Урок - экскурсия по сказкам А.С. Пушкина в 4 классе. Основные цели:
1.Через литературные стихотворные сказки А. С. Пушкина привить любовь к чтению произведений поэта.
2. Развить у детей логическое мышление и способность к творчеству.
3.Способствовать развитию мышления и познавательной активности, творческих способностей, формированию классного коллектива, умению работать в группах и парами;
4.Воспитывать интерес к предмету и любовь к устному народному творчеству.
5.Формировать у учащихся доброе взаимоотношение;
6.Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.Через литературные стихотворные сказки А. С. Пушкина привить любовь к чтению произведений поэта.
2. Развить у детей логическое мышление и способность к творчеству.
Оборудование:
1. Портрет А. С. Пушкина.
2. Выставка произведений поэта.
3. Рисунки учащихся к сказкам и стихам поэта.
4. Музыкальные фрагменты.
5. Оформление доски:
- плакат с названием мероприятия «Музей пушкинских сказок»;
- по ходу урока ведущий вывешивает на доску красочно оформленные планшеты с названиями залов музея, на обратной стороне которых прикреплены (или написаны) вопросы с заданиями.
6. Высказывания на плакатах в классе:
- «Есть имена – как солнце, как музыка, как яблони в цвету…» (И. Северянин);
- «Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений». (Ф.Глинка).
Словарная работа:
1. Музей (греч.) – научно – исследовательское или научно – просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, мемориальной и духовной культуры.
2. Галерея (франц.) – название многих художественных музеев (например, картинная галерея).
3. Зоо… (греч.) – часть сложных слов (зоосад, зоопарк), указывающая на отношение к животному миру.
Ведущий.«Есть имена – как солнце, как музыка, как яблони в цвету...».Так об А.С. Пушкине поэт Игорь Северянин. Он прав. Творчество величайшего русского поэта не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен.
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребёнка чудесной сказкой с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой. Строчки стихов Александра Сергеевича, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона. И белую царевну Лебедь. И бойкого, озорного и лукавого Балду. И чародея Черномора. И славного Руслана. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта и, кА сказочные богатыри, расти день ото дня. А. С. Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного всадника и каменного командора. Улыбнётся нам, своим потомкам, и скажет: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» - «Здравствуй, Пушкин!» -скажет и мы вместе с вами.
Мы отправляемся в «Музей пушкинских сказок», будем переходить из зала в зал и не только всё больше и больше узнавать о великих творениях гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, но и сами создавать этот музей. Как любое здание, музей тоже запирается на замок, ключ от которого находится в отгадке кроссворда.
Кроссворд.
Ведущий вывешивает на доску плакат с кроссвордом.
Ведущий. Вписав в вертикальные клетки ответы на вопросы кроссворда, вы должны получить в выделенных клетках словосочетание «Сказки Пушкина» - это и будет «ключ» от музея.
Вопросы:
Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку?
Какой был лоб у попа?
Кем по роду занятий была баба Бабариха?
Чего лишился поп после второго щелчка Балды?
Как звали пса в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»?
Что хотела приготовить на весь мир одна из девиц в «Сказке о царе Салтане…»?
Кто звал Балду тятей?
Как звали остров, мимо которого проплывали корабли в царство Салтана?
В кого превратился злой Чародей, чтобы погубить царевну Лебедь?
Одежда, в которой старуха стояла на крыльце терема, поджидая старика.
Чем заедала старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» заморские вина?
Ветхое жильё старика и старухи.
Материал, из которого была сшита кичка (головной убор) старухи – столбовой дворянки.
С
К
А
З
К
И
П
У
Ш
К
И
Н
А
Ответы:
1.Простофиля.2.Толоконный.3.Сватья.4.Язык.
5.Соколко.6.Пир.7.Попёнок.8.Буян.9.Коршун.
10.Душегрейка.11.Пряник.12.Землянка.13.Парча.
Ведущий. Молодцы, ребята, верно ответили на все вопросы – знаете сказки Пушкина. Вот вам ключ, открывайте дверь музея.
Ведущий передаёт ученику символический ключ от музея пушкинских сказок.
Зал «Картинная галерея».
Ведущий. Итак, музей открыт! Заходим в первый зал, который называется «Картинная галерея». В этот зал мы должны поместить портреты героев пушкинских сказок, добрых, трудолюбивых, честных и смелых.
два ученика получают таблички с заданием, читают его.
Ученики. Мы советуем поместить в «Картинной галерее» портрет находчивого, лукавого и трудолюбивого героя. Имя его вы узнаете, если напишете в столбик фамилии авторов следующих произведений:
- «Улыбка» (Берестов В.);
- «Кузька» (Александрова Т.);
- «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» (Лагерлеф С.);
- «Старик – годовик» (Даль В.);
- «Аленький цветочек» (Аксаков С.).
Прочитайте заглавные буквы фамилий писателей. Они составят имя литературного героя. Кто же это?
Дети. Балда!
Ведущий. Ребята, их какой сказки этот герой?
Дети. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
Ведущий. Посмотрите на портреты Балды, их нарисовали в разных книгах разные художники. (Демонстрирует портреты Балды из книг на выставке.) Какой из них вам нравится и почему? (Обсуждение). Ребята, а какие действия подтверждают, что Балда находчив, трудолюбив?
Дети. Ест за четверых, работает за семерых. Случай с оброком: два зайца.
Ведущий. А каких ещё героев пушкинских сказок вы хотели бы поместить в нашу «Картинную галерею»?
Ученики называют героев пушкинских сказок и объясняют, почему именно их они хотят поместить в «Картинную галерею».
Зал «Волшебный уголок».
Ведущий. Переходим во второй зал – «Волшебный уголок». Вспомним, какие чудеса происходят в пушкинских сказках. Открываем дверь, то есть переворачиваем планшет с названием зала, и читаем вопросы.
У доски работают четверо учеников: один читает вопросы, другие отвечают. Если ученики у доски не знают ответа, то они обращаются за помощью к классу.
Вопросы:
Сколько раз и в какой сказке повторяются строчки о 33 богатырях?(Четыре раза. В «Сказке о царе Салтане…».)
В какой сказке говорится о «чуде чудном»? Вспомните, что это за чудо? (Речь идёт о дивной белке из «Сказки о царе Салтане…»: «…Ель в лесу, под елью белка, белка песенки поёт и орешки всё грызёт, а орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд…»).
В какой сказке яблоко явилось причиной смерти? («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
С каким неодушевлённым предметом разговаривала царица из вышеназванной сказки? (Зеркальце.)
Ученики инсценируют диалог царицы с зеркалом.
Зал «Сказочный зоосад».
Ведущий. А сейчас из «Волшебного уголка» мы попадаем в «Сказочный зоосад».
Вопросы и задания:
Назовите животных, птиц, насекомых, рыб, о которых говорится в пушкинских сказках; вспомните в каких. («Сказка о царе Салтане…»: лебедь, коршун, комар. муха, шмель, белка. «Сказка о мёртвой царевне…»: лошадь, собака. «Сказка о попе и о работнике его Балде»: черти, зайцы, кобыла. «Сказка о рыбаке и рыбке»: золотая рыбка. «Сказка о золотом петушке»:золотой петушок, кони.)
В кого превращается князь Гвидон и с какой целью? (Чтобы навестить отца, первый раз князь превратился в комара, второй раз – в муху, третий раз –в шмеля.)
(Ведущий предлагает послушать музыкальный фрагмент «Полёт шмеля» из оперы Н.А. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».)
Попробуйте вспомнить, сколько раз мы встречаемся с псом Соколко в «Сказке о мёртвой царевне и а семи богатырях».(12 раз).
Зал «Поле военных действий».
Ведущий. Всех сказочных животных мы оставляем в зоосаде и переходим в зал «Поле военных событий».
Вопросы:
В какой сказке Пушкина царь царствовал, «лёжа на боку»? Назовите имя царя. Кто сторожил царство? Кто подарил царю такого чудо-сторожа Что пообещал царь в обмен на этот подарок? («Сказка о золотом петушке».Царь Дадон. Золотой петушок. Звездочёт. «Волю первую твою я исполню, как мою».)
Сколько раз и в каком направлении выходило войско царя Дадона? (Трижды войска отправлялось на восток: первый раз рать вёл старший сын царя, второй раз – младший сын, третий – сам царь Дадон.)
Что увидел царь Дадон на поле ратном на восьмой день похода? («…В ущелье тесном рать побитая лежит. …Его два сына без шеломов и без лат оба мёртвые лежат, меч вонзивши друг во друга».)
Как был наказан Дадон за то, что не сдержал своего царского слова, данного мудрецу? Вспомните отрывок.
«Морской зал».
Ведущий. Открываем дверь следующего зала – это «Морской зал». Ну-ка, посмотрим, какие вопросы нас ожидают на этот раз. Кто хочет их зачитать? А кто ответит?
Вопросы и задания:
Из какой сказки эти слова: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»?(«Сказка о царе Салтане…».)
Попробуйте объяснить, почему в «Сказке о рыбаке и рыбке» сначала «море слегка разыгралось», потом «помутилося синее море», затем стало «не спокойно синее море», «почернело синее море», и, наконец, разыгралась «на море чёрная буря»?
Где жили черти (бесы) из «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (В море.)
Ведущий. Ребята, я очень рада тому, что вы так прекрасно знаете пушкинские сказки. любите читать и умеете делать правильные выводы из прочитанного.
Кроссворд – загадка.
Задание:
вписать в горизонтальные клетки имена пушкинских героев.
Звучит музыкальный фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане». Дети рисуют. Выставка работ.
Зал «Поэтический».
Ведущий. Молодцы, ребята! А сейчас объявляю конкурс юных поэтов на тему «Я с детства Пушкина люблю!».
Ученики читают стихотворения А.С. Пушкина.
Ведущий. Благодарю вас, ребята! Я убедилась в том, что нынешнее младое племя читает Пушкина, любит Пушкина. Я тоже хочу прочесть небольшое стихотворение.
Неумолимо время мчится
На быстрой тройке почтовой.
И век уже не повторится,
В котором Пушкин жил с женой.
Уж всё иное в наше время:
И балов нет, и нрав другой –
Но, как тогда, младое племя
Стремится к Пушкину душой!
Позволь же, гений, пред тобою
Мне низко голову склонить:
Ведь ты оставил за собою
Времён нервущуюся нить.
Звучит вальс Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».
Ведущий. Вот и закончилось наше посещение «Музея пушкинских сказок». Дверь в музей мы оставим открытой, пусть другое поколение посетит сказочный мир.
В этом году, 6 июня, Россия будет отмечать 211-летие со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. С каждым десятилетием всё дальше от нас пушкинская эпоха, а великий поэт всё более приближается к нам как наставник, учитель и друг – спутник всей нашей жизни от рождения до старости.
Следы исчезнут поколений,
Но жив поэт, бессмертен гений!
Я благодарю вас, ребята, за участие в сегодняшнем мероприятии и надеюсь, что оно лишь подогреет в вас желание ещё глубже проникнуть в мир произведений гениального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Добро пожаловать в библиотеку!
Использованная литература:
Валькова В.Г. Библиотечно-биографические знания-школьникам. – М.:Книжная полка, 1989.