпредметные связи:
- с русским языком;
- с математикой;
- с музыкой;
- с жизнью.
Охранительный режим:
- дыхательная гимнастика;
- осанка учащихся на протяжении всего урока;
- проведение релаксации.
Словарная работа:
1.Музей (греч.)-научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, мемориальной и духовной культуры.
2.Зоо… (греч.)-часть сложных слов (зоосад, зоопарк), указывающая на отношение к животному миру.
Ход урока.
I.Организационный момент
1.Проверка готовности учащихся к уроку.
У.: Встали тихо, замолчали,
Всё, что нужно, вы достали.
Приготовились к уроку,
В нём иначе нету проку.
Здравствуйте, садитесь,
Больше не вертитесь.
Мы урок начнем сейчас,
Интересен он для вас.
Слушай всё внимательно,
Поймешь всё обязательно.
2. Психологический настрой на урок.
У.: Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
II. Введение в тему урока.
У.: Кому принадлежат слова: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»?
-Почему сказка ложь? (вымысел).
-Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
У: 6 июня 1799 г.Этот день подарил миру гения. Короткой была жизнь поэта. (38 лет). Но столько написано им! Талант Пушкина неисчерпаем, творчество его неоценимо! Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов А.С., словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого, озорного и лукавого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнётся нам, и скажет: « Здравствуй, племя младое, незнакомое!»-«Здравствуй, Пушкин!»-скажем и мы вместе с вами.
На уроках внеклассного чтения мы познакомились с вами со всеми сказками Пушкина. А сколько он написал сказок? (5).
III.Сообщение темы и цели урока.
У.: Наш сегодняшний урок внеклассного чтения будет проходить в форме урока-экскурсии под названием «Музей пушкинских сказок», где экспонаты залов вы составляли сами.
На сегодняшнем занятии вы, ребята, должны продемонстрировать знания стихотворных сказок А.С.Пушкина и способность к творчеству. Поскольку на занятии мы будем читать, то начнем его, как любой урок чтения, с дыхательной гимнастики.
Дыхательная гимнастика:
Вдох носом, выдох через рот;
Вдох, задержка дыхания, выдох (2 раза)
(Учитель обращает внимание на доску. Значение слова музей).
У.: Цель нашего урока повторить и закрепить наши знания о сказках Пушкина. Итак, отправляемся в «Музей пушкинских сказок», будем переходить из зала в зал и не только всё больше и больше узнавать о великих творениях гениального русского поэта А.С.Пушкина, но и сами создавать этот музей. Как любое здание, музей тоже запирается на замок, ключ от которого находится в отгадке кроссворда.
IV.Работа по теме урока.
1.Отгадывание кроссворда.
(Висит кроссворд на доске).
У:Вписав в вертикальные клетки ответы на вопросы кроссворда, вы должны получить в выделенных клетках словосочетание «Сказки Пушкина»-это и будет «ключ» от музея.
Вопросы:
1.Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку? (Простофиля).
2.Какой был лоб у попа? (Толоконный).
3.Кем по роду занятий была баба Бабариха? (Сватья).
4.Чего лишился поп после второго щелчка Балды? (Язык).
5.Как звали пса в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Соколко).
6.Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»? (Пир).
7.Кто звал Балду тятей? (Попёнок).
8.Как назывался остров, мимо которого проплывали корабли в царстве Салтана? (Буян).
9.В кого превратился злой Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь? (Коршун).
10.Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика? (Душегрейка).
11.Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» заморские вина? (Пряник).
12.Ветхое жильё старика и старухи. (Землянка).
13.Материал, из которого была сшита кичка (головной убор) старухи-столбовой дворянки. (Парча).
У: Молодцы, ребята, верно ответили на все вопросы-знаете сказки Пушкина. Вот вам ключ, открывайте дверь музея.
(Учитель передаёт старосте классе символический ключ от музея пушкинских сказок).
2.Зал «Волшебный уголок».
У:Открываем первый зал нашего музея-«Волшебный уголок».Вспомним какие чудеса происходят в пушкинских сказках. Открываем дверь, т.е. переворачиваем планшет с названием зала, и читаем вопросы.
(Ученик подходит к доске, читает вопрос, отвечает на него. Если не знает ответа, обращаемся к классу).
Вопросы:
1.Сколько раз и в какой сказке повторяются строчки о 33 богатырях?
ПОД: 4 раза. «Сказка о царе Салтане…».
2.В какой сказке говорится о «чуде чудном»? Вспомните, что это за чудо?
ПОД: Речь идёт о дивной белке из «Сказки о царе Салтане…» «…Ель в лесу, под елью белка, белка песенки поёт и орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра-чистый изумруд…».
3.В какой сказке яблоко явилось причиной смерти?
ПОД: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
4.С каким неодушевлённым предметом разговаривала царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
ПОД: Зеркальце.
-А что такое неодушевлённые предметы и на какой вопрос они отвечают? Вспоминаем из русского языка.
У: Молодцы, справились с заданием. А сейчас мы переходим в зал «Военный уголок».
3.Зал «Военный уголок».
(Коллективная работа с места).
Вопросы:
1.В какой сказке Пушкина царь царствовал, «лёжа на боку»? Назовите имя царя. Кто сторожил царство? Кто подарил царю такого чудо-сторожа? Что пообещал царь в обмен на этот подарок? («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон. Золотой петушок. Звездочёт. «Волю первую твою я исполню, как мою»).
2.Сколько раз и в каком направлении выходило войско царя Дадона? (Трижды войско отправлялось на восток: первый раз рать вёл старший сын царя, второй раз-младший сын, третий раз-сам царь Дадон).
3.Что увидел царь Дадон на поле ратном на восьмой день похода? («…В ущелье тесном рать побитая лежит.
..Его два сына без шеломов и без лат оба мёртвые лежат, меч вонзивши друг во друга»).
4.Как был наказан Дадон за то, что не сдержал своего царского слова, данного мудрецу? Вспомните отрывок.
У:Молодцы, ребята. А сейчас из зала «Военный уголок» мы попадаем в «Сказочный зоосад».
Релаксация под музыку.
Детям даётся инструкция: «Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к уроку полные сил и уверенности.
4.Зал «Сказочный зоосад».
(Учитель обращает внимание на доску. Значение слова зоо…сад).
(Групповая работа).
Вопросы:
1.Назовите животных, птиц, насекомых, рыб, о которых говорится в пушкинских сказках; вспомните, в каких? («Сказка о царе Салтане…»-лебедь, коршун, комар, муха, шмель, белка.
«Сказка о мёртвой царевне…»-лошадь, собака.
«Сказка о попе и о работнике его Балде»-черти, зайцы, кобыла.
«Сказка о рыбаке и рыбке»-золотая рыбка.
«Сказка о золотом петушке»-золотой петушок, кони.
2.В кого превращается князь Гвидон и с какой целью? (Чтобы навестить отца, первый раз превратился в комара, второй раз-в муху, в третий раз-в шмеля).
(Учитель предлагает прослушать муз. фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
У: А сейчас, ребята, я предлагаю вам послушать музыкальный фрагмент «Полет шмеля из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»
( Учитель включает музыкальный фрагмент).
Больше всего, ребята, мы с вами любим , конечно, веселые, забавные песни, которые у нас всегда на слуху: это наши любимые фабриканты, знаменитые певцы и певицы отечественной эстрады. (С. Ротару, А. Пугачева).
Оперу, которая звучит сейчас любят и понимают не все. Любить или не любить классику – это ваше право, но знать хотя бы должен каждый из нас.
У: Итак, ребята, какой музыкальный фрагмент мы сейчас прослушали? (Полет шмеля)
Кто написал музыку к опере «Сказка о царе Салтане?»
(Ответы детей)
Вот и состоялось наше знакомство с оперой.
3.Попробуйте вспомнить, сколько раз мы встречаемся с псом Соколко в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (12 раз).
У:Молодцы, справились с заданиями. А сейчас, ребята, переходим в следующий зал, который называется «Поэтический».
5.Зал «Поэтический».
У: А сейчас ,ребята, из музыки мы переходим в следующий зал. В этом зале мы будем с вами красиво, правильно, бегло и выразительно читать, соблюдая все логические паузы и ударение, интонацию.
У каждого из вас на парте лежит книга со сказками Пушкина. Вы сейчас по очереди прочитаете любой отрывок, который вам больше всего понравился, и объясните, почему именно это место вы в сказке выбрали.
(Дети читают)
6.Зал «Творческая мастерская».
У: Готовясь к этому занятию, вам было дано домашнее задание проиллюстрировать, т.е. нарисовать любой эпизод из любой сказки Пушкина. А в зале «Творческая мастерская сейчас вы должны поместить свои иллюстрации на доску и защитить свой рисунок. Т.е. коротко сказать, почему именно этот эпизод вы выбрали?
(Дети вывешивают свои рисунки на доску)
V.Рефлексия урока.
У.: О чём мы сегодня говорили на уроке?
ПОД: О сказках А.С.Пушкина.
У.: Сколько он написал сказок?
ПОД: Пять.
У.: Что объединяет эти сказки?
ПОД: Волшебные чудеса, превращения.
У.: Докажите.
У.: Чему учат эти сказки?
ПОД: Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий.
У.: 6 июня исполнится 214 лет со дня рождения А.С.Пушкина.
Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем уроке и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание ещё глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта А.С.Пушкина.
У.: С каким настроением вы уйдёте с сегодняшнего урока?
На доске 2 солнышка. Весёлое солнышко- хорошее настроение, мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; грустное солнышко – плохое настроение, занятие не интересное, не было никакой полезной информации У каждого из вас на партах лежат лучики солнца.
Я предлагаю вам подойти к доске и разместить свои лучики соответственно своему настроению.
Комментирование оценок учащихся.
Требования к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
соответствие мебели возрасту детей;
соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
При подготовке к уроку следует помнить:
Тема урока.
Тип урока.
Основная цель урока.
Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
Формы и методы обучения.
Оценка учащихся.
Анализ урока.
Типы уроков
Урок изучения нового материала.
Урок закрепления знаний.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Урок проверки и оценки знаний.
Комбинированный урок.
Урок-игра.
Урок-экскурсия.
Урок-диалог.
Этапы урока
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Изучение нового материала.
Первичная проверка усвоения знаний.
Закрепление знаний.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль и проверка знаний.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании и выставление оценок.
Наличие того или иного этапа урока зависит от типа урока.
Образовательные задачи:
формировать (формирование) у учащихся представления о …;
выявить (выявлять)…;
знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
уточнить…;
расширить…;
обобщить…;
систематизировать…;
дифференцировать…;
учить применять на практике…;
учить пользоваться…;
тренировать…;
проверить….
Коррекционно-развивающие задачи:
корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
коррекция и развитие зрительных восприятий…;
развитие слухового восприятия…;
коррекция и развитие тактильного восприятия…;
коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к учебе, предмету;
воспитывать умение работать в парах, в команде;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить, на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.
Методы обучения:
объяснение;
рассказ;
демонстрация;
наблюдение;
работа с книгой;
игра;
упражнение;
лабораторно-практическая работа;
практическая работа;
самостоятельная работа;
применение технических средств обучения;
программированное обучение;
проблемное обучение.
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
- словесные (вступительные, обобщающие и заключительные беседы);
- наглядные (предметные картинки, различные звучащие предметы, материал для гимнастики глаз, словарные слова;
- применение ИКТ (прослушивание аудиодиска «Волшебная музыка природы для детей/Луг»; просмотр обучающего DVD-фильма «Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой»;
- практические (определение источника звука на слух, дидактические игры).
Предварительная работа:
чтение и обсуждение произведений К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Айболит», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Тараканище»;
рассматривание иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского;
заучивание чистоговорки из сказки «Мойдодыр;
изготовление схем и подбор предметных картинок для обучения составлению предложений.